Гуманистическая психология

Автор: Евгения Павловская, 10 Октября 2010 в 13:07, контрольная работа

Описание работы

Гуманистическая психология была названа А.Маслоу «третьей психологической силой». Тем самым подчеркивался характер ее противостояния бихевиоризму и психоанализу.
Теоретики – гуманисты подчеркивают, что каждый человек является архитектором своего поведения и жизненного опыта. Люди – мыслящие существа, свободно решающие и выбирающие свои действия. Таким образом, гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор из предоставленных возможностей. Наиболее важная концепция, которую почерпнули гуманистические психологи у философов-экзистенциалистов – это концепция становления. Человек никогда не бывает, статичен, он всегда в динамике, в движении. Как свободное существо человек ответственен за реализацию наибольшего числа жизненных возможностей. С гуманистической точки зрения поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей, и, даже большего, чем удовлетворение социальных потребностей. Часто люди отказываются от становления, отрицая заложенную в них возможность полноценного человеческого существования, некоторым не хватает мужества настоять на своем, иные предпочитают принять то, что говорят друзья и родители, общество в целом. Преодоление этой проблемы может побудить человека сделать что-нибудь стоящее. Люди должны принять на себя ответственность за выбор и направление своей судьбы, так как они ответственны за одну единственную жизнь – свою собственную. Кроме того, экзистенциальная философия дала возможность развиться феноменологическому направлению в психологии. В центре внимания этого направления – понимание того, что человеку открыта скорее субъективная реальность, чем объективная. Субъективный опыт – основной феномен в изучении и понимании человека и человечества. Внешнее поведение является вторичным по отношению к непосредственному опыту и его переживанию. Ничто не заменит опыт и его переживание. В центр внимания Г.Олпорта попала, прежде всего, устремленность человека в будущее, свободная реализация потенций. Для А. Маслоу отправными точками являются творчество и потребность в самоактуализации каждого человека. Для К. Роджерса – укрепление веры в себя и возможности достижения идеального «Я». На основе теории и практики этих ученых развились психотерапевтические направления, получившие названия «личностно-центрированной терапии», «экзистенциальной терапии», «логотерапии» и др.

Содержание

1.Какова философская основа гуманистической ориентации?
2.Назовите основных представителей гуманистической ориентации и проблематику их работ.
3.Перечислите основные принципы гуманистической психологии.
4.Дайте развернутое определение личности, группы, мотивации в гуманистической психологии.
5.На основании прочитанных работ сформулируйте и запишите следующие определения: трансактный анализ, самоактуализация, идеографический подход.
6.Раскрой смысл теории «Z» и самоактуализации А.Маслоу.
7.В чём отличие идеографического подхода Г.Олпорта от господствовавшего в психодиагностике номотетического подхода.
8.Дайте характеристику феноменологическому подходу Р.Мэя.
9.Сравнительно проанализируйте Я-концепции З.Фрейда, Э.Берна, Ф.Перлса.
10.Охарактеризуйте концепцию манипулирования Э.Шострома и приведите примеры манипуляций в различных сферах жизни.
11.Вчём гуманизм психоанализа Э.Фромма?
12.Дайте характеристику основным методам исследования в гуманистической ориентации.
13. В чем заключается гуманизм гуманистической психологии?
14.Каковы типичные для гуманистической ориентации методы оказания психологической помощи?
15. Подробно осветите методы групповой работы в гуманистической ориентации. В чем суть клиентоцентрированного подхода в групповой работе?
16. В чём достижения и недостатки гуманистической ориентации в социальной психологии?
17.Какие современные теории, созданные в рамках гуманистической парадигмы, Вы знаете?
18.Проанализируйте в рамках гуманистической парадигмы проблемы: одиночества, заниженной самооценки, непослушания детей, не складывающихся отношений с лицами противоположного пола: причины, проявления, способы коррекции.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

   Таким образом, специфика предмета гуманистической  психологии заключена:

   а) в глубоких философских корнях (в отличие от бихевиоризма или психоанализа);

   б) в рассмотрении личности с точки  зрения ее уникальных мотивов, и, в первую очередь, мотива самоактуализации;

   в) в утверждении свободы выбора возможностей каждым человеком и  ответственности за свой выбор и  его последствия;

   г) в понимании человека как глубоко  творческого существа;

   д) в особом предназначении человека - искать смысл своей жизни, тем  самым упорядочивая мир. 

