Норма права

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 10:12, курсовая работа

Описание работы

Норма права представляет собойначальную клеточку этого образования. Ее следует рассматривать как исходный, первичный элемент всей правовой системы. Но в это же время каждая из норм не может изображаться в качестве «права в миниатюре; полного, которое исчерпывает выражения всех его характеристик и качеств»1 . Юридическая норма – уровень микроструктуры права, на котором в основном проявляются особенности его технико-юридического, конструктивного содержания.2

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
1. Понятие нормы права и ее признаки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2. Структура правовой нормы, ее элементы, способы изложения. . . . 11
3. Научно-практическая значимость классификации правовых норм, их виды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Список литературы. . .

Работа содержит 1 файл

Норма права.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

АКАДЕМИЯ  ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ 
 
 

Кафедра теории государства,

международного  и европейского права 
 
 
 
 
 

ТЕОРИЯ  ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 
 

Курсовая  работа 
 

НОРМА ПРАВА 
 
 
 
 
 

                               Подготовил:

                                                                      курсант 111 уч. гр.  М. Ю. Саблин 
 

                                                 Научный руководитель:

                                                        кандидат юридических наук

                                                     майор внутренней службы

                                    Д. А. Толченкин 
 
 
 
 
 

Рязань 2011 
 
 
 

Оглавление

    Введение.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 2

    1. Понятие нормы права и ее  признаки.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  4

    2. Структура правовой нормы, ее  элементы, способы изложения.  .  .  .  11

    3. Научно-практическая значимость  классификации правовых норм, их  виды.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  17

    Заключение.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 28

    Список  литературы.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .30

 

Введение

      Вопрос  о норме права является одним из наиболее важных   разделов  науки  теории государства и  права.

      Право в рамках каждой страны образует целостное системное образование, которое отличается чертами органичности.

      Норма права представляет собойначальную  клеточку этого образования. Ее следует рассматривать как исходный, первичный элемент всей правовой системы. Но в это же время каждая из норм не может изображаться в качестве «права в миниатюре; полного, которое исчерпывает выражения всех его характеристик и качеств»1 . Юридическая норма – уровень микроструктуры права, на котором в основном проявляются особенности его технико-юридического, конструктивного содержания.2

     «Норма» - это «правило», которому  должны следовать во всех подобных случаях, пример или образец ». Но не любое правило поведения людей является правовой нормой. В обществе действуют разного вида правила социального поведения – нормы морали, обычаи, нормы общественных организаций и др. От этих правил правовая норма отличается, прежде всего, тем, что она представляет собой веление государства. В какой бы словесной формулировке ни выражалась правовая норма в тексте  закона, указа либо иного нормативного акта – в форме дозволения совершить какое-то действие, все равно это повелительное предписание государства о том, как, каким образом должны или могут   действовать люди в определенных случаях. Это правило исходит от государства в том смысле, что оно признано государством и, следовательно, представляет государство,  выражает государственную волю, опирается на его мощь.

     Нормы права санкционируются (устанавливаются) компетентными органами  управления  и государственной власти (Правительством, судом, государственной думой, ).

     Поэтому в системе социальных норм в целом нормы права обладают высокой ценностью, занимают ведущее место , так как  назначение права состоит в том, что оно служит основой регулирования практически всех сторон жизни общества. «Нормы права", – по словам М.Н. Кулажникова, – регулируют общественные отношения с такой определенностью, с какой не  могут регулировать их не моральные, не другие виды социальных норм».3

      В курсовой работе исследуется тема: «Норма права».

      Необходимость  и актуальность исследования данной темы заключается в том, что  нормы права в юриспруденции имеют очень большое значение и играют важную роль. Норма права представляет собой основную составляющую, которая входит в систему правовых средств, без которой дальнейшее развитие права невозможно.

      Основная цель работы - раскрытие проблемы понимания нормы права.

      Объект исследования  - норма права,  и взгляды  на ее понятие и виды.

Исходя  из этого, главные приоритеты, которые определяют    содержание и структуру  курсовой работы - анализ и изучение   нормы права, а также исследование ее видов.

    В настоящее время существует множество различной литературы, ознакомившись с которой можно заметить большое количество мнений  точек зрения  на ту или иную проблему. Наука на месте не стоит , особенно юридическая, она беспрерывно развивается, и поэтому нуждается в анализе,  дополнении, корректировке,  и усовершенствовании. Отсюда вытекает ещё одна очень важная задача курсовой работы, которая заключается в представлении множества различных  высказываний опонимании нормы права и попытке проанализировать традиционную трактовку нормы права.

 

1. Понятие  нормы права и  ее признаки

    Правовая норма представляет собой  санкционированное или установленное  государством правило поведения, которое охраняет  от нарушений путем применения мер государственного принуждения.

    Правовая норма носит общий характер. В отличие от команд, распоряжений , велений по конкретным вопросам норма рассчитана на регулирование не отдельного, единичного  отношения, а вида общественных отношений; правовая норма продолжает действовать после реализации в поведении конкретных людей и в индивидуальных отношениях . Всякая норма является результатом обобщения  видовых и типических  качеств общественных отношений (отношения обмена или купли-продажи, родственные отношения, отношения аренды или собственности, отношения подчинения и власти и т.п.), участников этих отношений (объединения лиц, граждане,  иностранцы, должностные лица , государственные органы и т.п.), событий и  действий, которые влекут правовые последствия (дарение, купля, кража, вступление в брак, назначение на должность, гибель имущества и т.п.), объектов права (виды имущества и т.п.).

