Игра – как одна из важных форм логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 06:24, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших направлений коррекционного обучения является дидактическая игра, она помогает в работе логопедов по обучению чтению и формированию понятий о лексико-грамматических средствах языка, а также навыков словообразования у детей с ОНР. В соответствии с лексическими темами используются комплексы игр, имеющие большой диапазон вариативности и многофункциональности.

Содержание

Введение
Глава I. ВИДЫ ИГР
1.1. Дидактические игры в педагогических системах
1.2. Игра как средство воспитания в дошкольной педагогике
1.3. Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с общим недоразвитием речи
1.4. Играя пальчиками, развиваем речь
1.5. Влияние игры на развитие воли и производительности дошкольников
1.6. Обучение и игра
Глава II. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи
2.2. Содержание работы по формированию лексического строя речи у детей с ОНР
Глава III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1. Характеристики обследуемых детей
3.2. Обследование лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста
3.3. Пути коррекции с помощью игр
3.4. Консультации для родителей
Советы родителям
Заключение
Библиографический список
ПРИЛОЖЕНИЕ 95

Работа содержит 1 файл

Игра как одна из форм логопедического воздействия.doc

— 711.50 Кб (Скачать)

«++» – дополнительные ответы.

Таким образом, из таблицы видно, что дети научились образовывать прилагательные. У каждого ребёнка по 4–5 правильных ответов. Это говорит, о том, что с помощью игр дети улучшили результаты обследования, и повысился уровень лексической стороны речи у детей с ОНР.

Результаты отражены в таблице 14 в процентном соотношении.

              Таблица 14

Показатель

Коротков В.

Широбоков О.

Гойда К.

Рашитов И.

Фертикова В.

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Сформированность обобщающих понятий

33

66

55,5

78

55

80

33,5

78

55

88,8

Обследование словаря признаков антонимов

30

60

20

56,8

30

60

30

65

30

60

Сформированность умения называть профессии

33,2

66,4

49,8

70

33

83

49,8

83,2

33,4

66,8

Детёныши животных

49,8

67

3,4

70

60

83

33,2

66,8

49

94

Прилагательные от существительных

33

61

20

62

32,8

61,6

49,2

82

49

80

Н – начало года;

К – конец года.

В таблице видна наглядная разница в усвоении лексики и навыков словообразования в речи детей.

Результаты таблицы свидетельствуют об эффективности выбранной методики, с опорой на ведущий вид деятельности дошкольников – игровую деятельность.

Используя полученные значения, нам хотелось показать речевой профиль одного из обследуемых детей.

Отложив на оси ординат успеваемость: выполнение заданий методики в процентах, а по оси абсцисс – названия заданий.

На примере Олега Широбокова.

 

Рис. 1

Выполняемые задания:

1.      Сформированность обобщающих понятий.

2.      Сформированность умения подбирать антонимы.

3.      Сформированность умения называть профессии.

4.      Умение называть детенышей животных.

5.      Умение образовывать прилагательные от существительных.

Из графика видно, что у О. Широбокова сформированность обобщающих понятий от 50 % повысилась до 80 %, умение подбирать антонимы от 20 % повысилось до 60 %, также улучшились результаты в умении называть детенышей животных от 50 до 70 %, образование прилагательных от существительных повысилось от 20 до 70 %. Результаты видны на графике.

Таким образом, дидактические игры повлияли на результаты коррекционной работы по предупреждению нарушений лексического строя речи у старших дошкольников с ОНР.

3.3. Пути коррекции с помощью игр

Для совершенствования словарного запаса детей, необходимый речевой материал подавался в игровой форме, так у ребёнка появлялся мотив, а, следовательно, и желание говорить на определенную тему, заданную не им самим. В такой ситуации дети чувствуют себя почти наравне со взрослыми.

Поэтому использовались различные игры для развития лексической стороны речи по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды» … со зрительной опорой на специальное пособие (см. приложение 1).

В процессе коррекционной работы мы использовали следующие игры:

1. «Писатель»

Ребёнок описывает выбранный им (овощ, фрукт, ягода, гриб) по плану:

1.      Что это?

