Игровая деятельность детей с интеллектуальной недостаточностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 13:02, реферат

Описание работы

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников,
обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой
деятельности, его отношения с людьми.

Работа содержит 1 файл

форми.docx

— 72.68 Кб (Скачать)

Игра - один из тех  видов детской

деятельности, которой  используется взрослыми в целях  воспитания дошкольников,

обучая их различным  действиям с предметами, способам и средствам общения. В

игре ребёнок развивается  как личность, у него формируется  те стороны психики,

от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой

деятельности, его  отношения с людьми.

апример, в игре формируется

такое качество личности ребёнка, как саморегуляция действий с учётом   задач

количественной деятельности. Важнейшим

достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только

характеризует

нравственный   облик ребенка, но и

перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в

коллективной игре происходит взаимодействие различных  смыслов, развитие

событийного содержания и достижение общей игровой цели.  

Доказано, что в  игре дети

получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры

стихийно, но закономерно  возникли как отражение трудовой и общественной

деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не

путем автоматического  переноса в игру усвоенного в повседневной жизни.  

Нужно приобщать  детей к игре. И

от того, какое  содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям

игры, зависит успех  передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.  

Следует подчеркнуть, что

плодотворное освоение общественного опыта происходит лишь при условии

собственной активности ребёнка в процессе его деятельности. Оказывается, если

воспитатель не учитывает  активный характер приобретения опыта, самые

совершенные на первый взгляд методические приёмы обучения игре и управления

игрой не достигают  своей практической цели.  

Задачи всестороннего  воспитания в

игре успешно реализуются  лишь при условии сформированности психологической

основы игровой  деятельности в каждом возрастном периоде. Это обусловлено тем,

что развитие игры связанны существенные прогрессивные преобразования в психике

ребёнка, и, прежде всего  в его интеллектуальной сфере, является фундаментом для

развития всех других сторон детской личности.  

Умственное воспитание детей в

игре.  

В игре происходит формирование

восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных  психических процессов,

без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной

личности. 

  Уровень развития  мышления ребенка определяет  характер его

деятельности, интелектуальный уровень ее осуществления. 

Воспитатель должен помнить, что

любая деятельность детей направлена на решение определенной задачи. Основная

задача имеет множество  промежуточных, решение которых позволит преобразовать

условия и тем  самым облегчить достижения поставленной цели. Практические

задачи, которые должен   решить ребенок,

отличаются от учебных. Содержание игровых задач продиктовано самой жизнью, 

окружением ребенка, его опытом, знаниями. 

Ребенок приобретает   опыт в собственной деятельности, многое

узнаёт от воспитателей, родителей. Разнообразные знания, впечатления  обогащают

его духовный мир, и  всё это находит отражение  в игре. 

Решение игровых  задач с помощью

предметных действий приобретает форму применения всё  более обобщённых   игровых

способов познания действительности.

Ребенок   поит куклу из чашки, затем

заменяет ее кубиком  и после просто подносит руку ко рту куклы. Это означает,

что игровые задачи    ребенок решает на

более высоком интелектуальном уровне. 

Бывает в практике и так,

воспитатель не понимая  значения обобщенных игровых действий мышления детей,

требует от них действий коллективных максимально сходных  с практическими. 

Во – первых, если все, что

происходит с ребенком в повседневной жизни, перенести  в игру, то она

попросту   исчезнет, ибо исчезнет ее

главная особенность   -   воображаемая ситуация.  

Во – вторых, игра, отображая

хорошо знакомую, но мало обобщенную жизненную ситуацию,   невольно заходит в

тупик. Вместе с тем

известно, что в  повседневной жизни дети получают не только четкие, конкретные

знания, но и не ясные, гипотетические. Например ребенок знает кто такой моряк,

но ему не понятно, чем он занимается. Чтобы уточнить свои представления, в ходе

игры он задает вопросы  и получив ответ, приобретает вполне ясные знания 

                   

1. ИГРА - общее понятие,  определение, особенности.

