Групповая сплоченность

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

В условиях организации современного общества постоянно растет интерес к явлению сплоченности и социально-психологического климата группы. Актуальность данной проблемы диктуется прежде всего возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний.
Актуальность данной проблемы диктуется запросами практики, обусловленные усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использования воспитательных и психотерапевтических воздействий.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа .Царь..docx

— 67.75 Кб (Скачать)

     Литературные  данные указывают на сложную природу  такой интегративной характеристики группы, как ее сплоченность, обусловленную  сопряженностью многих детерминирующих  факторов: межгрупповых, групповых, личностных. В свою очередь последствия сплоченности ощутимо сказываются на различных  сторонах жизни группы: от личной адаптации  ее членов до общей продуктивности группы[13]. 
 
 

1.2. Проблема психологического климата в группе.

Совершенствование социально-психологического климата  группы - это задача развертывания  социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни  людей. Социально-психологический климат является показателем уровня социального  развития группы и его психологических  резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания  социальных факторов в структуре  производства, с совершенствованием как организации, так и условий труда. От уровня оптимальности социально-психологического климата каждого отдельного трудового коллектива во многом зависит и общая социально-политическая, идеологическая атмосфера общества, страны в целом.  
Значимость социально-психологического климата определяется также тем, что он способен выступать в качестве фактора эффективности тех или иных социальных явлений и процессов, служить показателем, как их состояния, так и их изменения под влиянием социального и научно-технического прогресса. Социально-психологический климат выступает также в качестве полифункционального показателя уровня психологической включенности человека в деятельность, меры психологической эффективности этой деятельности, уровня психического потенциала личности и коллектива, масштаба и глубины барьеров, лежащих на пути реализации психологических резервов группы. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные[16].

Социально-психологический  климат определяют как преобладающий  в коллективе относительно устойчивый психологический настрой участников группы, проявляющийся в многообразных формах их деятельности. Формируясь на основе эмоциональных и трудовых отношений в группе, индивидуальных ценностных ориентации, социально-психологический климат, в свою очередь, и сам определяет систему отношений членов  группы  друг к другу, к своему труду, ко всем другим формам жизнедеятельности (к быту, досугу и др.).

Факторы на него влияющие:

     1. Макросреда - общественная формация.

     2. Микросреда - нравственное окружение  личности.

     3. Индивидуальные особенности членов  коллектива.

     4. Характер руководства группой[9].

В психологию понятие «климат» пришло из метеорологии и географии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует  невидимую, тонкую, деликатную, психологическую  сторону взаимоотношений между  людьми. В отечественной социальной психологии впервые термин «психологический климат» использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы. Одним из первых  раскрыл содержание социально-психологического климата  В.М. Шепель.

Существуют  несколько определений понятия  социально- психологический климат. Так, Е.С. Кузьмин считает, что понятие психологический климат отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе.( Кузьмин Е.С.)  

Б.Ф.Ломов  включает в понятие психологический  климат систему межличностных отношений, психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба); психологические механизмы взаимодействия между людьми (подражание, сопереживание, содействие) ; систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива.

В.М.Шепель одним из первых попытался раскрыть содержание понятия социально-психологический климат как эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, возникающей на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов и склонностей. Он также выделил в этом понятии три «климатические зоны»: 1) социальный климат, который определяется тем, насколько на данном предприятии высока осознанность работниками общих целей и задач, насколько здесь гарантировано соблюдение всех конституционных прав работников как граждан, 2) моральный климат, который определяется моральными ценностями общепринятыми в данном коллективе и 3) психологический климат, то есть неофициальная атмосфера, которая складывается между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат- это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального. ( Шепель В.М., 1974)

Р.Х. Шакуров  рассматривает понятие психологического климата с двух его сторон: психологической, которая раскрывается в эмоциональных, волевых, интеллектуальных состояниях и свойствах группы и социально-психологической, которая проявляется в интегративных  особенностях психологии группы, значимых для сохранения ее целостности и  для ее функционирования как самостоятельного объединения людей. ( Шакуров Р.Х. )         

По мнению К.К. Платонова и В.Г. Казакова, социально-психологический  климат - это такое свойство группы, которое определяется межличностными отношениями, создающими стойкие групповые  настроения и мысли от которых  зависит степень активности в  достижении целей, стоящих перед  группой. ( Платонов К.К., Казаков В.Г.)

В социально-психологическом  климате Б.Д. Парыгин видит не просто сумму психических составляющих его индивидов, а мощный фактор усиления психологического настроя членов коллектива. ( Парыгин Б.Д. )

Анализ  различных точек зрения на содержание понятия социально-психологического климата позволяет сделать вывод, что он представляет собой полифункциональное социально-психологическое образование, которым опосредуется любая деятельность коллектива (группы). Специфика его состоит в том, что он представляет собой интегральную и динамическую характеристику психических состояний всех членов коллектива.

 Наряду с понятием социально-психологический климат используются понятия: морально-психологический климат, психологический настрой, психологическая совместимость, социологический микроклимат, психология коллектива и другие. Различия в терминах сопровождаются различиями в понимании сущности этого явления.

     Обычно  в качестве определения данного  понятия использовались следующие  критерии выделения социально-психологического климата: частота и продолжительность  взаимодействия между индивидами в  группе и число составляющих ее членов[5].