   14.Каковы  типичные для гуманистической  ориентации методы  оказания психологической  помощи?

   Хотя  гуманистические терапии очень разнообразны, все они опираются на естественную склонность человека к совершенствованию и самоактуализации. В них предполагается, что психические расстройства возникают тогда, когда процесс достижения своего потенциала блокируется обстоятельствами или другими людьми (родителями, учителями, супругами), пытающимися направить развитие человека по выбранному ими пути, который они считают приемлемым. Если это им удается, человек начинает отрицать свои собственные желания. Осознание человеком своей уникальности сужается, и потенциал развития сокращается. Гуманистическая терапия помогает человеку соприкоснуться с его реальным Я и сделать произвольный выбор в отношении своей жизни и поведения, а не позволять, чтобы их определяли внешние события. Задача гуманистической терапии — помочь клиенту стать в большей степени тем, кем он способен стать. Подобно психоаналитику, гуманистический терапевт помогает человеку глубже осознать свои эмоции и мотивы. Но акцент при этом ставится на том, что человек переживает здесь и сейчас, а не в прошлом. Терапевт гуманистического направления не интерпретирует поведение человека и не пытается его скорректировать, поскольку подобные действия навязывали бы клиенту собственные взгляды терапевта. Его цель — способствовать тому, чтобы индивид исследовал свои мысли и чувства, и помочь ему прийти к своему собственному решению. Этот подход станет яснее, когда мы обратимся к ориентированной на клиента терапии — одной из первых разновидностей гуманистической терапии. Ориентированная на клиента терапия, разработанная в 1940-х годах Карлом Роджерсом, основывается на предположении, что человек — лучший эксперт самого себя и способен сам выработать решение для своих проблем. Задача терапевта — не в том, чтобы задавать зондирующие вопросы, предлагать интерпретации или предлагать ход действий. На самом деле Роджерс предпочитал термин «содействующий» (фасилитатор), а не «терапевт», и называл людей, с которыми он работал, не «пациентами», а «клиентами», поскольку не считал, что эмоциональные трудности указывают на болезнь, которую надо лечить. Терапевт облегчает продвижение клиента в направлении самоинсайта путем пересказывания клиенту того, что он от него услышал о его потребностях и эмоциях, с тем, чтобы помочь клиенту прояснить свои чувства. Роджерс полагал, что важнейшими качествами терапевта являются сопереживание, теплота и искренность. Сопереживание означает способность понять чувства, которые клиент пытается выразить, и способность передать понятое клиенту. Терапевт должен принять систему координат клиента, должен стремиться увидеть проблемы так, как видит их клиент. Под теплотой Роджерс понимал глубокое принятие индивида как он есть, включая убеждение, что у этого индивида есть возможность конструктивно подойти к своим проблемам. Искренний терапевт открыт и честен, он не играет роль и не действует, прикрывшись маской профессионала. Люди не склонны открываться тому, кого они считают фальшивым. Роджерс полагал, что только терапевт, обладающий этими качествами, будет способствовать росту клиента и его самоанализу. 

   15. Подробно осветите  методы групповой  работы в гуманистической  ориентации. В чем суть клиентоцентрированного подхода в групповой работе?

   Группы  встреч. Основоположник - К. Роджерс. Его концепция "основной встречи", связана с работами в области клиент-центрированной психотерапии. Другая разновидность связана с концепцией "открытой встречи" В.Шутца. Центральная идея - единство тела и сознания. Любое психологическое воздействие, которое игнорирует телесные ощущения, будет неполным. Шутц выдвинул программы активных телесных упражнений. Шутц определил само понятие "встреча", как способ установления отношений между людьми, основанной на открытости и честности, осознание самого себя и своего "я", ориентации на принцип "здесь и сейчас".

