Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 22:49, реферат
Характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического. Каждая общественно-историческая эпоха характеризуется определенным общим укладом жизни и общественно-экономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение людей, формируя черты характера.
Введение
1 Понятие о характере
1.1 Черты характера и отношения личности
1.2 Из истории учений о характере
1.3 Черты характера как побуждения
2 Структура характера и симптомокомплексы его свойств
2.1 Системы свойств характера
2.2 Структурные свойства характера
3 Формирование характера
3.1 Наследственность и характер
3.2 Закономерности формирования характера
3.3 Характер и темперамент
3.4 Характер и деятельность
3.5 Роль подражания в формировании характера
3.6 Характер и фиксированная установка
3.7 Роль конфликтных ситуаций в формировании характера
Заключение
Список использованных источников
Известно, что нервные процессы в раннем детстве отличаются наибольшей инертностью. Поэтому свойства характера, сложившиеся в раннем возрасте, чрезвычайно устойчивы и гораздо труднее перевоспитываются, чем те свойства, которые сложились в более позднем возрасте. Основываясь на таком явлении, некоторые американские психологи утверждают, что свойства личности предопределены на всю жизнь отношениями, которые сложились в раннем детстве в зависимости от удовлетворения и неудовлетворения влечений ребенка. В действительности, однако, глубина, устойчивость и постоянство свойств характера в большой степени зависят также от степени сознательности тех отношений личности, которыми эти свойства определяются.
Если добросовестность и трудолюбие сложились у человека не стихийно и соответствуют его сознательным взглядам и убеждениям, тогда они проявляются в любых наиболее трудных и критических обстоятельствах. Поэтому юношеский возраст, когда становление сознательных взглядов убеждений протекает особенно отчетливо, есть вместе с тем период резких сдвигов в характере, период второго рождения характера.
Общественные и межличностные отношения в социальной группе сходны для всех членов данного общества или данной группы. Поэтому и обусловленные ими отношения личности социально-типичны. Каким же образом в результате одинаковых социальных условий возникают неповторимые индивидуально-своеобразные свойства характера? Почему даже в одной и той же семье дети отличаются по характеру? Объясняется это тем, что одно и то же отношение личности может осуществляться в совершенно различных индивидуальных действиях. Например, добросовестное отношение к труду у одного человека выражается в том, что он работает порывисто, страстно, другой - размеренно, спокойно.
В
каких именно индивидуально-своеобразных
способах действия выразится отношение
личности, зависит от врожденных особенностей
нервной системы и приобретенных индивидуальных
особенностей психики. Поэтому одни и
те же социальные условия и обусловленные
ими социально-типичные отношения личности
определяют совершенно разные индивидуально-своеобразные
свойства характера. Вместе с тем одни
и те же индивидуальные качественные особенности
психики возможны при различном, даже
противоположном отношении личности.
Страстными или спокойными, терпеливыми
или нетерпеливыми, порывистыми или плавными
в движениях могут быть люди и добросовестные
и недобросовестные. Поэтому индивидуальные
качественные особенности психики только
тогда определяют свойства характера,
когда сочетаются с соответствующим социально-типичным
отношением личности.
3.3 Характер и темперамент
Среди индивидуальных качественных особенностей психики особо важное значение имеют свойства темперамента. Взаимосвязь характера определяется физиологической основой того и другого. Тип нервной системы влияет на индивидуально-своеобразные способы действия, в которых выражаются свойства характера. Этому соответствует и влияние типа темперамента. От него зависит протекание внешних проявлений свойств характера во времени. В зависимости от типа темперамента определенные характерные способы действия могут возникать и прекращаться быстро или медленно, легко или с трудом, при сильных или при слабых внешних и внутренних побуждениях. Так, что при наличии стремления к общению сангвиники обычно первые начинают разговор, тогда как флегматики более пассивны в общении, хотя охотно откровенно и искренне делятся с товарищами и подругами своими переживаниями, но редко делают это по собственной инициативе. Сангвиники легко завязывают новые знакомства, но вместе с тем легко прекращают старые. Флегматики с трудом вступают в знакомства и прекращают их. Такого рода различия в протекании внешних проявлений свойств характера могут быть названы динамическими особенностями. От свойств темперамента зависят динамические особенности свойств характера.
