Влияние характера человека на его безопасность

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 20:55, реферат

Описание работы

ХАРАКТЕР - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Характер - “каркас” и подструктура личности, наложенная на ее основные подструктуры.

Характер определяет все происходящие в человеке изменения, а также силу сопротивления по отношению к внешним влияниям, представляя собой основу личности и ее нравственных устоев. В цельности характера состоит совершенство человека (Кант). Кант различает характер неизменяемый, «интеллигибельный», и характер изменяющийся, «эмпирический».
Первый соответствует возвышающейся над природой нравственности человека; второй обусловлен еще внешними влияниями.

Содержание

Введение……………………………………………… 3
Общие понятия о характере…………………………. 4
Строение характера…………………………………... 6
Типология характера…………………………………. 8
Классификация характеров…………………………... 8
История учений о характере………………………….. 9
Заключение……………………………………………. 10
Литература…………………………………………….. 12

Работа содержит 1 файл

Реферат по БЖД.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

          Министерство науки и образования Украины

     Донецкий  национальный технический университет 
 

                                                                               Кафедра БЖД и ГО 

                                 ОТЧЕТ

                  по семинарскому занятию

     по дисциплине безопасность жизнедеятельности по теме :

«Влияние характера человека на его безопасность» 
 
 

                                                                    Выполнил ст.гр. АУП – 09б

                                                                    Гасюкевич И.А.

                                                                    Проверил

                                                                    Савицкая Я.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       г. Донецк 2010

                                   

                                          Содержание 

  1. Введение……………………………………………… 3
  2. Общие понятия о характере…………………………. 4
  3. Строение характера…………………………………... 6
  4. Типология характера…………………………………. 8
  5. Классификация характеров…………………………... 8
  6. История учений о характере………………………….. 9
  7. Заключение……………………………………………. 10
  8. Литература…………………………………………….. 12
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                Введение

 ХАРАКТЕР -  качество  личности,  обобщающее  наиболее  выраженные,  тесно взаимосвязанные  и  поэтому  отчетливо  проявляющиеся  в   различных   видах деятельности  свойства  личности.  Характер  -  “каркас”    и   подструктура личности, наложенная на ее основные подструктуры.

       Характер  определяет все происходящие в человеке изменения, а также силу сопротивления  по отношению к внешним влияниям, представляя собой основу личности и ее нравственных устоев. В цельности характера состоит совершенство человека (Кант). Кант различает характер неизменяемый, «интеллигибельный», и характер изменяющийся, «эмпирический». 
Первый соответствует возвышающейся над природой нравственности человека; второй обусловлен еще внешними влияниями.

       Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все ее проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику — окружающая среда. Также характер понимается как:

  • система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности.
  • мера уравновешенности внутреннего и внешнего миров, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности.
  • отчетливо выраженная определенность типичного поведения каждого человека.

     Характер - это сложное психическое образование, состоящее из многочисленных устойчивых свойств личности, кои выражают отношение человека к внешнему миру, деятельности, к другим людям и самому себе. Эти отношения закрепляются в привычных для человека формах поведения, общения и деятельности, становятся типичными для него и проявляются в различных условиях его жизни и деятельности. Однако типичность не исключает индивидуально-своеобразного проявления этих свойств соответственно неповторимости каждой индивидуальности. Характер - не простая совокупность, случайный набор изолированных особенностей и черт. Его различные свойства взаимосвязаны, взаимозависимы и образуют целостное структурное образование. Закономерные связи и взаимосвязи между отдельными чертами характера выражают его структурность. Структурность характера позволяет, зная ту или иную его черту, предполагать у данного человека наличие ряда других черт, связанных с нею.

     Кроме того, структурность характера проявляется  в определенной иерархичности его  черт: некоторые из них являются основными, определяющими, ведущими, другие - второстепенными, менее существенными. Основные черты в некоей мере подчиняют себе второстепенные, влияют на них, обусловливая их проявление или не проявление, или различную степень проявления в конкретных обстоятельствах. Структура характера - целостная организация отдельных свойств, каждое из коих в деятельности проявляется, формируется и закрепляется. Отношения человека к действительности всегда проявляются в деятельности, и эти отношения составляют содержательную сторону характера. Будучи тесно взаимосвязанными, они также влияют на взаимосвязь черт характера и образование его целостной структуры. В зависимости от преобладающего влияния тех или иных сторон психики на отношения и деятельность человека можно выделить интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты характера. Наряду с мотивами, отношениями и направленностью те или иные черты характера или их комплекс в определенных ситуациях могут определять поступки и поведение человека.

