Норма права

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 10:52, лекция

Описание работы

Понятие нормы права и ее признаки. Структура нормы права. Отличие нормы права от индивидуальных правовых предписаний. Способы изложения правовых норм в нормативно-правовых актах. Виды и классификация норм права.

Работа содержит 1 файл

48.docx

— 34.70 Кб (Скачать)

48

Глава тринадцатая. НОРМА  ПРАВА  

Понятие нормы права и  ее признаки. Структура  нормы права. Отличие  нормы права от индивидуальных правовых предписаний. Способы  изложения правовых норм в нормативно-правовых актах. Виды и классификация  норм права.

Подыскивая  образное сравнение для нормы  права, я подумал, что, пожалуй, самым  точным будет представление об этом социальном явлении как о первичной  клеточке или как об атоме правовой системы, если использовать биологическую  и физическую терминологии.

Действительно, норма права как общеобязательное правило (веление) лежит в самой  основе конкретно-регулятивною воздействия  права на общественные отношения. Совокупность, система определенных норм формирует  определенный правовой институт, подотрасль, отрасль права, право в целом.

В свою очередь норма имеет сложную  структуру, прежде всего ядро – правило  поведения, вокруг которого «вращаются»  ее элементы, появляются ее признаки. Норма  права может видоизменяться, делиться, укрупняться, и ее не так-то просто «извлечь»  из той словесной оболочки, в которую  она окутана в процессе своего появления на свет, где бушуют социальные страсти, политические баталии, словом, на свет общественной жизнедеятельности.

Но это  все эмоциональный, образный подход к норме права. А рациональный?

Начнем  с определения. Норма права –  это общеобязательное правило (веление), установленное или признанное государством, обеспеченное возможностью государственного принуждения, регулирующее общественные отношения.

Это одна из реальных разновидностей социальных норм. Роднит норму права с другими  социальными нормами общность их предназначения. Они регулируют общественные отношения в том смысле, о котором  шла речь выше в теме о социальных регуляторах, т.е. устанавливают, определяют границы, рамки возможного, дозволенного, обязательного поведения индивида, коллективных образований – от государства  до различных социальных групп. Норма  права, как и другие социальные нормы, – это масштаб, мера свободы личности, разграничение этих свобод между  индивидами, веер возможностей при  выборе тех или иных вариантов  поведения. Но норма права это  также и четко обозначенный канал  правил поведения, упорядочивающих, стабилизирующих  соответственные общественные отношения  и состояния.

Вместе  с тем норма права – это  и особая социальная норма, имеющая  свои социокультурные характеристики, свои специфические признаки.

Генетически норма права появляется, как отмечалось, в итоге «неополитической революции» для регулирования общественных отношений, связанных со становлением производящей экономики, развитием  городов-государств и других видов  государственности, новых форм семейно-брачных  отношений, духовной и социальной жизни  раннеклассовых обществ и т.п. И  по содержанию, и по форме норма  права отличается от «мононорм» первобытного общества. Отличается она и от норм морали, других социальных норм своей  формальной определенностью, четкой письменной фиксацией и, – что, может быть, самое главное, – возможностью государственного принуждения для обеспечения  исполнения.

Норма права приобретает свое общеобязательное значение не в силу принудительности, обеспеченности возможностью государственного принуждения, а потому, что охватывает наиболее типичные, наиболее повторяющиеся, встречающиеся социальные процессы, причинно-следственные связи, образцы  поведения. Норма права – это  правило не только для единичного случая, но для всей органической суммы  таких однотипных случаев. И в  этом заключается ее большая социальная ценность.

Появляясь как итог осмысления коллективным разумом, общественным сознанием реальных и  социально важных процессов общественного  бытия, норма права придает этим процессам либо полезное, социально  ценностное направление развития, либо упорядочивает, стабилизирует эти  процессы, устанавливает устойчивое равновесное состояние, либо осуществляет и то и другое. Поэтому-то нормативное  содержание права, появление норм права  – это большое культурное завоевание человечества, элемент цивилизации.