Роль
типа темперамента сказывается еще и иначе.
Свойства типа нервной системы могут благоприятствовать
или противодействовать образованию определенной
системы условных рефлексов, лежащих в
основе свойств характера, например пассивно-оборонительных
или агрессивных. Соответственно этому
и свойства темперамента могут благоприятствовать
или противодействовать развитию определенной
системы свойств характера. Так, при неблагоприятных
объективных условиях меланхолику легче
стать трусом, чем холерику. Но при благоприятных
условиях, наоборот, холерику легче стать
храбрым, чем меланхолику. При этом ни
один тип темперамента не может фатально
предопределить храбрость или трусость,
как и другие черты характера.
3.4 Характер и деятельность
Социальные условия развития и воспитания и их взаимоотношение с наследственными индивидуальными особенностями психики определяют свойства характера не прямо и непосредственно, а через посредство деятельности. В зависимости от действий и поступков человека при одних и тех же социальных условиях и наследственных особенностях возникают разные свойства характера. С наибольшей очевидностью это обнаруживается при изучении развития и формирования характера у гомозиготных близнецов, воспитывающихся в родной семье.
В исследованиях обнаружено, что гомозиготные близнецы, воспитывающиеся в родной семье, гораздо более отличаются друг от друга по характеру, чем в том случае, если они были взяты на воспитание в разные семьи. Объясняется это тем, что когда близнецы растут вместе, то постоянное общение порой с необходимостью требует от них различных поступков. Если один из них проявляет инициативу, то второй принужден следовать за ним. Если один из них помогает другому, то другой принимает эту помощь. Именно это различие в действиях и поступках близнецов порождает у них разные свойства характера. Между тем если близнецы воспитываются в разных семьях, они не зависят друг от друга в своих действиях и поступках. Благодаря одинаковости наследственных задатков они склонны в одинаковых обстоятельствах совершать одинаковые поступки. Поэтому у них обнаруживается большее сходство в свойствах характера. Следовательно, различия в характере гомозиготных близнецов формируются в зависимости от различия в их действиях и поступках.
У гомозиготных близнецов различие действий поступков зависит от случайных обстоятельств. Поэтому и различия в характере гомозиготных близнецов, воспитывавшихся в родной семье, весьма незначительны. Но если взять детей вообще, то различия в условиях их развития и воспитания бесконечно разнообразны. Различны общественные условия школы, класса, семьи, друзья и товарищи, история жизни. Поэтому так же бесконечно разнообразны действия и поступки детей и порождаемые ими различия в характере.
Аким образом, развитие характера происходит в процессе активной деятельности человека, в зависимости от его действий и поступков.
Своеобразие активной деятельности ребенка определяется возрастными особенностями. В дошкольном возрасте наибольшее значение в развитии характера имеет игровая деятельность - сюжеты детских игр, игровые роли, взаимоотношения детей в игре. Уже в старшем дошкольном возрасте воспитательное значение приобретают трудовые поручения и дидактические занятия. В школе формирование характера происходит вначале преимущественно в учебной деятельности, а затем - все в большей степени и в труде на пришкольном участке. Наконец, у взрослого человека трудовая деятельность выполняет главную роль в формировании характера.
Роль активной деятельности в формировании характера заключается в том, что именно в ней образуются те индивидуально-своеобразные способы действия, в которых выражается характер. Но для того чтобы примененные человеком действия в процессе деятельности стали устойчивыми и постоянными, чтобы они всегда применялись в типичных обстоятельствах, эти действия должны приобрести особое качество. Они должны стать автоматизмами. Автоматизм способов действия - необходимое следствие физиологической основы характера - условнорефлекторного функционального состояния, связанного с образованием определенного динамического стереотипа. Благодаря этому в критических условиях, когда необходимо быстро решиться на что-то, действия и поступки, в которых выражается характер, возникают без предварительного размышления и без колебаний. Человек бросается в воду, чтобы спасти утопающего, подвергает себя смертельному риску, чтобы предотвратить аварию.
Как образуются такие автоматизмы способов действия? Можно наблюдать несколько различных психологических механизмов таких автоматизмов. Одни из них - привычки. Трудолюбие как черта характера невозможно без привычки к труду. Чистоплотность невозможна без соответствующих привычек поведения. Привычки образуются в результате многократного повторения одних и тех же действий. Следовательно, одно из важнейших условий формирования свойства характера - это повторное и настойчивое упражнение в соответствующих действиях и поступках.
