Готовность к школьному обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:20, дипломная работа

Описание работы

Важнейшим новообразованием в старшем дошкольном возрасте является готовность к школьному обучению. Она обеспечивает переход к позиции школьника (А. Н. Леонтьев). Степень готовности к обучению в школе – это в значительной мере вопрос социальной зрелости ребенка (Д.Б. Эльконин), которая проявляется в стремлении занять новое место в обществе, выполнять общественно – значимую и общественно – оцениваемую деятельность. Немов
Психологи, педагоги по-разному понятие готовности к школе.

Работа содержит 1 файл

готовность к школьному обучению Диплом.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

    Большие требования предъявляются к памяти детей. Для хорошего усвоения материала, необходимо, чтобы память ребенка стала произвольной, чтобы ребенок располагал различными эффективными средствами запоминания.

    При поступлении в школу мышление должно быть развито и представлено в трех основных формах: наглядно – действенной, наглядно – образной, словесно – логической. Немов.

    Эмоциональная готовность ребенка к школе предполагает радостное ожидание начала обучения в школе, достаточно тонко развитые высшие чувства, сформированные эмоциональные свойства личности (умение сочувствовать, сопереживать).

    Волевая готовность заключается в способности  ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учеба, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью. К шести годам происходит оформление основных компонентов волевого действия. Но эти элементы волевого действия недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознанны и устойчивы; удержание цели зависит от трудности задания и деятельности его выполнения; достижение цели определяется воспитанностью мотивов. Школьная жизнь требует от ребенка четкого выполнения определенных правил поведения и самостоятельной организации своей деятельности. Главным звеном готовности к школьному обучению является способность к подчинению правилам и требованиям взрослого. К этому возрасту формируются основные компоненты волевого действия. Смирнова.

      Помимо личностной, интеллектуальной, волевой, эмоциональной готовности выделяют мотивационную готовность. Более подробно рассмотрим мотивационную готовность детей.

    Мотивационная готовность характеризуется рядом  понятий. В.Г. Асеев включает в мотивацию  и все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки, идеалы и т.д.

    Мотивационная готовность к школе включает стремление ребенка к новой социальной позиции  школьника. Эта позиция выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям и к самому себе как к ученику. К концу дошкольного возраста стремление ребенка в школу побуждается широкими социальными мотивами и конкретизируется в его отношении к новому социальному «официальному взрослому» - к учителю. Т.А. Нежнова изучала формирование внутренней позиции школьника. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что ему хочется занять определенную позиция в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав  двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Божович Л.И. «внутренней позицией школьника». Этому новообразованию Божович Л.И. придавала очень большое значение, считая, что «внутренняя позиция школьника» может выступать как критерий готовности к школьному обучению.

    Новообразование «внутренняя позиция школьника», возникающее на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста и представляющая сплав двух потребностей – познавательной и потребности общения со взрослыми на новом уровне, позволяет ребенку включаться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или другими словами, произвольном поведении ребенка. Дубровина.

      Эта позиция, согласно Л.И. Божович,  является главным новообразованием  кризисного периода и представляет собой систему потребностей, связанных с новой общественно значимой деятельностью – учением. В то же время стремление ребенка занять новую социальную позицию школьника далеко не всегда связано с его желанием и умением учиться. У ребенка к семи годам возникает новая внутренняя позиция – система потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, когда причастность к ним переживается ребенком как его собственная потребность («Хочу в школу»). Ребенок проявляет интерес к школьному содержанию занятий, положительно относиться к дисциплине, предпочитает традиционный для учебных заведений способ оценки достижений (отметки) (Т.А. Нежнова).

    Становление внутренней позиции проходит два этапа:

    1. положительное отношение к школе, но ориентация на содержательные моменты школьно – учебной деятельности отсутствуют;
    2. возникает ориентация на социальные, хотя и не собственно учебные аспекты деятельности.

