Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 22:25, курсовая работа
Целью данной работы является совершенствование системы регулирования трудовых споров и конфликтов на предприятии.
Задачи данной работы:
- рассмотреть теоретические аспекты регулирования трудовых споров и конфликтов на предприятии;
- выявить специфические особенности, причины и типы конфликтных ситуаций в современных организациях на примере ОАО «НефАЗ»;
- предложить мероприятия по профилактики и решения конфликтов и трудовых споров на предприятии.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты регулирования трудовых споров и конфликтов на предприятии 6
1.1 Понятие и причины трудовых споров и конфликтов 6
1.2 Система регулирования трудовых споров и конфликтов 10
Глава 2 Анализ эффективности системы регулирования трудовых споров и конфликтов на предприятии ОАО «НефАЗ» 15
2.1 Характеристика организации ОАО «НефАЗ» 15
2.2 Применение системы регулирования трудовых споров и конфликтов в организации ОАО «НефАЗ» 20
Глава 3 Мероприятия направленные на совершенствование системы регулирования трудовых споров и конфликтов в ОАО «НефАЗ». 26
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Приложения 35
Причины возникновений трудовых споров и конфликтов в ОАО «НефАЗ», как и в любых других организациях могут быть различные, как по типу, так и по содержанию. Они могут возникать, как на счет графика работы, так и о несоответствии требований по кадрам. Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задач от другого человека или группы. [электронный ресурс №3]
Так же недостаточно развита кадровая политика. В ОАО «НефАЗ» используются не в полной мере:
- полученные методом анкетирования и тестирования данные частично используются при приеме на работу персонала;
- поддерживается дух соревнования сотрудников (ежемесячное, ежеквартальное, ежегодное проведение конкурса среди менеджеров на звание «Лидер-менеджер месяца (квартала, года)».
Совершенно
не используются такие социально-
- организация индивидуальной работы с сотрудниками с учетом типа личности, темперамента (мероприятия по аттестации специалистов);
- проведение тренингов и семинаров для руководителей.
Необходимо
отметить, что в настоящее время на фирме
имеет место нервозность и психологический
дискомфорт в коллективе, несмотря на
привыкание к некоторым конфликтным ситуациям.
Прежде всего, это обусловлено тем, что
на предприятии очень мало значения придается
социально-психологическим методам, значительно
больше значения придается экономическим
методам. Для того, чтобы выяснить степень
конфликтности работников предприятия,
стратегию поведения в конфликте, в организации
был применен такой метод исследований,
как тестирование [Приложение 1]. В качестве
испытуемых были определены работники
ОАО «НефАЗ» из разных отделов, но имеющих
постоянные производственные отношения.
Таблица 1
Группы
работников подлежащие тестированию
Должность | Возраст (лет) | Стаж работы на данной должности (лет) | Оклад, руб. |
Директор | 39 | 10 | 15000 + 20% от
суммы прибыли всех менеджеров |
Главный бухгалтер | 47 | 9 | 12000 |
Менеджер по сбыту | 27 | 3 | 10% от инд. прибыли |
Начальник базы | 38 | 4 | 7000 |
Менеджер (ученик) | 22 | 1 | 5% от инд. прибыли |
Результаты тестирования показали, что конфликтность имеет место быть, но не в ущерб развитии организации. В среднем коллектив неконфликтный, стиль поведения в конфликтных ситуациях предпочитают такой, компромисс (35%), уход от конфликта (20%), игнорирование (15%) и как сотрудничество(30%).
Регулирование спора или трудового конфликта требует от руководителей высокой компетентности не только в организационно-экономических и юридических вопросах управления, но и в специальных разделах психологических знаний, обеспечивающих решение задач самоорганизации и организации рационального взаимодействия людей в условиях, провоцирующих противодействие и психологическую напряженность. [Б.Мильнер, 2007, с.586]
Регулирование
спора и конфликта - это совместная
деятельность его участников, направленная
на прекращение противодействия и решения
проблемы, которая привела к столкновению.
Разрешение конфликта или спора предполагает
активность обеих сторон по преобразованию
условий, в которых они взаимодействуют,
по устранению причин конфликта, но к сожаленью
не всегда данные условия выполняются.
Для его разрешения необходимо изменние
самих оппонентов, их позиций, которые
они отстаивали в конфликте. Часто разрешение
основывается на изменении отношения
оппонентов к его объекту или друг к другу.
[В.Н. Мельникова, Н.Л. Маренкова, 2006, с.240]
Глава 3 Мероприятия направленные на разрешения
трудовых
споров и конфликтов
Многие специалисты, занимаются вопросами разрешения конфликтов профессионально. В зависимости от вида конфликта поиском решений могут заниматься разные службы: руководство организации, служба управления персоналом, отдел психолога и социолога, профсоюзный комитет, консультанты, милиция, суды. [ Светлов В.А., 2007, с.230]
Разрешению конфликтов в ОАО «НефАЗ» могут посодействовать следующие мероприятия:
- по профилактике и разрешение конфликтов;
- по решению трудных управленческих ситуаций;
- по управлению мотиваций персонала и т.д.
