Формирование самоконтроля у младших школьнико в процессе обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

Эта работа о формировании самоконтроля младших школьников в процессе обучения. Расскажет что такое самоконтроль, виды самоконтроля, его формирование.

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 32.73 Кб (Скачать)

1.Самоконтроль.

Самоконтроль - это осознание и оценка субъектом  собственных действий, психических  процессов и состояний. Самоконтроль предполагает наличие эталона в  форме субъективных представлений  или критериев и возможность  получения представления о контролируемых действиях и состояниях. Появление  и развитие самоконтроля обусловлено  требованиями общества к социальному  поведению человека. Самоконтроль имеет  регулирующую функцию, а также может  быть объектом волевой регуляции, например, в стрессовых ситуациях.

Регулирующая  функция самоконтроля позволяет  человеку решать задачи, поставленные им самим или предложенные кем-либо. Люди, владеющие искусством самоконтроля, способны совершать осознанные действия, контролировать проявление своих эмоций, и руководствуясь мотивацией, достигать  собственных целей или вносить  личный вклад в достижение коллективных целей. Как практический психолог, я  особенно важное место отвожу эмоциональному самоконтролю – ведь именно в области  эмоций и чувств наиболее полно проявляется  бессознательное, внутренняя жизнь  личности, ее психическая реальность.

Самоконтроль  является условием адекватной, целенаправленной, интегрированной психики. Самовоспитание и самосовершенствование личности, обучение и профессиональная деятельность, поведение в обществе предполагают непременную включенность в них  самоконтроля. Самоконтроль относится  к числу обязательных признаков  сознания и самосознания человека. Он выступает как условие адекватного  психического отражения человеком  своего внутреннего мира и окружающей его объективной реальности. Самоконтроль является одним из неотъемлемых компонентов  процессов самоуправления (саморегулирования) систем различной качественной природы, среди которых человек представляет собой пример живой и высшей степени  сложной системы.

Человек может  выступать в роли объекта и  субъекта контроля. Как существо общественное человек на протяжении всей своей  жизни является объектом контроля со стороны окружающих его людей. Под  контролем общества находятся процессы обучения и воспитания человека, его  занятость в профессиональной деятельности, поведение в быту. С другой стороны, уже как субъект контроля человек  сам является носителем контрольных  механизмов. При этом направленность контроля может быть различной: вовне  и на себя. В первом случае объектом контроля для человека выступают  поведение и деятельность людей, характер протекания процессов в  общественных, природных, технических  системах. Объектом контроля для человека являются также его поступки и  действия, присущие ему психические  явления. Именно в этом случае, когда  человек контролирует собственную  психическую сферу, имеем дело с  самоконтролем.

Под самоконтролем  следует понимать сознательный контроль, осуществляемый человеком над своим  поведением, мыслями, чувствами, регулирование  и планирование своей деятельности. Самоконтроль позволяет человеку сознательно  изменять направление своих мыслей, удерживать себя от нежелательных действий. В приведенном определении акцентируются  сознательный характер самоконтроля, его регулирующая и планирующая  функции. 

По мнению Г.А. Собиевой, под самоконтролем надо понимать умение критически отнестись к своим поступкам, действиям, чувствам и мыслям, регулировать свое поведение и управлять им. А.С. Лында трактует самоконтроль как компонент самосознания, который включает в себя самосознание и саморегулирование человеком своей деятельности и поведения. По его мнению, действия по самоуправлению, а именно самооценка, корректирование и усовершенствование своей деятельности и поведения составляют основу самоконтроля личности. Он возражает против такого понимания самоконтроля, в содержание которого не входит активное участие личности в регулировании и исправлении своей деятельности, поведения. Эта позиция в понимании функции самоконтроля, которой придерживается ряд исследователей, предполагает включение в нее собственно процессов планирования, управления, регулирования и коррекции. Но существует и иной взгляд по этому же вопросу.(5. с 5).

Самоконтроль  неотъемлемым образом включен во все виды деятельности человека: игровую, учебную, трудовую, научную, спортивную и др. к числу общих, не зависящих  от специфики выполняемой деятельности, принципов классификации видов  самоконтроля можно отнести временной, пространственный, структурный, а также  принцип произвольности самоконтроля.

В соответствии с временным принципом следует  различать предварительный, текущий  и результирующий виды самоконтроля.

