Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:20, дипломная работа
Важнейшим новообразованием в старшем дошкольном возрасте является готовность к школьному обучению. Она обеспечивает переход к позиции школьника (А. Н. Леонтьев). Степень готовности к обучению в школе – это в значительной мере вопрос социальной зрелости ребенка (Д.Б. Эльконин), которая проявляется в стремлении занять новое место в обществе, выполнять общественно – значимую и общественно – оцениваемую деятельность. Немов
Психологи, педагоги по-разному понятие готовности к школе.
Большие требования предъявляются к памяти детей. Для хорошего усвоения материала, необходимо, чтобы память ребенка стала произвольной, чтобы ребенок располагал различными эффективными средствами запоминания.
При поступлении в школу мышление должно быть развито и представлено в трех основных формах: наглядно – действенной, наглядно – образной, словесно – логической. Немов.
Эмоциональная готовность ребенка к школе предполагает радостное ожидание начала обучения в школе, достаточно тонко развитые высшие чувства, сформированные эмоциональные свойства личности (умение сочувствовать, сопереживать).
Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учеба, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью. К шести годам происходит оформление основных компонентов волевого действия. Но эти элементы волевого действия недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознанны и устойчивы; удержание цели зависит от трудности задания и деятельности его выполнения; достижение цели определяется воспитанностью мотивов. Школьная жизнь требует от ребенка четкого выполнения определенных правил поведения и самостоятельной организации своей деятельности. Главным звеном готовности к школьному обучению является способность к подчинению правилам и требованиям взрослого. К этому возрасту формируются основные компоненты волевого действия. Смирнова.
Помимо личностной, интеллектуальной,
волевой, эмоциональной
Мотивационная готовность характеризуется рядом понятий. В.Г. Асеев включает в мотивацию и все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки, идеалы и т.д.
Мотивационная готовность к школе включает стремление ребенка к новой социальной позиции школьника. Эта позиция выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям и к самому себе как к ученику. К концу дошкольного возраста стремление ребенка в школу побуждается широкими социальными мотивами и конкретизируется в его отношении к новому социальному «официальному взрослому» - к учителю. Т.А. Нежнова изучала формирование внутренней позиции школьника. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что ему хочется занять определенную позиция в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Божович Л.И. «внутренней позицией школьника». Этому новообразованию Божович Л.И. придавала очень большое значение, считая, что «внутренняя позиция школьника» может выступать как критерий готовности к школьному обучению.
Новообразование
«внутренняя позиция школьника»
Эта позиция, согласно Л.И.
Становление внутренней позиции проходит два этапа:
Полностью сформированная позиция включает сочетание ориентации на социальные и собственно учебные моменты школьной жизни. Такого уровня достигают не многие дети к семи годам.
Таким образом, внутренняя позиция – субъективное отражение объективной системы отношений ребенка с миром взрослых. Эти отношения характеризуют социальную ситуацию развития с ее внешней стороны. Внутренняя позиция представляет собой центральное психологическое новообразование кризиса семи лет. Урунтаева
Школа привлекает многих детей внешними атрибутами школьной жизни. Такой школьник выделяет социальные аспекты действительности.
А.Л. Венгер и К.Н. Поливанова говорили о таком понимании готовности к школе, как то, что для ребенка седьмого года жизни любое задание вплетено в ситуацию общения с учителем. Ребенок видит в нем главное действующее лицо, часто не замечая самого учебного предмета. Главное звено – содержание обучения – при этом выпадает. Смирнова Е.О. Психология ребенка. Учебник для педагогических ВУЗов и училищ. – М. Школа – Пресс. 1997. с.372.
Остановимся подробнее на мотивационной готовности. В.Н. Мясищев в мотивационную сферу включает и отношения как устойчивые мотивы деятельности. В.С. Мерлин считает, что «всякий мотив есть вместе с тем и направленное отношение». К концу дошкольного детства у ребенка складывается достаточно сильная мотивация к обучению в школе. Она состоит в потребности посещать школу, включаться в новую для него деятельность учения, занять новое положение среди окружающих. Психологи отмечают, что на рубеже дошкольного и школьного детства происходит впервые осознаваемые самим ребенком расхождение между его объективным положением и его внутренней позицией. Эта широкая потребность образует так называемую субъективную готовность к школе. Наряду с этим существует и объективная готовность к школе – уровень знаний и умений.
