Игра – как одна из важных форм логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 06:24, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших направлений коррекционного обучения является дидактическая игра, она помогает в работе логопедов по обучению чтению и формированию понятий о лексико-грамматических средствах языка, а также навыков словообразования у детей с ОНР. В соответствии с лексическими темами используются комплексы игр, имеющие большой диапазон вариативности и многофункциональности.

Содержание

Введение
Глава I. ВИДЫ ИГР
1.1. Дидактические игры в педагогических системах
1.2. Игра как средство воспитания в дошкольной педагогике
1.3. Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с общим недоразвитием речи
1.4. Играя пальчиками, развиваем речь
1.5. Влияние игры на развитие воли и производительности дошкольников
1.6. Обучение и игра
Глава II. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи
2.2. Содержание работы по формированию лексического строя речи у детей с ОНР
Глава III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1. Характеристики обследуемых детей
3.2. Обследование лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста
3.3. Пути коррекции с помощью игр
3.4. Консультации для родителей
Советы родителям
Заключение
Библиографический список
ПРИЛОЖЕНИЕ 95

Работа содержит 1 файл

Игра как одна из форм логопедического воздействия.doc

— 711.50 Кб (Скачать)

«Назови лишнее слово»

«Спрячь лишнее»

«Пара к паре»

      назвать одним словом – транспорт – мебель – обувь – головные уборы;

Через игры: «Отгадай загадки»

«Отгадывание по описанию»

«Волшебный мешочек»

      отгадывание предмета по названию его частей (кузов, кабина, руль – грузовик и т.д.);

      отгадывание по картинкам загадок-описаний (несколько картинок (предметов) из которых выбрать нужную: животных, птиц…);

      антонимия;

Через игры: «Выбери из трех два слова-«неприятеля»

«Сравнить по вкусу»

«Сравнить по цвету»

«Сравнить по размеру»

      синонимы

Через игры: «На что похоже?» (сравнение)

«Закончи предложения» (подбери сравнения).

Игры могут видоизменяться по желанию взрослых и детей. Вышеизложенные материалы будут использованы в практической части.



– 102 –

 

 



– 102 –

 

Глава III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1. Характеристики обследуемых детей

Для обследования нами были выбраны дети, посещающие МДОУ № 44 города Воткинска. Обследованы были дети из речевой группы, имеющие логопедическое заключение ОНР III уровня.

      Коротков Владимир              2.09.95 г.

      Широбоков Олег              21.03.95 г.

      Гойда Кристина              20.06.95 г.

      Рашитов Ильдар              1.08.95 г.

      Фертикова Вера              12.06.95 г.

Все эти дети из благополучных, полных семей. Воспитателями речевой группы также были даны на своих воспитанников характеристики.

Коротков В. Общительный, легко возбудимый, неуравновешенный ребёнок. Во время игр с детьми излишне подвижен. На занятиях внимание избирательно. Останавливает свое внимание только на том, что ему интересно (различные виды транспорта). Память хорошая, быстро и легко запомнил виды машин и легковых и грузовых. Любит учить стихи о машинах. Дома бывает очень подвижным, легко возбудимый, обижает младшую сестру, если она берет любую из машин. В сюжетно-ролевых играх любит лидерствовать, брать первенство на себя.

Широбоков О. Замкнутый, мало разговорчивый мальчик. На вопросы отвечает с неохотой. На занятиях не принимает активного участия, но в индивидуальных заданиях: штриховка, игры-пазлы, собери картинку (кубики), выложи дорожку (палочки Кюизмера), способен действовать по наглядному образцу, проявляя творчество и терпение. Внимание избирательно, память хорошая. С детьми общается мало, больше играет в настольные игры один. Дома спокоен, подолгу с игрушками, помогает мыть посуду маме и ухаживает за кактусами, советуясь с мамой.