Однако
привычки только тогда становятся основой
определенных свойств характера, если
они образуются и проявляются при соответствующем
сознательном отношении личности. Так,
систематически заставляя ребенка работать,
наказывая его каждый раз, когда он не
выполнит работы, можно воспитать у него
привычку к труду. Но если труд для ребенка
тягостен, если труд не доставляет ребенку
радости, если он не видит смысла в труде,
то, несмотря на привычку у труду, м не
сможем воспитать у ребенка трудолюбия
как черты характера.
3.5 Роль подражания в формировании характера
Другой источник автоматизмов способов действия - подражание. Значение подражания в формировании характера в большей степени объясняется влиянием выразительных действий и движений на эмоциональные переживания человека. Гораздо труднее испытывать озлобленность и недоброжелательство к людям, когда приветливо им улыбаешься. И наоборот, гораздо труднее испытывать симпатию и доброжелательство, если грубо и неприветливо разговариваешь с ними. Поэтому если ребенок путем внешнего подражания перенимает жесты, выражение лица, интонации голоса доброго, отзывчивого человека, если благодаря подражанию такие выразительные движения и жесты становятся привычными, то тем самым изменяется внутренний строй переживаний, определяющих действия человека.
Но
именно потому, что на основе чисто внешнего
подражания образуются только автоматизмы
действия, подражание не может играть
главной и решающей роли в развитии и воспитании
характера. Подражание только тогда становится
условием развития свойств характера,
когда оно мотивировано определенным
отношением личности к вызывающему подражание
образцу поведения. Хорошо известно, какие
значительные изменения происходят в
развитии характера благодаря подражанию
любимому учителю, или кому-либо из старших,
или литературному герою, или историческому
деятелю.
3.6 Характер и фиксированная установка
Существенную роль в развитии характера играют автоматизмы, возникающие на основе психологического механизма установки, которая выступает в качестве целостного психического состояния, предрасполагающего к определенному направлению деятельности. Это предрасположение проявляется автоматически, помимо сознания. Если установка возникает после нескольких повторных ситуаций, она называется фиксированной.
В отличие от привычек установка - это готовность не только к определенным движениям и действиям, но и к определенным образам воспитания, памяти и воображения, к определенным понятиям и мыслям, к определенным эмоциональным и волевым реакциям.
Зависимость
происхождения свойств характера от образования
установки выяснена в исследованиях советского
психолога В. Г. Норакидзе. Он установил,
что определенным свойствам характера
соответствуют качественные особенности
установки, проявляющиеся при лабораторном
испытании зрительного, осязательного
и двигательного восприятия величины,
формы, тяжести. Так, люди с целостным,
гармоническим характером фиксирования
установка образуется быстро. Наоборот,
у людей с неустойчивым и противоречивым
характером, действия и поступки которых
импульсивны и зависят от случайной обстановки,
фиксированная установка часто вовсе
не образуется или проявляется лишь один
- два раза и быстро исчезает. Образование
установок, так же как и других автоматизмов,
только тогда приводит к возникновению
свойств характера, когда оно связано
с определенным сознательным отношением
личности. Образование установок происходит
иначе, чем образование привычек. Установки
возникают не только после предшествовавших
неоднократных повторений какой-либо
деятельности, но и в результате один раз
пережитой ситуации, сопровождавшейся
сильными и глубокими эмоциональными
переживаниями. Поэтому изменения в характере
нередко вызываются резкими изменениями
жизненных условий и происходят сразу
путем перелома.
3.7 Роль конфликтных ситуаций в формировании характера
Особое значение в происхождении свойств характера приобретают конфликтные ситуации. В исследованиях было установлено, какие глубокие, длительные и устойчивые изменения характера происходят благодаря конфликтам, пережитым в детстве, например когда при переходе в другую школу резко изменяется отношение к ребенку или когда он сталкивается с противоположными требованиями, предъявляемыми, с одной стороны, семьей, а с другой - школой. Характер не только яснее всего обнаруживается в трудных, критических обстоятельствах, но и формируется в них.