Готовность к школьному обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:20, дипломная работа

Описание работы

Важнейшим новообразованием в старшем дошкольном возрасте является готовность к школьному обучению. Она обеспечивает переход к позиции школьника (А. Н. Леонтьев). Степень готовности к обучению в школе – это в значительной мере вопрос социальной зрелости ребенка (Д.Б. Эльконин), которая проявляется в стремлении занять новое место в обществе, выполнять общественно – значимую и общественно – оцениваемую деятельность. Немов
Психологи, педагоги по-разному понятие готовности к школе.

Работа содержит 1 файл

готовность к школьному обучению Диплом.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

    По  мнению Кичатинова,  мотивы делятся на три группы:

    1. общественно значимые. Выражаемая ими личностная значимость деятельности, в принципе соответствует  ее общественному назначению;
    2. индифферентные мотивы. Смысл деятельности, выражаемой это группой мотивов, не противоречит и в тоже время не соответствует в полной мере ее объективной общественной ценности;
    3. эгоистические мотивы. Они явно противоречат объективному назначению деятельности. Кичатинов.

    В. Кенниг разделил мотивы на 7 групп.

  1. Гражданские мотивы, учение как подготовка к будущей жизни в социалистическом обществе, к выполнению требований общества, т.е. мотив долга перед обществом.
  2. Познавательные мотивы, проявляются в стремлении добывать новые знания, приобретать знания и навыки.
  3. Мотив социальной идентификации с родителями.
  4. Мотив социальной идентификации с учителем.
  5. Мотив переживания связан с привлекательностью учебного материала в смысле его занимательности.
  6. Материальный мотив.
  7. Престижный мотив.

      Маркова А.К. подразделяет мотивы на уровни.  

Уровни  мотивов.                              Таблица 1 

уровни Внутренние  мотивы Внешние мотивы
низкий Широко познавательные мотивы – это ориентация на овладение новыми знаниями – фактами, явлениями, закономерностями. Широко социальные мотивы (долг, ответственность, понимание социальной значимости учения).
средний Учебно –  познавательные мотивы – это ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний Узкие социальные, или позиционные, мотивы – это стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение.
высокий Самообразование – это ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования Мотивы социального  сотрудничества – это ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком
 

    Мотивы  в своем становлении проходят ряд этапов:

  • актуализация первичных мотивов,
  • постановка на основе этих мотивов новых целей,
  • положительное подкрепление мотива при реализации этих целей,
  • появление на основе этих мотивов, соподчинение разных мотивов и построение их иерархии, появление у разных мотивов новых качеств (самостоятельности, устойчивости).

    Качества  мотивов могут быть содержательными, связанными с характером учебной  деятельности (осознанность, самостоятельность, обобщенность, действенность, доминирование в общей структуре мотивации, степень распространения на несколько учебных предметов). Содержательными характеристиками мотивов являются следующие:

    - наличие личностного смысла учения. В данном случае мотив учения выполняет не только роль побудителя, но и является «смыслообразующим» для данного ребенка, т.е. придает его учению личностный смысл;

    - наличие действенности мотива, т.е.  его реального влияния на ход  учебной деятельности и всего поведения ребенка;

    - место мотива в общей структуре  учебной мотивации. Каждый мотив  может быть ведущим, доминирующим или второстепенным, подчиненным;

    - самостоятельность возникновения  и появления мотива. Он может  возникнуть как внутренний в ходе самостоятельной учебной работы или только в ситуации помощи взрослого, т.е. как внешний;

    - уровень  осознания мотива;

    -степень  распространения мотива на разные  типы деятельности.

    Динамические  качества мотивов связаны с психофизиологическими  особенностями ребенка.

      Динамические качества мотивов  характеризуются:

    - устойчивостью  мотива.

    - модальностью  или эмоциональной окраской мотивов.

    - силой  мотива, его выраженностью, быстротой  возникновения.

    - переключаемостью  с одного мотива на другой.

    Классифицируя мотивы, Г. Розенфельд выделил 3 аспекта в мотивации: ценностный, целевой, аспект направленности. Более подробно он раскрыл ценностный аспект мотивации.

    Ценностный  – аспект, включающий в себя следующие  группы мотивов:

    1. Учение как радость функционирования.
    2. Учение как стремление достичь личной выгоды.
    3. Учение на основе социальной идентификации.
    4. Учение как стремление повысить социальный статус, избежать неудачи, позора.
    5. Учение вследствие принуждения, давления.
    6. Учение из чувства ответственности.
    7. Учение на основе понимания жизненного практического значения.
    8. Учение на основе общественных потребностей.

    Далее более подробно мы рассмотрели структуру  мотивов в старшем дошкольном возрасте. В структуре мотивов, определяющих отношение будущих школьников к учению можно выделить шесть групп мотивов:

    • Социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремлении к социальной роли ученика.
    • Учебно – познавательные мотивы, интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому.
    • Оценочные мотивы, стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение.
    • Позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника.
    • Игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность.

