Групповая сплоченность

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

В условиях организации современного общества постоянно растет интерес к явлению сплоченности и социально-психологического климата группы. Актуальность данной проблемы диктуется прежде всего возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний.
Актуальность данной проблемы диктуется запросами практики, обусловленные усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использования воспитательных и психотерапевтических воздействий.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа .Царь..docx

— 67.75 Кб (Скачать)

Тема: Групповая сплоченность и психологический климат в группе.

     Введение

     В условиях организации современного общества постоянно растет интерес  к явлению сплоченности и социально-психологического климата группы. Актуальность данной проблемы диктуется прежде всего возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний.

Актуальность  данной проблемы диктуется запросами  практики, обусловленные усилившимся  в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными  проблемами эффективности организации  и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использования  воспитательных и психотерапевтических воздействий. 

     Специальные научные исследования групповой  сплоченности начались в конце сороковых  годов текущего столетия с работ  известного американского исследователя  Л. Фестингера, давшего определение сплоченности как результирующей всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удержать их в ней. Научный интерес, вызванный описанной Л. Фестингером новой групповой характеристикой, ее глубокий теоретический и практический потенциал привели к лавинообразному увеличению количества исследований в рассматриваемой области. Последнее способствовало росту количества предлагаемых авторами определений сплоченности, зачастую несогласующихся между собой. Несогласованность результатов исследований объясняется сложностью и многогранностью объекта исследования. По словам У. Росс Эшби "всякая реальная "машина" имеет бесконечное число переменных, из которых разные наблюдатели (с различными целями) могут, исходя из своих соображений, делать бесконечное число различных выборов...".

    Разные аспекты групповой сплоченности изучали следующие ученые: сплоченность рассматривалась как результат ценностно-ориентационного единства членов группы (А.В. Петровский, В.В. Шпалинский, Л.А. Карпенко, М.Г. Ярошевский, Д.М. Гвишиани и др.); как единство действий (поведения) составляющих ее индивидов (Ю.Л. Неймер, Ю.Е. Дуберман, А.И. Донцов, В.А. Бодров, Н.Ф. Лукьянова и др.); как проявление внутренне-психологического единства и целостности группы (Р.Х. Шакуров, Г.П. Предвечный, Ю.А. Шерковин, Л.И. Уманский и др.). В качестве объекта исследований выступала сплоченность летных экипажей (В.А. Бодров, Н.Ф. Лукьянова), производственных коллективов (А.И. Донцов, Ю.Е. Дуберман, А.С. Леонавичус, Ю.Л. Неймер, А.М. Фуэнтес), ученических коллективов (Р.С. Немов, А.Г. Кирпичник), коллективов вообще как групп высокого уровня развития (А.В. Петровский, М.А.Туревский, В.В. Шпалинскнй), воинских подразделений (Я.В. Подоляк, С.И. Съедин), комсомольских организаций (Л.И. Умайский, А.Н. Лутошкин), педагогических коллективов (Р.Х. Шакуров) и взаимоотношения в спортивной команде (Коломейцев Ю.А.).т. д.

Проблемой социально-психологического климата  группы  занимались Р.С.Немов, А.В.Петровский, В.В.Шпалинский, В.В.Бойко, А.Г.Ковалев, В.Н.Панферов и другие авторы. Среди зарубежных психологов проблемой социально-психологического климата занимались Е.Саут, О.Келлер, Сишор, Р.Мариотт, Р.Камминс, Д.Кинг, У.Шутц и другие зарубежные психологи.

Принимая  во внимание различность результатов  проводившихся исследований и, безусловно, доверяя их научной чистоплотности, можно сделать вывод о том, что групповая сплоченность и психологический климат проявляется в группе различным образом в зависимости от ситуации, в которой находится группа, специфики ее деятельности, коммуникативных качеств ее участников, уровня развития группы и т.п.

Объект : групповая сплоченность и психологический климат в группе.

 Предмет: групповая сплоченность и психологический климат в подростковом возрасте.

