Гуманистическая психология

Автор: Евгения Павловская, 10 Октября 2010 в 13:07, контрольная работа

Описание работы

Гуманистическая психология была названа А.Маслоу «третьей психологической силой». Тем самым подчеркивался характер ее противостояния бихевиоризму и психоанализу.
Теоретики – гуманисты подчеркивают, что каждый человек является архитектором своего поведения и жизненного опыта. Люди – мыслящие существа, свободно решающие и выбирающие свои действия. Таким образом, гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор из предоставленных возможностей. Наиболее важная концепция, которую почерпнули гуманистические психологи у философов-экзистенциалистов – это концепция становления. Человек никогда не бывает, статичен, он всегда в динамике, в движении. Как свободное существо человек ответственен за реализацию наибольшего числа жизненных возможностей. С гуманистической точки зрения поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей, и, даже большего, чем удовлетворение социальных потребностей. Часто люди отказываются от становления, отрицая заложенную в них возможность полноценного человеческого существования, некоторым не хватает мужества настоять на своем, иные предпочитают принять то, что говорят друзья и родители, общество в целом. Преодоление этой проблемы может побудить человека сделать что-нибудь стоящее. Люди должны принять на себя ответственность за выбор и направление своей судьбы, так как они ответственны за одну единственную жизнь – свою собственную. Кроме того, экзистенциальная философия дала возможность развиться феноменологическому направлению в психологии. В центре внимания этого направления – понимание того, что человеку открыта скорее субъективная реальность, чем объективная. Субъективный опыт – основной феномен в изучении и понимании человека и человечества. Внешнее поведение является вторичным по отношению к непосредственному опыту и его переживанию. Ничто не заменит опыт и его переживание. В центр внимания Г.Олпорта попала, прежде всего, устремленность человека в будущее, свободная реализация потенций. Для А. Маслоу отправными точками являются творчество и потребность в самоактуализации каждого человека. Для К. Роджерса – укрепление веры в себя и возможности достижения идеального «Я». На основе теории и практики этих ученых развились психотерапевтические направления, получившие названия «личностно-центрированной терапии», «экзистенциальной терапии», «логотерапии» и др.

Содержание

1.Какова философская основа гуманистической ориентации?
2.Назовите основных представителей гуманистической ориентации и проблематику их работ.
3.Перечислите основные принципы гуманистической психологии.
4.Дайте развернутое определение личности, группы, мотивации в гуманистической психологии.
5.На основании прочитанных работ сформулируйте и запишите следующие определения: трансактный анализ, самоактуализация, идеографический подход.
6.Раскрой смысл теории «Z» и самоактуализации А.Маслоу.
7.В чём отличие идеографического подхода Г.Олпорта от господствовавшего в психодиагностике номотетического подхода.
8.Дайте характеристику феноменологическому подходу Р.Мэя.
9.Сравнительно проанализируйте Я-концепции З.Фрейда, Э.Берна, Ф.Перлса.
10.Охарактеризуйте концепцию манипулирования Э.Шострома и приведите примеры манипуляций в различных сферах жизни.
11.Вчём гуманизм психоанализа Э.Фромма?
12.Дайте характеристику основным методам исследования в гуманистической ориентации.
13. В чем заключается гуманизм гуманистической психологии?
14.Каковы типичные для гуманистической ориентации методы оказания психологической помощи?
15. Подробно осветите методы групповой работы в гуманистической ориентации. В чем суть клиентоцентрированного подхода в групповой работе?
16. В чём достижения и недостатки гуманистической ориентации в социальной психологии?
17.Какие современные теории, созданные в рамках гуманистической парадигмы, Вы знаете?
18.Проанализируйте в рамках гуманистической парадигмы проблемы: одиночества, заниженной самооценки, непослушания детей, не складывающихся отношений с лицами противоположного пола: причины, проявления, способы коррекции.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

   Содержание

   1.Какова  философская основа гуманистической ориентации?

   2.Назовите  основных представителей гуманистической  ориентации и проблематику их  работ.

   3.Перечислите  основные принципы гуманистической  психологии.

   4.Дайте  развернутое определение личности, группы, мотивации в гуманистической психологии.

   5.На  основании прочитанных работ  сформулируйте и запишите следующие  определения: трансактный анализ, самоактуализация, идеографический  подход.

   6.Раскрой  смысл теории «Z» и самоактуализации А.Маслоу.

   7.В  чём отличие идеографического подхода Г.Олпорта от господствовавшего в психодиагностике номотетического подхода.

   8.Дайте  характеристику феноменологическому  подходу Р.Мэя.

   9.Сравнительно  проанализируйте Я-концепции З.Фрейда, Э.Берна, Ф.Перлса.

   10.Охарактеризуйте  концепцию манипулирования Э.Шострома и приведите примеры манипуляций в различных сферах жизни.

   11.Вчём  гуманизм психоанализа Э.Фромма?

   12.Дайте  характеристику основным методам  исследования в гуманистической  ориентации.

   13. В чем заключается гуманизм  гуманистической психологии?

   14.Каковы  типичные для гуманистической  ориентации методы оказания психологической  помощи?

   15. Подробно осветите методы групповой  работы в гуманистической ориентации. В чем суть клиентоцентрированного  подхода в групповой работе?

   16. В чём достижения и недостатки гуманистической ориентации в социальной психологии?

   17.Какие  современные теории, созданные в  рамках гуманистической парадигмы,  Вы знаете?

   18.Проанализируйте  в рамках гуманистической парадигмы  проблемы: одиночества, заниженной  самооценки, непослушания детей,  не складывающихся отношений с лицами противоположного пола: причины, проявления, способы коррекции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1.Какова  философская основа  гуманистической  ориентации.

   Гуманистическая психология предлагает новый подход к изучению человеческой природы. В ее рамках личность рассматривается как уникальная и целостная, открытая, динамичная и нередуцируемая система, находящаяся или способная находиться в процессе постоянного становления. Человек ответственен за реализацию возможностей, предоставляемых ему жизнью. Психология гуманности уделяет особое внимание вопросу о естественных основах человека. Биологические и социальные факторы служат истоком, фоном и средой для развития человека и, по существу, не ограничивают его свободный ценностный выбор и направление развития.

   Метаценности  и метапотребности (вершинные ценности и потребности) занимают особое место  в гуманистической психологии. На огромном эмпирическом материале было доказано, что для сохранения психического здоровья личности необходимо помочь избрать ей такой путь развития, на котором эти ценности и потребности смогут сформироваться и быть реализуемыми. Особую важность и уникальность приобретает в этой связи экзистенциальный (жизненный и осмысленный) опыт каждого индивида.

   Психология человечности помогает решить проблемы «экзистенциального вакуума» и смысла жизни человека. В рамках экзистенциально-гуманистической психологии разработана система понятий и принципов, которые доказали свою практическую эффективность как в психотерапии, так в уяснении сущности человеческой психики и поведения индивида.

   Поиски  ответов на фундаментальные вопросы  человеческого существования сблизили гуманистическую психологию с экзистенциальной философией, прагматическим натурализмом, гуманистической этикой и философской антропологией. Гуманистическая психология – важная составная часть теории и мировоззрения современного гуманизма. 

   2.Назовите  основных представителей  гуманистической  ориентации и проблематику  их работ

   Гуманистическая психология, одним из основателей которой является К. Роджерс, как научное течение возникла в 50-е годы ХХ века. На основе гуманистической ориентации появилось движение за развитие потенциала человека.

   Гуманистическая психология - не столько научная школа, сколько идеологическое движение в рамках общего русла развития психологической науки. Представители гуманистической психологии поставили задачу построить новую, принципиально отличную от естественнонаучной, методологию познания человека. Вместе с тем явно обозначилась неясность перспектив решения этой задачи, обусловленная теоретической разноголосицей внутри самого течения: расхождения между позициями разных авторов-гуманистов нередко оказываются не меньше, чем расхождения, разделяющие гуманистическую психологию и бихевиористский или психоаналитический лагерь.

   По  той же причине нет и единого  мнения о принадлежности к гуманистической  психологии целого ряда авторов, в какой-то мере разделяющих ее теоретическую  платформу. Это относится к таким  крупным ученым, как  Г. Мюррей, Г. Олпорт, Ф. Перлз, Э. Фромм   и др.

   Истоки  основных идей в философских традициях  гуманистов Возрождения, французского Просвещения, немецкого романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах.

   Гуманистическая психология, наряду с психоанализом и бихевиоризмом, является одной из ведущих современных психологических концепций. Хотя гуманистические традиции имеют многовековую историю, формально, это одна из самых “молодых” ветвей психологии - ее рождение относится к началу 60-х гг. нашего века, когда в США начал издаваться “Журнал гуманистической психологии” и была организована “Ассоциация за Гуманистическую Психологию”, вокруг которых первоначально и объединилась группа единомышленников, попытавшихся осуществить “гуманистическую революцию”, - Гордон Олпорт, Абрахам Маслоу, Карл Роджерс и другие. Эта психологическая концепция быстро стала влиятельной силой. Правда, не везде.

   Таким образом, в рамках гуманистического подхода можно выделить следующих авторов, которые внесли особый вклад в развитие этого направления:

   -  А. Маслоу

   -  К. Роджерс

   -  В. Франкл

   -  Ш. Бюлер

   -  Ф. Бэррон

   -  Р. Мэй

   -  С. Джурард  

   3.Перечислите  основные принципы  гуманистической психологии

   Основные  принципы гуманистической психологии можно свести к следующим положениям.

