Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 17:45, контрольная работа
Функциональная норма. В основе концепции функциональной нормы лежит представление о неповторимости пути развития каждого человека, а также о том, что любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальным трендом (СНОСКА: Понятие тренд — в научной литературе часто используется как синоним понятий «склонность», «тенденция», «направление», «путь».) развития каждого человека.
Департамент образования города Москвы
ГБОУ
СПО Педагогический
колледж № 18 «Митино»
Домашняя
контрольная работа
Предмет: Основы специальной педагогики и
специальной психологии
Вариант
Выполнила:
студентка 6 курса
Апарина Татьяна
Проверила:
преподаватель
Москва
2011
Определите
что такое "функциональная
норма" и ее значение
для работы в специальном
образовательном пространстве
Функциональная
норма. В основе концепции функциональной
нормы лежит представление о неповторимости
пути развития каждого человека, а также
о том, что любое отклонение можно считать
отклонением только в сопоставлении с
индивидуальным трендом (СНОСКА: Понятие
тренд — в научной литературе часто используется
как синоним понятий «склонность», «тенденция»,
«направление», «путь».) развития каждого
человека. Другими словами, это своего
рода индивидуальная норма развития, которая
является отправной точкой и одновременно
целью реабилитационной работы с человеком,
независимо от характера имеющихся у него
нарушений. В данном контексте следует
признать, что достигнутое состояние только
тогда можно считать нормой, когда в процессе
самостоятельного развития или в результате
специальной коррекционно-педагогической
работы наблюдается такое сочетание взаимоотношений
личности и социума, при котором личность
без длительных внешних и внутренних конфликтов
продуктивно выполняет свою ведущую деятельность,
удовлетворяет свои основные потребности
и при этом в полной мере отвечает тем
требованиям, которые предъявляет к ней
социум в зависимости от возраста, пола,
уровня психосоциального развития. Это
своего рода гармоничный баланс между
возможностями, желаниями и умениями,
с одной стороны, и требованиями со стороны
социума — с другой.
Именно обретение ребенком такого баланса, несмотря на различные первичные нарушения, и является основным критерием эффективности оказываемой ребенку помощи. Именно данное состояние можно рассматривать в качестве основного показателя душевного здоровья человека и рассматривать его в качестве критерия оптимального уровня социально-психологической адаптированности.
«...Мы считаем
ребенка нормальным:
а)когда уровень
его развития соответствует уровню
большинства детей его возраста или старшего
возраста, с учетом развития общества,
членом которого он является;
б)когда ребенок
развивается в соответствии с
его собственным общим трендом,
определяющим развитие его индивидуальных
свойств, способностей и возможностей,
ясно и однозначно стремясь к полному
развитию отдельных составных частей
и их полной интеграции, преодолевая возможные
отрицательные влияния со стороны собственного
организма и средового окружения;
в)когда ребенок
развивается в соответствии с
требованиями общества, определяющими
как его актуальные формы поведения, так
и дальнейшие перспективы его адекватного
творческого социального функционирования
в период зрелости.
Указанные три
критерия нормальности необходимо учитывать
при оценке нормальности или анормальности
детей и подростков».
Идеальная норма
— это некое оптимальное
Причины
сложных нарушений
развития. Подходы
к классификации
детей со сложными нарушениями
развития
Для ранней диагностики
сложного нарушения очень важны
знания о причинах, которые могут
привести к поражению сразу нескольких
функций организма. Когда мы имеем
дело с одним первичным дефектом
развития у ребенка, мы рассматриваем
вероятность либо наследственного, либо
экзогенного происхождения. Сложное нарушение
развития может быть вызвано одной или
несколькими причинами, разными или одинаковыми
по происхождению.
Можно рассматривать
несколько вариантов
-один дефект
имеет генетическое, а второй
экзогенное происхождение и
-оба дефекта
обусловлены разными генетическими факторами,
действующими независимо друг от друга
(например, нарушение слуха наследуется
по линии отца, а нарушение зрения по линии
матери);
-каждый дефект
обусловлен разными
-оба нарушения
представляют собой разные
-два дефекта
возникли в результате действия одного
и того же экзогенного фактора.
Наиболее изучены последние два варианта причин сложных нарушений, когда одно заболевание (наследственное или экзогенное) может стать причиной сложного или даже множественного нарушения развития у ребенка. В группе множественных нарушений у детей преобладают врожденные формы патологии, имеющие в большинстве случаев генетическое происхождение. Реже встречаются хромосомные синдромы как виды сложных нарушений. Классический пример множественного дефекта хромосомного происхождения — это синдром Дауна. Кроме умственной отсталости у детей с этим синдромом в 70 % случаев имеются нарушения слуха и в 40% — выраженный дефект зрения. Почти 30% детей с синдромом Дауна имеют множественный сенсорный дефект (нарушение зрения и слуха) в сочетании с умственной отсталостью.
В настоящее
время описано более 250 наследственных
синдромов, связанных с нарушением
слуха. Примерно одна треть этих наследственных
нарушений слуха у детей
К экзогенным по
происхождению заболеваниям, приводящим
к сложному и даже множественному нарушению
развития, относятся различные пренатально
(внутриутробно) и постнатально перенесенные
заболевания. Наиболее известными из таких
внутриутробных заболеваний является
краснуха, корь, туберкулез, токсоплазмоз,
цитомегаловирусная инфекция и др.