     Трансактный анализ. С середины 60х годов 20 века большую популярность приобрел анализ структуры и динамики личности и на его основании - взаимодействия людей, предложил Э.Берн. С точки зрения данного подхода у каждого человека его "Я" в разных жизненных ситуациях. Человек может находиться в одном из трех Эго-состояний. Под Эго-состоянием понимается совокупность мыслей, чувств и форм поведения. Суть: "Родительское" Эго-состояние - усвоенное от родителей и других значимых лиц, шаблоны и стереотипы поведения, правила и запреты, традиции и тому подобное, чем может руководствоваться человек в конкретной ситуации. Эго-состояние дает человеку возможность соотнести свои чувства, мысли и побуждения с конкретными возможностями в данных обстоятельствах в настоящее время. Это рациональное, аналитическое начало в человеке работает по принципу "здесь и сейчас". Основная долгосрочная цель: пересмотр своих ранних решений и "переписывание" жизненного сценария. По Э.Берну основная задача: уменьшить значение непродуктивных сценариев.

     Психодрама. Принадлежит к гуманистическим направлениям и ориентирована на переживание психотерапии, и восходит к концепции Дж.Л.Морено, который создал эту психотерапию. Основа на спонтанных ролевых и импровизированных играх детей. Имеет родство со следующими подходами: гештальт-терапия и телесно-ориентированная терапия. Суть: материал для переживания (конфликт или проблемная ситуация) создается при помощи терапевта и других членов группы на сцене в групповых сценках, которые разыгрывают, а затем обсуждают. 

   Подход, получивший название "клиентоцентрированная  психотерапия" был основан Карлом Р. Роджерсом. На сегодняшний день клиентоценрированный подход является одним из наиболее влиятельных и широко распространенных. В своем самоопределении люди опираются на собственный опыт. Каждый человек имеет уникальное поле опыта или “феноменальное поле”, которое содержит “все, происходящее в любой данный момент внутри оболочки организма, и потенциально может быть осознано”. Поле опыта ограничено биологически и психологически. Подход в значительно большей степени опирается на стремление человека к развитию, здоровью и адаптации.

   Философия клиенто-центрированной терапии основывается на вере в изначальную, конструктивную и творческую мудрость человека, его  способность к самостоятельному позитивному росту. Отличие этой терапии от обычной (медицинской) терапевтической модели, согласно которой психотерапевт берет на себя роль человека, который знает, что именно лучше всего для пациента, состоит в том, что в условиях безопасного, доверительного психологического климата, человек самостоятельно способен выбрать наиболее оптимальное направление своего развития.  
В группах встреч основное внимание участников фокусируется не на понимании сути группового процесса и не на развитие навыков межличностного взаимодействия, а на достижение высокого уровня аутентичности и открытости во взаимоотношениях друг с другом. Фасилитатор группы старается создать поддерживающую атмосферу безопасности и доверительности, дающую возможность участникам обмениваться искренними мыслями и чувствами. Новый опыт безусловного положительного принятия и самопринятия позволяет участнику группы исследовать свой внутренний мир, включая те стороны своей личности, которые раньше отрицались или оставались неосознанными. Опыт участия в группе встреч повышает степень самопринятия и самопонимания участников, у них складывается более адекватный способ выражения своих мыслей и эмоциональных состояний. Налаживая внутренний контакт с самим собой, участники группы становятся более восприимчивыми к внутреннему миру других людей.
 

   16. В чём достижения  и недостатки гуманистической  ориентации в социальной  психологии?

