Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:20, курсовая работа
В условиях организации современного общества постоянно растет интерес к явлению сплоченности и социально-психологического климата группы. Актуальность данной проблемы диктуется прежде всего возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний.
Актуальность данной проблемы диктуется запросами практики, обусловленные усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использования воспитательных и психотерапевтических воздействий.
Литературные
данные указывают на сложную природу
такой интегративной
1.2. Проблема психологического климата в группе.
Совершенствование
социально-психологического климата
группы - это задача развертывания
социального и психологического
потенциала общества и личности, создания
наиболее полнокровного образа жизни
людей. Социально-психологический
Значимость социально-психологического
климата определяется также тем, что он
способен выступать в качестве фактора
эффективности тех или иных социальных
явлений и процессов, служить показателем,
как их состояния, так и их изменения под
влиянием социального и научно-технического
прогресса. Социально-психологический
климат выступает также в качестве полифункционального
показателя уровня психологической включенности
человека в деятельность, меры психологической
эффективности этой деятельности, уровня
психического потенциала личности и коллектива,
масштаба и глубины барьеров, лежащих
на пути реализации психологических резервов
группы. Благоприятная атмосфера в группе
не только продуктивно влияет на результаты
ее, но и перестраивает человека, формирует
его новые возможности и проявляет потенциальные[16].
Социально-психологический
климат определяют как преобладающий
в коллективе относительно устойчивый
психологический настрой
Факторы на него влияющие:
1. Макросреда - общественная формация.
2. Микросреда - нравственное окружение личности.
3.
Индивидуальные особенности
4.
Характер руководства группой[
В психологию понятие «климат» пришло из метеорологии и географии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует невидимую, тонкую, деликатную, психологическую сторону взаимоотношений между людьми. В отечественной социальной психологии впервые термин «психологический климат» использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы. Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель.
Существуют несколько определений понятия социально- психологический климат. Так, Е.С. Кузьмин считает, что понятие психологический климат отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе.( Кузьмин Е.С.)
Б.Ф.Ломов
включает в понятие психологический
климат систему межличностных
В.М.Шепель одним из первых попытался раскрыть содержание понятия социально-психологический климат как эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, возникающей на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов и склонностей. Он также выделил в этом понятии три «климатические зоны»: 1) социальный климат, который определяется тем, насколько на данном предприятии высока осознанность работниками общих целей и задач, насколько здесь гарантировано соблюдение всех конституционных прав работников как граждан, 2) моральный климат, который определяется моральными ценностями общепринятыми в данном коллективе и 3) психологический климат, то есть неофициальная атмосфера, которая складывается между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат- это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального. ( Шепель В.М., 1974)
Р.Х. Шакуров
рассматривает понятие
По мнению К.К. Платонова и В.Г. Казакова, социально-психологический климат - это такое свойство группы, которое определяется межличностными отношениями, создающими стойкие групповые настроения и мысли от которых зависит степень активности в достижении целей, стоящих перед группой. ( Платонов К.К., Казаков В.Г.)
В социально-психологическом климате Б.Д. Парыгин видит не просто сумму психических составляющих его индивидов, а мощный фактор усиления психологического настроя членов коллектива. ( Парыгин Б.Д. )
Анализ
различных точек зрения на содержание
понятия социально-
Наряду с понятием социально-психологический климат используются понятия: морально-психологический климат, психологический настрой, психологическая совместимость, социологический микроклимат, психология коллектива и другие. Различия в терминах сопровождаются различиями в понимании сущности этого явления.
Обычно
в качестве определения данного
понятия использовались следующие
критерии выделения социально-
Изучение
социально-психологического климата
в отечественной и зарубежной
психологии основывалось на общих методологических
принципах развития и создания групповых
отношений, но существенным отличием является
историческая обусловленность рассмотрение
данного понятия. Так в зарубежной
психологии большое значение придавалось
промежуточным психологическим
процессам, посредством которых
индивид переводит
При
всем при этом стоит отметить, что
многообразие определения понятия
«социально-психологический
Направление, давшее основу для изучения социально-психологического климата в зарубежной психологии, обозначается как интеракционистская концепция групповых отношений или теория ролей. Его родоначальником считается американский социолог и социопсихолог Джордж Герберт Мид.
Основой данного подхода является то, что люди реагируют на окружающую среду и других людей в зависимости от трактовок или значений символов, которыми они наделяют свое окружение. Эти значения являются результатом межличностного взаимодействия (интеракции) и подвержены изменениям в результате индивидуального восприятия в рамках такого взаимодействия. Основной принцип интеракционизма в том, что человек воспринимает и оценивает себя в соответствии с оценками других, т.е. личность становится для себя тем, что она есть через то, что она представляет из себя для других в социальном мире. В рамках символического интеракционизма были введены такие понятия, как «роль», «принятие роли», которые позволяют анализировать и предсказывать поведение людей в сложной социальной среде.
Следующее направление в изучении основ психологического климата в зарубежной психологии представлено социометрическими исследованиями внутригрупповых отношений.
Основы данной теоретической концепции восходят к исследованиям межличностных отношений в группах Якоба Леви Морено. Основной идеей являлось, что в обществе можно выделить две структуры отношений:
Согласно
Морено основной задачей данной концепции
являлось измерение неких простейших
элементов человеческого
Первый
подход основывается на принципе деятельности
и рассматривается «
При
этом наиболее значимыми являются показатели
отношений первой и второй страты,
которые указывают на явную социально-
Организационно-
Л.П. Буева и Е.С. Кузьмин климат рассматривается как общественно-психологический феномен, как состояние коллективного сознания. Климат – отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирования. Под социально-психологическим климатом необходимо понимать такое социально-психологическое состояние первичного трудового коллектива, которое отражает характер, содержание и направленность реальной психологии членов коллектива.
А.А. Русалинова и А.Н. Лутошкин подчеркивают, что сущностной характеристикой социально-психологического климата является общий эмоционально-психологический настрой коллектива. Климат – настроение группы людей.