Формирование системы регулирования трудовых конфликтов и споров на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является совершенствование системы регулирования трудовых споров и конфликтов на предприятии.

Задачи данной работы:

- рассмотреть теоретические аспекты регулирования трудовых споров и конфликтов на предприятии;

- выявить специфические особенности, причины и типы конфликтных ситуаций в современных организациях на примере ОАО «НефАЗ»;

- предложить мероприятия по профилактики и решения конфликтов и трудовых споров на предприятии.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты регулирования трудовых споров и конфликтов на предприятии 6
1.1 Понятие и причины трудовых споров и конфликтов 6
1.2 Система регулирования трудовых споров и конфликтов 10
Глава 2 Анализ эффективности системы регулирования трудовых споров и конфликтов на предприятии ОАО «НефАЗ» 15
2.1 Характеристика организации ОАО «НефАЗ» 15
2.2 Применение системы регулирования трудовых споров и конфликтов в организации ОАО «НефАЗ» 20
Глава 3 Мероприятия направленные на совершенствование системы регулирования трудовых споров и конфликтов в ОАО «НефАЗ». 26
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Приложения 35

Работа содержит 1 файл

Управление трудовыми ресурсами.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

  Федеральное агентство по образованию

  Государственное образовательное учреждение

  высшего профессионального образования

  «Волгоградский  государственный педагогический университет»

  Факультет экономики и управления

  Кафедра управления персоналом 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая работа 

  по  дисциплине: управление трудовыми ресурсами 

  на  тему: «Формирование системы регулирования

  трудовых конфликтов и споров на предприятии» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Волгоград 2010 г.

 

Содержание: 

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты регулирования  трудовых споров и конфликтов на предприятии 6
    1.1 Понятие и причины трудовых  споров  и конфликтов 6
    1.2 Система регулирования трудовых  споров и конфликтов 10
Глава 2 Анализ эффективности системы регулирования  трудовых споров и конфликтов на предприятии ОАО «НефАЗ» 15
    2.1 Характеристика организации ОАО  «НефАЗ» 15
    2.2 Применение системы регулирования  трудовых споров и конфликтов в организации ОАО «НефАЗ» 20
Глава 3 Мероприятия направленные на совершенствование  системы регулирования трудовых споров и конфликтов в ОАО «НефАЗ». 26
Заключение 31
Список  использованной литературы 33
Приложения 35
 

 

       Введение 
 

      У каждого человека в жизни есть свои цели, связанные с различными областями. Каждый стремится достичь чего-то своего или по-своему. Но часто люди, связанные узами совместной деловой деятельности сталкиваются в своих интересах, и тогда происходит конфликт. Поэтому одна из функций человека, работающего с людьми, - предотвращение возникновения, сглаживание последствий конфликта, разрешение споров, умение подвести людей из вражды интересов к сотрудничеству и взаимопониманию. Но часто управленцы, которые не могут сосредоточиться в конфликтной ситуации, встать на объективную позицию, сами инстинктивно пытаются или предотвратить конфликт или отложить, что не дает полного решения проблем в деловом коллективе.

      Работающие  в организации люди различны между  собой. Собственно, они по-разному  воспринимают ситуацию, в которой  они оказываются в силу своих  индивидуальных особенностей. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом при решении какого-то вопроса. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны. А трудовые споры могут возникнуть именно тогда, когда спорящие стороны переносят разрешение своих разногласий в юрисдикционный орган.

      Большинство конфликтов возникает помимо желания  их участников. Это происходит из-за того, что большинство людей, не имеет элементарного представления о конфликтах, либо не придает им значения.

      Современная наука управления признает, что конфликт является неотъемлемой частью жизнедеятельности организации.

      Как и многие понятия в теории, социологии и психологии управления, конфликт имеет немало различных определений и толкований. Многие специалисты дают ему такое определение: «конфликт» (в пер. от conflictus) - латинского корня и в буквальном переводе означает «столкновение». В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным (например, к усилению групповой динамики, развитию коллектива), либо к деструктивным (например, к развалу коллектива) последствиям.

      Определение же трудового спора следующее - это  поступившее на разрешение юрисдикционного органа разногласие субъектов трудового права по вопросам применения трудового законодательства или об установлении между ними новых условий труда.

      Тема  курсовой работы весьма актуальна. В России, как и в других странах постсоветского пространства, общество оказалось неподготовленным к тому, что «конфликт - феномен общественного развития». Ориентация на «бесконфликтное» существование общества делала проблематику конфликтов неперспективной. Именно поэтому сейчас пишется огромное количество научных трудов по изучению конфликтов. Для нас же интересен тот же конфликт, но с точки зрения управления персоналом.

      Целью данной работы является совершенствование системы регулирования трудовых споров и конфликтов на предприятии.

      Задачи  данной работы:

      - рассмотреть теоретические аспекты регулирования трудовых споров и конфликтов на предприятии;

      - выявить специфические особенности, причины и типы конфликтных ситуаций в современных организациях на примере ОАО «НефАЗ»;

      - предложить мероприятия по профилактики и решения конфликтов и трудовых споров на предприятии.