Разделение контроля и самоконтроля в одном лице не носит абсолютного характера. Самоконтроль не может осуществляться без наличия  того, что собственно контролируется, проверяется. С другой стороны, самоконтроль обязательно предполагает наличие  эталона, то есть того, что должно быть. Вопрос о степени совпадения контролируемой и эталонной составляющих решается посредством операции сличения. В  результате ее осуществления контролируемая и эталонная составляющие могут  не совпасть друг с другом, и тогда  на выходе самоконтроля будет иметь  место сигнал рассогласования окажется равным нулю, то это будет означать, что контролируемая составляющая соответствует  эталону. Сами по себе контролируемая и эталонная составляющие, процесс  сличения и оценки степени их совпадения формируют информационное содержание механизма самоконтроля. Сигнал с  выхода самоконтроля поступает по каналу прямой связи либо в анализирующие  звенья, где с учетом его вырабатывается стратегия самоуправления, либо сразу  в исполнительные звенья, включенные в контур саморегулирования. Вход самоконтроля включает, по крайней мере, два канала. По одному из них поступает эталон. По другому каналу обратной связи  поступает информация от управляемого или регулируемого объекта, то есть контролируемая составляющая. Каналы прямой и обратной связи, мозговое представительство  операции сличения являются структурными компонентами механизма самоконтроля. Присутствие канала обратной связи  придает его структуре замкнутый  характер. Самоконтроль становится принципиально  возможным, если имеются налицо все  информационные и структурные компоненты его состава. Соблюдение этого условия  является обязательным, но все-таки еще  недостаточным, чтобы самоконтроль выполнил свою функцию. Для этого  он должен быть приведен в действие. Запуск механизма самоконтроля имеет  свои особенности и находится  в зависимости от разнообразных факторов. (4., с. 148).

В соответствии с принципом произвольности следует  различать произвольный и непроизвольный виды самоконтроля. Произвольный самоконтроль предполагает осознанный характер постановки и достижения соответствующих целей  при выполнении определенного вида деятельности. Сам же процесс выполнения деятельности, реализуемый через  последовательность действий и отдельных  движений, может осуществляться при  участии самоконтроля, постоянная осознанность которого уже не является обязательным условием.

 

2.Самоконтроль  в психических  процессах.

Самоконтроль  неотъемлемым образом включен в  протекание психических процессов, являясь одним из важных условий  адекватного психического отражения  человеком своего внутреннего мира и окружающей его объективной  действительности.

Психическое отражение  есть одна из возможных форм отражения  в живой природе. Высшей формой психического отражения и познания объективного мира является сознание человека. Сознание может быть как верным, так и  неверным отражением действительности. Поэтому одна из главных задач  теории отражения состоит в том, чтобы вскрыть, при каких условиях, с помощью каких конкретных механизмов отражательного процесса становится достоверным  отражаемый в сознании человека объективный  мир. Одним их таких условий адекватного  психического отражения является самоконтроль. Процесс психического отражения  носит обязательно активный характер, включая в себя проверку и коррекцию  формируемого отражения.

Особенности включения  самоконтроля в протекание психических  процессов:

Ощущение. Под  ощущением принято понимать простейший психический процесс отражения  как отдельных свойств предметов  и явлений окружающего мира, так  и внутренних состояний организма, возникающий при непосредственном воздействии материальных раздражителей  на органы чувств человека. Ощущения являются начальной ступенью чувственного познания. Они суть образы внешнего мира, в  которых отражается действительность. Адекватность отражения внешних  воздействий достигалась в процессе длительной эволюции живых организмов, в ходе которой у человека сформировалась система высоко дифференцированных органов чувств, приспособленных  к отражению действующих на них  специфических раздражителей. Соответствие между чувственными данными и  внешним миром вырабатывалось в  процессе эволюции под постоянным контролем  практики – решающего критерия адекватности наших ощущений.

Восприятие и  опознание. В ряду познавательных процессов  восприятие представляет собой качественно  новую ступень чувственного познания, позволяющую в отличие от ощущений отражать в сознании человека не отдельные  свойства раздражителя, но предмет  в целом, в совокупности его свойств. Адекватность образов восприятия реальным объектам достигается при обязательном участии самоконтроля. (6, с. 121-125).

В отечественной  психологии утвердилось понимание  восприятия как системы саморегулирования  с присущим ей механизмом обратной связи, позволяющим активно подстраиваться к особенностям отражаемого объекта. Применительно к различным сенсорным  модальностям самоконтроль оказывается  включенным в процесс формирования адекватного перцептивного образа. Исследованиями установлено, что в процессе зрительного восприятия участвуют контролирующие движения глаза, с помощью которых обеспечивается возможность проверить правильность формируемого зрительного образа по отношению к воспринимаемому предмету. Проявляется это в повторных возвращениях глаза к уже осмотренным участкам предмета. При осязательном восприятии формирование адекватного образа ощупываемого предмета происходит тоже при активно выраженном самоконтроле, который в данном случае осуществляется благодаря взаимодействию пальцев, последовательно движущихся друг за другом, и их возвратным движениям к уже пройденным элементам контура.