2.      Где растёт?

3.      Какой на вкус?

4.      Какого цвета?

5.      Какой формы?

6.      Какой на ощупь?

7.      Что из него готовят?

2. «Вершки-корешки»

Цель: Расширение знаний об особенностях различных овощей.

До игры объясняли, что у одних овощей мы едим то, что растёт на поверхности земли (вершки), а у других – то, что растёт в земле (корешки).

Дети делятся на две команды. Одна команда будет вставать на цыпочки и поднимать руки вверх, когда услышит название «вершков» (капуста, помидоры и т.д.), а другая приседать, когда логопед назовет «корешки» (картофель, лук, редис).

Той команде, которая выиграет одевали маски овощей, или пели песенку.

3. «Собираем урожай»

На панно «Огород» расставлены овощи. Дети «собирают» овощи, комментирую свои действия: «Я дергаю морковь – это овощ»; «Я копаю картофель»; «Я срываю горох» или логопед помогает: «Что ты срываешь? Горох?».

4. «День рождения зайца»

Детям пришло приглашение на день рождения. На столе овощи и фрукты (картинки). Дети выбирают подарок. Затем переходят в другую часть комнаты. Они «отдают» игрушечному зайцу подарки со словами: «Я тебе принёс в подарок большую морковку – это овощ».

5. «Какой подарок не назвали»

Раскладываем все «подарки» детей перед зайцем и благодарим от его имени за принесённые овощи, фрукты, перечисляя их. Но один овощ или фрукт назвать забываем. Дети должны отгадать, какой?

6. «Таинственный мешочек»

Детям предлагается «мешочек», в котором ребёнок на ощупь определяет, что он будет дарить зайцу. Для игры можно применять настоящие овощи.

7. «Повар»

Дети делятся на команды. Каждая команда набор картинок с изображением различных продуктов питания (овощи, фрукты, ягоды). У логопеда «кастрюлька». Дети кладут в неё только то, что нужно для (супа из овощей, или фруктового супа, сока, компота, салата овощного, фруктового, варенья и т.д.).

Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее «приготовит» блюдо.

8. «Магазин»

Дети «покупают» в «магазине» у логопеда «банки с компотом», вырезанные из картона. На каждой из них нарисован определенный фрукт. Ребёнок говорит: «Я хочу купить фруктовый компот из яблок» и т.д.

9. «Овощи-фрукты»

Игра проводится с мячом. До игры, объяснили детям, когда ловить мяч. Например: «Дети, если вы услышите название фрукта, нужно поймать мяч, если овоща – уронить его».

ТЕМА: «ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ»              (Приложение 2)

1. Ребёнку дают в руки игрушечный микрофон, и он отвечает на вопросы журналиста. В руках логопеда тоже микрофон.

План вопросов:

1.      Что это? (Головной убор …).

2.      Из каких частей состоит?

3.      Какого цвета?

4.      В какое время года носят?

5.      Кто одевает? (мужчины, женщины, дети).

2. «Магазин»

Ребёнок описывает вещь, которую хочет купить, не называя её. «Продавец» (логопед) отгадывает, о чём идет речь, и отдаёт «покупателю» картинку с изображением «покупки».

3. «Кто во, что одет»

Один или двое детей выходят на подиум. Остальные описывают одежду, сравнивают какие-либо предметы одежды, имеющейся у того или другого ребёнка. Например: «На Вове надета зелёная рубашка с карманами, а у Ильдара – без».

Потом мы «фотографировали» детей (из игрушечного фотоаппарата). Дети оставались довольными.

4. «Собери фотографию» (Приложение 8)

Для игры используются изображения кукол, разрезанные на три части (голова, туловище, ноги) – «фотографии».

Дети сидят по двое. На стол выдается 2 разрезанные «фото», части которых перепутались. Каждый собирает свою картинку так, чтобы головной убор, одежда соответствовали ситуации, в которой они используются. Это может быть сезонная, форменная, мужская, детская…

5. «Остановки»

Логопед перечисляет различные предметы туалета. Дети ходят вокруг него и останавливаются, когда услышат название зимней одежды (осенней и т.д.).

