Формирование культуры взаимоотношений старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 11:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить и обосновать средства формирования культуры взаимоотношений старших дошкольников.

Содержание

Введение ---------------------------------------------------------------------------- 3
Глава I. Теоретические основы формирования культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста ------------------ 7
1.1 Формирование культуры взаимоотношений как психолого-педагогическая проблема ------------------------------------------------------------- 7
1.2.Особенности формирования культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста --------------------------------------------------- 12
1.3.Средства формирования культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста --------------------------------------------------- 19
Глава II. Проектирование деятельности педагога-психолога по формированию культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста --------------------------------------------------------------------------------- 26
2.1.Описание методик диагностики уровня культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста ----------------- 26
2.2.Проект деятельности педагога-психолога по формированию культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста ---- 34
Заключение ----------------------------------------------------------------------- 39
Список литературы ------------------------------------------------------------- 41
Приложения ---------------------------------------------------------------------- 44

Работа содержит 1 файл

Формирование культуры взаимоотношений у старших дошкольников.doc

— 265.00 Кб (Скачать)

Педагог-психолог: «А вот и утро! Ой, смотрите, вон дорога. Какие же мы глупые, всю ночь сидели в лесу в двух шагах от дороги домой. Зато сколько приключений!»

Две страны.

Педагог-психолог распределяет всех детей в две подгруппы и рассказывает им сказку: «Когда-то давно-давно было два соседних государства. Одно населяли веселые жители: они много смеялись и шутили, часто устраивали праздники. Другое - грустные жители: они все время думали о печальном и много грустили. Жителям веселого государства было очень жалко своих грустных соседей, и однажды они собрались прийти к ним на помощь: они решили заразить грустных жителей своим весельем и смехом. Пусть те, кто сидит от меня по левую руку, будут грустными людьми. Попробуйте вспомнить о чем-нибудь очень печальном и грустном. Представьте, как должны себя чувствовать люди, которые никогда-никогда не радовались. Те, кто сидят от меня по правую руку, - будут веселыми людьми. Вы никогда не знали печали и веселились всю жизнь. Теперь ваша задача - заразить своим смехом и радостью ваших грустных соседей. Встаньте друг напротив друга, и пусть те грустные ребята, которые заразятся смехом веселых жителей, переходят на их сторону и начинают заражать своей радостью тех, кто все еще грустит».

Живые куклы.

Педагог-психолог разбивает группу на пары и говорит: «Давайте представим, что ваши куклы оживают. Они умеют говорить, просить, бегать и пр. Давайте представим, что один из вас - ребенок, а другой - его кукла-девочка или кукла-мальчик. Кукла будет что-то просить, а ее хозяин - выполнять ее просьбы и заботиться о ней».

Педагог-психолог предлагает понарошку помыть кукле ручки, покормить, погулять, уложить спать и т. п. При этом педагог-психолог предупреждает, что хозяин должен выполнять все капризы куклы и не заставлять ее делать того, чего она не хочет. Когда дети примут игровую ситуацию и увлекутся, пускай продолжают играть сами.

День помощника.

Педагог-психолог собирает с утра всю группу и говорит: «Сегодня у нас с вами необычный день. Мы будем помогать друг другу, но так, чтобы это не было заметно. Сейчас я подойду к каждому из вас и скажу, кому он будет сегодня стараться помочь во всем. Не говорите об этом больше никому. Вечером мы с вами снова соберемся вместе, и вы попробуете догадаться, кто же вам сегодня помогал, и поблагодарите его».

В течение дня педагог-психолог напоминает детям о задании. Вечером педагог-психолог вновь собирает группу и просит каждого ребенка по очереди рассказать о том, как и кто помогал ему.

Старенькая бабушка.

Педагог-психолог делит детей на пары. Каждая пара состоит из бабушки (дедушки) и внучки (внука). Бабушки и дедушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат. Но их обязательно нужно привести к врачу, а для этого нужно перейти через улицу с очень сильным движением. Внуки и внучки должны перевести их через дорогу так, чтобы их не сбила машина.