   Сосредоточившись  на уникальном восприятии событий и  их интерпретации индивидом, феноменологический подход возвращает категорию личного опыта в исследования личности. Теории Роджерса и Маслоу более других рассмотренных нами теорий сосредоточены на целостном, здоровом человеке и предлагают позитивный, оптимистический взгляд на личность человека. Кроме того, психологи феноменологической ориентации подчеркивают, что они изучают важные проблемы, даже если у них не всегда есть строгие методы их исследования. Здесь есть свой резон: исследование тривиальных проблем просто потому, что для этого есть удобный метод, мало что дает для развития психологической науки. Кроме того, психологи феноменологической ориентации с годами становились все изобретательнее в разработке новых методов оценки «понятия о Я» и проведении исследований, в которых индивид рассматривается как равный партнер. Тем не менее, можно поставить, и ставится под сомнение качество аргументов в поддержку гуманистических утверждений. Например, в какой степени характеристики самоактуализаторов являются следствием психологического процесса, называемого самоактуализацией, а в какой степени они просто отражают систему ценностей, разделяемую Роджерсом и Маслоу? Где, спрашивают они, доказательство существования иерархии потребностей, описанной Маслоу? Гуманистические психологи уязвимы также для критики, являющейся зеркальным отражением той, которую они сами предъявляют в адрес Фрейда. Они критиковали Фрейда за попытку построить законченную теорию личности на основе наблюдений за невротиками. Но, замечают критики, Роджерс, Маслоу и Келли построили свои теории на наблюдениях за относительно здоровыми людьми. Соответственно, их теории лучше всего подходят для нормально функционирующих людей, имеющих роскошь позаботиться о потребностях, стоящих на вершине иерархии Маслоу. Возможность применения этих теорий к индивидам с серьезными расстройствами и к людям, поставленным в социально, культурно или экономически невыгодные условия, представляется менее очевидной. И наконец, некоторые критиковали даже сами ценности, отстаиваемые теоретиками гуманистического направления. Многие наблюдатели полагают, что в Америке уж слишком одержимо интересуются индивидом и слишком мало — благосостоянием большого общества. Психология, поднимающая самореализацию и актуализацию индивида на вершину иерархии ценностей, слишком совместима с американской идеологией; некоторые критики даже полагают, что она дает психологическую «санкцию на эгоизм». Хотя Маслоу упоминает интерес к благосостоянию человечества в качестве одной из характеристик самоактуализаторов и некоторые самоактуализаторы, например Элеонора Рузвельт, явно обладают такой характеристикой, бросается в глаза ее отсутствие в иерархии потребностей. 

   17.Какие  современные теории, созданные в рамках гуманистической парадигмы, Вы знаете?

   В рамках гуманистического подхода выделяют следующие теории:

   - Клиентоцентрированная теории Роджерса, Маслоу, Бюллера, Джурарда;

   - Экзистенциональная теория (логотерапия) Франкла, Мэя, Босса;

   - Трансперсональная теория Ассаджоли, Уилбера;

   - Dasein-анализ (экзистенциональный психоанализ по Бансванору). 

   18.Проанализируйте в рамках гуманистической парадигмы проблемы: одиночества, заниженной самооценки, непослушания детей,  не складывающихся отношений с лицами противоположного пола: причины, проявления, способы коррекции. 

        Причины и проявления    Способы коррекции
   Одиночество    Не  признается проблемой. Это нормально  и естественно. Это лучшее время  для развития личности. Человек рождается и умирает в одиночестве.    Не  страдать, ценить себя, свою уникальность, быть самим собой. С умом следовать  примерам. Самореализация. Не жить на идеалах. Провести анализ внутреннего опыта. Найти смысл жизни и поставить корректные задачи.
   Непослушание  детей    Прерогатива свободного развития ребенка. Мудрая мать та, которая не привязывает ребенка  к себе. Роль отца и матери не строго заданы.    Разумная власть и разумные доводы при воспитании ребенка. Развитие ребенка в согласии с его внутренним миром. Не «нянчиться» и «сюсюкаться» с ребенком.
   Не  складывающиеся отношения с лицами противоположного пола    Любовь  не единственна. Если не складываются отношения, значит это не тот человек. Сам факт совместного существования означает то, что человек хочет быть в этом союзе.    Преодоление экзистенциального вакуума, любить, но не перевоспитывать или расставаться вообще. Отдавать себя каждой минуте жизни. Не изменять себя в угоду другого человека.

Информация о работе Гуманистическая психология