2) Практикумы на повышение доверия другим и себе, как профилактика конфликтности.
3) Семинары
с элементами тренинга:
1. Тренинг «Профилактика и разрешение конфликтов».
Цель тренинга: Научить участников эффективным поведенческим стратегиям профилактики и разрешения конфликтных ситуаций.
Темы:
1. Анатомия конфликта:
- причины возникновения и роль конфликтов в организации;
- типы конфликтов и их особенности;
- скрытые (латентные) и провоцируемые конфликты.
2. Как руководителю управлять конфликтом:
- стадии развития конфликта;
- технология разрешения конфликтов. Прямые и косвенные методы;
- групповая динамика и выбор позиции руководителя на каждом этапе;
- самые распространенные ошибки руководителей в конфликтных ситуациях. Особенности и способы решения конфликтов «руководитель - подчиненный».
3. Стратегия и тактика поведения в конфликтных ситуациях:
- управление эмоциями в конфликте. Эмоциональная компетентность как ключевая компетенция успешного руководителя;
- модели поведения в конфликтной ситуации;
- приёмы психологической защиты в конфликтных ситуациях;
- техники оперативной саморегуляции. Ситуационный стрессменеджмент;
- методы противостояния агрессивному и манипуляционному психологическому воздействию. Ассертивное (уверенное) поведение;
- кейсы и ролевые игры. Анализ индивидуальных стилей поведения участников группы и рекомендации по преодолению проблем, возникающих у них в конфликтных ситуациях.
4. Профилактика конфликтов в трудовом коллективе:
- выявление и предотвращение конфликтных ситуаций, их конструктивные и деструктивные последствия;
- посредничество в конфликте: принципы и методики;
- рекомендуемые меры по профилактике и разрешению конфликтных ситуаций в коллективе. Ключевые принципы организации эффективной совместной деятельности.
Результаты тренинга:
- участники тренинга получат целостное системное представление о природе конфликтов и динамике их развития;
- осознают собственные неэффективные стратегии поведения в конфликте, выработают новые успешные поведенческие модели;
- научаться быстро диагностировать, и грамотно разрешать конфиктные ситуации в своем коллективе;
- освоят способы профилактики конфликтов и методов управления эмоциональным состоянием.
2. Тренинг «Разрешение трудных управленческих ситуаций»:
В программе:
- личные качества руководителя. Лидерство - в чем проявляется и как развить;
- принципы системного мышления в организации и планировании бизнеса;
- удержание дистанции. Как отделить личное и функциональное в деловом общении;
- правила и технологии поощрения и наказания;
- кейсы: Работа в сложных управленческих ситуациях;
- характерологические особенности подчиненных и их учет в управлении;
- техники мобилизации внимания и творческой активности руководителя;
- стресс-менеджмент. «Синдром перегорания руководителя» - в чем проявляется и как предотвратить.
В результате:
- тренинг направлен на повышение эффективности взаимодействия руководителя с подчиненными. Его участники отработают приемы, позволяющие сохранять состояние высокой работоспособности в условиях интенсивных рабочих нагрузок;
- тренинг позволяет каждому участнику записать массу ценных идей по развитию личной эффективности и применять их, улучшая работу организации и свою собственную
3.Тренинг «Управление мотивацией персонала»:
Обучение руководителей и менеджеров отделов по персоналу, а также руководителей, которые сталкиваются с необходимостью овладения дополнительными психологическими знаниями и навыками управления и мотивации персонала.
Задачи:
- получение знаний о теориях мотивации, причинах пассивности работника;
- овладение методами материальной и нематериальной стимуляции;
- разработка корпоративной системы мотивации сотрудников компании.
Результаты: Обучение приводит к значительному росту эффективности управления персоналом. Использование разработанной системы мотивации и ее инструментария позволит компании сэкономить 15 - 20% времени и средств, затрачиваемых на осуществление трудового процесса.
Программа тренинга:
1.Мотивация сотрудников:
- теоретическая часть: Теории У.Дугласа Макгрегора, Мак-Клелланда, Гертцберга, А.Маслоу. Процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория справедливости и т.п;
- роль лидера в формировании мотивации;
- способы психологического влияния.
2. Материальное и нематериальное стимулирование:
Причины пассивности работника
- значение всех этапов производственного процесса и конечного результата, как мощный мотиватор. Этот блок помогает развить качества эффективного руководителя, овладеть теми умениями и навыками, которые позволят повысить эффективность мотивации персонала на предприятии без увеличения фонда заработной платы.
3.
Моделирование системы
10 правил, повышающих мотивацию сотрудников:
- конструктивность, позитивность и ответственность - «три кита» успешной мотивации;
- развитие ответственности и инициативы у подчиненных;
- конструктивная критика и обратная связь эффективной мотивации;
- самомотивация,
жизненные принципы и их соответствие
целям.[электронный ресурс №4]
Помимо тренингов, к мероприятиям по профилактики и устранению конфликтов можно отнести:
- структурнее методы (правильное распределение полномочий);
- система вознаграждений (премии, бонусы);
Информация о работе Формирование системы регулирования трудовых конфликтов и споров на предприятии