Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 17:45, контрольная работа
Функциональная норма. В основе концепции функциональной нормы лежит представление о неповторимости пути развития каждого человека, а также о том, что любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальным трендом (СНОСКА: Понятие тренд — в научной литературе часто используется как синоним понятий «склонность», «тенденция», «направление», «путь».) развития каждого человека.
По выраженности
сочетанных нарушений зрения и слуха
детей с этим видом сложного нарушения
можно разделить на: тотально или
практически слепоглухих;
слепых слабослышащих;
слабовидящих глухих; слабовидящих слабослышащих.
Детей с сочетанными
нарушениями зрения и речи можно
разделить на:
слепых алаликов;
слабовидящих алаликов; слепых детей
с ОНР; слабовидящих детей с ОНР.
Детей с нарушениями
зрения и движений можно разделить
на: непередвигающихся самостоятельно
слепых; непередвигающихся самостоятельно
слабовидящих; слепых с нарушениями движений
(остаточные явления ДЦП); слабовидящих
с остаточными нарушениями ДЦП.
Сочетание нарушений
слуха и движений можно разделить
на: тяжелые формы ДЦП и глухоты; тяжелые
формы ДЦП и тугоухости; легкие формы ДЦП
и глухоты; легкие формы ДЦП и тугоухости.
Возможно множество
сочетаний, разных по выраженности сенсорных
и двигательных нарушений, с разной
по глубине умственной отсталостью.
Такая классификация
позволяет достаточно адекватно
подойти к решению вопроса
о месте обучения ребенка в
определенном типе школы. Но при этом
необходимо учитывать условность подобного
разделения и зависимость выраженности
нарушений от применяемого лечения.
Например, ребенок,
рожденный слепым или ослепший от
раннего проявления врожденной катаракты
обоих глаз, имеет большой шанс
возвращения зрения после удаления
катаракты в раннем возрасте. Однако
при этом необходимо помнить о
большом количестве осложнений после
операций, о возможности вторичных катаракт
и даже потери зрения в юношеском возрасте
из-за отслойки сетчатки у части детей
с внутриутробно перенесенной краснухой.
При хорошо подобранном лечении и правильном
воспитании яркая положительная динамика
может наблюдаться у детей с тяжелыми
формами детского церебрального паралича,
у детей с кондуктивной тугоухостью и
т.д.
Известны наследственные синдромы, которые дают прогрессирующее ухудшение движений, слуха и зрения уже в дошкольном возрасте. Например, при врожденной атрофии зрительных нервов обоих глаз и сахарном диабете у ребенка с нормальным при рождении слухом может наступить нейросенсорная глухота.
Известен также
высокий риск тотальной отслойки
сетчатки у детей с врожденной
тяжелой близорукостью и тугоухостью
(синдром Маршалла). От 3 до 6% детей с врожденным
нарушением слуха страдают прогрессирующим
с возрастом нарушением зрения в виде
необратимого сужения полей зрения (синдром
Ушера).
Таким образом,
разделение детей со сложными нарушениями
по выраженности каждого из имеющихся
дефектов позволяет определить их основные
трудности и построить программу их обучения
и воспитания. При этом необходимо постоянно
следить за изменением состояния нарушенных
функций и быть готовым не только к их
будущему улучшению, но и к ухудшению или
появлению новых проявлений других нарушений.
В случае сложного
нарушения принято выделять детей
с одновременно или разновременно
наступившими нарушениями. Это могут
быть врожденные нарушения зрения и
слуха у ребенка, одновременно наступившие
после заболевания менингоэнцефалитом
в определенном возрасте. Это могут быть
различные случаи разновременной потери
слуха и зрения (одно нарушение врожденное,
другое наступило в результате травмы
или прогрессирующего наследственного
заболевания в более позднем возрасте).
В других случаях это может быть врожденная
слепота и неподвижность после травмы
позвоночника в подростковом возрасте.
Этот подход
к классификации сложного нарушения
у детей дошкольного возраста
также помогает нам понять неоднозначность
течения многих видов сложного дефекта,
возможность перехода этих детей из одной
категории нарушений развития в другую
и т.д. Учет времени наступления нарушений
особенно важен для детей с сенсорными
нарушениями: для оглохших детей является
очень важным степень сформированное
их речи ко времени заболевания; для ослепших
— запас их зрительных впечатлений, на
которые можно опереться при ориентировке
в окружающем.
По времени
наступления сложных нарушений
можно разделить на такие группы:
с врожденным или
ранним сложным дефектом;
со сложным
нарушением, проявившимся или приобретенным
в младшем или старшем
с нарушением, приобретенным
в подростковом возрасте;
с нарушением, приобретенным
в зрелом возрасте;
с нарушением, наступившим
в старческом возрасте.
Врожденное или
очень рано наступившее сложное
нарушение чрезвычайно
Для всех случаев
приобретенного с возрастом сложного
нарушения чрезвычайно важно
установление особенностей развития ребенка
ко времени заболевания, его знаний
и умений, психологического возраста ко
времени наступления нарушений.
Специалистами
обсуждается вопрос о том, какую
роль в развитии слепоглухого ребенка
играет уровень психического развития,
достигнутый им к моменту наступления
дефекта. Считается, что дошкольник с более
поздней потерей слуха и зрения имеет
преимущества в развитии перед ребенком
с врожденной слепо-глухотой. С другой
стороны, специалисты обращают внимание
на чрезвычайно серьезные психологические
проблемы людей, потерявших слух и зрение
в подростковом и более старшем возрасте.
Главной особенностью детей, слепоглухота которых наступила в подростковом возрасте, оказывается противоречие между уже сложившимися планами на будущее, уровнем притязаний и теми препятствиями, которые ставит на пути их достижения наступивший дефект. Подросток очень болезненно переживает нарушение контактов со сверстниками, невозможность общения с ними. Наблюдения показывают, что у подростка в такой ситуации наиболее ярко в поведении проявляется стремление к самоутверждению, порой неадекватное. Если в этот период окружающие взрослые не понимают причин его вызывающего поведения, его агрессивности и не оказывают необходимой помощи, то могут возникнуть очень тяжелые личностные изменения и даже психические срывы.
Описанные выше
подходы к классификации