     Характер  не является застывшим образованием, он формируется на всем жизненном  пути человека. Анатомо-физиологические задатки, как было показано, не предопределяют абсолютно развитие того или иного характера. Признание же зависимости характера от таких факторов, как внешний облик, конституция тела, дата рождения, имя и т.п., ведет к признанию невозможности сколько-нибудь существенным образом изменять и воспитывать характер. Однако вся практика воспитания опровергает тезис о постоянстве характера, подобные случаи возможны лишь в случае патологии личности.

     Характер, несмотря на свою многогранность, лишь, одна из сторон, но не вся личность. Человек способен подняться над своим характером, способен изменить его. Поэтому, когда говорят о прогнозировании поведения, не забывают, что оно имеет определенную вероятность и не может быть абсолютным. Личность может бросить вызов обстоятельствам и стать другой (если, конечно, она не скрывает свое бессилие за фразой "Такой уж у меня характер").  

                          Общие понятия  о характере 

     В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях.

     Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым. Темперамент на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера.

     В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

     Существует  разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако, когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.

     Перечислим  основные черты личности, которые  входят в состав характера человека. Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества. Во-вторых, в структуры характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека. В-третьих, с состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия - интроверсия, спокойствие - тревожность, сдержанность - импульсивность, переключаемость - ригидность и др. своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу. В следующем разделе рассмотрим типологию характеров. 

                              Строение характера 

       Выступая  как прижизненное образование человека, характер определяется  и формируется в течение всей жизни  человека.  Образ  жизни  включает  в  себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве.  Поэтому  по  мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется Я,  сам человек.  Большую  роль  здесь  играют  общественные  условия  и  конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит  жизненный  путь  человека,  на основе его природных свойств в результате его деяний и поступков.  Однако непосредственно формирование характера  происходит  в различных по  уровню развития группах (семья,  дружеская  компания,  класс,  спортивная  команда, трудовой коллектив и пр.). В зависимости от того, какая группа является  для личности референтной и какие ценности поддерживает и  культивирует  в  своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться  у ее членов.  Черты

характера также  будут зависеть от позиции индивида  в группе,  от  того  как

он интегрируется  в ней. В коллективе как группе  высокого  уровня  развития создаются наиболее благоприятные возможности  для  становления  лучших  черт характера.  Этот  процесс   взаимный,   и   благодаря   развитию   личности, развивается и сам коллектив,

       Содержание  характера,  отражающее  общественные  воздействия, влияния, составляет  жизненную  направленность  личности,  т.е.  ее  материальные   и духовные потребности, интересы,  убеждения,  идеалы  и  т.д.  Направленность личности определяет цели, жизненный план  человека,  степень  его  жизненной активности. Характер человека предполагает  наличие чего-то  значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят  мотивы  его  поступков,  цели его действий,  которые он себе ставит.

       Решающим  для понимания характера является взаимоотношение между  общественно и личностно значимым для человека каждом обществе имеются свои  важнейшие  и существенные, задачи. Именно  на  них  формируется  и  проверяется  характер людей. Поэтому понятие «характер» относится  в  большей  степи  к  отношению

этих объективно существующих задач. Поэму характер — это  не  просто  любое, проявление твердости,  упорства  и  т.п.  (формальное  упорство  может  быть просто упрямством), а направленность на общественно  значимую  деятельность. Именно направленность личности лежит  в  основе  единства,  цельности,  силы характера. Обладание целями жизни — главное условие  образования  характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие  или  разбросанность  целей. Однако характер и направленность личности — это не одной то же,  добродушным и веселым может быть  как  порядочный,  высоконравственный  человек,  так  и человек  с  низкими,  нечистоплотными  помыслами.  Направленность   личности накладывает огромный отпечаток на все поведение человека. И  хотя  поведение определяется не одним побуждением, а целостной системой отношений,  в  этой системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней,  придавая характеру человека своеобразный колорит.

          В  сформировавшемся  характере   ведущим  компонентом   является   система убеждения. Убежденность  определяет  долгосрочную  направленность  поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность  в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Особенности  характера тесно связаны с интересами человека при  том  условии,   что   эти  интересы устойчивые и глубокие. Поверхностность и  неустойчивость  интересов  нередко сопряжены с большой подражательностью,  с  недостатком  самостоятельности  и

Информация о работе Влияние характера человека на его безопасность