Гуманистическая психология

Автор: Евгения Павловская, 10 Октября 2010 в 13:07, контрольная работа

Описание работы

Гуманистическая психология была названа А.Маслоу «третьей психологической силой». Тем самым подчеркивался характер ее противостояния бихевиоризму и психоанализу.
Теоретики – гуманисты подчеркивают, что каждый человек является архитектором своего поведения и жизненного опыта. Люди – мыслящие существа, свободно решающие и выбирающие свои действия. Таким образом, гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор из предоставленных возможностей. Наиболее важная концепция, которую почерпнули гуманистические психологи у философов-экзистенциалистов – это концепция становления. Человек никогда не бывает, статичен, он всегда в динамике, в движении. Как свободное существо человек ответственен за реализацию наибольшего числа жизненных возможностей. С гуманистической точки зрения поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей, и, даже большего, чем удовлетворение социальных потребностей. Часто люди отказываются от становления, отрицая заложенную в них возможность полноценного человеческого существования, некоторым не хватает мужества настоять на своем, иные предпочитают принять то, что говорят друзья и родители, общество в целом. Преодоление этой проблемы может побудить человека сделать что-нибудь стоящее. Люди должны принять на себя ответственность за выбор и направление своей судьбы, так как они ответственны за одну единственную жизнь – свою собственную. Кроме того, экзистенциальная философия дала возможность развиться феноменологическому направлению в психологии. В центре внимания этого направления – понимание того, что человеку открыта скорее субъективная реальность, чем объективная. Субъективный опыт – основной феномен в изучении и понимании человека и человечества. Внешнее поведение является вторичным по отношению к непосредственному опыту и его переживанию. Ничто не заменит опыт и его переживание. В центр внимания Г.Олпорта попала, прежде всего, устремленность человека в будущее, свободная реализация потенций. Для А. Маслоу отправными точками являются творчество и потребность в самоактуализации каждого человека. Для К. Роджерса – укрепление веры в себя и возможности достижения идеального «Я». На основе теории и практики этих ученых развились психотерапевтические направления, получившие названия «личностно-центрированной терапии», «экзистенциальной терапии», «логотерапии» и др.

Содержание

1.Какова философская основа гуманистической ориентации?
2.Назовите основных представителей гуманистической ориентации и проблематику их работ.
3.Перечислите основные принципы гуманистической психологии.
4.Дайте развернутое определение личности, группы, мотивации в гуманистической психологии.
5.На основании прочитанных работ сформулируйте и запишите следующие определения: трансактный анализ, самоактуализация, идеографический подход.
6.Раскрой смысл теории «Z» и самоактуализации А.Маслоу.
7.В чём отличие идеографического подхода Г.Олпорта от господствовавшего в психодиагностике номотетического подхода.
8.Дайте характеристику феноменологическому подходу Р.Мэя.
9.Сравнительно проанализируйте Я-концепции З.Фрейда, Э.Берна, Ф.Перлса.
10.Охарактеризуйте концепцию манипулирования Э.Шострома и приведите примеры манипуляций в различных сферах жизни.
11.Вчём гуманизм психоанализа Э.Фромма?
12.Дайте характеристику основным методам исследования в гуманистической ориентации.
13. В чем заключается гуманизм гуманистической психологии?
14.Каковы типичные для гуманистической ориентации методы оказания психологической помощи?
15. Подробно осветите методы групповой работы в гуманистической ориентации. В чем суть клиентоцентрированного подхода в групповой работе?
16. В чём достижения и недостатки гуманистической ориентации в социальной психологии?
17.Какие современные теории, созданные в рамках гуманистической парадигмы, Вы знаете?
18.Проанализируйте в рамках гуманистической парадигмы проблемы: одиночества, заниженной самооценки, непослушания детей, не складывающихся отношений с лицами противоположного пола: причины, проявления, способы коррекции.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

   9.Сравнительно проанализируйте Я-концепции З.Фрейда, Э.Берна, Ф.Перлса.

     Э.Бёрн - Личность в концепции  Берна рассматривается как совокупность  особых состояний Эго, проявляющихся  в специфических состояниях сознания  и образцах поведения.

