Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 06:24, курсовая работа
Одним из важнейших направлений коррекционного обучения является дидактическая игра, она помогает в работе логопедов по обучению чтению и формированию понятий о лексико-грамматических средствах языка, а также навыков словообразования у детей с ОНР. В соответствии с лексическими темами используются комплексы игр, имеющие большой диапазон вариативности и многофункциональности.
Введение
Глава I. ВИДЫ ИГР
1.1. Дидактические игры в педагогических системах
1.2. Игра как средство воспитания в дошкольной педагогике
1.3. Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с общим недоразвитием речи
1.4. Играя пальчиками, развиваем речь
1.5. Влияние игры на развитие воли и производительности дошкольников
1.6. Обучение и игра
Глава II. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи
2.2. Содержание работы по формированию лексического строя речи у детей с ОНР
Глава III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1. Характеристики обследуемых детей
3.2. Обследование лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста
3.3. Пути коррекции с помощью игр
3.4. Консультации для родителей
Советы родителям
Заключение
Библиографический список
ПРИЛОЖЕНИЕ 95
Таким образом, по результатам обследования видно, что дети понимают словесные инструкции, играя, выполняют действия с игрушками. Все 5 детей показали не плохой результат.
Далее мы обследовали словарный запас в форме игры «Что? Где? Когда?» (вместо вопросов картинки).
Обобщающие понятия Таблица 4
Картинка | Коротков В. | Широбоков О. | Гойда К. | Рашитов И. | Фертикова В. |
---|---|---|---|---|---|
Ложка, чашка, блюдце | путает мебель и посуду | – | посудка | + | + |
Сапоги, туфли, валенки | + | + | – | + | + |
Шкаф, кресло, стол | + | мебеля | + | – | – |
Помидор, репа, капуста | фрукты | + | + | + | – |
Волк, заяц, белка | зверята | дикие звери | домашние животные | животные | домашние звери |
Автобус, трамвай, самолёт | мебель | – | – | – | – |
Клубника, земляника, смородина | – | фрукты | путала ягоды и фрукты | – | ягодки |
Кошка, собака, корова | + | + | + | животные | + |
Яблоко, лимон, персик | овощи | – | фрукт | – | путает овощи и фрукты |
Результат в % | 33 | 55,5 | 55 | 33,5 | 55,5 |
Таким образом, из таблицы видно, что все 5 детей не могут обобщать понятия: мебель, фрукты, транспорт, дикие животные.
Двое из пяти показали низкий уровень 33 %.
В конце года дети обследовались в виде игры «Цветик-семицветик». Отвечая правильно на вопрос, появлялся на столе лепесток (из ответов составлялся цветок).
Обобщающие понятия Таблица 5
Перечисли, дополни, скажи одним словом | Коротков В. | Широбоков О. | Гойда К. | Рашитов И. | Фертикова В. |
---|---|---|---|---|---|
Какую обувь надела Маша? | + | + | + | + | – |
Мама достала посуду для чая. Какую? | кухонную | + | сервизную | чайниковую | + |
Назови диких животных | + | + | + | + | + |
Мы сейчас поможем маме, мебель в доме мы расставим. Какую? | + | + | + | + | + |
Курица, утка, индюк, … | + | + | + | + | + |
Апельсин, лимон, яблоко, груша, … | садовые фрукты | + | + | – | + |
Корова, коза, свинья, собака, … | домашние звери | + | + | + | звери для дома |
Мы едем, едем … В далекие края, … На каком транспорте? | + | – | + | + | на лошадке |
Что любит заяц? | + | – | – | + | + |
Результат в % | 66 | 78 | 80 | 78 | 88,8 |
Таким образом, к концу года все пять обследуемых детей правильно обобщили понятия: мебель, домашние (дикие) животные, птицы. Один из пяти детей не назвал фрукты, и трое из пяти детей не назвали понятие: чайная посуда. В целом с помощью игр результаты повысились на 30–40 %.
Закончить предложение и назвать слова «неприятели».
Развитие антонимии Таблица 6
Предложение | Коротков В. | Широбоков О. | Гойда К. | Рашитов И. | Фертикова В. |
---|---|---|---|---|---|
Слон большой – комар … | – | весёлый | пискун | малюсенький | хороший |
Камень тяжелый, а пушинка … | белая | – | – | пушистая | ласковая |
Золушка добрая, а мачеха … | + | – | + | недобрая | + |
Зимой холодно, а летом … | дождик | + | + | + | + |
Сахар сладкий, а горчица … | – | – | несладкий | – | – |
Кричат громко, а шепчут … | + | не кричит | – | + | – |
Сажа черная, а снег … | холодный | – | – | снежный | – |
Результат в % | 30 | 20 | 30 | 30 | 30 |
Таким образом, из таблицы видно, что дети путают понятия антонимы с синонимами. Все пять детей не могут различать вкусовые качества с помощью антонимов (сладко – горько), все пять детей не понимают понятия (тяжелый – легкий, черный – белый). Все дети показали низкий результат обследования 20–30 %.
Для повторного обследования в конце года использовали игру с мячом «скажи наоборот». Поймавший мяч ребёнок должен придумывать слово, сказать это слово и бросить мяч обратно ведущему.
Развитие антонимии Таблица 7
Слово | Коротков В. | Широбоков О. | Гойда К. | Рашитов И. | Фертикова В. |
---|---|---|---|---|---|
Одеть | разденуть | + | + | + | + |
Бросить | + | + | – | выбросить | + |
Положить | + | не положить | – | + | + |
Купить | + | – | + | отнять | + |
Дать | брать | + | + | + | не давать |
Налить | пить | – | выпивать | + | не налить |
Спрятать | + | + | + | – | – |
Результаты | Правильные ответы в процентном соотношении | ||||
В начале года | 30 | 20 | 30 | 30 | 30 |
В конце года | 60 | 56,8 | 60 | 65 | 60 |
Таким образом, к концу года дети показали следующие результаты обследования антонимии. Были даны более сложные задания. Двое из пяти детей вместо антонимов, подбирали слова-стимулы с частицей не-. Трое из пяти давали по 4–5 правильных ответов. Дети с помощью игр научились понимать противоположные по значению слова, их результаты улучшились на 30–35 %
Обследование проводилось в виде игры «Чья мама, чьи дети?».
Мы раздавали детям картинки с изображениями детенышей, а себе оставляли картинки, изображающие взрослых животных. «Плачет кошка, потеряла она своих детей. Кто её дети?». «Котята», – отвечает ребёнок, у которого есть подходящая картинка, и берет себе карточку с изображением кошки. Игра шла до тех пор, пока все детёныши не нашли себе мам.
Детеныши животных Таблица 8
Фраза | Коротков В. | Широбоков О. | Гойда К. | Рашитов И. | Фертикова В. |
---|---|---|---|---|---|
У кошки | киски | телята | + | + | котики |
У утки | + | уточки | – | – | + |
У лошади | жеребёнки | + | + | – | – |
У коровы | – | – | коровки | + | + |
У волка | волчаты | + | + | волчики | – |
У курицы | цыпляты | цыплятаки | + | – | + |
Результат в % | 49,8 | 33,4 | 60 | 33,2 | 49 |