Возникнув как регулятор затрат земледельцев-общинников, как способ учета результатов  труда и их распределения, норма  права распространила свое действие и на политические, социальные структуры  общества, переплелась, как нити на полотне, с государственными структурами, стала одним из важнейших начал  формирования и осуществления государственной  власти и т.п.

Норма права еще и потому создает  социально-равновесное состояние, что  у каждого из индивидов формирует  ожидание соответствующего поведения  другого члена общества, т.е. предсказуемое  поведение, которое позволяет строить  и свое поведение, и свое отношение  к другому члену общества.

И социальная ценность нормы права заключается  как раз и в том, что создавая эту психологическую установку  индивида, она формирует социально  устойчивое общественное состояние. Иными  словами, норма права еще и  потому завоевание культурного развития человечества, что, регулируя поведение  своих конкретных адресатов в  типичных случаях, она также формирует  у них и ожидание предсказуемого, понятного поведения других членов общества, их взаимоотношения.

Отсюда  и возмущение и даже изумление  у нормального члена общества, когда ему приходится сталкиваться с нарушением нормативно определенного  и ожидаемого поведения, когда появляются такие социальные состояния, которые  определяются как правонарушения, особенно преступления, «беспредел» и т.п.

Любопытны взгляды на норму нрава древнеримских  юристов, стоявших две тысячи лет  у истоков зарождения этого нового явления в жизни общества –  нормативного регулирования.

Так, Помпоний утверждал: следует устанавливать  права, как сказал Феофат для тех случаев, которые встречаются часто, а не для тех, которые возникают неожиданно. Ему вторил Павел: законодатели обходят, как сказал Феофат, то, что происходит лишь в одном или двух случаях.

А вот  высказывание Цельса: права не устанавливаются  исходя из того, что может произойти  в единичном случае. Мнение Ульпиана: права устанавливаются не для  отдельных лиц, а общим образом.

Словом, норма права – это обобщение, социально-правовая типизация тех  или иных общественных отношений, состояний.

Подчеркну, что хотя норма права это и  элемент, клеточка права в целом, но само право как целостный социальный институт – это не просто механическая сумма, совокупность, система норм права. Целое, как уже отмечалось, и право  в том числе, приобретает и  иные характеристики, чем просто сумму характеристик своих элементов, своих норм права в данном случае.

Поэтому так методологически важно углубиться в структуру права и выделить признаки норм права, структуру нормы  права, а также сопоставить эти  характеристики с характеристиками права в целом, как обособленного  социального института. К признакам  правовой нормы относят, прежде всего, ее общеобязательность. Норма права  – это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного  предписания. Неважно, касается ли это  создания условий для того или  иного способа жизнедеятельности, т.е. для возможного, дозволенного поведения, или же это направлено на строго и четко обозначенное обязательное поведение.

Закон гласит – и его адресатам следует  исполнять государственно-властное предписание.

Но надо обратить внимание и на то, что признак  общеобязательности предполагает и  учет юридической силы соответствующей  нормы права, т.е. ее места в системе, иерархии актов. При коллизии, а то и противоречии норм права, находящихся  в разных нормативно-правовых актах, но направленных на регулирование одного и того же вида общественных отношений, большую юридическую силу имеет  норма права вышестоящего нормативно-правового  акта.

Так, высшую юридическую силу всегда имеют нормы  конституции – основного закона. Это позволило Г. Кельзену сформулировать идею основополагающей нормы, лежащей  в основе правотой системы.

Отмечу, что печальное, порой тупиковое  состояние возникает, когда появляются противоречивые нормы права в  двух законах, имеющих одинаковую юридическую  силу. Например, два закона, регламентирующих избирательную кампанию в России в 1995 году, содержали нормы, одна из которых предписывала кандидату  в депутаты обязательно оставлять  на период кампании свою должность, а  вторая – устанавливала, что это  кандидат может делать по своему усмотрению.