К одной из форм нарушения зрительных восприятий является так называемые обманы чувств в виде иллюзий и галлюцинаций. Под галлюцинациями принято понимать ложные восприятия, возникающие при отсутствии реальных явлений внешнего мира, которые могли бы их вызывать.

Мышление. Высшей формой рационального познания объективного мира является мышление, посредством  которого в сознании человека отражается сама сущность окружающих его вещей, закономерность связей и отношений  между предметами и явлениями  действительности. Как и в случае чувственного познания, практическая деятельность человека остается основным и конечным критерием истинности мышления. Мышление соотносит, сопоставляет каждую мысль, возникающую в процессе мышления, с задачей, на разрешение которой направлен мыслительный процесс, и ее условиями. Совершающиеся  таким образом проверка, критика, контроль характеризуют мышление как  сознательный процесс. В качестве одной  из фаз мыслительного процесса выступает  контроль или проверка гипотез, возникающих  по ходу этого процесса.

Самоконтроль  мыслительного процесса не только помогает сосредоточиться собственно на предмете размышления, как бы защищая его  от побочных, мешающих воздействий, но и обеспечивает правильное, адекватное его протекание поставленной задаче.

В решении тех  или иных задач наиболее ярко проявляются  психологические аспекты человеческого  мышления. Плодотворным можно считать  подход к изучению мыслительной деятельности как саморегулируемого процесса. Операция сличения предполагаемых и реально достигнутых результатов с выдвигаемыми гипотезами является ключевой в механизме саморегуляции мыслительной деятельности. Довольно распространено понимание самоконтроля только как одного из этапов мыслительного процесса. Как правило, ему отводится роль, когда решается вопрос о правильности полученного конечного результата. Сличение как акт самоконтроля представлено на всех этапах решения мыслительной задачи, включая постановку проблемы, формирование гипотезы и ее последовательную конкретизацию в ходе решения задачи при этом гипотеза представляет собой как бы промежуточный эталон, правильность которого либо подтверждается, либо ставится под сомнение после сличения с ним реально полученного результата.(6, с. 258-259)

Память. Непременным  условием целесообразной деятельности человека является его память. С  помощью механизма самоконтроля обеспечивается правильность протекания мнемических процессов. В процесс активного припоминания ранее запечатленного материала неизбежно входит сличение результатов поиска (выполняющих роль контролируемых переменных) с исходным материалом, позволяющее субъекту либо прератить дальнейший поиск, либо отвергнуть всплывающие следы как неадекватные и снова продолжить поиск, чтобы все-таки найти правильное решение. Самоконтроль является условием безошибочного протекания и другого мнемического процесса – запоминания.

Организованная  работа памяти имеет место при  обязательном участии в ней самоконтроля, но в то же время ее нормальное функционирование создает предпосылки для включения  самоконтроля и в протекание других психических процессов. Жизненный  опыт человека фиксируется в памяти в виде следов, которые затем актуализируются  и поступают на вход механизмов самоконтроля как эталонные составляющие.

В памяти человека хранится также сведения и о том, каким способом может быть осуществлен  самоконтроль в том или ином случае.

Речь. В основе процесса общения, управления человеком  своим поведением в обществе лежит  речевая деятельность. В сложную  организацию речевой деятельности вовлечены различные виды механизмов самоконтроля: слуховой, зрительный, кинестетический  и др.

Внимание. В каком  же соотношении находятся процессы внимания и самоконтроля? Первооткрывателем  их общности является французский философ-материалист  первой половины 18 века Ж.Ламетри. в его сочинениях есть несколько мест, имеющих отношение к этому вопросу. В широко известном произведении Ж.Ламетри пишет: «Когда о ком-нибудь говорят, что у него недостаток рассудка при сильно развитом воображении, слишком предоставленное самому себе и почти всегда занятое созерцанием себя в зеркале собственных ощущений, недостаточно усвоило себе привычку исследовать их с надлежащим вниманием, что оно проникнуто гораздо глубже впечатлениями и образами, чем их истинностью или сходством. Несомненно, деятельность воображения отличается такой живостью, что если не вмешивается внимание – этот ключ и источник всех наук, - оно ограничивается беглым и поверхностным взглядом на предметы… напротив, если с детства приучить воображение к самообузданию, не давая ему уноситься на своих сильных крыльях… если приучить его останавливать и задерживать представления, чтобы всесторонне исследовать предмет, то воображение, способное к составлению суждений, при помощи последних сумеет охватить наибольшее количество предметов» (6, с. 276).

Информация о работе Формирование самоконтроля у младших школьнико в процессе обучения