6. «Ателье»

Выбирается приемщик, который принимает у детей заказы. Дети отбирают образцы – кусочки ткани и заказывает разные виды одежды. При этом они должны сказать, что приносят сшить (юбку, пальто и т.д.) из какой ткани, с какой отделкой.

7. «Разложи по полочкам»

Для игры используется игрушечный магазин и кукольная одежда.

Логопед рассказывает детям, что в магазине случилась беда – кто-то перемешал все вещи, которые там продавались. Одежда, обувь, шапки – все валяется на полу. Логопед просит детей помочь продавцу к открытию магазина разобрать вещи и разложить их по полочкам.

Образец речи детей: «Я взял кофту. Кофта – это одежда. Я её положу на среднюю полку»; «Я взял туфли. Туфли – это обувь. Я их положу на нижнюю полку».

ТЕМА: «ПОСУДА»              (Приложение 3)

1. «Столовая»

На ребёнка одевается фартук, косынка и т.д.

На столе расставлена игрушечная посуда, ребёнок сервирует стол к приходу гостей. (Приходит или кукла, игрушки или дети).

Логопед задаёт вопросы: «Какую посуду нужно поставить для завтрака, ужина?»; «Какая посуда нужна, чтобы сварить суп, кашу …» и т.д.

Дети помогают перечислять посуду, а ребёнок «официант» ставит на стол названные предметы.

2. «Писатель»

План рассказа:

1.      Что это? (назначение: столовая посуда, кухонная посуда, чайная посуда, столовые приборы).

2.      Из каких частей состоит?

3.      Какого цвета?

4.      Какой формы?

5.      Какого размера?

6.      Из какого материала изготовлено?

7.      В какое время суток используют?

3. «Магазин»

Ребёнок «покупает» посуду (можно использовать игрушечный набор) у «продавца» логопеда. Для этого «покупатель» описывает необходимый ему предмет по плану, приведённому выше.

4. «Из чего сделана посуда»

Проводится с перекидыванием мяча. Логопед называет предмет, дети – прилагательное, характеризующее материал, из которого он сделан.

Например: Вилка из металла – металлическая.

Стакан из стекла – стеклянный.

Ваза из хрусталя – хрустальная.

Ложка из дерева – деревянная.

Тарелка из пластмассы – пластмассовая.

Чашка из фарфора – фарфоровая.

5. «Разложи продукты по своим местам»

Цель: развитие навыков словообразования.

Логопед сообщает детям, что на кухне кто-то устроил ужасный беспорядок. Дети должны помочь разложить продукты по своим местам.

Логопед спрашивает детей, куда нужно положить хлеб, сахар, сухари, соль, масло, перец, селёдку, суп, молоко. Дети отвечают: «Хлеб хранят в хлебнице»; «Сахар хранят в сахарнице» и т.д.

Затем логопед обращается к детям: «Ребята, сегодня у нас на кухне хозяйничал Незнайка. Хлеб он положил в сухарницу, селедку в хлебницу, соль в перечницу, перец в сахарницу, сахар в солонку, масло положил в соусник, соус налил в масленку, суп в молочник, а молоко в супницу». Дети должны назвать ошибки и помочь Незнайке разложить продукты по своим местам.

6. «Что нарисовано?»

Детям предлагают изображения нескольких наложенных друг на друга предметов. Ребёнок должен назвать каждый предмет и его обобщенное значение.

Например: «Это тарелка – столовая посуда»; «Это чашка – чайная посуда».

7. «Водичка»

На столе разложены предметы: тарелки, графин, стаканы, кастрюля, чайник, ложка, половник и т.д. рядом стоим емкость, наполненная водой, и миска с песком или землей. Логопед детям демонстрирует действия (наливает и выливает воду) и комментирует их: «Я наливаю воду из чайника в чашку»; «Я выливаю воду из чашки в кастрюлю».

Затем дети самостоятельно выполняют различные действия с посудой и водой, составляют собственные предложения, используя глаголы наливать и выливать.

Информация о работе Игра – как одна из важных форм логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи