Автор: Евгения Павловская, 10 Октября 2010 в 13:07, контрольная работа
Гуманистическая психология была названа А.Маслоу «третьей психологической силой». Тем самым подчеркивался характер ее противостояния бихевиоризму и психоанализу.
Теоретики – гуманисты подчеркивают, что каждый человек является архитектором своего поведения и жизненного опыта. Люди – мыслящие существа, свободно решающие и выбирающие свои действия. Таким образом, гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор из предоставленных возможностей. Наиболее важная концепция, которую почерпнули гуманистические психологи у философов-экзистенциалистов – это концепция становления. Человек никогда не бывает, статичен, он всегда в динамике, в движении. Как свободное существо человек ответственен за реализацию наибольшего числа жизненных возможностей. С гуманистической точки зрения поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей, и, даже большего, чем удовлетворение социальных потребностей. Часто люди отказываются от становления, отрицая заложенную в них возможность полноценного человеческого существования, некоторым не хватает мужества настоять на своем, иные предпочитают принять то, что говорят друзья и родители, общество в целом. Преодоление этой проблемы может побудить человека сделать что-нибудь стоящее. Люди должны принять на себя ответственность за выбор и направление своей судьбы, так как они ответственны за одну единственную жизнь – свою собственную. Кроме того, экзистенциальная философия дала возможность развиться феноменологическому направлению в психологии. В центре внимания этого направления – понимание того, что человеку открыта скорее субъективная реальность, чем объективная. Субъективный опыт – основной феномен в изучении и понимании человека и человечества. Внешнее поведение является вторичным по отношению к непосредственному опыту и его переживанию. Ничто не заменит опыт и его переживание. В центр внимания Г.Олпорта попала, прежде всего, устремленность человека в будущее, свободная реализация потенций. Для А. Маслоу отправными точками являются творчество и потребность в самоактуализации каждого человека. Для К. Роджерса – укрепление веры в себя и возможности достижения идеального «Я». На основе теории и практики этих ученых развились психотерапевтические направления, получившие названия «личностно-центрированной терапии», «экзистенциальной терапии», «логотерапии» и др.
1.Какова философская основа гуманистической ориентации?
2.Назовите основных представителей гуманистической ориентации и проблематику их работ.
3.Перечислите основные принципы гуманистической психологии.
4.Дайте развернутое определение личности, группы, мотивации в гуманистической психологии.
5.На основании прочитанных работ сформулируйте и запишите следующие определения: трансактный анализ, самоактуализация, идеографический подход.
6.Раскрой смысл теории «Z» и самоактуализации А.Маслоу.
7.В чём отличие идеографического подхода Г.Олпорта от господствовавшего в психодиагностике номотетического подхода.
8.Дайте характеристику феноменологическому подходу Р.Мэя.
9.Сравнительно проанализируйте Я-концепции З.Фрейда, Э.Берна, Ф.Перлса.
10.Охарактеризуйте концепцию манипулирования Э.Шострома и приведите примеры манипуляций в различных сферах жизни.
11.Вчём гуманизм психоанализа Э.Фромма?
12.Дайте характеристику основным методам исследования в гуманистической ориентации.
13. В чем заключается гуманизм гуманистической психологии?
14.Каковы типичные для гуманистической ориентации методы оказания психологической помощи?
15. Подробно осветите методы групповой работы в гуманистической ориентации. В чем суть клиентоцентрированного подхода в групповой работе?
16. В чём достижения и недостатки гуманистической ориентации в социальной психологии?
17.Какие современные теории, созданные в рамках гуманистической парадигмы, Вы знаете?
18.Проанализируйте в рамках гуманистической парадигмы проблемы: одиночества, заниженной самооценки, непослушания детей, не складывающихся отношений с лицами противоположного пола: причины, проявления, способы коррекции.
Содержание
1.Какова философская основа гуманистической ориентации?
2.Назовите
основных представителей
3.Перечислите
основные принципы
4.Дайте
развернутое определение
5.На
основании прочитанных работ
сформулируйте и запишите
6.Раскрой смысл теории «Z» и самоактуализации А.Маслоу.
7.В чём отличие идеографического подхода Г.Олпорта от господствовавшего в психодиагностике номотетического подхода.
8.Дайте
характеристику
9.Сравнительно
проанализируйте Я-концепции З.
10.Охарактеризуйте концепцию манипулирования Э.Шострома и приведите примеры манипуляций в различных сферах жизни.
11.Вчём
гуманизм психоанализа Э.
12.Дайте
характеристику основным
13. В чем заключается гуманизм гуманистической психологии?
14.Каковы
типичные для гуманистической
ориентации методы оказания
15.
Подробно осветите методы
16. В чём достижения и недостатки гуманистической ориентации в социальной психологии?
17.Какие
современные теории, созданные в
рамках гуманистической
18.Проанализируйте
в рамках гуманистической
1.Какова философская основа гуманистической ориентации.
Гуманистическая психология предлагает новый подход к изучению человеческой природы. В ее рамках личность рассматривается как уникальная и целостная, открытая, динамичная и нередуцируемая система, находящаяся или способная находиться в процессе постоянного становления. Человек ответственен за реализацию возможностей, предоставляемых ему жизнью. Психология гуманности уделяет особое внимание вопросу о естественных основах человека. Биологические и социальные факторы служат истоком, фоном и средой для развития человека и, по существу, не ограничивают его свободный ценностный выбор и направление развития.
Метаценности и метапотребности (вершинные ценности и потребности) занимают особое место в гуманистической психологии. На огромном эмпирическом материале было доказано, что для сохранения психического здоровья личности необходимо помочь избрать ей такой путь развития, на котором эти ценности и потребности смогут сформироваться и быть реализуемыми. Особую важность и уникальность приобретает в этой связи экзистенциальный (жизненный и осмысленный) опыт каждого индивида.