Гойда К. Очень общительная девочка, любит обращать на себя внимание. В группе старается занять лидирующее положение, любит организовывать игры-драматизации (сказки, любимые песни, используя настольный театр, маски, пальчиковый театр) дети ей подчиняются и принимают участие. А на занятиях быстро утомляется. Интерес и внимание к занятию поддерживается с помощью индивидуальных заданий, и тогда демонстрирует себя перед всеми. Память хорошая. Дома общительная, суетливая, эмоциональная девочка. Любит встречать гостей, много знает стихов и, не стесняясь, читает их перед всеми, У неё много друзей. Очень любим рисовать.

Рашитов И. Застенчивый мальчик. Со взрослыми, особенно с малознакомым, общается с нежеланием. На занятиях много отвлекается, работает на занятии по настроению, но на индивидуальном задании иногда сосредотачивается. Память неплохая, запоминает стихи лучше, если есть наглядность, или сопровождаются помогающими жестами (изображая текст). С детьми подвижен. Дома играет в шумные игры с друзьями.

Фертикова В. спокойная, очень застенчивая, уравновешенная девочка. В группе мало друзей. Есть одна подруга, без которой она скучает и в основном играет одна. Любит играть в лото, в различные настольные игры. Когда остается одна в группе, то сочиняет песни в музыкальном уголке. На занятиях занимается с желанием. Усидчива. Память хорошая. Дома капризна. особенно с мамой, предпочитает настольные игры, любит раскраски, лепить из пластилина, хорошо вырезает ножницами любимых героев сказок. Очень любит помогать бабушке по дому.

При просмотре документации (медицинские речевые карты) мы выяснили, что

У Короткова В. был поставлен диагноз: перинотальное поражение ЦНС.

У Широбокова О. – при родах травматическое поражение ЦНС, состоял на учете у невропатолога до 1 года.

У Рашитова И. – перинотальное поражение ЦНС, состоял на учете у невропатолога до 1 года. В заключении логопеда значится: ОНР III уровня.

Из собранного анализа можно сделать заключение:

дети речевой группы, в большинстве мало общительны, застенчивы, не активны на занятиях, внимание неустойчиво, память не у всех хорошая, эмоционально-волевая сфера неустойчива.

3.2. Обследование лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста

На ранних этапах овладения языком ведущая роль принадлежит лексическому уровню, а в дальнейшем на первый план выступает словообразовательный уровень.

В речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР часто встречаются ошибки, которые носят название аграмматизмов, и могут быть выявлены при обследовании или замечены внимательными родителями.

Аграмматичными при обследовании наблюдались фразы: «У лисы лисячий хвост», «У Кати синий сумка», «Книга упала в пол», «В комнате шесть стулов», «Я зашиваю пуговицу» и т.д. Кроме этого, у таких детей по сравнению со сверстниками маленький объём (качественный и количественный) словаря.

Обследование лексической стороны речи детей проводилось в утренние часы, когда дети меньше утомлены и легче идут на контакт.

Начали мы с беседы, которая дала нам возможность понять, понимает ли ребёнок обращенную к нему речь. Таким образом, мы обследовали импрессивную сторону речи.

Соответственно возрасту предложили выполнить следующие задания.

Чтобы детям было комфортнее, и они охотно отвечали на вопросы мы обыграли ситуацию и ввели любимый персонаж – Винни-Пух.

… Звучит музыка из мультфильма и ребёнок заходит под её звучание. «Кто же это так поет?». Если ребёнок не узнавал, то загадывали загадку:

Пыхтит, как пышка,
Наш пухлый …(Мишка)

После отгадки детям показывали из-за ширмы Мишутку… Шапка да шубка – вот и я Мишутка! И Винни-Пух спрашивал у детей: «Как тебя зовут?». И дети с охотой отвечали, если все-таки молчали, то медвежонок им помогал.

М.: Мою маму зовут Настасья Петровна, а твою? (Ответы детей).

М.: Я живу в лесу (иллюстрация). А где ты живешь? (Ответы детей).

М.: Я очень люблю мёд? А ты, что любишь. (Ответы детей).

М.: А я в выходные гулял с Пятачком! А ты где? (Ответы детей).