      Полностью сформированная позиция включает сочетание ориентации на социальные и собственно учебные моменты школьной жизни. Такого уровня достигают не многие дети к семи годам.

    Таким образом, внутренняя позиция – субъективное отражение объективной системы отношений ребенка с миром взрослых. Эти отношения характеризуют социальную ситуацию развития с ее внешней стороны. Внутренняя позиция представляет собой центральное психологическое новообразование кризиса семи лет. Урунтаева  

    Школа привлекает многих детей внешними атрибутами школьной жизни. Такой школьник выделяет социальные аспекты действительности.

    А.Л. Венгер и К.Н. Поливанова говорили о  таком понимании готовности к  школе, как то, что для ребенка  седьмого года жизни  любое задание  вплетено в ситуацию общения с  учителем. Ребенок видит в нем главное действующее лицо, часто не замечая самого учебного предмета. Главное звено – содержание обучения – при этом выпадает. Смирнова Е.О. Психология ребенка. Учебник для педагогических ВУЗов и училищ. – М. Школа – Пресс. 1997. с.372.

   Остановимся подробнее на мотивационной готовности. В.Н. Мясищев в мотивационную сферу включает и отношения как устойчивые мотивы деятельности. В.С. Мерлин считает, что «всякий мотив есть вместе с тем и направленное отношение». К концу дошкольного детства у ребенка складывается достаточно сильная мотивация к обучению в школе. Она состоит в потребности посещать школу, включаться в новую для него  деятельность учения, занять новое положение среди окружающих. Психологи отмечают, что на рубеже дошкольного и школьного детства происходит впервые осознаваемые самим ребенком расхождение между его объективным положением и его внутренней позицией. Эта широкая потребность образует так называемую субъективную готовность к школе. Наряду с этим существует  и объективная готовность к школе – уровень знаний и умений.

    От  личностной (или мотивационной) готовности ребенка зависит желание учиться и его успехи. Это наличие у ребенка выраженного интереса к учению, к приобретению знаний, умений и навыков, к получению новой информации об окружающем мире. Говоря о мотивационной готовности детей к учению, следует иметь в виду потребность в достижении успехов, соответствующие самооценку и уровень притязаний. В личностной сфере для школьного обучения наиболее значимы произвольность поведения, соподчинение мотивов, сформированность элементов волевого действия и волевых качеств. Произвольность поведения проявляется в разных областях, в частности, в умении выполнять указания взрослого и действовать по правилам школьной жизни. Произвольность поведения связана с превращением правил поведения во внутреннюю психологическую инстанцию (А.Н. Леонтьев), когда они выполняются без контроля взрослого.

    Итак, понятие «психологическая готовность к обучению в школе» комплексное. Оно многогранно, включает в себя интеллектуальную, физиологическую, эмоционально – волевую, личностную (мотивационную) готовности и т.д. В перечисленные виды психологической готовности входят: сформированный определенный запас знаний, умений и навыков, желание узнавать новое. Будущий ученик ставит перед собой задачу и находит различные способы ее решения. Большое значение имеет развитие познавательных процессов, которые характеризуются произвольностью. Развиты три формы речевого общения: внеситуативно – личностная,  ситуативно–деловая,  внеситуативно – познавательная.

    Сформированность  мотивационной готовности играет большую  роль в процессе обучения ребенка  в школе. Одно из главных новообразований данного возраста – внутренняя позиция школьника.  

    1. Разнообразие  мотивов в старшем дошкольном возрасте.
 

    Прежде  всего, необходимо рассмотреть понятия  « мотив», «мотивация».

    Мотив – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением  определенной потребности. Мухина.

    Существует  другое понятия мотива. Мотив –  это внутреннее побуждение к активности.

    Выделяют  также мотив учения, который определяется как направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. 

    В психологическом словаре под  редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского понятие «мотив» имеет три характеристики:

          1. Побуждение к деятельности, связанное  с удовлетворением потребности субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих  активность субъекта и определяющих её направленность.