В этих случаях приходится осуществлять историческое толкование закона, обращаться в Конституционный  суд за разъяснением, использовать иные механизмы – об этом чуть ниже, в теме о реализации права.

Следующий признак нормы права – ее неперсонифицированность. Такое ее свойство вытекает из кибернетическою  знания о существовании в природе  двух видов сигналов, импульсов поведения. Один сигнал – это целенаправленная информация конкретному адресату, получателю сигнала. В обществе – это сигналы  конкретному гражданину, члену общества с оценкой его поведения, с  конкретным предписанием и т.д.

Второй  тип – это сигнал тому, к кому это относится. Если опять же прибегнуть к образному сравнению, то можно  представить себе озерцо со всякой живностью, например с лягушками. Первый тип сигнала об опасности –  это сигнал, когда какой-нибудь камешек  бросают в конкретную лягушку (ну, есть такие привычки у детей), второй – когда камешек бросают в  центр озера. Это сигнал об опасности  тем, к кому он относится. Мол, берегитесь, появился «царь природы». Или сигнал на лекции: «тише». Он относится к  тем, кого касается, в отличие от замечания конкретному студенту. В правовых нормах для обозначения  ее адресатов оперируют словами: каждый, гражданин, юридическое лицо и прочими неперсонифицированными адресатами. Испанское законодательство, например, указы короля Хуана Карлоса  часто обращены к «испанцам, которые  слышат и понимают своего короля».

Формальная  определенность – еще один важный признак правовой нормы. Об этом уже  шла речь выше. Но здесь важно  подчеркнуть, что это свойство позволяет  не только выделять норму права из словесной оболочки того или иного  источника права, но и определить структуру конкретной нормы, отделить ее от нормы морали, соотнести норму права с конкретной ситуацией, ее участниками, словом, реализовывать то самое воздействие, которое соответствующее правило оказывает на конкретный вид общественного отношения.

Формальная  определенность нормы права также  появилась в процессе тысячелетнего  развития права, характеризует социальную ценность права; позволяет оперировать  с правом в целях упорядочения и целенаправленного развития общества. И как бы ни упрекали юристов в  том, что они формалисты, «законники»  и вместо того, чтобы учитывать  дух закона, они, де, приверженцы  буквы закона и потому просто крючкотворы, весь социально-правовой опыт человечества свидетельствует о полезности именно такого подхода к норме права, о приоритете буквы закона над  субъективно толкуемым духом  закона, о недопустимости подмены, а  то и замены целесообразностью законности.

Это, разумеется, не простой вопрос, учитывая динамику права, изменение и развитие правовых норм. Однако, когда речь идет о теоретически выделяемых признаках нормы права, ее формальная определенность оказывается  и теоретически правильным, и практически  полезным признаком.

Формальная  определенность характеризуется еще  и тем, что норма права выражена, как правило, в письменной форме. Появление письменности шло в  параллель с появлением правовых норм. В древности сначала символическое, а затем и буквенное обозначение  принадлежности тех или иных товаров  тому или иному купцу (в частности  первоначально использовались печати, которые накладывались на амфоры, кувшины, мешки и т.п. тару, в которой  перевозились, продавались товары, прежде всего, зерно) постепенно становилось  письменным способом общения. Письменность стала использоваться для посвящения тех или иных жертв божествам, для учета знамений, выражения  предсказаний и их последствий, для  царских посвятительных надписей, содержащих своеобразные правовые нормы и т.п. Клинопись у шумеров в Вавилоне служила не только для фиксации законов, например знаменитая стела Хаммурапи  с его «кодексом законов», но и  для учета судебной практики. В  городе-государстве Лагаш археологи  раскопали корзины, в которых  содержались записи всех дел, которые  рассматривал суд города Лагаша во втором тысячелетии до н.э.

Информация о работе Норма права