           Фрейд-Структура личности, по Фрейду, состоит из трех компонентов – Ид (Оно), Эго ("Я") и Супер-эго (Сверх-Я). Ид функционирует целиком в бессознательном и фактически является энергией основой личности. В нем содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, разрядке и облегчению болезненного напряжения любой ценой. Поэтому Ид управляется принципом удовольствия и функционирует в соответствии с первичным процессом (простые и примитивные правила ассоциации). На этапе созревания и развития, а также вследствие взаимодействия с внеш. миром, часть Ид претерпевает изменения и превращается в Эго.

     Ф.Перлз -  личность осознает свои потребности и эмоции, находится в контакте со средой для их удовлетворения, погружена в процесс жизнедеятельности, а не живет прошлым или будущим. Прекращение осознавания собственных потребностей, разрушение контакта со средой ведет к нарушению границы "Я" и взаимодействия с людьми. 

   10.Охарактеризуйте  концепцию манипулирования  Э.Шострома и приведите  примеры манипуляций в различных сферах жизни.

     Согласно Эверетту Шострому, он  манипулятор, которому нужно, прежде всего, осознать манипулятивный характер своих отношений с другими людьми. И, во-вторых, ему требуются внятные терапевтические цели, способные замотивировать его, и побудить жить, полностью осуществляя свой личностный потенциал. В данной книге представлена модель, которая пытается учесть обе эти потребности.

   Шостром определяет людей с жизненными проблемами как манипуляторов, то есть лиц, которые с помощью определенных поддающихся распознаванию самоубийственных приемов эксплуатируют, используют и контролируют себя и других людей, словно неодушевленные предметы, "вещи". Цель терапии – становление манипулятора актуализатором, то есть человеком, который относится к себе и другим как к лицам, а не вещам, и преобразует свои самоубийственные манипуляции в возможности самоосуществления.

   Как отмечает Э. Шостром, манипулятора характеризует  лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, цинизм и недоверие  к себе и другим.  
Это неизбежно! Ведь манипулятор не может позволить себе быть искренним и естественным, это резко снижает его шансы добиться скрытого преимущества. Удел манипулятора — «технологичное общение», что неизбежно превращает его самого из личности в технолога.

   Психологические игры, которые имеют место в  бытовых ситуациях, настолько распространены и известны, что даже в случае их  расшифровки объектом манипулятивного воздействия они порой не вызывают у него сильного травмирующего эффекта, давая лишь повод сделать выводы о личности другого по типу “... значит ты так решил поступить...”. Что же касается бизнеса и некоторых форм деловых отношений, то материальные интересы и конъюнктурные соображения, выступают в качестве мощного стимула использования манипуляций, а потому последствия их применения, зачастую, оказываются  весьма трагичны  по характеру,  глубине влияния на психику людей, они втягивают значительное количество лиц в сферу различных афер и махинаций. Экономические преобразования последних лет  дали нам массу примеров финансовых пирамид, мошенничества, использования населения страны в сомнительных финансовых операциях.

   Психологический парадокс массового участия в  так называемом “народном (массовом) предпринимательстве” заключается  в том, что многие из вовлеченных в него лиц понимают авантюрную сущность финансовых операций, однако надеются на то, что с ними неприятности не случатся или действуют, закрывая глаза на моральную сторону проблемы. Причем основной акцент рекламных кампаний разнообразных пирамид переносится именно в сферу межличностного взаимодействия. Рассмотрим это на конкретных примерах.