          2. Побуждающий и определяющий  выбор направленности деятельности предмет,  ради которого она осуществляется.

         3. Осознаваемая причина, лежащая  в основе выбора действий и  поступков личности.

    В качестве мотивов выступают потребности, убеждения, интересы, представления о нормах и правилах поведения, принятых в обществе.

    Наряду  с понятием «мотив» мы рассмотрели  такое понятие, как «мотивация». Побуждения, вызывающие активность организма и определяющие её направленность называется мотивацией. Краткий психологический словарь. Сост. Л.А.Карпенко под общей редакцией А.В.Петровского,  М.Г. Ярошевского; - М., Политиздат, 1985.

    Мотивы  учебной деятельности делятся на внешние и внутренние. Внешние  мотивы не связаны с усваиваемыми знаниями и выполняемой деятельностью. В этом случае учение служит учащемуся средством достижения других целей. Внутренним мотивом служит познавательный интерес. В данном случае получение знаний выступает не как средство достижения, каких – то других целей, а как самоцель учащегося. Мотивы могут быть охарактеризованы по двум линиям: по содержанию и по состоянию, уровню сформированности.   Талызина, А. К. Маркова, Л. И.  Божович подразделяют мотивы учения младших школьников по содержанию на: учебно – познавательные и широкие социальные. Учебно – познавательные характеризуются направленностью на содержание самого учебного предмета, на получение самих знаний навыков и умений, т. е. связанные с содержанием и  процессом учения,  широкие социальные связанны со всей системой жизненных отношений школьника, направлены на другого человека, на общение с другими людьми, на оценку и одобрения его действий ими. Талызина.

      Очень четко выделила основания  для классификации Л.И. Божович.  Ею было установлено, что учебная деятельность  побуждается двумя видами мотивов, имеющих  разное происхождение и разную психологическую характеристику. Одни из них, «порождаемые преимущественно самой учебной деятельностью», связаны с содержанием  и процессом учения. Другие лежат «как бы за пределами учебного процесса», это мотивы «порождаемые всей системой отношений», существующих между ребенком и окружающей действительностью. Такие  мотивы могут быть как  широкими социальными, так и узколичностными.

    Позднее классификация мотивов была дана П.М. Якобсоном, который выделяет  типы мотивации, связанные с результатами учения и порождаемые всей системой отношений.

  1. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, связанные с её прямым продуктом.

1.1. Мотивы, связанные с содержанием учения. Учащегося побуждает учиться стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действий. Такая мотивация называется мотивацией содержания.

1.2. Мотивы, связанные с самим процессом  учения. Ребенка побуждает учиться стремление  проявлять интеллектуальную активность, думать и рассуждать на уроке. Ребенка увлекает сам процесс решения трудных задач, а не только полученные результаты.  Данная мотивация получила название мотивация процессом.

  1. Мотивы, связанные с косвенным продуктом учения, его результатом, с тем, что лежит вне самой учебной деятельности.

2.1. Широкие  социальные мотивы (мотивы долга,  ответственности, мотивы самоопределения и самосовершенствования).

2.2. Узколичностные  мотивы:

         а) стремление получить одобрение  со стороны родителей, учителей, других детей,  получить хорошие отметки – мотивация благополучия.

         б) желание быть в числе первых  учеников,  быть лучшим, занять  достойное место среди сверстников – престижная мотивация.

         в) отрицательные мотивы, стремление  избежать неприятностей, которые могут возникнуть по причинам плохой учебы – мотивация избегания неприятностей.

    Широкие социальные мотивы в младшем школьном возрасте  имеют большое значение. Детский сад и семья создают  у ребенка определенную социальную установку, он понимает, что должен хорошо учиться, закончить школу,  знания ему нужны для будущего; он хочет быть  культурным и развитым, стремиться выполнять требования учителей и родителей. Такая социальная установка очень важна для успешного начала учения.

Информация о работе Готовность к школьному обучению