Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 06:24, курсовая работа
Одним из важнейших направлений коррекционного обучения является дидактическая игра, она помогает в работе логопедов по обучению чтению и формированию понятий о лексико-грамматических средствах языка, а также навыков словообразования у детей с ОНР. В соответствии с лексическими темами используются комплексы игр, имеющие большой диапазон вариативности и многофункциональности.
Введение
Глава I. ВИДЫ ИГР
1.1. Дидактические игры в педагогических системах
1.2. Игра как средство воспитания в дошкольной педагогике
1.3. Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с общим недоразвитием речи
1.4. Играя пальчиками, развиваем речь
1.5. Влияние игры на развитие воли и производительности дошкольников
1.6. Обучение и игра
Глава II. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи
2.2. Содержание работы по формированию лексического строя речи у детей с ОНР
Глава III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1. Характеристики обследуемых детей
3.2. Обследование лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста
3.3. Пути коррекции с помощью игр
3.4. Консультации для родителей
Советы родителям
Заключение
Библиографический список
ПРИЛОЖЕНИЕ 95
В работе дидактические игры могут использоваться воспитателями речевых групп и логопедами ДОУ, а также родителями.
– 102 –
1. Аркин Е. А.
Дошкольный возраст.
М., 1948.
2. Бессонова Т. П., Грибова О. Е.
Дидактический материал по обследованию речи
М.: Аркши, 1997.
3. Бот О. С.
Формирование тонких движений пальцев рук с общим недоразвитием речи.
Журнал «Деффектология», 1983 г. № 1.
4. Бодалева А. А., Спиваковский А. С.
Популярная психология для родителей.
М., 1998.
5. Волкова Л. С., Шаховская С. Н.
Логопедия, учебник для ВУЗов.
6. Гвоздев А. Н.
Вопросы изучения детской речи.
М., 1961.
7. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б.
Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.
М., 1990.
8. Кавтарадзе Д. Н.
Обучение и игра. Введение в активные методы обучения.
М., 1998.
9. Карпова С. Н., Лысюк Л. Г.
Игра и нравственное развитие дошкольников.
М.: Изд-во МГУ, 1986.
10. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.
Обследование звукопроизношения (пособие для логопедов).
М., 1998.
11. Крапивина Л. М., Леонова М. А.
Дидактические материалы по логопедии.
М.: Школа-Пресс, 1999.
12. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В.
Преодоление речевых нарушений у дошкольников.
Изд-во «Союз», 2001.
13. Ламаева Р. Н., Серебрякова Н. В.
Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР.
14. Мансанов А. И.
Правильно ли говорит ваш ребёнок.
М., 1983.
15. Максаков А. И., Тумакова Г. А.
Учите, играя.
М., 1983.
16. Поваляева М. А.
Дидактический материал по логопедии
Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2002.
17. Потиленко Е. А.
Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов).
Владос, 1999.
18. Смирнова Е. О.
Влияние игр на развитие воли и произвольности дошкольников.
М., 1998.
19. Спиваковская А. С.
Время играть.
М., 1998.
20. Соколова Н. В., Васильева С. А.
Логопедические игры для дошкольников.
М.: Школа-Пресс, 1999.
21. Селивестров В. И.
Игры в логопедической работе.
М., 1987.
22. Статьи из журналов
Деффектология. Дошкольное воспитание.
23. Ткаченко Т. А.
Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи. Актуальные проблемы логопедии.
М., 1978.
24. Ткаченко Т. А.
Специальные символы в подготовке детей к обучению грамоте (Практическая логопедия).
М.: Изд-во «Гном и Д», 2000.
25. Фромм А., Гордон Т.
Популярная педагогика.
Екатеринбург: Изд-во «АРД ЛТД», 1997.
26. Филичева Т. Б., Тумакова Т. В.
Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение.
М.: 1979.
27. Черемухина Г. А., Шахнарович А. М.
Детское словотворчество и теория словообразования.
М.: 1976.
28. Шумаева Д. Г.
Как хорошо уметь читать.
СПб: 1999.
29. Швайко Г. С.
Игры и игровые упражнения для развития речи.
М.: 1988.
30. Эльконин Д. Б.
Психология игры.
М.: Педагогика, 1978.
ПРИЛОЖЕНИЕ 12
Результаты обследования Таблица 14
Показатель | Коротков В. | Широбоков О. | Гойда К. | Рашитов И. | Фертикова В. | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | |
Сформированность обобщающих понятий | 33 | 66 | 55,5 | 78 | 55 | 80 | 33,5 | 78 | 55 | 88,8 |
Обследование словаря признаков антонимов | 30 | 60 | 20 | 56,8 | 30 | 60 | 30 | 65 | 30 | 60 |
Сформированность умения называть профессии | 33,2 | 66,4 | 49,8 | 70 | 33 | 83 | 49,8 | 83,2 | 33,4 | 66,8 |
Детёныши животных | 49,8 | 67 | 3,4 | 70 | 60 | 83 | 33,2 | 66,8 | 49 | 94 |
Прилагательные от существительных | 33 | 61 | 20 | 62 | 32,8 | 61,6 | 49,2 | 82 | 49 | 80 |
Н – начало года;
К – конец года.
На примере Олега Широбокова.
Рис. 1
Выполняемые задания:
1. Сформированность обобщающих понятий.
2. Сформированность умения подбирать антонимы.
3. Сформированность умения называть профессии.
4. Умение называть детенышей животных.
5. Умение образовывать прилагательные от существительных.