Функциональная норма

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 17:45, контрольная работа

Описание работы

Функциональная норма. В основе концепции функциональной нормы лежит представление о неповторимости пути развития каждого человека, а также о том, что любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальным трендом (СНОСКА: Понятие тренд — в научной литературе часто используется как синоним понятий «склонность», «тенденция», «направление», «путь».) развития каждого человека.

Работа содержит 1 файл

Tanke.doc

— 70.50 Кб (Скачать)

По выраженности сочетанных нарушений зрения и слуха  детей с этим видом сложного нарушения  можно разделить на: тотально или  практически слепоглухих; 

слепых слабослышащих; слабовидящих глухих; слабовидящих слабослышащих. 

Детей с сочетанными  нарушениями зрения и речи можно  разделить на: 

слепых алаликов; слабовидящих алаликов; слепых детей  с ОНР; слабовидящих детей с ОНР. 

Детей с нарушениями  зрения и движений можно разделить на: непередвигающихся самостоятельно слепых; непередвигающихся самостоятельно слабовидящих; слепых с нарушениями движений (остаточные явления ДЦП); слабовидящих с остаточными нарушениями ДЦП. 

Сочетание нарушений  слуха и движений можно разделить на: тяжелые формы ДЦП и глухоты; тяжелые формы ДЦП и тугоухости; легкие формы ДЦП и глухоты; легкие формы ДЦП и тугоухости. 

Возможно множество  сочетаний, разных по выраженности сенсорных  и двигательных нарушений, с разной по глубине умственной отсталостью. 

Такая классификация  позволяет достаточно адекватно  подойти к решению вопроса  о месте обучения ребенка в  определенном типе школы. Но при этом необходимо учитывать условность подобного  разделения и зависимость выраженности нарушений от применяемого лечения. 
 

Например, ребенок, рожденный слепым или ослепший от раннего проявления врожденной катаракты  обоих глаз, имеет большой шанс возвращения зрения после удаления катаракты в раннем возрасте. Однако при этом необходимо помнить о  большом количестве осложнений после операций, о возможности вторичных катаракт и даже потери зрения в юношеском возрасте из-за отслойки сетчатки у части детей с внутриутробно перенесенной краснухой. При хорошо подобранном лечении и правильном воспитании яркая положительная динамика может наблюдаться у детей с тяжелыми формами детского церебрального паралича, у детей с кондуктивной тугоухостью и т.д. 

Известны наследственные синдромы, которые дают прогрессирующее  ухудшение движений, слуха и зрения уже в дошкольном возрасте. Например, при врожденной атрофии зрительных нервов обоих глаз и сахарном диабете у ребенка с нормальным при рождении слухом может наступить нейросенсорная глухота.

Известен также  высокий риск тотальной отслойки сетчатки у детей с врожденной тяжелой близорукостью и тугоухостью (синдром Маршалла). От 3 до 6% детей с врожденным нарушением слуха страдают прогрессирующим с возрастом нарушением зрения в виде необратимого сужения полей зрения (синдром Ушера). 

Таким образом, разделение детей со сложными нарушениями по выраженности каждого из имеющихся дефектов позволяет определить их основные трудности и построить программу их обучения и воспитания. При этом необходимо постоянно следить за изменением состояния нарушенных функций и быть готовым не только к их будущему улучшению, но и к ухудшению или появлению новых проявлений других нарушений. 

В случае сложного нарушения принято выделять детей  с одновременно или разновременно  наступившими нарушениями. Это могут  быть врожденные нарушения зрения и  слуха у ребенка, одновременно наступившие после заболевания менингоэнцефалитом в определенном возрасте. Это могут быть различные случаи разновременной потери слуха и зрения (одно нарушение врожденное, другое наступило в результате травмы или прогрессирующего наследственного заболевания в более позднем возрасте). В других случаях это может быть врожденная слепота и неподвижность после травмы позвоночника в подростковом возрасте. 

Этот подход к классификации сложного нарушения  у детей дошкольного возраста также помогает нам понять неоднозначность течения многих видов сложного дефекта, возможность перехода этих детей из одной категории нарушений развития в другую и т.д. Учет времени наступления нарушений особенно важен для детей с сенсорными нарушениями: для оглохших детей является очень важным степень сформированное их речи ко времени заболевания; для ослепших — запас их зрительных впечатлений, на которые можно опереться при ориентировке в окружающем. 

По времени  наступления сложных нарушений  можно разделить на такие группы: 

с врожденным или ранним сложным дефектом; 

со сложным  нарушением, проявившимся или приобретенным  в младшем или старшем дошкольном возрасте;

с нарушением, приобретенным  в подростковом возрасте; 

с нарушением, приобретенным  в зрелом возрасте; 

с нарушением, наступившим в старческом возрасте. 

Врожденное или  очень рано наступившее сложное  нарушение чрезвычайно осложняет  процесс развития ребенка и требует  самого пристального внимания со стороны  специалистов разного профиля в  течение всей его жизни. Рождение ребенка с комплексным тяжелым нарушением в семье почти сразу ставит вопрос о возможности его семейного воспитания. Именно эти дети чаще всего попадают в специальные Дома ребенка и клиники и прогноз их развития там самый печальный. Мы не знаем ни одного случая благополучного развития ребенка со сложными нарушениями, от воспитания которого с рождения отказались его родители. 

Для всех случаев  приобретенного с возрастом сложного нарушения чрезвычайно важно  установление особенностей развития ребенка  ко времени заболевания, его знаний и умений, психологического возраста ко времени наступления нарушений. 

Специалистами обсуждается вопрос о том, какую  роль в развитии слепоглухого ребенка  играет уровень психического развития, достигнутый им к моменту наступления  дефекта. Считается, что дошкольник с более поздней потерей слуха и зрения имеет преимущества в развитии перед ребенком с врожденной слепо-глухотой. С другой стороны, специалисты обращают внимание на чрезвычайно серьезные психологические проблемы людей, потерявших слух и зрение в подростковом и более старшем возрасте. 

Главной особенностью детей, слепоглухота которых наступила  в подростковом возрасте, оказывается  противоречие между уже сложившимися планами на будущее, уровнем притязаний и теми препятствиями, которые ставит на пути их достижения наступивший дефект. Подросток очень болезненно переживает нарушение контактов со сверстниками, невозможность общения с ними. Наблюдения показывают, что у подростка в такой ситуации наиболее ярко в поведении проявляется стремление к самоутверждению, порой неадекватное. Если в этот период окружающие взрослые не понимают причин его вызывающего поведения, его агрессивности и не оказывают необходимой помощи, то могут возникнуть очень тяжелые личностные изменения и даже психические срывы.

Описанные выше подходы к классификации сложных  нарушений у детей показывают огромное многообразие и нестабильность вариантов таких нарушений в  детстве. Это многообразие проявлений и их динамизм является главной особенностью категории детей со сложными нарушениями развития.

Информация о работе Функциональная норма