     Изучение  социально-психологического климата  в отечественной и зарубежной  психологии основывалось на общих методологических принципах развития и создания групповых  отношений, но существенным отличием является историческая обусловленность рассмотрение данного понятия. Так в зарубежной психологии большое значение придавалось  промежуточным психологическим  процессам, посредством которых  индивид переводит взаимодействие между воспринимаемыми организационными и индивидуальными свойствами в  систему ожиданий, интересов, поведений  и т.д. В отечественной же психологии отдается предпочтение к изучению построения внутригрупповых социальных связей и признание необходимости рассматривать  климат как сложную целостную  систему в динамике и в неразрывном  единстве с процессами развития коллектива. При этом оптимальным может считаться  только такой климат, который обеспечивает достижение коллективом целей, соответствующих целям общества [3].

     При всем при этом стоит отметить, что  многообразие определения понятия  «социально-психологический климат»  вызвано многообразием теоретических  подходов, на базе которых эти определения  сформировались. К началу 70-х годов, как отмечают Р.Л. Кричевский и Е.М. Дубовская, зарубежные авторы насчитывали немало концепций, определивших развитие групповой психологии, в том числе непосредственно и изучение психологического климата в группе.

     Направление, давшее основу для изучения социально-психологического климата в зарубежной психологии, обозначается как интеракционистская концепция групповых отношений или теория ролей. Его родоначальником считается американский социолог и социопсихолог Джордж Герберт Мид.

     Основой данного подхода является то, что  люди реагируют на окружающую среду  и других людей в зависимости  от трактовок или значений символов, которыми они наделяют свое окружение. Эти значения являются результатом  межличностного взаимодействия (интеракции) и подвержены изменениям в результате индивидуального восприятия в рамках такого взаимодействия. Основной принцип  интеракционизма в том, что человек воспринимает и оценивает себя в соответствии с оценками других, т.е. личность становится для себя тем, что она есть через то, что она представляет из себя для других в социальном мире. В рамках символического интеракционизма были введены такие понятия, как «роль», «принятие роли», которые позволяют анализировать и предсказывать поведение людей в сложной социальной среде.

     Следующее направление в изучении основ психологического  климата в зарубежной психологии представлено социометрическими исследованиями внутригрупповых отношений.

     Основы  данной теоретической концепции  восходят к исследованиям межличностных  отношений в группах Якоба Леви Морено. Основной идеей являлось, что в обществе можно выделить две структуры отношений:

  • макроструктуру, которая для Морено, означала «пространственное» размещение индивидов в различных формах их жизнедеятельности;
  • и микроструктуру, что, иными словами, означает структуру психологических отношений индивида с окружающими его людьми.

     Согласно  Морено основной задачей данной концепции  являлось измерение неких простейших элементов человеческого чувства, эмоциональных потоков – названных  им как «теле», направленных от человека к человеку, призванных регулировать уровень групповой сплоченности в макро и микроструктурах. «Теле» также проявляется как проявление индивидами гибкости в межличностных  связях и побуждает индивидов  создавать позитивные или негативные отношения, чем и объясняется  распределение симпатий и антипатий  в группе. Основными показателями стремление группы к сохранению целостности  отношений в макро и микроструктурах  является социально-психологический  климат, который характеризуются  такими составляющими как совместимость, сработанность, сплоченность, контактность, открытость и ответственность. При  этом измеряемая данной концепцией групповая  сплоченность или единство группы –  это один из объединяющих группу процессов, подразумевающих определенную степень  психологической общности, единство членов группы, тесноту и устойчивость межличностных взаимоотношений  и взаимодействия. Явление сплоченности определяется двумя основными факторами: уровнем взаимной симпатии в межличностных  отношениях и степенью эмоциональной  привлекательности группы для ее членов [8].

     Первый  подход основывается на принципе деятельности и рассматривается «стратометрической концепцией коллектива» разработанной А.В. Петровским. Суть данной концепции излагается в предположении, что динамика межличностных отношений в социальных группах может быть проинтерпретирована адекватно лишь при рассмотрении многоуровневой структуры групповых процессов и определении характеристик уровней интрагрупповой активности. Группы высокого уровня развития (в частности коллективы) имеют значительно более дифференцированные по уровням взаимоотношения, чем менее развитые общности (например, группы диффузные). В многоуровневой структуре отношений развитого коллектива можно выделить несколько качественно своеобразных подсистем отношений (страт). В основе, на коей выстраиваются все страты коллектива, лежит групповая деятельность, смысл которой определяется ее содержательными, общественно - экономическими аспектами:

  1. на уровне первой, мотивационной страты – организованы отношения членов группы к целям, задачам, ценностям совместной деятельности;
  2. на уровне второй страты – организованы взаимоотношения, возникающие в связи с содержанием совместной деятельности;
  3. на уровне третьей, поверхностной страты – формируются эмоциональные отношения, в коих не отражаются показатели достижения целей группой.

     При этом наиболее значимыми являются показатели отношений первой и второй страты, которые указывают на явную социально-психологическую  связь между личностями в группе [2].

     Организационно-управленческая концепция Е.С. Кузьмина. Суть концепции сводиться в оптимизации отношений личности и коллектива как субъекта управления, где есть постоянная необходимость в обеспечении нормальной жизнедеятельности данной системы с повторяющими задачами без потерь общего потенциала и атмосферы [6].

      Л.П. Буева и Е.С. Кузьмин климат рассматривается как общественно-психологический феномен, как состояние коллективного сознания. Климат – отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирования. Под социально-психологическим климатом необходимо понимать такое социально-психологическое состояние первичного трудового коллектива, которое отражает характер, содержание и направленность реальной психологии членов коллектива.

    А.А. Русалинова и А.Н. Лутошкин подчеркивают, что сущностной характеристикой социально-психологического климата является общий эмоционально-психологический настрой коллектива. Климат – настроение группы людей.

Информация о работе Групповая сплоченность