    Правовая норма направлена на круг лиц, который определен видовыми признаками (родители, граждане,  супруги, судебный пристав,  налоговая инспекция и т.д.). В отличие от распоряжения, направленного  точно определенным лицам и действующего до его исполнения (о проведении этой осенью прививок против гриппа и дифтерии, распоряжение о строительстве здания, о выплате премии, о передаче точно определенного имущества,  об увольнении и т.п.), правовая норма не исчерпывается исполнением. Она обращена в будущее в том смысле, что рассчитана не только на данный, наличный случай (отношение), а на вид, неограниченное число определенных в общей форме случаев и отношений (передача имущества, заключение договора, рождение ребенка, вступление в брак и т.п.) и реализуется каждый раз, при возникновении предусмотренных ею ситуаций  и обстояельств.4

    Правовые нормы носят волевой (социально-волевой) характер. Во-первых, они направлены на свободную волю участников общественных отношений и имеют смысл лишь там, где у адресата нормы существует выбор вариантов поведения, во-вторых, направление этого выбора (содержание правила поведения) определяется государственной волей влиятельных или господствующих в данном обществе классов, социальных групп,  сословий, партий, которые  воздействуют на развитие и формирование  права.

    Это не означает, что каждая отдельно взятая правовая норма выражает волю  социальной группы, точно определенного класса,  политической партии. В правотворчестве в частности и в  обществе вообще  действуют социальные законы-тенденции, значительная часть которых носит вероятностный  (статистический) характер. Поэтому отдельные нормы могут выражать волю разных социальных групп, а то и вообще не выражать ничью волю, а быть  заблуждением ,ошибкой или невыполнимым правилом (нормы средневекового права о "нечистой силе" и т.п.).

    Важно учитывать также такое качество права, как его системность: право не "сумма", не "совокупность" норм, а их система, которая  основанна на взаимосвязи составляющих ее элементов; именно в этом качестве оно и реализуется в обществе, создавая стабильный правопорядок, в конечном счете соответствующий интересам социальных групп (классов, партий, сословий), которые способны воздействовать на возведение в закон государственной воли. Органически включаясь в правовую систему, правовые нормы приобретают (в разной степени) социально-волевую направленность, которая свойствена данному праву в целом.

    Волевой характер правовых норм придает им качества социальных регуляторов. В правовых нормах выражаются и отражаются те типичные для данного общества отношения и ситуации, которые предполагается либо  пресекать и запрещать (общественно опасные и общественно вредные деяния), либо охранять, поддерживать и воспроизводить. Направленность этого социального регулирования и контроля, которым служит взятая в целом система правовых норм (т.е. право), предопределяется выраженной в праве государственной волей, которая зависит от интересов господствующих или влиятельных социальных сил. С другой стороны, нормы права направлены  не только на интеллект участников общественных отношений, а именно их воле, ибо правовая норма не только описывает жизненную ситуацию, но и предписывает определенный выбор из возможных  вариантов  и линий поведения, выбор, который опирается на властное веление государства и угрозу применением принуждения в случае нарушения правовой нормы.

    Сущностное качество правовых норм - это их связь с государством.

    Правовые нормы санкционируются или устанавливаются  компетентными органами государства. Правотворческая деятельность государства наиболее очевидна при преобладании таких источников права, как законы и другие нормативные акты, издаваемые государством. Но государство остается силой, которое творит  право, и при санкционировании не им созданных норм (обычаев, правовых доктрин,   религиозных правил,договоров), которые становятся правом только и именно в результате придания им общеобязательной силы. Не менее важна роль государства и его органов в охране всех норм права от нарушений в реализации ряда правовых норм. Известно, что в государственно-организованном обществе право принуждать принадлежит только специально управомоченным на то государственным органам и должностным лицам: "монополия принуждения" - это одно из признаков, качеств государства, которое властно  пресекаюет самоуправство или самосуд . Все конфликты испоры , которые предполагают применение силы, решаются  и рассматриваются только государственными органами.

    Как отмечено, нормы всегда предписывают участникам общественных отношений, которые могут поступать по-разному, требуемый, должный вариант. Этот вариант государство предписывает под угрозой государственного принуждения, применяемого для восстановления нарушенных прав (где это возможно) и (или) для наказания нарушителя обязанности, запрета. Весь смысл существования права - в поддержании определенного порядка, в  решении  и предупреждении социальных и индивидуальных   споров  и конфликтов, а также в упорядочении самого процесса государственного принуждения, которое применяется  в этих целях.

    С точки зрения логики норм, связь права с государством наиболее непосредственно выражена в установлении мер государственного принуждения, которые применяются к нарушителям правовых норм. С этим связано долженствование особого рода: правовые нормы отличны от нормативных суждений науки (фактических утверждений) тем, что представляют собой общеобязательные "модели поведения",  предписания, а не констатацию наличных фактов. От фактического утверждения норма отличается функционально: "Основная задача нормы не в описании определенного поведения или результатов этого поведения, а в предписании поведения.5 Иными словами, правовая норма обращена в будущее и описывает как нечто должное.

    Особенностью правовых норм является их предоставительно-обязывающий характер. Они регулируют поведение людей посредством правовых отношений, связь участников состоящее во взаимных правах (обеспеченная государством возможность определенного поведения) и обязанностях (необходимость определенного поведения, нарушение которой влечет применение мер государственного принуждения). Норма как модель правоотношения в общем виде определяет возможное поведение одной стороны будущего отношения (автор имеет право на неприкосновенность созданного им произведения, работник имеет право на ежегодный отпуск ) и юридическую обязательность каких-либо действий или воздержания от действий другой стороны этого отношения (при использовании произведения запрещается без согласия автора вносить в это произведение изменения; работодатель обязан предоставить каждому работнику ежегодный отпуск).

Информация о работе Норма права