Групповая сплоченность

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

В условиях организации современного общества постоянно растет интерес к явлению сплоченности и социально-психологического климата группы. Актуальность данной проблемы диктуется прежде всего возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний.
Актуальность данной проблемы диктуется запросами практики, обусловленные усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использования воспитательных и психотерапевтических воздействий.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа .Царь..docx

— 67.75 Кб (Скачать)

ВЫВОДЫ

Групповая сплоченность – является показателем прочности, устойчивости и слаженности работы коллектива, основанная на межличностных взаимоотношениях между людьми, которые характеризуются взаимной всесторонней симпатией членов группы и удовлетворенностью членством в ней. Определение групповой сплоченности говорит о том, что чем выше групповая сплоченность, тем выше эффективность работы. Когда группа сплочена, все ее члены активно работают, всеми силами поддерживая остальных членов и поощряя их самоотверженную преданность группе и ее интересам. Тем самым они защищают друг друга от общей угрозы, и гарантируют безопасность коллективных источников духовного и материального благосостояния. При слабой сплоченности в группе интерес к эволюции и процветанию группы пропадает, забота об утрате ее позиций и "лица" в целом уходит на второй план и вероятность плодотворных совместных действий членов группы уменьшается.

Групповую сплоченность можно наблюдать в разных возрастных группах, в том числе и в неформальных компаниях подростков, которые ищут любую возможность, чтобы собраться, даже когда этим "сборищам" активно мешают родители. Групповая сплоченность существует и в формально организованных группах, например, в профессиональных спортивных командах, военных или полицейских отрядах, члены которых идут на существенные жертвы, чтобы помочь друг другу в выполнении общей миссии. Однако в большинстве организованных объединений групповая сплоченность не характеризуется ни неблагоприятной обстановкой, ни великими потрясениями. Члены группы могут регулярно встречаться, делиться опытом, обмениваться информацией и оказывать друг другу практическую помощь.

Таким образом, развитие сплоченности, улучшение  социально-психологического климата, формирование позитивных групповых  норм важны не только для развития группы, но и для успешной учебной  деятельности.

Социально-психологический  климат определяют как преобладающий  в коллективе относительно устойчивый психологический настрой участников группы, проявляющийся в многообразных формах их деятельности. Формируясь на основе эмоциональных и трудовых отношений в группе, индивидуальных ценностных ориентации, социально-психологический климат, в свою очередь, и сам определяет систему отношений членов  группы  друг к другу, к своему труду, ко всем другим формам жизнедеятельности (к быту, досугу и др.).

Социально-психологический  климат как качественная сторона  межличностных отношений проявляется  в виде совокупности психологических  условий, способствующих или препятствующих продуктивной деятельности и развитию личности в группе.

Педагог может влиять на атмосферу, а, изменяя  ее, улучшая ее, и каждый раз воссоздавая  ее в благоприятных характеристиках, он, конечным порядком, создает климат, как длительную и устойчивую атрибутику группы.

     Неблагоприятное состояние ребенка препятствует свободному развитию его ценностных отношений. Поэтому педагог, прежде всего, направляет свои профессиональные усилия на создание психологической  атмосферы группы.

     Важным  фактором благополучия психологического климата являются отношения учителя  с группой воспитанников, что  выражается в стиле руководства  группой и стиле педагогического  общения. 

Список  использованной литературы

  1. Адлер Н., «Женщины-управляющие в различных странах» - М.,1993;
  2. Андреева Г.М., «Социальная психология» – М, 2009;
  3. Андреева Г.М., «Социальная психология сегодня. Поиски и размышления» – М.,2009;
  4. Аникеева Н.П., «Учителю о психологическом климате в коллективе» – М., 1993;
  5. Аникеева Н.П., « Психологический климат в коллективе» – М., 2002;
  6. Быков А.В., «Качества личности руководителя и успех деятельности» – М., 2001;
  7. Вачков И.В., «Основы технологии группового тренинга» - М., 1999;
  8. Волков И.П., «Социометрические методы в социально-психологических исследованиях» – С-П, 1998;
  9. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П., «Основы конструктивного общения» - Новосибирск, 1997;
  10. Зандер А., «Психология групповых процессов» - 1979;
  11. Журавлев А.Л., «Социальная психология» - Москва, 2002;
  12. Квитко В.Я., «Социально-психологический климат производственной бригады»  -  Кишинёв, 1981;
  13. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М., «Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов» — М., 2001;
  14. Личко А.Е, «Психопатии и акцентуации личности у подростков», Изд. 2-е доп. и перераб.,  Л., 1983;
  15. Лисина М.И. «Проблема онтогенеза общения»  - М.,1986;
  1. Парыгин Б.Д. , « Социально-психологический климат коллектива» - М., 1981»
  1. Петровский А.В., Ярошевский М.Г, «Основы теоретической психлогии» - М., 1998;
  1. Пидкасистый П.И., «Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей». – М., 1998;

Информация о работе Групповая сплоченность