Групповая сплоченность

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

В условиях организации современного общества постоянно растет интерес к явлению сплоченности и социально-психологического климата группы. Актуальность данной проблемы диктуется прежде всего возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний.
Актуальность данной проблемы диктуется запросами практики, обусловленные усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использования воспитательных и психотерапевтических воздействий.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа .Царь..docx

— 67.75 Кб (Скачать)

    В.М. Шепель и В.А. Покровский анализируют социально-психологический климат через стиль взаимоотношений людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. В процессе формирования климата складывается система межличностных отношений, определяющих социальное и психологическое самочувствие каждого члена коллектива.

    В.В. Косолапов и  А.Н. Щербань определяют климат в терминах социальной и психологической совместимости членов коллектива, их морально-психологического единства, сплоченности, наличия общих мнений, обычаев и традиций.

    При изучении климата необходимо иметь  в виду 2 его уровня:

    Первый  уровень – статический, относительно постоянный. Это устойчивые взаимоотношения  членов коллектива, их интерес к  работе и коллегам по труду. На этом уровне социально-психологический  климат понимается как устойчивое, достаточно стабильное состояние коллектива, которое, однажды сформировавшись  способно долгое время не разрушаться  и сохранять свою сущность, несмотря на те трудности, с которыми сталкивается коллектив. С этой точки зрения, сформировать благоприятный климат в коллективах довольно трудно, но в тоже время легче поддерживать его на определенном уровне, уже сформированном ранее.

    Второй  уровень – динамический, меняющийся, колеблющийся. Это каждодневный настрой  работников в процессе работы, их психологическое  настроение. Этот уровень описывается  понятием «психологическая атмосфера». В отличие от социально-психологического климата психологическая атмосфера  характеризуется более быстрыми временными изменениями и меньше осознается людьми. Изменение психологической  атмосферы влияет на настроение и  работоспособность личности в течение  рабочего дня. Изменение же климата  всегда более выражены, заметны, они  осознаются и переживаются людьми более  остро; чаще всего человек успевает адаптироваться к ним.

       Как показал анализ литературы, по многим вопросам, касающимся изучения социально-психологического климата между исследователями также нет полного согласия, начиная с использования самого термина и даваемых ему определений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3. Особенности сплоченности и психологического климата группы в подростковом возрасте.

Вероятно, в любом коллективе (учебном, производственном) возникает вопрос, связанный с  групповой сплоченностью. Вопрос этот важен потому, что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы группы, а также психологический комфорт  каждого ее члена.

Как уже было отмечено, отношения в группе влияют на все стороны жизни, включая учебную деятельность. Так, групповой нормой может стать низкая успеваемость, отсутствие инициативы на уроке, невыполнение домашних заданий. Конфликтные отношения между одноклассниками часто ведут к страху ответов у доски, мешают усвоению материала. Таким образом, развитие сплоченности, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм важны не только для развития группы, но и для успешной учебной деятельности.

         Известно, что изменение сплоченности отражает специфику групповой динамики. Сплоченность определяется как степень, с которой члены группы хотят оставаться в ней, результирующая сил, удерживающих индивида в группе.

Так, на первой стадии развития группы сплоченности как таковой нет, члены коллектива не знакомы или только что познакомились  друг с другом. Отсутствие сплоченности отражается в том, что в группе практически нет межличностного общения, цели перед группой ставятся извне и также извне контролируется их выполнение, не возникает чувства  «мы». На этой стадии в школьном коллективе при возникновении каких-то трудностей ученики обращаются за помощью не друг к другу, а к педагогу. Например, если ученик забыл ручку, он сообщает об этом учителю, педагог просит запасную ручку у кого-то из одноклассников и передает ее ученику.

На следующей  стадии в учебном коллективе появляются подгруппы, завязываются неформальные отношения между отдельными учениками. Как мы видим, на этом этапе формируется  сплоченность, но она не распространяется на группу в целом, а лишь на отдельные  ее составные элементы: пары, тройки. Такие подгруппы в школьном классе часто предопределены местом жительства: дети в школу и из школы добираются вместе, обсуждают какие-то темы, завязываются дружеские отношения. На этой стадии появляется чувство «мы», но это  чувство включает в себя только сформированные пары и тройки.

На третьей  стадии в группе актуализируется  борьба за лидерство. В классе появляются нормы общения, члены коллектива самостоятельно решают возникающие  трудности. Развитие группы на этом этапе  может быть драматичным, если не один, а несколько лидеров претендуют на власть. В этом случае класс может  расколоться на «группы поддержки» лидеров, между ними чаще всего возникает  конфликт. Но даже если лидер один, еще  не вся группа объединяется вокруг него. Чувство «мы» включает в себя не только ближайших друзей, но и  отдельные группировки.

И, наконец, на четвертой стадии развития группы отмечается самая высокая сплоченность, которая проявляется во взаимопомощи, высокой привлекательности группы для ее членов, развитой неформальной структуре. Цели группы интериоризованы школьниками, класс выступает как единое целое. Ученики, говоря «мы», включают в это понятие весь класс, а не отдельную подгруппу.

Таким образом, групповая динамика рассматривается  нами как совокупность динамических процессов, которые происходят в  единицу времени и знаменуют  собой движение группы от стадии к  стадии[15].

