Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:20, курсовая работа
В условиях организации современного общества постоянно растет интерес к явлению сплоченности и социально-психологического климата группы. Актуальность данной проблемы диктуется прежде всего возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний.
Актуальность данной проблемы диктуется запросами практики, обусловленные усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использования воспитательных и психотерапевтических воздействий.
Можно заметить, что перечисленные выше факторы и последствия сплоченности (или, что в данном случае одно и то же, симпатии, аттракции) носят выраженный эмпирический, а потому во многом случайный характер. И, кроме того, сплоченность в представленной выше трактовке выступает как сугубо эмоциональный феномен, что, разумеется, явно недостаточно для объяснения причин единения социальной группы.
Впрочем, подобное понимание сплоченности типично и для более поздних зарубежных работ. Сошлемся на итоговую публикацию по групповой сплоченности такого специалиста в области групповой динамики, как А. Зандер (Зандер, 1979). По его мнению, сплоченность основывается на притягательности (буквально — аттрактивное) группы для тех, кто в ней находится. Поэтому ученый строит свой анализ по уже традиционной схеме выделения детерминантов межличностной аттракции, рассматриваемых в качестве причин групповой сплоченности.
Трактовка сплоченности как преимущественно эмоционального феномена межличностных отношений присуща, однако, не только многим зарубежным исследователям. Обзор отечественных работ в этой области групповой психологии, выполненный А. И. Донцовым (Донцов, 1979), также обнаруживает целый ряд попыток «эмоционального» подхода к проблеме. Правда, отечественные авторы не пользуются понятием аттракции. Сплоченность описывается в их исследованиях как социометрический феномен, операционально выражаемый соотношением ингрупповых (в пользу собственной группы) и аутгрупповых (в пользу какихто внешних групп) социометрических выборов (Паниотто, 1975), что квалифицируется специалистами в качестве одного из проявлений межличностной аттракции.
Д. Картрайт, предложил, пожалуй, наиболее развернутую модель групповой сплоченности, в основу которой положено представление о сплоченности как некой результирующей сил, или мотивов, побуждающих индивидов к сохранению членства в данной конкретной группе.
Совокупность этих сил, иными словами, детерминантов сплоченности, представлена в модели следующим набором переменных:
- мотивационная основа тяготения субъекта к группе, включающая в себя совокупность его потребностей и ценностей;
- побудительные свойства группы, отраженные в ее целях, программах, характеристиках ее членов, способе действия, престиже и других признаках, важных для мотивационной основы субъекта;
- ожидания субъекта, или субъективная вероятность того, что членство будет иметь для него благоприятные или отрицательные последствия;
- индивидуальный уровень сравнения — некоторая усредненная субъективная оценка последствий пребывания человека в разных социальных группах (Кричевский, 1973).
Показательно, что в приведенной выше модели мотивация членства рассматривается не как обусловленная, согласно мнению ряда авторов, исключительно свойствами самих групп, но в тесной связи с другими переменными, преимущественно относящимися к личностным особенностям их членов. При этом Д. Картрайт подчеркивает, что определенные характеристики группы будут иметь побудительную силу для субъекта лишь в том случае, если они отвечают соответствующим потребностям, входящим в его мотивационную основу тяготения к группе. К сожалению, как и в то время, когда писалась работа Д. Картрайта, так и сейчас вопрос о соотношении указанных двух типов переменных (характеристики группы и потребности ее членов) можно смело отнести к категории малоизученных.
Основное
внимание среди приведенных выше
детерминантов сплоченности в рассматриваемой
модели уделено побудительным
- привлекательность членов группы (т.е. степень симпатии, испытываемой к ним окружающими);
- сходство между членами группы (чаще всего в ценностях и установках);
- особенности групповых целей (их соответствие потребностям членов группы, четкость постановки, успех группы в их достижении);
- своеобразие взаимосвязи членов группы (чаще всего речь здесь идет о позитивных последствиях кооперативной стратегии и негативных последствиях конкурентной стратегии поведения членов группы);
- удовлетворенность групповой деятельностью (как часть общей удовлетворенности трудом);
- характер руководства и принятия решений (имеются в виду стили руководства и действительное участие индивидов в выработке групповых решений, характерное для демократического руководства);
- структурные свойства группы (имеются в виду главным образом модели коммуникативных сетей и статусноролевые аспекты структуры);
- групповая атмосфера (ее аналогом, как правило, являются особенности межличностных отношений, складывающихся между членами группы, эмоциональная окраска этих отношений);
- величина группы (хотя наблюдаемая тенденция гласит, что по мере возрастания объема группы ее сплоченность снижается, какие-либо четкие количественные показатели на этот счет пока отсутствуют).