 Как пишет Хейзинга, психология и физиология уже давно занимаются наблюдением, описанием и объяснением игры животных, детей и взрослых. Они пытаются установить природу и значение игры и отвести игре подобающее место в плане бытия. В любом научном исследовании, при любом научном подходе безоговорочно и повсеместно принимается за отправную точку мысль, что игра занимает важное место в жизни, выполняет в ней необходимую, во всяком случае, полезную, функцию. Многочисленные попытки определения этой биологической функции игры расходятся весьма значительно. Одним казалось, что они нашли источник и основу игры в потребности дать выход избыточной жизненной силе. По мнению других, живое существо, играя, подчиняется врожденному инстинкту подражания. Полагают, что игра удовлетворяет потребность в отдыхе и разрядке. Некоторые видят в игре своеобразную предварительную тренировку перед серьезным делом, которого может потребовать жизнь, или рассматривают игру как упражнение в самообладании. Иные опять-таки ищут первоначало во врожденной потребности что-то уметь или что-то совершать либо в стремлении к главенству или соперничеству. Наконец, есть и такие, кто относится к игре как к невинной компенсации вредных побуждений, как к необходимому восполнению монотонной односторонней деятельности или как к удовлетворению в некой фикции невыполнимых в реальной обстановке желаний и тем самым поддержанию чувства личности.  

Рассмотрим теперь традиционное определение понятия  игры.  

Игра- форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре как особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение коим обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.

У детей дошкольного  возраста игра - ведущий тип деятельности.

При этом отличительными признаками развертывания игры является быстро меняющиеся ситуации, в коих оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации.  

Единица игры и в  то же время центральный момент, объединяющий все ее аспекты, - роль. Сюжетом игры предстает воспроизводимая  в ней область действительности; содержанием игры выступает то, что  воспроизводится детьми как главный  момент деятельности и отношений  между взрослыми и их трудовой и общественной жизни. В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализация.  

Характерная особенность  игры - ее двупланность, присущая также  драматическому искусству, элементы коего  сохраняются в любой коллективной игре: 1) играющий выполняет реальную деятельность, осуществление коей требует  действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных  задач; 2) ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет  отвлечься от реальной ситуации с  ее ответственностью и многочисленными  привходящими обстоятельствами. Двупланность обусловливает развивающий эффект игры.

Игра - наиболее доступный  для детей вид деятельности, способ переработки

полученных из окружающего  мира впечатлений. В игре ярко проявляются  особенности

мышления и воображения  ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся

потребность в общении.

     Интересная  игра повышает умственную активность  ребенка, и он может решить

более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны

проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает

хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами,

чтением и другими.

     Играя,  дети учатся применять свои  знания и умения на практике, пользоваться

ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети

вступают в общение  со сверстниками. Их объединяет общая  цель, совместные усилия

к ее достижению, общие  переживания. Игровые переживания  оставляют глубокий след

в сознании ребенка  и способствуют формированию добрых чувств, благородных

стремлений, навыков  коллективной жизни.

     Игра  занимает большое место в системе  физического, нравственного, трудового

и эстетического  воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая

повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные

потребности.

     Игра  имеет большое образовательное  значение, она тесно связана с  обучением на

занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.

     Они  учатся решать самостоятельно  игровые задачи, находить лучший  способ

осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.

     Нередко  игра служит поводом для сообщения  новых знаний, для расширения

кругозора. С развитием  интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к

героическим подвигам людей  у детей появляются первые мечты о будущей

профессии, стремлении подрожать любимым героям. Все  это делает игру важным

средством создания направленности ребенка, который начинает складываться еще в

дошкольном детстве.

     Таким  образом игровая деятельность является актуальной проблемой процесса

обучения

развитие интегративной  деятельности коры головного мозга, приводящие к запаздыванию в сроках овладения статическими функциями, речью, эмоционально - деловым общением с о взрослым входе ориентировочной и предметной деятельности. Пагубно отражается на становлении игры и отсутствии необходимых педагогических условий для развития ребёнка, так называемая депривация, возникающая особенно часто в тех случаях, когда умственно отсталый ребёнок пребывает в преддошкольном возрасте в учреждении закрытого типа. Будучи лишен необходимого притока свежих эмоциональных впечатлении дошкольник - олигофрен получает представление лишь об узком круге лиц, предметов; его жизнь протекает в ограниченных монотонных обстоятельствах. Таким образом, на имеющийся у него органический дефект наслаивается обеднённый и порой искажённый образ окружающего мира.  

Маленькие умственно  отсталые дети, поступающие в специальные  дошкольные учреждения, как правило, совсем не умеют играть, они однообразно  манипулируют игрушками не зависимо от их функционального назначения. Так ребёнок совершенно одинаково  может длительно стучать кубиком, уткой, машинкой.  

Информация о работе Игровая деятельность детей с интеллектуальной недостаточностью