Улицу рисуют мелом на полу. Несколько детей играют роль машин и бегают туда-сюда по улице. Поводырю нужно уберечь старичков от машин, провести через опасную дорогу, показать доктору (роль которого играет один из детей), купить лекарство и привести по той же дороге домой.

Пожелания.

Педагог-психолог: «Когда-то давным-давно, когда добрые волшебники жили среди людей, было принято при рождении ребенка приглашать этих волшебников в дом. Каждый волшебник дарил ребенку пожелание, которое обязательно исполнялось. Давайте поиграем в волшебников. Вы можете пожелать все, что угодно, ведь вы - очень могущественные, и все ваши пожелания когда-нибудь сбудутся. Кто из вас будет ребенком? Не спорьте, потому что ребенком успеет побывать каждый из вас».

Добрые волшебники.

Дети сидят в кругу. Педагог-психолог рассказывает сказку: «В одной стране жил злодей-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, обозвав его нехорошими словами. Заколдованные дети не могли веселиться и быть добрыми. Расколдовать таких несчастных детей могли только добрые волшебники, назвав их ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть ли у нас такие заколдованные дети?».

Как правило, многие дошкольники охотно берут на себя роль заколдованных.

Педагог-психолог: «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, придумав добрые, ласковые имена?»

Обычно дети с удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками. Представляя себя добрыми волшебниками, они по очереди подходят к заколдованному другу и пытаются расколдовать, называя его ласковыми именами.

Конкурс хвастунов.

Дети сидят в кругу. Педагог-психолог: «Сейчас мы проведем с вами конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно - иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас, подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств».

После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. При этом совершенно неважна объективность оценки - реальные эти достоинства или придуманные. Неважен также и масштаб этих достоинств - это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы. Главное, чтобы дети заметили эти особенности сверстника и смогли не только положительно оценить их, но и похвалиться ими перед сверстниками. Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости педагог-психолог может высказать свое мнение. Чтобы победа стала более значимой и желанной, можно наградить победителя каким-либо маленьким призом (бумажная медаль «Лучший хвастун» или значок).

Мастер и подмастерья.

Педагог-психолог делит группу на подгруппы по три-четыре человека. Один ребенок мастер, остальные - подмастерья. Педагог-психолог говорит: «В нашем городе объявлен конкурс на самую лучшую аппликацию, в котором принимают участие самые знаменитые мастера. У каждого мастера есть свои подмастерья, которые в точности должны выполнять все его инструкции. Аппликация должна быть создана как можно быстрее. Мастер придумывает сюжет и распределяет обязанности: один должен вырезать детали нужной формы, другой - искать нужные цвета, третий - намазывать клей. Мастер будет наклеивать детали на лист бумаги».

После того как работы готовы, устраивается выставка.

Рукавички.

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички с различным незакрашенным узором. Количество пар рукавичек должно соответствовать количеству пар участников игры. Каждому ребенку дается вырезанная из бумаги рукавичка и предлагается найти свою пару, т. е. рукавичку с точно таким же узором. Одинаковых половинок две, они образуют пару. Дети ходят по комнате и ищут свою пару. После того как каждая пара рукавичек встретится, дети должны как можно быстрее раскрасить одинаково рукавички, причем им дается только три карандаша разного цвета.

Закончи рисунки.

Дети сидят в кругу. У каждого - набор фломастеров или карандашей и листок бумаги. Педагог-психолог говорит: «Сейчас каждый из вас начнет рисовать свою картинку. По моему хлопку вы прервете рисование и тут же отдадите свою незаконченную картинку соседу слева. Он продолжит рисовать вашу картинку, затем по моему хлопку прервется и отдаст ее своему соседу. И так до тех пор, пока тот рисунок, который вы начинали рисовать в начале, не вернется к вам».

Дети начинают рисовать любую картинку, затем по хлопку  педагога-психолога передают ее одному соседу и одновременно получают от другого соседа его картинку. После того как картинки обошли полный круг и вернулись к своим первоначальным авторам, можно обсудить, что в результате получилось и кто из ребят что нарисовал на каждом общем рисунке.



Информация о работе Формирование культуры взаимоотношений старших дошкольников