Норма права

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи курсовой работы:
научиться анализировать и обобщать данные, характеризующий институт гражданства в Республике Беларусь;
понять особенности института гражданства в Республике Беларусь;
выявить проблемные вопросы института гражданства в Республике Беларусь, варианты их решения и перспективы развития;

Содержание

Введение………………………………………………………..………3-4

1. Общие положения………………………………………………..…5-9

2. Приобретение гражданства Республики Беларусь………..……10-20

3. Прекращение гражданства Республики Беларусь……………...21-26

Заключение………………………………………..…………………27-28

Список использованной литературы…………….…………………29-30

Работа содержит 1 файл

Гражданство Республики Беларусь.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

Содержание

 
 
 

Введение………………………………………………………..………3-4

1. Общие  положения………………………………………………..…5-9

2. Приобретение  гражданства Республики Беларусь………..……10-20

3. Прекращение  гражданства Республики Беларусь……………...21-26

Заключение………………………………………..…………………27-28

Список  использованной литературы…………….…………………29-30

 

Введение

 

    На  протяжении всего развития человечества отношения между гражданами и  государством постоянно изменялись. Государство всегда было заинтересовано в платёжеспособных, физически сильных  гражданах. В истории имели место и «перегибы» со стороны государства. Так, например, в Древней Спарте больных и слабых детей сбрасывали со скалы в море, а стриков или убивали, или изгоняли, что в тех условиях было равносильно смерти. В настоящее время ситуация несколько изменилась. Современная трактовка гражданства исходит из контекста учений о гражданском обществе  и правовом государстве, а также принципов прав и свобод человека, отраженных в основных международно-правовых актах, в том числе в Декларации прав человека (1948г.). Хотя государство всё ещё заинтересовано в состоятельных и здоровых гражданах, но сбрасывать со скалы всех слабых и немощных не спешит, а наоборот, предоставляет последним различные льготы, оказывает помощь - дорожит каждым гражданином. Ведь именно от граждан зависит процветание, стабильность, динамика развития страны.

    В свете всего этого интересным и актуальным видится изучение правового регулирования института гражданства в переходный период развития Республики Беларусь, влияние первого на развитие последней.

    Цели  и задачи курсовой работы:

    1. научиться анализировать и обобщать данные, характеризующий институт гражданства в Республике Беларусь;
    2. понять особенности института гражданства в Республике Беларусь;
    3. выявить проблемные вопросы института  гражданства в Республике Беларусь, варианты их решения и перспективы развития;
 

    Предмет исследования - гражданство Республики Беларусь и его правовое     закрепление.

    Объект исследования - общие положения о гражданстве и его правовом   закреплении, получение гражданства и его правовое закрепление, прекращение гражданства.

 В работе применены следующие методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение.

       Данная курсовая работа написана с использованием национального законодательства Республики Беларусь, международных договоров, ратифицированных Республикой Беларусь, а также с использованием учебных, справочных и практических пособий.  

 

1.  Общие положения

 

Гражданство Республики Беларусь, будучи основным элементом правового статуса личности, вместе с тем является самостоятельным конституционно-правовым институтом.

В нашей  стране основные вопросы, связанные  с гражданством регулируются Конституцией, Законом Республики Беларусь от 01.08.2002г. «О гражданстве Республики Беларусь» (далее- Закон), Указом Президента Республики Беларусь 17.11.1994г. «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, и образовании при Президенте Республики Беларусь Комиссии по вопросам гражданства» (далее- Указ) и международными Соглашениями.

Гражданство Республики Беларусь является неотъемлемым атрибутом государственного суверенитета Республики Беларусь.[7,285]

    Согласно  статье 1 Закона Республики Беларусь Гражданство  Республики Беларусь - это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Иначе говоря, гражданство создаёт взаимные права и обязанности для человека и государства. Именно с  гражданством связаны самые существенные последствия для обеих сторон: объём прав, обязанностей и ответственности государства и гражданина.

    В силу важности института гражданства, он включён в первый раздел Конституции Республики Беларусь «Основы конституционного строя», а именно в статью 10, в соответствии с которой Гражданину Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство государства как на территории Беларуси, так и за ее пределами. Никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство. Гражданин Республики Беларусь не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь. Приобретение и утрата гражданства осуществляются в соответствии с законом. [10,86]

    Необходимо  так же подчеркнуть, что статья 10- не единственная ссылка в Конституции  Республики Беларусь, регулирующая отношения, связанные с гражданством. В Конституции  существуют и другие нормы, регулирующие правовую взаимосвязь граждан и государства. Так, например, права граждан рассмотрены в статье 21 (Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства), статья 30 (Граждане Республики Беларусь имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно), статья 34 (Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды), статья 34 (Граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей), а также статьи 37-39, 41, 45,47, 48, 56, 57 Конституции Республики Беларусь.

