Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:20, дипломная работа
Важнейшим новообразованием в старшем дошкольном возрасте является готовность к школьному обучению. Она обеспечивает переход к позиции школьника (А. Н. Леонтьев). Степень готовности к обучению в школе – это в значительной мере вопрос социальной зрелости ребенка (Д.Б. Эльконин), которая проявляется в стремлении занять новое место в обществе, выполнять общественно – значимую и общественно – оцениваемую деятельность. Немов
Психологи, педагоги по-разному понятие готовности к школе.
Низкий уровень сформированности мотивационной готовности у 29,5% детей, т.е. у 5 человек. Например, Анжела М., Яна Б. отрицательно относятся к поступлению в школу, особого интереса к новому школьному содержанию занятий не проявляют, предпочитают занятия «дошкольного» типа. Также они не признают авторитет учителя, предпочитают индивидуальное обучение дома, в случае отсутствия учителя избирают маму в качестве учителя. К наличию общественно принятых норм поведения, т.е. дисциплине, относятся отрицательно. Но в тоже время у Анжелы М. сформирован социальный мотив, т.е. на вопрос «Почему ты хочешь пойти в школу?» она отвечает: «Я хочу пойти в школу, потому что там учат, а потом можно стать тем, кем захочу». У Яны М. сформирован позиционный мотив, т.е. Яна хочет идти в школу, потому что она уже большая. Артем Н. к поступлению в школу относится положительно, чувство необходимости учения не обнаруживает, особого интереса к новому школьному содержанию занятий не проявляет, предпочитает занятия дошкольного типа. Авторитет учителя не признает, отрицательно относится к общественно принятым нормам поведения (дисциплине), не принимает традиционный способ оценки учебных достижений (отметку), предпочитает занятия дома с мамой. У Артема преобладает мотив отметки, т.е. он хочет идти в школу, потому что там учитель ставит хорошие отметки.
На
основе полученных результатов мы можем
сделать вывод, что дети данной группы
требуют дифференциального
Мы разделили группу на две подгруппы. В первую подгруппу вошли дети с высоким уровнем развития мотивационной готовности и дети, со средним уровнем ее сформированности. Всего семь детей. Это Максим Б., Саша К., Дина Л., Вова М., Алина П., Дима С., Полина Ш.
Во второй подгруппе дети со средним и с низким уровнем развития мотивационной готовности к школе - Стас Б., Яна Б., Катя К., Матвей М., Анжела М., Артем Н., Паша С., Максим Т., Камилла Э., Лена А.
Из бесед с воспитателями и из наблюдений за детьми на занятиях и в игровой деятельности мы сделали вывод, что у Артема Н., Яны Б., Анжелы М. недостаточно сформированы волевые процессы. Это дети часто отвлекаются, быстро устают, долго не могут заниматься одной деятельностью. На занятиях у этих ребят внимание рассеяно, они часто отвлекаются и отвлекают других ребят.
У Анжелы М., Яны Б., Лены А., Артема Н., Матвея М. не достаточно развиты коммуникативные качества. В ситуации выбора коллективных классных занятий и индивидуальных занятий дома они выбирают индивидуальные занятия дома. Это говорит о том, что будущие школьники с трудом находят общий язык со сверстниками. Анжела М. в повседневной жизни стеснительна, в играх выбирает пассивные роли. Лена А., Яна Б. в общении со сверстниками проявляют агрессию, нетерпимость в общении с детьми. У них часто возникают конфликтные ситуации с детьми.
Из
выше сказанного можно сделать вывод
о необходимости психолого –
педагогической помощи детей, которых
мы отнесли к низкому и среднему
уровню мотивационной готовности обучения
в школе.
Глава 3. Развитие мотивационной готовности к школе у детей старшего
дошкольного
возраста.
Работа по развитию мотивационной готовности детей к школьному обучению проводилась в МДОУ №25 г. Ангарска.
Цель нашей работы разработать и апробировать систему работы по развитию мотивационной готовности детей к школьному обучению.
Перед собой мы поставили ряд задач:
Принципы развивающей работы:
- Систематичности,
- Планомерности,
-
Учета возрастных и
Учитывая данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента, нами была разработана программа развития мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению. Формы работы, используемые нами, были разнообразными: дидактические игры, экскурсия в школу, чтение художественной литературы и беседа по ней, занятия в детском саду.
На наш взгляд такое разнообразие форм работы с детьми позволяло учитывать психофизиологические потребности детей, пополнить запас знаний, умений и вызвать интерес, эмоциональный отклик у детей старшего дошкольного возраста.
Данная работа проводилась систематически, планомерно.
Работа проводилась по-этапно.
Этапы | Цель | Формы работы |
I. вводный | Вызвать интерес детей к школе, желание узнать новое о школе. | Показ картинок,
рисунков.
Беседа с детьми. |
II. основной | Дать детям основные знания о школе | Экскурсия в
школу,
Беседа о школе, Чтение художественной литературы и беседа по ней. |
III. закрепляющий | Закрепить знания детей, полученные ранее. | Дидактические
игры,
Занятие по изодеятельности «рисунок школы» Загадки о школе, Развлечение. |