От личностной (или мотивационной) готовности ребенка зависит желание учиться и его успехи. Это наличие у ребенка выраженного интереса к учению, к приобретению знаний, умений и навыков, к получению новой информации об окружающем мире. Говоря о мотивационной готовности детей к учению, следует иметь в виду потребность в достижении успехов, соответствующие самооценку и уровень притязаний. В личностной сфере для школьного обучения наиболее значимы произвольность поведения, соподчинение мотивов, сформированность элементов волевого действия и волевых качеств. Произвольность поведения проявляется в разных областях, в частности, в умении выполнять указания взрослого и действовать по правилам школьной жизни. Произвольность поведения связана с превращением правил поведения во внутреннюю психологическую инстанцию (А.Н. Леонтьев), когда они выполняются без контроля взрослого.
Итак, понятие «психологическая готовность к обучению в школе» комплексное. Оно многогранно, включает в себя интеллектуальную, физиологическую, эмоционально – волевую, личностную (мотивационную) готовности и т.д. В перечисленные виды психологической готовности входят: сформированный определенный запас знаний, умений и навыков, желание узнавать новое. Будущий ученик ставит перед собой задачу и находит различные способы ее решения. Большое значение имеет развитие познавательных процессов, которые характеризуются произвольностью. Развиты три формы речевого общения: внеситуативно – личностная, ситуативно–деловая, внеситуативно – познавательная.
Сформированность
мотивационной готовности играет большую
роль в процессе обучения ребенка
в школе. Одно из главных новообразований
данного возраста – внутренняя позиция
школьника.
Прежде всего, необходимо рассмотреть понятия « мотив», «мотивация».
Мотив – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности. Мухина.
Существует другое понятия мотива. Мотив – это внутреннее побуждение к активности.
Выделяют также мотив учения, который определяется как направленность ученика на различные стороны учебной деятельности.
В психологическом словаре под редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского понятие «мотив» имеет три характеристики:
1. Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих её направленность.
2. Побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет, ради которого она осуществляется.
3. Осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
В качестве мотивов выступают потребности, убеждения, интересы, представления о нормах и правилах поведения, принятых в обществе.
Наряду с понятием «мотив» мы рассмотрели такое понятие, как «мотивация». Побуждения, вызывающие активность организма и определяющие её направленность называется мотивацией. Краткий психологический словарь. Сост. Л.А.Карпенко под общей редакцией А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского; - М., Политиздат, 1985.
Мотивы учебной деятельности делятся на внешние и внутренние. Внешние мотивы не связаны с усваиваемыми знаниями и выполняемой деятельностью. В этом случае учение служит учащемуся средством достижения других целей. Внутренним мотивом служит познавательный интерес. В данном случае получение знаний выступает не как средство достижения, каких – то других целей, а как самоцель учащегося. Мотивы могут быть охарактеризованы по двум линиям: по содержанию и по состоянию, уровню сформированности. Талызина, А. К. Маркова, Л. И. Божович подразделяют мотивы учения младших школьников по содержанию на: учебно – познавательные и широкие социальные. Учебно – познавательные характеризуются направленностью на содержание самого учебного предмета, на получение самих знаний навыков и умений, т. е. связанные с содержанием и процессом учения, широкие социальные связанны со всей системой жизненных отношений школьника, направлены на другого человека, на общение с другими людьми, на оценку и одобрения его действий ими. Талызина.
Очень четко выделила
Позднее классификация мотивов была дана П.М. Якобсоном, который выделяет типы мотивации, связанные с результатами учения и порождаемые всей системой отношений.
1.1. Мотивы, связанные с содержанием учения. Учащегося побуждает учиться стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действий. Такая мотивация называется мотивацией содержания.
1.2. Мотивы, связанные с самим процессом учения. Ребенка побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, думать и рассуждать на уроке. Ребенка увлекает сам процесс решения трудных задач, а не только полученные результаты. Данная мотивация получила название мотивация процессом.
2.1. Широкие
социальные мотивы (мотивы долга,
ответственности, мотивы
2.2. Узколичностные мотивы:
а) стремление получить
б) желание быть в числе
в) отрицательные мотивы, стремление избежать неприятностей, которые могут возникнуть по причинам плохой учебы – мотивация избегания неприятностей.
Широкие социальные мотивы в младшем школьном возрасте имеют большое значение. Детский сад и семья создают у ребенка определенную социальную установку, он понимает, что должен хорошо учиться, закончить школу, знания ему нужны для будущего; он хочет быть культурным и развитым, стремиться выполнять требования учителей и родителей. Такая социальная установка очень важна для успешного начала учения.