Почему же в таком случае модель Д. Картрайта относится нами, как уже говорилось выше, к числу довольно интересных попыток изучения обсуждаемого феномена? А потому, что в ней, пускай отчасти даже в имплицитной форме, содержится несколько полезных для построения будущих исследовательских подходов идей. Мы имеем в виду
Во-первых,
обращение к мотивационной
Во-вторых, указание на разнохарактерную (при более содержательном, системном анализе — многомерную) природу детерминации групповой сплоченности;
В-третьих,
подчеркивание взаимосвязи
Сплоченность
как ценностно-ориентационное единство
членов группы. В описании двух предыдущих
моделей сплоченности нетрудно найти
нечто общее, а именно — присущее
им акцентирование преимущественно
эмоциональной природы
Следует, однако, заметить, что сама по себе идея рассмотрения сходства, или единства, ряда личностных особенностей членов группы (например, их мнений, ценностей, установок) в контексте проблемы сплоченности не нова. Мысль о том, что сходство индивидов во мнениях, ценностях, установках есть одно из условий их взаимного тяготения, а значит (согласно Д. Картрайту), и роста мотивации группового членства, и в свою очередь сплоченности, высказывалась в зарубежной литературе еще в начале 50х годов. Она связана в первую очередь с классическими исследованиями Л. Фестингера и Т. Ньюкома.
Однако анализ подобного рода сходства замыкается в работах упомянутых авторов главным образом на переменных эмоционального типа. Так, согласно Т. Ньюкому, сходство в установках ведет к росту межличностной аттракции, а по логике теории процессов социального сравнения Л. Фестингера, сходство во мнениях способствует образованию неформальных (психологических) групп.
Т. Ньюком использует понятие "согласие" (consensus) для анализа коллективной сплоченности, имея в виду сходство суждений индивидов в отношении объектов ориентации: "Под понятием "согласие" я подразумеваю наличие между несколькими личностями схожих ориентаций в отношении чего-либо".
Уровнем согласия Т. Ньюком определяет сплоченность любого коллектива. Однако здесь согласие связывается лишь с частотой связей, и круг, таким образом, снова замыкается, а сплоченность вновь приводится к эмоционально-психологическим характеристикам. Коммуникация в любой форме, считает Ньюком, в своем следствии имеет рост степени согласия. Согласие определяется также одной из коллективных характеристик, характеризующих механизм образования норм, или способ трансляции нравов обычаев из поколения в поколение. Но и в таких случаях согласие находит связь с теорией взаимодействия и коммуникации. Поэтому, делая попытки измерить степень согласия, существующую между членами группы, операционально, исследователи, как правило, испытывают неудовлетворенность, так как вынуждены опять и опять анализировать число коммуникаций, их продолжительность и силы. Причиной такой неудовлетворенности является подход к изучению сплоченности, игнорирующий социальную основу процессов внутри группы, природу их деятельности.
Так групповая сплоченность рассмотрена большим количеством социальных психологов в первую очередь как согласие и взаимная привлекательность, касательно главных объектов ориентации. На первый взгляд, с этим сложно поспорить. Однако, указав на сходство позиций и установок среди членов коллектива как неотъемлемый ее признак, Т. Ньюком, Р. Бейлс, Г. Хомманс и другие психологи, тем не менее, по сути, игнорируют его в методологии исследования, говоря о том, что сходство позиций членов коллектива, в конечном счете, основывается на частоте их общения. Качественные характеристики коллектива определены последствиями и условиями коммуникативных актов, говорит Ньюком.
Констатация того, что согласие - это условие сплоченности индивидов, не вызывает сомнений. Вопрос заключается в другом: в отношении к чему есть необходимость согласия как источника сплоченности коллектива, что определяет само согласие, как его измерять, всели случаи согласия в отношении к тем или иным объектов ориентации должны и могут говорить о групповой сплоченности, наконец, как просматривается связь согласия с другими параметрами межличностных отношений.
Концепция
коллективной сплоченности, принятая
традиционной социальной психологией,
оказалась неспособной к
В
ином аспекте рассматривается
В рамках рассматриваемого подхода А. И. Донцовым выделена одна из высших форм ценностно-ориентационного единства в группе — предметно-ценностное единство, в котором отражено совпадение ценностных ориентации членов группы, касающихся предмета совместной групповой деятельности, и эмпирически показана правомерность подобного понимания сплоченности.
Как видно из приведенных выше материалов, трактовка сплоченности как ценностно-ориентационного единства, в особенности в наиболее ярко проступающих деятельностно детерминированных его образцах (например, в форме предметно-ценностного единства), практически элиминирует из анализа этого группового феномена эмоциональную его составляющую. Точнее будет сказать, что эта составляющая принимается во внимание, но, как подчеркивают сторонники обсуждаемого подхода, лишь применительно к поверхностному слою внутригрупповых отношений, каковым является третий психологический уровень групповой структуры в концептуальной схеме А. В. Петровского.
В 70е годы в обзорной статье, посвященной анализу разработки проблемы сплоченности в зарубежной социальной психологии, было отмечено, что «стремление объяснить феномен групповой сплоченности тем, насколько симпатичны члены данной группы (тенденция, характерная для многих исследователей малых групп), вызывает справедливые возражения» (Кричевский, 1973).
С
этим высказыванием спустя некоторое
время полемизировали один из первых
отечественных космонавтов А. А.
Леонов и врач-исследователь В. И.
Лебедев, обсуждавшие психологические
аспекты комплектования экипажа
космонавтов. Они писали: «Мы согласны
с мнением, что при комплектовании
экипажа нельзя ориентироваться
только на взаимную симпатию. Однако хотим
подчеркнуть, что производить подбор
экипажа только на основании общности
цели, профессиональной подготовленности,
способности работать в экстремальных
условиях без учета взаимной симпатии,
сходства во взглядах, возрасте, интересах
и т.д. также будет неправильно.
Если не будут учитываться эти
компоненты, то во взаимоотношениях членов
экипажа может появиться