Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:20, дипломная работа
Важнейшим новообразованием в старшем дошкольном возрасте является готовность к школьному обучению. Она обеспечивает переход к позиции школьника (А. Н. Леонтьев). Степень готовности к обучению в школе – это в значительной мере вопрос социальной зрелости ребенка (Д.Б. Эльконин), которая проявляется в стремлении занять новое место в обществе, выполнять общественно – значимую и общественно – оцениваемую деятельность. Немов
Психологи, педагоги по-разному понятие готовности к школе.
Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников (М.Р. Гинсбург).
Целью мы поставили изучить доминирующую мотивацию учения у старших дошкольников и первоклассников.
Инструкция звучала так: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ» (зачитывался рассказ и одновременно перед ребенком на столе выкладывались картинки, иллюстрирующие его.)
Ребенку рассказывались различные истории, которые сопровождались соответствующими картинками. На первой картинке были изображены мама с ребенком. Мама указывала рукой в сторону школы (Внешний мотив). На второй картинке изображалась девочка, сидящая за партой, которая делает уроки (Учебный мотив). На третьей картинке – два мальчика, держащие мяч в руках (Игровой мотив). На четвертой картинке изображены два мальчика. Один из них держит в руках портфель, а другой – игрушку (Позиционный мотив). На пятой картинке – девочка с портфелем в руках направляется в школу (Социальный мотив). На шестой картинке нарисован мальчик с тетрадью в руках (Оценочный мотив, или мотив отметки). Приложение №
После прочтения рассказа ребенку нами задавались вопросы: «А как, по-твоему, кто из них прав? Почему?»– выбор 1.
«С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?» – выбор 2.
«С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?» – выбор 3.
Ответы (выбор определенной картинки заносились нами в протокол) и затем оценивались.
Протокол.
Мотив
выбор |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 выбор | ||||||
2 выбор | ||||||
3 выбор | ||||||
Контрольный выбор. |
При обработке данных мы определяли доминирующий вид мотива. Каждый мотив оценивался в баллах.
Внешний мотив (№1) – 0 балл;
Учебный мотив (№ 2) – 5 баллов;
Игровой мотив (№ 3) – 1 балл;
Позиционный мотив (№ 4) – 3балла;
Социальный мотив (№ 5) – 4балла;
Мотив отметки (№ 6) – 2балла.
По каждому мотиву, согласно протоколу, баллы суммировались.
Анализ и оценка результатов: доминирующая мотивация учения диагностировалась по наибольшему количеству баллов. Вместе с тем мы учитывали, что ребенок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированности мотивации учения свидетельствовали отсутствие у ребенка предпочтений, т.е. наблюдались различные подходы во всех ситуациях.
Для обработки результатов нами был использован количественный и качественный анализ.
Критериями качественного анализа явились следующие:
-желание идти в школу,
-
осознание необходимости
- выбор уроков школьного типа,
-
содержательное представление
- признание авторитета учителя,
- принятие общественно принятых норм поведения (дисциплина),
- выбор традиционного способа оценки учебных достижений (отметка).
Количественный анализ проводился путем подсчета баллов. В результате были выделены три уровня мотивационной готовности ребенка к школе: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень характеризовался положительным отношением к школе, ребенок обнаруживал чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы он стремился к занятиям специфически школьного содержания. Предпочитал уроки грамоты и счета, имел содержательное представление о подготовке к школе. Признавал авторитет учителя. Предпочитал индивидуальному обучению дома занятия в школе. Положительно относился к наличию общественно принятых норм поведения (дисциплины). Предпочитал традиционный для учебных заведений способ оценки учебных достижений (отметка). Преобладание учебного и социального мотивов.
Средний уровень: Старший дошкольник положительно относился к поступлению в школу. Однако понимание необходимости учения отсутствовало, содержательного представления о подготовке к школе не имел. Ребенок особого интереса к новому школьному содержанию занятий не проявлял. Признавал авторитет учителя. Не отказывался от характерных для дошкольного детства ориентаций в плане организации деятельности и поведения. Он предпочитал индивидуальное обучение дома. Положительно относился к наличию общественно принятых норм поведения (дисциплины), предпочитал традиционный для учебных заведений способ оценки учебных достижений (отметка). Присутствовал социальный мотив и позиционный мотив, возможен учебный мотив.
Низкий
уровень: ребенок к поступлению
в школу не стремился или стремление
в школу было неосознанным, чувство
необходимости обучения в школе
не обнаруживал. Не проявлял интереса
к новому школьному содержанию занятий.
Занятия дошкольного типа предпочитал
урокам. Содержательного представления
подготовки к школе не имел. Будущий ученик
авторитет учителя не признавал. Не отказывался
от характерных для дошкольного детства
ориентаций в плане организации деятельности
и поведения. Предпочитал индивидуальное
обучение дома. Отрицательно относился
к наличию общественно принятых норм поведения
(дисциплины). Традиционный для учебных
заведений способ оценки учебных достижений
не принимал. У таких детей преобладал
мотив отметки и позиционный мотив.
Ответы детей рассматривались по школьному и дошкольному типу. Где А – это ответ школьного типа, Б – это ответ дошкольного типа.
Качественный анализ по критериям. Таблица 2
критерии | Школьный тип ответа А | Дошкольный тип ответа Б |
Желание идти в школу | 94 % (16 детей) | 6% (1 ребенок) |
Осознание необходимости учения | 76% (13 детей) | 24% (4 ребенка) |
Выбор уроков школьного типа | 53% (9 детей) | 47% (8 детей) |
Содержательное представление о подготовке к школе | 76% (13 детей) | 24% (4 ребенка) |
Признание авторитета учителя | 70,5% (12 детей) | 29,5% (5 детей) |
Принятие общественно принятых норм поведения (дисциплина) | 59% (10 детей) | 41%(7 детей) |
Выбор традиционного способа оценки учебных достижений | 76% (13 детей) | 24% (4 ребенка) |
Из данных, приведенных в таблице, мы видим, что желание идти в школу проявляется у 94% детей (16 человек). У Яны Б. нет желания идти в школу. На вопрос: «Почему ты не хочешь идти в школу?» она ответила: «Я не хочу идти в школу, потому что мама меня уже водила на подготовительные курсы в школу и мне там не понравилось. А еще в школу надо рано вставать и там плохо кормят».
76% детей осознают необходимость
учения. В ситуации необязательного
посещения школы эти дети
53%
детей в случае выбора темы
урока отдают предпочтение
Признают авторитет учителя 70,
59%
дошкольников принимают
76%
будущих школьников
Полученные
результаты позволяют нам определить
уровень мотивационной
Распределение
по уровням мотивационной
готовности к школе. Таблица
3
Уровни | Количество детей (абсолютное) | Количество в процентах (относительное) |
высокий | 3 | 17,6% |
средний | 9 | 52,9% |
низкий | 5 | 29,5% |
всего | 17 | 100% |
Исходя из представленных
Дети с высоким уровнем
Средний уровень сформированности мотивационной готовности у 52,9% детей (9 человек). На данном уровне детей можно разделить на две подгруппы. В первой подгруппе относятся дети, которые ближе к высокому уровню – Саша К., Дина Л., Вова М., Дима С. Этим детям свойственно положительное отношение к школе, они предпочитают уроки грамоты и счета, отдают предпочтения коллективным классным занятиям, признают авторитет учителя. Старшие дошкольники положительно относятся к наличию общественно принятых норм поведения (дисциплины), предпочитают традиционный способ учебных достижений (отметку). В ситуации необязательного посещения школы стремятся к занятиям дошкольного содержания. У этих детей сформированы учебные и социальные мотивы.
Другие дети, которых мы отнесли к среднему уровню – Лена А., Стас Б., Матвей М., Максим Т., Камилла Э. – хотят идти в школу, признают авторитет учителя. Лена А., Матвей М., Максим Т. положительно относятся к наличию общественно принятых норм поведения (дисциплине). Стас Б., Камилла Э., наоборот, к наличию общественно принятых норм поведения относятся отрицательно. Стас Б., Матвей М., Максим Т. предпочитают общественно выработанный способ оценки учебных достижений (отметка). Лена А., Камилла Э. не отдают предпочтения традиционному способу оценки учебных достижений (отметке). Кроме Матвея М., остальные дети предпочитают занятия дошкольного типа, т.е. в случае выбора между занятиями дошкольного и школьного типа выбирают занятия специфичные для дошкольного типа. Чувство необходимости учения не обнаруживают. Камилла Э., Стас Б., Лена А. имеют содержательное представлении о подготовке к школе. Стас Б., Максим Т., Камилла Э. предпочитают коллективные классные занятия, а Матвей М. и Лена А. отдают предпочтения индивидуальным занятиям дома. На вопрос «Почему ты хочешь учиться дома?» дети отвечали: «Дома лучше, там мама (Лена А.) и никто не отвлекает от занятий (Матвей М.)». У Лены А. и у Камиллы Э. согласно проведенному диагностическому обследованию сформирован учебный мотив. У Стаса Б. и Максима Т. преобладающим мотивом был позиционный мотив. У Матвея М. – социальный мотив.