Психология
человечности помогает решить проблемы
«экзистенциального вакуума» и смысла
жизни человека. В рамках экзистенциально-
Поиски
ответов на фундаментальные вопросы
человеческого существования
2.Назовите основных представителей гуманистической ориентации и проблематику их работ
Гуманистическая психология, одним из основателей которой является К. Роджерс, как научное течение возникла в 50-е годы ХХ века. На основе гуманистической ориентации появилось движение за развитие потенциала человека.
Гуманистическая психология - не столько научная школа, сколько идеологическое движение в рамках общего русла развития психологической науки. Представители гуманистической психологии поставили задачу построить новую, принципиально отличную от естественнонаучной, методологию познания человека. Вместе с тем явно обозначилась неясность перспектив решения этой задачи, обусловленная теоретической разноголосицей внутри самого течения: расхождения между позициями разных авторов-гуманистов нередко оказываются не меньше, чем расхождения, разделяющие гуманистическую психологию и бихевиористский или психоаналитический лагерь.
По той же причине нет и единого мнения о принадлежности к гуманистической психологии целого ряда авторов, в какой-то мере разделяющих ее теоретическую платформу. Это относится к таким крупным ученым, как Г. Мюррей, Г. Олпорт, Ф. Перлз, Э. Фромм и др.
Истоки основных идей в философских традициях гуманистов Возрождения, французского Просвещения, немецкого романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах.
Гуманистическая психология, наряду с психоанализом и бихевиоризмом, является одной из ведущих современных психологических концепций. Хотя гуманистические традиции имеют многовековую историю, формально, это одна из самых “молодых” ветвей психологии - ее рождение относится к началу 60-х гг. нашего века, когда в США начал издаваться “Журнал гуманистической психологии” и была организована “Ассоциация за Гуманистическую Психологию”, вокруг которых первоначально и объединилась группа единомышленников, попытавшихся осуществить “гуманистическую революцию”, - Гордон Олпорт, Абрахам Маслоу, Карл Роджерс и другие. Эта психологическая концепция быстро стала влиятельной силой. Правда, не везде.
Таким образом, в рамках гуманистического подхода можно выделить следующих авторов, которые внесли особый вклад в развитие этого направления:
- А. Маслоу
- К. Роджерс
- В. Франкл
- Ш. Бюлер
- Ф. Бэррон
- Р. Мэй
- С.
Джурард
3.Перечислите основные принципы гуманистической психологии
Основные принципы гуманистической психологии можно свести к следующим положениям.
1. Каждый
человек реально живет только
в настоящем моменте (здесь-и-
2. Человек
свободен по-своему
3. Природа
человека не может быть
4. Человек
должен признавать за другими
право самостоятельно и
5. Любой
опыт в жизни человека, даже
оцениваемый личностью как
4.Дайте развернутое определение личности, группы, мотивации в гуманистической психологии.
Личность – уникальная целостная система,
которая представляет собой не нечто заранее
данное, а открытую возможность самоактуализации,
присущую только человеку. Теоретики –
гуманисты подчеркивают, что каждый человек
является архитектором своего поведения
и жизненного опыта. Люди – мыслящие существа,
свободно решающие и выбирающие свои действия.
Таким образом, гуманистическая психология
в качестве основной модели принимает
ответственного человека, свободно делающего
выбор из предоставленных возможностей.
Мотивация - в качестве основной движущей силы функционирования личности рассматривается тенденция к самоактуализации или потребность человека реализовать свои врожденные потенциальные возможности, (или самореализация врождённых, потенциальных возможностей человека, рассматриваемого как единое, интегрированное целое). Вопрос о мотивации, возможно, является наиболее важным во всей персонологии. Маслоу полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Действительно, мотивационные процессы являются сердцевиной гуманистической теории личности. Маслоу описал человека как "желающее существо", который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, когда (и если) оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека. Когда человек удовлетворяет и ее, еще одна шумно требует удовлетворения. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают.
Группа
– совокупность свободных, равноправных,
уважающих и ценящих внутренний мир друг
друга людей.
5.На основании прочитанных работ сформулируйте и запишите следующие определения: трансактный анализ, самоактуализация, идеографический подход.
Трансактный анализ — это рациональный метод понимания поведения, основанный на заключении, что каждый человек может научиться доверять себе, думать за себя, принимать самостоятельные решения, и открыто выражать свои чувства. Его принципы могут применяться на работе, дома, в школе, с соседями — везде, где люди имеют дело с людьми. Трансактный анализ представляет собой психологическую модель, служащую для описания и анализа поведения человека — как индивидуально, так и в составе групп. Данная модель включает философию, теорию и методы, позволяющие людям понять самих себя и особенность своего взаимодействия с окружающими.
Самоактуализация - (от лат. actualis — действительный, настоящий) — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается на роль главного мотивационного фактора. Подлинная самоактуализация предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий.
Самоактуализация - это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т.п., как более полное познание и, стало быть, принятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности.
Идеографический
подход - Подход к изучению личности,
при котором используются уникальные
диагностические материалы, применяется
уникальная последовательность диагностических
процедур, так как сама уникальность каждого
человека постулируется изначально и
является приоритетной целью исследования.
6.Раскрой смысл теории «Z» и самоактуализации А.Маслоу.
Маслоу заложил основные принципы гуманистической психологии, предложив в качестве модели личность ответственного человека, свободно делающего свой жизненный выбор. Избегание свободы и ответственности не дает возможности достичь подлинности, аутентичности. Нецелесообразно сосредотачивать свое внимание на детальном анализе отдельных событий, реакций, переживаний; следует изучать каждого человека как единое, уникальное, организованное целое.