    Каждый из мотивов в разной степени присутствует в мотивационной структуре ребенка, каждый из них оказывает определенное влияние на формирование и характер его учебной деятельности

    Достаточное развитие учебно-познавательных мотивов  и социальных мотивов в сочетании с оценочными мотивами оказывает положительное влияние на школьную успеваемость. Преобладание игрового мотива оказывает отрицательное влияние на успешность усвоения знаний в школе. Влияние позиционных и внешних мотивов  на успеваемость в школе несущественно.

    Таким образом, мотивы подразделяются на внешние  и внутренние, на учебно - познавательные и широко социальные, которые в  свою очередь имеют свои уровни. Мотивы характеризуются содержательными  и динамическими качествами и в своем становлении проходят ряд этапов. Мотивы у детей старшего дошкольного возраста и у младших школьников разделяются на учебный, социальный, позиционный, внешний, игровой и оценочный мотив.  

    Выводы:

    Понятие «готовность к школе» комплексное, оно многогранно. Готовность к школе  – это психологическое, социальное, физиологическое, интеллектуальное развития ребенка, при котором требования систематического обучения не станут чрезмерными, и не приведут к нарушению здоровья ребенка и социально - психологической адаптации, к снижению эффективности обучения.

    Мотив – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением  определенных потребностей, интересов. Мотивы  имеют уровни, они характеризуются качествами, в своем становлении проходят ряд этапов. В старшем дошкольном возрасте психологи выявляют шесть видов мотивов: социальный, учебный, позиционный, оценочный, внешний и игровой.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. 

    
    1. База  исследования и методика исследования.
 

    Исследование  мотивационной готовности детей  старшего дошкольного возраста проходило  на базе ДОУ № 25 города Ангарска. В  нем принимало участие 17 детей, из них 8 девочек, 9 мальчиков.

    Целью нашего исследования было изучить уровень сформированности мотивационной готовности ребенка к школе.

    Исходя  из этого, мы поставили перед собой  ряд задач:

     - подобрать диагностические методики  на определение уровня мотивационной готовности ребенка к школе,

    - провести диагностическое обследование  детей старшего дошкольного возраста,

    - дифференцировать результаты по  уровням сформированности мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста.

      Основные методы исследования:

    • Тестирование для определения сформированности мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста,
    • беседа с детьми, воспитателями,
    • наблюдение за детьми на занятиях и в повседневной жизни.

    Для определения уровня мотивационной  готовности и доминирования мотива учения нами были использованы такие диагностики, как «Беседа об отношении к школе и учению», модифицированный вариант методики «Беседа об отношении к школе и учению», разработанные Т. А. Нежновой и «Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников», составленная М. Р. Гинсбург.

    Беседа  об отношении к школе и учению (Т. А. Нежнова).

    Целью было продиагностировать мотивационную  готовность к школьному обучению.

    Беседа  состояла из семи вопросов, шедших в  определенной последовательности. Она проводилась индивидуально с каждым ребенком. Все ответы записывались в протокол. В протоколе также фиксировались данные наблюдения во время беседы с ребенком.

    Оценка  беседы: за ответ, содержащий предпочтение школьно-учебной тематики, мы  приписывали А; за формальный, внешний, «дошкольный» и прочие ответы – Б; за отказ от ответа – С.

    Оценивались вопросы с 3 по 6 . За каждый ответ  нами присуждался 1 балл (кроме ответов  на 1 и 2 вопросы).

    Критерии  оценки полученных результатов.

    Высший  балл – 4А, 3А – мы определяли как  высокий уровень сформированности мотивационной готовности к школьному обучению.

    Средний балл – 2А,2Б – как средний уровень  сформированности мотивационной готовности к школьному обучению.

    Низкий  балл – 3Б, 4Б – низкий уровень  сформированности мотивационной готовности к школьному обучению. 

    Модифицированный  вариант методики «Беседа об отношении  к школе и учению» (Т. А. Нежнова).

    Целью было  выявить наличие или отсутствие у детей дошкольного возраста основных компонентов внутренней позиции школьника.

    Беседа  проводилась строго индивидуально. Все ответы ребенка протоколировались. Перед началом беседы мы задавали следующий вопрос: «Хочешь ли ты пойти в школу». В зависимости от ответа вопрос звучал таким образом:

    «Что  тебе в школе нравится (не нравится) больше всего?»

    Далее мы говорили: «Я буду рассказывать про тебя самого, эти истории могли бы случиться с тобой. Ты будешь мне говорить, чтобы ты сделал или сказал, если бы такая история произошла с тобой». Ребенку предлагались различные ситуации, которые могли бы с ним произойти.

    Оценка  беседы: ответ за каждый вопрос оценивался как школьный или дошкольный.

     Интерпретация вопросов и ответов проводилась  в соответствии с компонентами внутренней позиции школьника. Было выделено четыре основных компонента: общие отношения к школе и учению, ориентация на новое, собственно школьное содержание занятий, ориентация на новые собственно школьные формы организации деятельности и поведения, признание авторитета учителя.

Информация о работе Готовность к школьному обучению