      Объектом  исследования данной работы является изучение конфликтных ситуаций на примере ОАО «НефАЗ». Характеристика его работников и межличностных отношений, исследование возникающих в данной организации конфликтов.

      Предметом исследования курсовой работы являются межличностные отношения.

      В данной курсовой работе используются материалы современных авторов, как например, Матузов Н.И., Дмитриев А.В., Кудрявцев В.Н., Черняк Т.В., Мастенбрук У., Данилов Е.П., Светлов В.А. и электронные учебники Фролова С.С., Александрова Е. В., Фишера Р. Так же нормативно-правовая база, в первую очередь Конституция РФ и Трудовой кодекс РФ.

      Структура курсовой работы соответствует поставленным целям и задачам. Работа состоит из введения, в котором определяется актуальность проблемы, намечаются цели и задачи. Основная часть, которая включает в себя три главы. Каждая глава имеет два параграфа.

      Первая  глава - теоретические аспекты регулирования трудовых споров и конфликтов на предприятии, позволяющая ознакомиться с сутью проблемы, понятием конфликта, его сущностью.

      Вторая  глава полностью посвящена объекту  исследования, ОАО «НефАЗ», ее сотрудникам, описаниям сложившихся трудовых отношений.

      В третей части данной курсовой работы даются рекомендации по разрешению трудовых споров и конфликтов.

      В заключение подводятся итоги и ответы на поставленные задачи. 

 

       Глава 1 Теоретические аспекты регулирования трудовых

      конфликтов и споров на предприятии 

      
    1. Понятие и причины трудовых споров и конфликтов
 
 

      Сегодня в разных сферах знаний существуют самые различные определения конфликта.

      Распространенное  понимание конфликта больше соответствует  социологической науке. Но данная работа исследует конфликт с точки зрения систем управления менеджмента.

      В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. Однако чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, при котором одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. [Матузов Н.И.,2007, с.131]

      Причин  возникновения конфликтов очень  много. И конечно, устранять их нужно организационными формами. Даже само представление о них помогает увидеть и управлять ими. Конфликты возникают по разным причинам:

      - информационные: искажения (слухи), невольная дезинформация, факты (неполные, неточные, посторонние, умышленное сокрытие), ненадежность экспертов, свидетелей, отсутствие кредита доверия к информации;

      - структурные: столкновение на почве статусных различий или притязаний; столкновение традиционных привычек, ценностей, взглядов; столкновения по поводу качеств или цены покупки; столкновения по поводу контрактов, договоров, соглашений о покупке; столкновения по поводу техники и эффективности ее использования;

      - ценностные: нарушение этических норм, ущемление чьих-то нужд прав, нарушение принятых профессиональных или организационных норм. Факторы отношений: нарушение баланса сил в отношениях, нарушение совместимости в отношениях;

      - экономического и социального неравенства: несправедливость распределения вознаграждения, власти, признания, престижа между отдельными членами организации, группами и подразделениями. [Гаврилина А.В., Чиканова Л.Т.,2009, с.118]

      Однако  далеко не каждое разногласие перерастает  в юридический спор. Участники  отношений, регулируемых трудовым правом, могут разрешить свой конфликт мирным путем, посредством переговоров и не допустить перехода возникающих между ними разногласий на стадию трудового спора. Но если конфликт не решается его участниками и возникает необходимость привлечения к его разрешению специальных уполномоченных на это органов, то он перерастает в трудовой спор. Исходя из вышесказанного, сформулируем определение трудовых споров.

      Трудовой  спор - это разногласия между работником (работниками) и работодателем об установлении и применении действующих норм трудового и иного социального законодательства, которые не были урегулированы при непосредственных переговорах с работодателем и стали предметом разбирательства в специально уполномоченных на это органах. [Дмитриев А.В., Кудрявцев С.В,2009, с.111]

      Условия возникновения споров - это обстоятельства, которые непосредственно или опосредованно влияют на трудовые отношения, вызывая неурегулированные разногласия между работниками и администрацией. Причиной возникновения трудовых споров служат юридические факты, непосредственно вызвавшие разногласия между работником (работниками) и администрацией. Даже общие для трудовых споров причины носят конкретный характер в конкретном правоотношении по разрешению трудового спора. Это - нарушения тех или иных прав работника или несоблюдение им обязанностей перед предприятием (например, при его материальной ответственности за причиненный ущерб). [Дмитриев А.В., Кудрявцев С.В, 2009, с.95-111]

      Действенным инструментом защиты трудовых прав работников призван быть установленный законом  порядок разрешения трудовых споров. Назовем нормативные акты, регулирующие этот порядок.

      Основными нормативными актами по рассмотрению трудовых споров являются законы РФ. В  первую очередь это Конституция  РФ, закрепляющая основные права в  сфере труда и среди них - право  на защиту своих прав (в том числе судебную защиту). В число важнейших нормативных актов, регулирующих рассмотрение трудовых споров, входит Трудовой кодекс РФ.

      В ст. 37 Конституции РФ признается право  на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов разрешения трудовых споров, включая право на забастовку.

      Также, ст. 46 Конституции РФ предусматривает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, что решения и действия (бездействия) органов и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. [Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года, Российская газета, 2009]

Информация о работе Формирование системы регулирования трудовых конфликтов и споров на предприятии