     Существует два типа подростковых групп. Одни отличаются однополым составом, наличием постоянного лидера, довольно жестко фиксированной ролью каждого члена, его твердым местом на иерархической лестнице внутригрупповых взаимоотношений (подчиняемость одним, помыкание другими). В этих группах есть такие роли, как «адъютант лидера» - физически сильный подросток с невысоким интеллектом, кулаками которого лидер держит группу в повиновении, есть «антилидер», стремящийся занять место лидера, есть «шестерка», которым все помыкают. Нередко такая группа обладает «своей территорией», тщательно оберегаемой от вторжения сверстников из других групп из других групп, в борьбе с которыми. Состав группы довольно стабилен, прием новых членов нередко сопряжен с особыми «испытаниями» или ритуалами. Примкнуть к группе без согласия вожака немыслимо. Обнаруживается склонность к внутригрупповому символизму – условные знаки, свои клички, свои обряды, – например, обряд «братания кровью». Подобные группы обычно образуют только из подростков мужского пола.

     Другой  тип подростковых групп отличается нечетким распределением ролей, отсутствием  постоянного лидера. Состав группы нестабилен. Жизнь такой группы минимально регламентирована, нет каких-либо четких требований необходимых для входа  в неё.

     В закрытых заведениях для подростков (спортивные лагеря, интернаты и  т.д.), реакция группирования проявляется  с особой силой и может быть причиной серьезных нарушений режима. В этих условиях, а также при  семейно-педагогической запущенности реакция группирования может  стать главным регулятором поведения  подростка.

     Реакцией  группирования может быть объяснен тот известный факт, что подавляющее  большинство правонарушений у подростков совершается в группе. В группе сверстников, как правило, подросток  приучается к курению, алкоголю или, что самое ужасное, может начать принимать наркотические препараты. Впоследствии от наркотической или  алкогольной зависимости избавиться без помощи врача почти невозможно.

     В обстановке спортивного лагеря для  подростков с нарушениями поведения  быстро складываются спонтанные группы. Лидерство в них обычно добиваются подростки, судя по описанию, с выраженными  гипертимными чертами – шумные, чересчур активные, всегда готовые вступить в драку, легко вскипающие, общительные подростки. С воспитателями у них устанавливаются враждебные отношения. Но эти подростки в группе завоевывают власть. В дальнейшем они поддерживаются свою власть руками «адъютанта».

Механизмом  формирующего влияния группы на ребенка  является психологический климат, а  вернее, социально-психологический  климат группы[14].

     Социально-психологический  климат группы – это система отношений, влияющих на самочувствие личности и  тем самым определяющих направленность и характер деятельности, а, значит, и развития личности. Он слагается  из устойчивых отношений группы к  человеку, к делу, объединяющему  членов группы, к руководителю группы, а также к событиям, происходящим в группе и ее пределами.

     Социально-психологический  климат – чрезвычайной сложности  и тонкости феномен, существующий благодаря  динамике выражаемых отношений, идущих от одного субъекта к другому. Отношенческое поле климата группы всегда в движении – как некое электромагнитное поле, как световое пространство, заполняемое волнами световых лучей.

     Климат  группы благоприятен, если названные  отношения позитивны. Мера благоприятствия группового климата обусловлена уровнем положительных отношений. Неблагоприятным становится психологический климат, как только одно из этих ключевых отношений принимает свое негативное направление. Если дело неинтересно, если руководителю не доверяют, если неуважительны по отношению друг к другу, если каждый или большинство несет в себе антиобщественную направленность, то климат группы становится разлагающим фактором, тормозящим развитие каждого из группы, в том числе, и того, кто выбивается в лидеры.

     Социально-психологический  климат складывается в течение некоторого времени деятельного существования  групп, рождаясь как устойчивое образование  из многократного воспроизведения  социально-психологической атмосферы, которая, в отличие от климата, неустойчива  и сиюминутна, летуча и переменчива. Для установления климата необходимо время и некоторая история  жизнедеятельности группы. Атмосфера  – непосредственная психологическая  реакция в виде самочувствия группы жизненный агент (тревога, повышение  общего тонуса и др.).

     Педагог может влиять на атмосферу, а, изменяя  ее, улучшая ее, и каждый раз воссоздавая  ее в благоприятных характеристиках, он, конечным порядком, создает климат, как длительную и устойчивую атрибутику группы.

     Назовем характеристики социально-психологического климата,  благоприятного для личного  развития:

  • доброжелательность как расценивание поведения любого члена группы в благоприятном для него смысле;
  • защищенность как безусловное отсутствие агрессии в адрес любого человека и готовность оказать помощь;
  • работоспособность как созидательная активность группы положительной мотивации и мобильность группы;
  • инициативность как индивидуальная активность каждого члена группы и свободное проявление личностного «Я»;
  • мажор и оптимизм как устремление группы к радостным перспективам.

     Аналогичны  характеристики неблагоприятного климата  группы: агрессивность, незащищенность, леность, пассивность, пессимизм, унылость, инертность[4].

     Данные  характеристики определяют состояние  ребенка в группе, а ключевые отношения  в группе обусловливают формирование ценностных отношений ребенка. Первое и второе тесно связаны. Неблагоприятное состояние ребенка препятствует свободному развитию его ценностных отношений. Поэтому педагог, прежде всего, направляет свои профессиональные усилия на создание психологической атмосферы группы.

     Психологический климат продолжает свое воздействие  и тогда, когда в группе нет  педагога. Вот почему А.С. Макаренко  замечал, «воспитание протекает  «когда нас нет дома». Социально-ценностный климат группы – это каждодневное воспроизводство ценностных отношений  вне зависимости от присутствия  либо отсутствия педагогического контроля, когда дети в полной мере субъекты проявляемых отношений. Тайна влияния  психологического климата прячется в свободе субъектного выражения и, следовательно, в практике ценностного утверждения. 

     Важным  фактором благополучия психологического климата являются отношения учителя  с группой воспитанников, что  выражается в стиле руководства  группой и стиле педагогического  общения[18]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Групповая сплоченность