   На  оживленной улице, в транспорте, в  театре, на выставке и т.д. людям предлагается бесплатный лотерейный билет или  анкета для участия в розыгрыше, записываются телефоны согласившихся принять участие. Затем поступает звонок о необычайном везении в розыгрыше и предлагается прийти за призом в определенное место на презентацию. На самом деле звонки поступают всем и распространители “лотерей” или анкет прекрасно знают, что им нужны только координаты для дальнейшего обольщения потенциального клиента. Собравшаяся аудитория (с ней, начиная с момента захода на “презентацию” работают индивидуально уже другие люди) с удивлением узнает, что приз будет только сейчас разыгран, причем один. Далее происходит короткое шоу с розыгрышем приза, а затем на сцене появляется менеджер кампании организовавшей “заманивание” простодушных обывателей, предлагая на “выгодных условиях” туристические путевки, приобретение сертификата “таймшера”, льготный вид страхования или что-либо другое, в зависимости от реального предмета деятельности кампании-организатора. Уйти неудобно, приходится слушать, тем более что в перспективе светит еще выигрыш, например, бесплатный купон на приобретение авиабилета за рубеж, - правда потом оказывается, что  получить подобный билет “бесплатно” вам удастся  только в случае вложения эквивалентной денежной суммы,  за сопутствующие услуги предоставляемые кампанией.

   В более простой форме втягивание в распространение товаров и  услуг осуществляется по схеме “товар тебе достанется дешевле, если приведешь еще клиентов”. Герболайф, косметика, страховки, посуда, бытовая техника и многие другие товары распространяются благодаря оказанию нужного воздействия лица уже купившего их на свое ближайшее окружение. Хорошо когда это качественный товар, но надо помнить, что первыми широко  подобные схемы стали применять в 30-е годы распространители наркотиков. Также давно известны манипулятивные приемы уличных игр (“наперсток”, различные лотереи), которые разыгрываются по четким сценариям, где есть “зазывалы”, “случайные” партнеры, “удачливые” игроки, провокаторы и другие участники с определенной ролью. Сегодня эти сценарии используются крупными кампаниями, “лохотроны”, как их называют в народе, обвораживают десятки и сотни тысяч людей.  Пока существует социальная база желающих “легко” заработать и люди не дорастут до понимания манипулятивной сущности подобных операций, количество обманутых не будет уменьшаться. К сожалению, пока к пониманию этого приходят одно поколение, подрастает новое, желающее рискнуть, получить много и побыстрей без особых усилий. 

   11.Вчём  гуманизм психоанализа  Э.Фромма?

   Теория, созданная Эрихом Фроммом, привлекает психологов в первую очередь тем, что в ней, как ни в одной  другой, досконально описаны социальные детерминанты человеческой личности. Фромм попытался объединить в своих психологических исследованиях историю и экономику, принимая во внимание, как классовую структуру общества, так и биологические факторы в развитии человека. Критически относясь к социально-экономической теории марксизма и фрейдовскому психоанализу, Фромм объединил в своей теории их реальные достижения. Его подход, названный «гуманистическим психоанализом», предполагает, что основным источником страха, тревоги, чувства одиночества и изоляции является отрыв человека от мира природной стихии.

   Гуманистический психоанализ рассматривает человека скорее с культурно-исторической, чем с психологической точки зрения, и больше ориентирован на культуру в целом, нежели на отдельную личность. Фромм был не только выдающимся теоретиком психологии, но и публицистом, психотерапевтом, философом, знатоком Библии, культурным антропологом, специалистом по психобиографии.

   Фромм начинал свою карьеру как психотерапевт, применяющий технику традиционного психоанализа, но затем начал тяготиться узкими рамками фрейдовского подхода и двигаться в направлении более динамичного и провокативного метода. В своей гуманистической концепции Фромм придерживается «золотой середины» между свободной волей и определенностью, оптимизмом и пессимизмом, сознанием и подсознательными силами, уникальностью и похожестью. Его вклад в понимание человеческой личности на данном этапе развития общества поистине трудно переоценить. И не будет преувеличением сказать, что теперь, к началу нового века, идеи Фромма в области наук о культуре (социология, психология и т. д.) достигли максимально широкой аудитории. 

   12.Дайте  характеристику основным  методам исследования  в гуманистической  ориентации.

     Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных психологов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал «выздоровления», относительно всех явлений человеческой жизни. При наличии определенных условий человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для восстановления личности в процессе психологических консультаций. Гуманистического психолога отличает особая степень безусловного принятия клиента, поддержки, эмпатии, внимания к индивидуальности, стимулирования осуществления выбора и принятия решений, подлинности. Однако, при кажущейся простоте, гуманистическая психотерапия основана на серьезной феноменологической научной базе и использует широкий набор терапевтических технологий и методов. Гуманистическая терапия помогает: найти себя, разрешить внутренние и межличностные конфликты, принять трудные решения, справиться с зависимостями, выйти из депрессии, преодолеть одиночество, научиться получать удовольствие от жизни, вернуть интуицию и спонтанность, восстановить здоровье, преодолеть конфликты в отношениях с близкими, восстановиться после перенесенных психологических травм и насилия, повысить качество жизни.

   Карл  Роджерс на основе гуманистической психологии разработал методы терапии, которая называется «ориентированной на пациента» или «центрированной на клиенте». Одна из ключевых идей такой терапии — убеждение в том, что иногда существует разница между тем, как пациент оценивает себя, и тем, какой он есть на самом деле. Возьмем для примера такую ситуацию. Фред считает себя спокойным, уравновешенным человеком, но во многих ситуациях он ведет себя агрессивно. Одна из целей ориентированной на пациента терапии заключается в том, чтобы уменьшить разрыв между реально демонстрируемыми чертами личности и идеальным образом. В отличие от психодинамической терапии по Фрейду, которая исследует переживания пациента, коренящиеся в его прошлом опыте, гуманистическая терапия скорее стремится исследовать то, что происходит с пациентом непосредственно в данный момент. Основные характеристики методов гуманистической теории социальной психологии. Интроспекция, самоотчет, включенное наблюдение, эмпатическое слушание, идентификация, беседа как диалог, биографический метод, интуиция, интерпретация внутреннего мира другого человека, герменевтика как методы гуманитарной социальной психологии. Отличие перечисленных методов от их аналогов (самоотчет, включенное наблюдение, беседа, биографический метод) в естественнонаучном направлении социальной психологии. Проблема способа познания в гуманистической теории социальной психологии: пристрастность, заинтересованность субъекта познания и "истинность" знания.  

   13. В чем заключается  гуманизм гуманистической  психологии?

     Гуманистическая психология была  названа А.Маслоу «третьей психологической  силой». Тем самым подчеркивался  характер ее противостояния бихевиоризму  и психоанализу.

   Теоретики – гуманисты подчеркивают, что  каждый человек является архитектором своего поведения и жизненного опыта. Люди – мыслящие существа, свободно решающие и выбирающие свои действия. Таким образом, гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор из предоставленных возможностей.  Наиболее важная концепция, которую почерпнули гуманистические психологи у философов-экзистенциалистов – это концепция становления. Человек никогда не бывает, статичен, он всегда в динамике, в движении. Как свободное существо человек ответственен за реализацию наибольшего числа жизненных возможностей. С гуманистической точки зрения поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей, и, даже большего, чем удовлетворение социальных потребностей. Часто люди отказываются от становления, отрицая заложенную в них возможность полноценного человеческого существования, некоторым не хватает мужества настоять на своем, иные предпочитают принять то, что говорят друзья и родители, общество в целом. Преодоление этой проблемы может побудить человека сделать что-нибудь стоящее. Люди должны принять на себя ответственность за выбор и направление своей судьбы, так как они ответственны за одну единственную жизнь – свою собственную. Кроме того, экзистенциальная философия дала возможность развиться феноменологическому направлению в психологии. В центре внимания этого направления – понимание того, что человеку открыта скорее субъективная реальность, чем объективная. Субъективный опыт – основной феномен в изучении и понимании человека и человечества. Внешнее поведение является вторичным по отношению к непосредственному опыту и его переживанию. Ничто не заменит опыт и его переживание. В центр внимания Г.Олпорта попала, прежде всего, устремленность человека в будущее, свободная реализация потенций. Для А. Маслоу отправными точками являются творчество и потребность в самоактуализации каждого человека. Для К. Роджерса – укрепление веры в себя и возможности достижения идеального «Я». На основе теории и практики этих ученых развились психотерапевтические направления, получившие названия «личностно-центрированной терапии», «экзистенциальной терапии», «логотерапии» и др.

Информация о работе Гуманистическая психология