М.: А у меня дома много горшочков с мёдом, шишки, воздушные шары. А ты чем любишь играть? (Ответы детей).

М.: Какие у тебя самые любимые праздники? У меня день рождения. (Ответы детей).

Медвежонок гладит детей по голове, некоторым давал лапу, прятался, если ребёнок начинал баловаться, а потом подарил каждому еловую шишку из сказочного леса.

Результаты обследования детей              Таблица 1

Ф.И.О.

Как тебя зовут?

Как зовут твою маму?

Сколько тебе лет?

Что ты любишь из еды?

Где были в выходные?

Любимые праздники

Коротков В.

+

тётя Света

+

тоже мёд и печененки

гуляли на машине

+

Широбоков О.

мама Наташа

+

мороженки

дед Мороз

Гойда К.

девочка-красавица

Светлана Юлина

+

торт с мёдиком и т.д.

ходили в «Сказку»

+

Рашитов И.

+

мама Роза

чак-чаки

не помню

+

Фертикова В.

+

+

+

морковкин сок

была у бабули

+

«+» – правильный ответ;

«–» – неправильные ответ.

Таким образом, в результате беседы выяснилось, что не все дети могут ответить на простые вопросы. Олег Ш. не мог вспомнить, где был в выходные дни (путает понятия вчера, сегодня, завтра), не смог назвать любимый праздник (назвал только символы праздников).

Почти все дети не умеют формировать словосочетания, давать полные ответы, нет навыка словообразования. Из пяти детей только Гойда К. показала лучший результат.

Далее мы обследовали детей на понимание Вопросительных предложений

(на картинке герои сказок)

За правильный ответ детям вручалась фишка. В конце игры дети подсчитывали фишки, тем самым выявлялся победитель.

Вопросительные предложения              Таблица 2

Вопрос

Коротков В.

Широбоков О.

Гойда К.

Рашитов И.

Фертикова В.

У кого их героев полосатая шапочка?

у Буратинки

на бабушке Яге

+

У Буратины

на котике

Кто несет удочку?

+

добрый котик

У кого самая большая шляпа?

на королевне

+

Кто стоит рядом с Незнайкой?

жирафа

оленёк

жирафенок

жирафа

У кого из героев самая длинная шея?

У Буратины

показ

показали с трудом

Кто из героев самый злой?

+

баба Яга

+

У кого на голове корона?

у кролика

+

Какой герой справа от Винни-Пуха?

котик

Результат в %

17

20

16,4

32,8

24,6

В результате беседы, и выполнения заданий с детьми в форме игры, выяснилось, что дети понимают обращенную к ним речь, но затрудняются в понятиях справа, слева, путают диких и домашних животных, неверно понимают значение слов. И все 5 детей показали не высокий результат.

На понимание инструкций с детьми с ОНР, мы использовали сюжетно-ролевую игру «Магазин». На полках были предметы разной величины, формы и цвета: игрушки, картинки, коробочки. Дети покупали по речевой инструкции логопеда (или были в роли продавца).

Понимание инструкций              Таблица 3

Вопрос

Коротков В.

Широбоков О.

Гойда К.

Рашитов И.

Фертикова В.

Позвени колокольчиком, чтоб магазин открылся (громко, тихо)

+

+

+

+

+

Возьми куклу поставь на полку

+

+

+

Дай мне большой мяч, а маленький спрячь

+

+

+

Возьми синий карандаш и нарисуй снежинки

+

+

+

+

Дай мне маленькую машинку и положи в кузов мячик

+

запуталась

Дай картинку, где нарисована зима

+

+

+

+

Дай мне зайчика, а куклу положи в кроватку

+

+

Покажи картинку: «Дети катаются на санках»

+

+

+

+

+

Покажи картинку: «Дети собирают яблоки»

+

+

+

+

+

Покажи диких животных

+

+

Покажи домашних животных

+

+

+

Найди на полочке Буратино и посади рядом с Мальвиной

+

+

+

Результат в %

60

72

90

56

60

Информация о работе Игра – как одна из важных форм логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи