Гуманистическая психология

Автор: Евгения Павловская, 10 Октября 2010 в 13:07, контрольная работа

Описание работы

Гуманистическая психология была названа А.Маслоу «третьей психологической силой». Тем самым подчеркивался характер ее противостояния бихевиоризму и психоанализу.
Теоретики – гуманисты подчеркивают, что каждый человек является архитектором своего поведения и жизненного опыта. Люди – мыслящие существа, свободно решающие и выбирающие свои действия. Таким образом, гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор из предоставленных возможностей. Наиболее важная концепция, которую почерпнули гуманистические психологи у философов-экзистенциалистов – это концепция становления. Человек никогда не бывает, статичен, он всегда в динамике, в движении. Как свободное существо человек ответственен за реализацию наибольшего числа жизненных возможностей. С гуманистической точки зрения поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей, и, даже большего, чем удовлетворение социальных потребностей. Часто люди отказываются от становления, отрицая заложенную в них возможность полноценного человеческого существования, некоторым не хватает мужества настоять на своем, иные предпочитают принять то, что говорят друзья и родители, общество в целом. Преодоление этой проблемы может побудить человека сделать что-нибудь стоящее. Люди должны принять на себя ответственность за выбор и направление своей судьбы, так как они ответственны за одну единственную жизнь – свою собственную. Кроме того, экзистенциальная философия дала возможность развиться феноменологическому направлению в психологии. В центре внимания этого направления – понимание того, что человеку открыта скорее субъективная реальность, чем объективная. Субъективный опыт – основной феномен в изучении и понимании человека и человечества. Внешнее поведение является вторичным по отношению к непосредственному опыту и его переживанию. Ничто не заменит опыт и его переживание. В центр внимания Г.Олпорта попала, прежде всего, устремленность человека в будущее, свободная реализация потенций. Для А. Маслоу отправными точками являются творчество и потребность в самоактуализации каждого человека. Для К. Роджерса – укрепление веры в себя и возможности достижения идеального «Я». На основе теории и практики этих ученых развились психотерапевтические направления, получившие названия «личностно-центрированной терапии», «экзистенциальной терапии», «логотерапии» и др.

Содержание

1.Какова философская основа гуманистической ориентации?
2.Назовите основных представителей гуманистической ориентации и проблематику их работ.
3.Перечислите основные принципы гуманистической психологии.
4.Дайте развернутое определение личности, группы, мотивации в гуманистической психологии.
5.На основании прочитанных работ сформулируйте и запишите следующие определения: трансактный анализ, самоактуализация, идеографический подход.
6.Раскрой смысл теории «Z» и самоактуализации А.Маслоу.
7.В чём отличие идеографического подхода Г.Олпорта от господствовавшего в психодиагностике номотетического подхода.
8.Дайте характеристику феноменологическому подходу Р.Мэя.
9.Сравнительно проанализируйте Я-концепции З.Фрейда, Э.Берна, Ф.Перлса.
10.Охарактеризуйте концепцию манипулирования Э.Шострома и приведите примеры манипуляций в различных сферах жизни.
11.Вчём гуманизм психоанализа Э.Фромма?
12.Дайте характеристику основным методам исследования в гуманистической ориентации.
13. В чем заключается гуманизм гуманистической психологии?
14.Каковы типичные для гуманистической ориентации методы оказания психологической помощи?
15. Подробно осветите методы групповой работы в гуманистической ориентации. В чем суть клиентоцентрированного подхода в групповой работе?
16. В чём достижения и недостатки гуманистической ориентации в социальной психологии?
17.Какие современные теории, созданные в рамках гуманистической парадигмы, Вы знаете?
18.Проанализируйте в рамках гуманистической парадигмы проблемы: одиночества, заниженной самооценки, непослушания детей, не складывающихся отношений с лицами противоположного пола: причины, проявления, способы коррекции.

Работа содержит 1 файл