Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:20, дипломная работа
Важнейшим новообразованием в старшем дошкольном возрасте является готовность к школьному обучению. Она обеспечивает переход к позиции школьника (А. Н. Леонтьев). Степень готовности к обучению в школе – это в значительной мере вопрос социальной зрелости ребенка (Д.Б. Эльконин), которая проявляется в стремлении занять новое место в обществе, выполнять общественно – значимую и общественно – оцениваемую деятельность. Немов
Психологи, педагоги по-разному понятие готовности к школе.
По мнению Кичатинова, мотивы делятся на три группы:
В. Кенниг разделил мотивы на 7 групп.
Маркова
А.К. подразделяет мотивы на уровни.
Уровни
мотивов.
Таблица 1
уровни | Внутренние мотивы | Внешние мотивы |
низкий | Широко познавательные мотивы – это ориентация на овладение новыми знаниями – фактами, явлениями, закономерностями. | Широко социальные мотивы (долг, ответственность, понимание социальной значимости учения). |
средний | Учебно – познавательные мотивы – это ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний | Узкие социальные, или позиционные, мотивы – это стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение. |
высокий | Самообразование – это ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования | Мотивы социального сотрудничества – это ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком |
Мотивы в своем становлении проходят ряд этапов:
Качества мотивов могут быть содержательными, связанными с характером учебной деятельности (осознанность, самостоятельность, обобщенность, действенность, доминирование в общей структуре мотивации, степень распространения на несколько учебных предметов). Содержательными характеристиками мотивов являются следующие:
- наличие личностного смысла учения. В данном случае мотив учения выполняет не только роль побудителя, но и является «смыслообразующим» для данного ребенка, т.е. придает его учению личностный смысл;
- наличие действенности мотива, т.е. его реального влияния на ход учебной деятельности и всего поведения ребенка;
-
место мотива в общей
-
самостоятельность
- уровень осознания мотива;
-степень
распространения мотива на
Динамические
качества мотивов связаны с
Динамические качества мотивов характеризуются:
- устойчивостью мотива.
- модальностью
или эмоциональной окраской
- силой мотива, его выраженностью, быстротой возникновения.
- переключаемостью с одного мотива на другой.
Классифицируя мотивы, Г. Розенфельд выделил 3 аспекта в мотивации: ценностный, целевой, аспект направленности. Более подробно он раскрыл ценностный аспект мотивации.
Ценностный – аспект, включающий в себя следующие группы мотивов:
Далее более подробно мы рассмотрели структуру мотивов в старшем дошкольном возрасте. В структуре мотивов, определяющих отношение будущих школьников к учению можно выделить шесть групп мотивов:
Каждый из мотивов в разной степени присутствует в мотивационной структуре ребенка, каждый из них оказывает определенное влияние на формирование и характер его учебной деятельности
Достаточное развитие учебно-познавательных мотивов и социальных мотивов в сочетании с оценочными мотивами оказывает положительное влияние на школьную успеваемость. Преобладание игрового мотива оказывает отрицательное влияние на успешность усвоения знаний в школе. Влияние позиционных и внешних мотивов на успеваемость в школе несущественно.
Таким
образом, мотивы подразделяются на внешние
и внутренние, на учебно - познавательные
и широко социальные, которые в
свою очередь имеют свои уровни.
Мотивы характеризуются
Выводы:
Глава
2.
Исследование мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста проходило на базе ДОУ № 25 города Ангарска. В нем принимало участие 17 детей, из них 8 девочек, 9 мальчиков.
Целью нашего исследования было изучить уровень сформированности мотивационной готовности ребенка к школе.
Исходя из этого, мы поставили перед собой ряд задач:
- подобрать диагностические
-
провести диагностическое
-
дифференцировать результаты
Основные методы исследования:
Для определения уровня мотивационной готовности и доминирования мотива учения нами были использованы такие диагностики, как «Беседа об отношении к школе и учению», модифицированный вариант методики «Беседа об отношении к школе и учению», разработанные Т. А. Нежновой и «Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников», составленная М. Р. Гинсбург.
Беседа об отношении к школе и учению (Т. А. Нежнова).
Целью было продиагностировать мотивационную готовность к школьному обучению.
Беседа состояла из семи вопросов, шедших в определенной последовательности. Она проводилась индивидуально с каждым ребенком. Все ответы записывались в протокол. В протоколе также фиксировались данные наблюдения во время беседы с ребенком.
Оценка беседы: за ответ, содержащий предпочтение школьно-учебной тематики, мы приписывали А; за формальный, внешний, «дошкольный» и прочие ответы – Б; за отказ от ответа – С.
Оценивались вопросы с 3 по 6 . За каждый ответ нами присуждался 1 балл (кроме ответов на 1 и 2 вопросы).
Критерии оценки полученных результатов.
Высший балл – 4А, 3А – мы определяли как высокий уровень сформированности мотивационной готовности к школьному обучению.
Средний балл – 2А,2Б – как средний уровень сформированности мотивационной готовности к школьному обучению.
Низкий балл – 3Б, 4Б – низкий уровень сформированности мотивационной готовности к школьному обучению.
Модифицированный вариант методики «Беседа об отношении к школе и учению» (Т. А. Нежнова).
Целью было выявить наличие или отсутствие у детей дошкольного возраста основных компонентов внутренней позиции школьника.
Беседа проводилась строго индивидуально. Все ответы ребенка протоколировались. Перед началом беседы мы задавали следующий вопрос: «Хочешь ли ты пойти в школу». В зависимости от ответа вопрос звучал таким образом:
«Что тебе в школе нравится (не нравится) больше всего?»
Далее мы говорили: «Я буду рассказывать про тебя самого, эти истории могли бы случиться с тобой. Ты будешь мне говорить, чтобы ты сделал или сказал, если бы такая история произошла с тобой». Ребенку предлагались различные ситуации, которые могли бы с ним произойти.
Оценка беседы: ответ за каждый вопрос оценивался как школьный или дошкольный.
Интерпретация вопросов и ответов проводилась в соответствии с компонентами внутренней позиции школьника. Было выделено четыре основных компонента: общие отношения к школе и учению, ориентация на новое, собственно школьное содержание занятий, ориентация на новые собственно школьные формы организации деятельности и поведения, признание авторитета учителя.