   1. Каждый  человек реально живет только  в настоящем моменте (здесь-и-теперь), и именно этот момент, включающий  в себя прошлое-в-настящем и  будущее-в-настоящем существенно важен для него. Разъясним эти, на первый взгляд, сложные понятия: «прошлое-в-настоящем» и «будущее-в-настоящем» отражают тот простой факт, что и прошлое, и будущее даны человеку только в настоящем, единственно реальном времени его объективного существования. Но в более точном смысле настоящее экстериоризированного (выражаемого во вне, внешним образом) человеческого и социально-исторического времени представляет собой единство прошлого, настоящего и будущего, поскольку практически все окружающее заключает в себе и свое, хотя и не стопроцентное прошлое и свое, также не стопроцентное будущее. Во внутреннем мире человека бытует субъективное или экзистенциальное время, в котором связь времен оказывается еще более сложной. Однако очевидно, что наша память и воображение имеют прямое отношение соответственно к прошлому и будущему

   2. Человек  свободен по-своему чувствовать,  переживать, воспринимать жизнь,  и потому он ответственен за  свои поступки.

   3. Природа  человека не может быть определена  исчерпывающим образом, поскольку ее сущностной чертой является не только то, что делает человек, но и то, как он это делает. Человек – это не только то, что он есть, но и то, кем он может быть, т.е. он не просто субстанция, но и проект, становление, обещание, надежда, мечта и идеал. Он стремится к развитию, и возможности его роста, прорыва за границы уже существующего беспредельны.

   4. Человек  должен признавать за другими  право самостоятельно и свободно  творить свою жизнь, ценить  внутренний мир другого человека.

   5. Любой  опыт в жизни человека, даже  оцениваемый личностью как негативный, – это полезный, значимый и  уже неотъемлемый от внутренней  жизни индивидуальный опыт человека, достойный уважения и признания  – по крайней мере, как урок, который нам, возможно, дорого стоил, но который предохраняет нас от многих ошибок в настоящем и будущем.  

   4.Дайте  развернутое определение  личности, группы, мотивации  в гуманистической  психологии.

       Личность – уникальная целостная система, которая представляет собой не нечто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации, присущую только человеку. Теоретики – гуманисты подчеркивают, что каждый человек является архитектором своего поведения и жизненного опыта. Люди – мыслящие существа, свободно решающие и выбирающие свои действия. Таким образом, гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор из предоставленных возможностей.  

   Мотивация - в качестве основной движущей силы функционирования личности рассматривается тенденция к самоактуализации или потребность человека реализовать свои врожденные потенциальные возможности, (или самореализация врождённых, потенциальных возможностей человека, рассматриваемого как единое, интегрированное целое).  Вопрос о мотивации, возможно, является наиболее важным во всей персонологии. Маслоу полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Действительно, мотивационные процессы являются сердцевиной гуманистической теории личности. Маслоу описал человека как "желающее существо", который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, когда (и если) оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека. Когда человек удовлетворяет и ее, еще одна шумно требует удовлетворения. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают.

   Группа  – совокупность свободных, равноправных, уважающих и ценящих внутренний мир друг друга людей. 

   5.На  основании прочитанных  работ сформулируйте  и запишите следующие  определения: трансактный анализ, самоактуализация, идеографический подход.

   Трансактный анализ — это рациональный метод понимания поведения, основанный на заключении, что каждый человек может научиться доверять себе, думать за себя, принимать самостоятельные решения, и открыто выражать свои чувства. Его принципы могут применяться на работе, дома, в школе, с соседями — везде, где люди имеют дело с людьми. Трансактный анализ  представляет собой психологическую модель, служащую для описания и анализа поведения человека — как индивидуально, так и в составе групп. Данная модель включает философию, теорию и методы, позволяющие людям понять самих себя и особенность своего взаимодействия с окружающими.

   Самоактуализация - (от лат. actualis — действительный, настоящий) — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается на роль главного мотивационного фактора. Подлинная самоактуализация предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий.

   Самоактуализация - это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т.п., как более полное познание и, стало быть, принятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности.

   Идеографический подход - Подход к изучению личности, при котором используются уникальные диагностические материалы, применяется уникальная последовательность диагностических процедур, так как сама уникальность каждого человека постулируется изначально и является приоритетной целью исследования. 

   6.Раскрой  смысл теории «Z» и самоактуализации А.Маслоу.

   Маслоу  заложил основные принципы гуманистической  психологии, предложив в качестве модели личность ответственного человека, свободно делающего свой жизненный выбор. Избегание свободы и ответственности не дает возможности достичь подлинности, аутентичности. Нецелесообразно сосредотачивать свое внимание на детальном анализе отдельных событий, реакций, переживаний; следует изучать каждого человека как единое, уникальное, организованное целое.

Информация о работе Гуманистическая психология