Цель : изучить особенности групповой сплоченности и психологического климат в подростковом возрасте.

Задачи:

1.  Провести теоретический обзор по проблематике;

2.  Выявить особенности групповой сплоченности  и психологического климата в группе подростков;

3. Провести психодиагностическое исследование и выявить особенности групповой сплоченности  и психологического климата в подростковом возрасте.

Основная  гипотеза исследования: в подростковом возрасте выявляются свои особенности групповой сплоченности  и психологического климата в группе. ТУТ Я НЕ ЗНАЮ ЧТО ПИСАТЬ.

Методы  исследования:

1.  Метод теоретического обзора литературы

2. Метод экспертной оценки

3. Психодиагностический метод

В качестве основных методик исследования использовались: ТАКИЕ МЕТОДИКИ ПОЙДУТ?

  1. Методика “Экспертная оценка сплоченности учебной группы”.
  2. Методика “Изучение психологического климата в учебной группе”.
  3. Методика “Определение индекса групповой сплоченности Сишора”.
 
 
 
 

Глава 1. Теоретический  подход к изучению групповой сплочённости и психологического климата в группе

1.1. Проблема групповой сплоченности. 

  Условия современной научно-технической революции оказывают большое влияние  на рост интереса к явлению сплоченности и социально-психологического климата группы.  
  Групповая сплоченность – это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой.

В группе, сформированной из незнакомых людей, какая-то часть времени обязательно будет  потрачена на достижение того уровня сплоченности, который необходим  для решения групповых задач. Обобщение имеющихся исследований (А. А. Александров, 1997; Ж. Годфруа, 1992; К. Рудестам, 1993 и др.) позволяет выделить следующие факторы, способствующие групповой сплоченности:

  • совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников группы;
  • достаточный уровень гомогенности состава групп (особенно по возрастному показателю – нежелательно объединять в одной группе лиц старше пятидесяти лет и младше восемнадцати);
  • атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;
  • активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников;
  • привлекательность ведущего как образца, модели оптимально функционирующего участника;
  • квалифицированная работа ведущего, использующего специальные психотехнические приемы и упражнения для усиления сплоченности;
  • наличие другой группы, которая может рассматриваться как соперничающая в каком-то отношении;

       Причинами снижения групповой  сплоченности могут выступить: 

     - возникновение в группе мелких  подгрупп (это особенно вероятно  в группах, превышающих 15 человек;  впрочем, иногда своеобразная соревновательность, появляющаяся между подгруппами, ускоряет групповую динамику);

     - знакомство (дружба, симпатия) между  отдельными членами группы до  начала её образования – это  ведет к сокрытию от остальных  участников группы какой-то частной  информации, к стремлению защитить  друг друга и не вступать  в полемику, к отчуждению такой  диады от группы;

     - отсутствие единой цели, увлекающей  и объединяющей участников, и  совместной деятельности; вялая  групповая динамика.

     Сплоченность  определяет успех групповой работы уже хотя бы потому, что делает группу более устойчивой к ситуациям, сопровождающимся негативными эмоциональными переживаниями, помогает преодолевать кризисы в развитии[7].

Первые  эмпирические исследования групповой сплоченности начались в западной социальной психологии в школе групповой динамики. Л.Фестингер (1950) определял групповую сплоченность как результат влияния всех сил, действующих на членов группы, с тем, чтобы удерживать их в ней. В качестве сил, удерживающих индивида в группе, при этом подходе рассматривались эмоциональная привлекательность группы для ее членов, полезность группы для индивида и связанная с этим удовлетворенность индивидов своим членством в данной группе (Д. Картрайт, А. Зандер, 1968). Уровень сплоченности малой группы определяется частотой и устойчивостью непосредственных межличностных (прежде всего — эмоциональных) контактов в ней. Поэтому изучение групповой сплоченности и влияние на нее, исходя из развиваемых Л.Фестингером представлений, должно осуществляться через изучение коммуникативных взаимодействий между членами группы и влияние на коммуникации в группе.

В качестве основных методических подходов к оценке групповой сплоченности в эмпирических исследованиях малых групп использовалась эмоциональная оценка группы со стороны ее членов с точки зрения ее привлекательности и удовлетворенности членством в группе. Несколько иной методический подход к оценке групповой сплоченности сложился в рамках социометрического направления. Здесь уровень групповой сплоченности связывается с уровнем взаимной эмоциональной привлекательности членов группы и определяется относительным числом (долей) взаимных положительных выборов или позитивных эмоциональных оценок индивидов в группе. Основным методом развития групповой сплоченности, в соответствии со взглядами Д. Морено, является приведение в соответствие «макроструктуры» отношений, то есть пространственно-временных, коммуникативных и функциональных связей в группе, с «микроструктурой», определяемой результатами социометрического исследования[11].

Хотя  сплоченности  группы неоднократно уделялось довольно пристальное  внимание со стороны отечественных  и зарубежных специалистов (Кричевский и Дубовская, 1991), есть все основания утверждать, что в природе этого феномена и по сей день еще очень многое остается неясным. И, вероятно, одним из наиболее веских тому доказательств является факт отсутствия до сих пор (и это за более чем пятидесятилетний период ведущихся в данной области разработок) сколько-нибудь однозначной и удовлетворительной дефиниции сплоченности.

     Ничем иным, как именно трудностями концептуального  характера, объясняется вольное или невольное стремление ряда исследователей сплоченности включить ее анализ в контекст обсуждения других, очевидно, кажущихся им более определенными, феноменов, таких, например, как межличностная аттракция или групповая интеграция (Донцов, 1984). То же самое можно сказать и о попытках изучения сплоченности, используя иные названия феномена — «солидарность», «мораль», «климат», «чувство общности» и т.п[1].

     Сплоченность  как межличностная аттракция. Именно так трактуется сплоченность многими  зарубежными авторами. И, пожалуй, наиболее концентрированно подобное понимание  нашло отражение в свое время  в большой обзорной публикации супругов А. и Б. Лотт, определявших сплоченность как «такое групповое свойство, которое является производным от количества и силы взаимных позитивных установок членов группы» (Лотт и Лотт, 1965). И хотя сами авторы находят определение сплоченности в значениях межличностной симпатии (этот термин используется ими наряду с понятием межличностной аттракции в качестве аналога сплоченности) весьма произвольным актом, тем не менее они считают свой подход вполне правомерным, признавая, правда, что он касается лишь одного из аспектов сплоченности.

     А. и Б. Лотт попытались выделить группу переменных, составляющих, по их мнению, совокупность причин и следствий симпатии (межличностной аттракции, сплоченности) членов малой группы.

     К числу причин симпатии исследователи  относят: частоту взаимодействия индивидов, кооперативный характер их взаимодействия, стиль руководства группой (преимущественно  демократический), фрустрацию и угрозу течению группового процесса (как  следствие межгрупповых отношений), статусные и поведенческие (личностные) характеристики членов группы, разнообразные  проявления сходства между людьми (в  установках, возрасте, профессии, этническом плане и.т.д.), успех в выполнении группового задания и т.д.

     В качестве последствий симпатии (т.е. фактически сплоченности, если следовать  логике рассматриваемого подхода) называются: агрессивное поведение в отношении  несимпатичного группе лица, более  благоприятная оценка членами группы ситуации межличностного взаимодействия, изменения в оценке других лиц (например, люди, к которым индивид питает симпатию, нередко рассматриваются  им как «себеподобные») и во внутригрупповой коммуникации (в ряде случаев, хотя и далеко не всегда, симпатия позитивно коррелирует с частотой коммуникации партнеров), рост конформного поведения, возможное возрастание продуктивности группы (однако в целом между сплоченностью и продуктивностью имеет место скорее криволинейная зависимость, о чем мы еще будем говорить ниже)[10].

Информация о работе Групповая сплоченность