Вирус краснухи проникает от заболевшей матери через плаценту в плод и может вызвать множественные пороки развития ребенка. Наибольший риск множественного поражения плода возникает на ранних сроках беременности, когда органы зрения, слуха и кровообращения развиваются наиболее интенсивно. Считается, что примерно треть детей, перенесших краснуху в утробе матери, появляются на свет со сложными врожденными нарушениями. Примерно 87% пораженных детей имеют нарушения слуха; 46% — врожденный порок сердца; 34% — врожденные нарушения зрения и 39 % — трудности в обучении. У части детей все эти пороки развития встречаются одновременно в виде врожденной катаракты обоих глаз, глухоты и врожденного порока сердца. С начала 70-х гг. в развитых странах мира проводятся профилактические прививки против краснухи, которые свели до минимума случаи рождения детей с синдромом врожденной краснухи. В России такие прививки проводятся с 1998 г.
Другим известным
внутриутробным хроническим вирусным
заболеванием, которое может привести
к сложному дефекту, является цитомегаловирусная
инфекция (ЦМВ). Вирус этого заболевания
передается при близком контакте и считается
наиболее распространенным среди всех
врожденных инфекций. Заболевание часто
протекает у детей почти без видимых симптомов
и подтверждается только после лабораторных
исследований. Как следствие этой врожденной
инфекции у детей могут возникать изолированные
нарушения (врожденная косолапость, глухота,
деформация нёба и микроцефалия) или комплексные
(глухота и нарушения зрения в виде хориоретинита
или атрофии зрительных нервов, ДЦП и глухота
и т.д.). Поскольку в последние годы успешно
проводится профилактика внутриутробной
краснухи, ЦМВ остается наиболее опасной
инфекцией, последствием которой могут
быть врожденные сложные нарушения у детей.
Причинами врожденных
нарушений зрения и слуха, нарушений
зрения и умственной отсталости может
стать заболевание матери токсоплазмозом,
сифилисом и пр.
Такие постнатальные
заболевания, как корь или скарлатина,
тяжелый грипп или нейроинфекции, перенесенные
в детском возрасте, также могут привести
к сложному нарушению развития у ребенка.
К сложному нарушению зрения и слуха с
возрастом может привести тяжелый диабет
и ряд других соматических заболеваний.
В последние годы специалисты отмечают рост числа детей с врожденными нарушениями зрения и слуха, появившихся на свет глубоко недоношенными и спасенными благодаря достижениям современной медицины. Примерно у 11 % недоношенных детей обнаруживаются аномалии развития глаз, приводящие к глубоким нарушениям зрения и даже слепоте. Ретинопатия недоношенных (поражение сетчатки) развивается у глубоко недоношенных детей при неадекватном кислородном режиме во время искусственного вынашивания в кювезах. Как следствие глубокой недоношенности у таких детей могут наблюдаться и нарушения слуха. Иногда к би-сенсорному дефекту добавляется ДЦП или другие нарушения. Иногда глубокая недоношенность является следствием внутриутробно перенесенных инфекционных заболеваний. Но в большинстве случаев причины глубокой недоношенности остаются пока неизвестными.
К неясным по
природе причинам множественных, в
том числе и сенсорных, нарушений
относят пока и CHARGE-ассоциацию, которая
все чаще встречается у детей с двойным
сенсорным и множественным нарушениями.
Это название сложилось из сочетания первых
латинских букв шести слов, обозначающих
разные нарушения (нарушение зрения в
виде колобомы радужки или сетчатки; нарушения
сердечной деятельности; трудности глотания
и дыхания из-за сужения или атрофии носовых
отверстий —хоан; отставание в росте;
недоразвитие половых органов; нарушения
органов слуха).
Знание причин
и особенностей заболеваний, которые
могут привести к сложному нарушению
развития у ребенка, может существенно
помочь в диагностике этих нарушений,
в выделении новорожденных детей группы
риска и внимательному наблюдению за их
развитием.
Поскольку обучение
слепоглухих детей представляет
собой наиболее разработанную модель
подхода к изучению и воспитанию
детей со сложными нарушениями, рассмотрим
подходы к классификации именно этого
вида сложных нарушений.
Первая классификация
слепоглухих была сделана в 1940-е
гг А.В.Ярмоленко на основании анализа
220 историй жизни слепоглухих
детей как в нашей стране, так
и за рубежом. В основу классификации было
положено время наступления дефекта и
наличие сочетания сенсорных нарушений
с интеллектуальными:
слепоглухонемые
от рождения или потерявшие зрение
и слух в раннем детстве, до овладения
и закрепления словесной речи (врожденная
слепоглухота);
слепоглухие, у
которых потеря зрения и слуха
наступила в дошкольном возрасте
и позднее, когда у ребенка
уже была сформирована речь (приобретенная
слепоглухота);
слепоглухие умственно
отсталые дети: все предыдущие варианты,
осложненные умственной отсталостью.
Современный уровень
науки и практики оказания помощи
детям со сложными недостатками развития
позволяет выделить следующие варианты
разных сочетанных нарушений.
По сочетанности нарушений можно выделить более 20 видов сложных и множественных нарушений. Это могут быть различные сочетания сенсорных, двигательных, речевых и эмоциональных нарушений друг с другом (сложное сенсорное нарушение как сочетание нарушений зрения и слуха; нарушение зрения и системное нарушение речи; нарушения слуха и движений; нарушение зрения и движений), а также сочетание всех видов этих дефектов с умственной отсталостью разной степени (глухота и умственная отсталость, слепота и умственная отсталость, двигательные нарушения и умственная отсталость; разные сочетания умственной отсталости и сложных сенсорных нарушений при множественном дефекте).