    Стоит отметить, что Всеобщая  Декларация прав человека, ратифицированная Республикой  Беларусь, также содержит положения о гражданстве. Статья 15 Декларации гласит: «1. Каждый человек имеет право на гражданство. 2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство»

    Статья 3 Закона определяет основополагающие принципы гражданства:

    1. Каждый имеет право на гражданство. Данный принцип выражается как в том, что любое лицо независимо от национальности, имеет право на гражданство Республики Беларусь, которое носит открытый и свободный характер; так и в наличии простых и доступных оснований приобретения гражданства.
    2. Гражданство Республики Беларусь является равным для всех граждан Республики Беларусь независимо от оснований его приобретения. Значение данного принципа состоит в том, что законодательство Республики Беларусь не устанавливает никаких отличий и особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами Республики Беларусь по различным причинам.
    3. Гражданство Республики Беларусь не может быть предоставлено против воли лица, то есть оно приобретается исключительно на добровольной основе.
    4. никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство. Данный принцип выражается в том, что лицо не может быть лишено гражданства вопреки его воле. Однако Конституция и Закон закрепляют право гражданина по его желанию изменить гражданство. Присущий гражданству устойчивый характер связей лица и государства не означает насильственного, принудительного удержания человека в гражданстве, иначе это ущемляло бы его свободу.
    5. Республика Беларусь стремится к избежанию случаев без гражданства. Суть данного принципа состоит в том, что наше государство способствует сокращения лиц без гражданства, поощряя приобретение гражданства лицами, не имеющими никакого гражданства. В этом отношении Республика Беларусь следует Конвенции о сокращении безгражданства 1961 года, принятой в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблее ООН. В этой Конвенции содержится рекомендация государствам предоставлять гражданство апатридам и лицам, проживающим на территории государства, если они не были осуждены за совершение тяжких преступлений. [11,69]

    Государство гарантирует гражданам Республики Беларусь защиту и покровительство  как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами. В случае, если в государстве пребывания граждан Республики Беларусь отсутствуют дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь, защита прав и законных интересов граждан Республики Беларусь в соответствии с международными договорами Республики Беларусь может осуществляться соответствующими органами других государств. Гражданин Республики Беларусь не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.

    Законом  определён круг лиц, относящийся  к гражданам Республики Беларусь. Согласно статье 8 Закона, к гражданам относятся: «1. лица, состоящие в гражданстве Республики Беларусь на день вступления в силу настоящего Закона; 2. лица, которые приобрели гражданство Республики Беларусь в соответствии с настоящим Законом. Гражданами Республики Беларусь по рождению признаются лица, родившиеся в пределах современной территории Республики Беларусь, являвшиеся гражданами бывшего СССР по рождению и получившие гражданство Республики Беларусь до вступления в силу настоящего Закона».

    Необходимо отметить, что за лицом, являющимся гражданином Республики Беларусь, не признается принадлежность к гражданству иностранного государства, если иное не предусмотрено международными договорами. Граждане Республики Беларусь, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Республики Беларусь.

    Таким образом, законодательство Республики Беларусь определяет гражданство Республики Беларусь как устойчивую правовую связь человека с Республикой Беларусь, что подразумевает наличие у каждой из сторон как прав, так и обязанностей. Это находит своё отражение в Конституции Республики Беларусь. Государство обязуется защищать права и законные интересы своих граждан, что порождает у граждан право требовать подобной защиты. С другой стороны, защищать Республику Беларусь- обязанность и священный дог гражданина Республики Беларусь. К обязанности граждан относится также уплата налогов.

    Стоит также отметить, что нормы международного права (Декларация прав человека, Конвенция ООН 1961 г. о сокращении безгражданства)  в отношении гражданства находят отражение в национальном законодательстве Республики Беларусь. А именно, закрепляются в принципах гражданства Республики Беларусь (статья 3 закона).

    На  мой взгляд, это может привести к плодотворному сотрудничеству, эффективному решению спорных вопросов, связанных с гражданством, а также  унификации и единообразии законодательства различных стран. Я считаю, что правовая унификация сведёт к «нулю» правовые разногласия стран при решении трудных проблем гражданства.  

 

2. Приобретение гражданства  Республики Беларусь

 
 

      Согласно статье12 Закона, гражданство Республики Беларусь приобретается:

    А) по рождению;

    Б) в результате приема в гражданство  Республики Беларусь;

    В) в порядке регистрации;

    Г) по иным основаниям, предусмотренным  настоящим Законом и международными договорами Республики Беларусь.

    Ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь по рождению, если на день рождения ребенка:

    - хотя бы один из родителей  ребенка состоит в гражданстве  Республики Беларусь независимо  от места рождения ребенка;

    - родители (единственный родитель) ребенка,  постоянно проживающие на территории  Республики Беларусь, являются лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь;

    - родители (единственный родитель) ребенка,  постоянно проживающие на территории  Республики Беларусь, являются иностранными  гражданами, при условии, что ребенок  родился на территории Республики Беларусь, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства.

    - находящийся на территории Республики  Беларусь ребенок, родители которого  неизвестны, становится гражданином  Республики Беларусь.

    Приобретение  гражданства по рождению в мировой практике получило название филиации. 

    Любое лицо, достигшее 18-летнего возраста, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Республики Беларусь, если оно:

    - берет на себя обязательство соблюдать и уважать Конституцию Республики Беларусь и иные акты законодательства Республики Беларусь;

Информация о работе Норма права