Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 11:37, курсовая работа
Цель исследования: выявить и обосновать средства формирования культуры взаимоотношений старших дошкольников.
Введение ---------------------------------------------------------------------------- 3
Глава I. Теоретические основы формирования культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста ------------------ 7
1.1 Формирование культуры взаимоотношений как психолого-педагогическая проблема ------------------------------------------------------------- 7
1.2.Особенности формирования культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста --------------------------------------------------- 12
1.3.Средства формирования культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста --------------------------------------------------- 19
Глава II. Проектирование деятельности педагога-психолога по формированию культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста --------------------------------------------------------------------------------- 26
2.1.Описание методик диагностики уровня культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста ----------------- 26
2.2.Проект деятельности педагога-психолога по формированию культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста ---- 34
Заключение ----------------------------------------------------------------------- 39
Список литературы ------------------------------------------------------------- 41
Приложения ---------------------------------------------------------------------- 44
2
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Нижнетагильская государственная
социально-педагогическая академия»
Институт психолого-педагогического образования
Кафедра возрастной педагогики и психологии
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Курсовая работа
Исполнитель:
Юнусова Елена Наилевна
студентка 431 группы
заочного отделения ИППО
Научный руководитель:
Соколова Анжела Владимировна
к.п.н., доцент кафедры ВПиП
Нижний Тагил - 2012
Содержание
Введение ------------------------------
Глава I. Теоретические основы формирования культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста ------------------ 7
1.1 Формирование культуры взаимоотношений как психолого-педагогическая проблема ------------------------------
1.2.Особенности формирования культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста ------------------------------
1.3.Средства формирования культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста ------------------------------
Глава II. Проектирование деятельности педагога-психолога по формированию культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста ------------------------------
2.1.Описание методик диагностики уровня культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста ----------------- 26
2.2.Проект деятельности педагога-психолога по формированию культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста ---- 34
Заключение ------------------------------
Список литературы ------------------------------
Приложения ------------------------------
Введение
Актуальность проблемы и темы исследования. Отношение к другим людям составляет главную часть человеческой жизни. По словам С. Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его взаимоотношений с другими людьми; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно взаимоотношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека.
Взаимоотношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.
Тема зарождения и становления взаимоотношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр.), имеют свои истоки в дошкольном детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению развития взаимоотношений, с тем, чтобы понять их возрастные закономерности и психологическую природу возникающих на этом пути деформаций.
Исследованием взаимоотношений детей дошкольного возраста занимались А.Н. Леонтьев, Я.Л. Коломинский, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, Т.А. Репина, Е.О. Смирнова и др.
Взаимоотношения дошкольников - различные формы общения детей, складывающиеся в играх, занятиях и в быту [20, с.159].
В процессе взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми, происходит обмен информацией, смыслами, возникают межличностные отношения, раскрывается и формируется характер, ребенок овладевает различными социальными ролями. Коммуникативные способности, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности к нему окружающих людей. Формирование культуры взаимоотношений - важное условие нормального психического развития дошкольника, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.
Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для освоения социально ценных моделей взаимоотношений сотрудничества детей со взрослыми и сверстниками. Контактируя со сверстниками и взрослыми дети учатся согласовывать свои действия для достижения общего результата, учитывать особенности партнера [25, с.63].
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности во взаимоотношениях со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека. В то время как, умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью формирования культурного взаимоотношения у детей старшего дошкольного возраста и отдельными недостатками в методическом обеспечении данного процесса.
Обнаруженное противоречие обозначило проблему исследования, которая заключается в поиске эффективных средств формирования культуры взаимоотношений старших дошкольников.
Объект исследования: взаимоотношение детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: средства формирования культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить и обосновать средства формирования культуры взаимоотношений старших дошкольников.
Гипотеза исследования: предполагая, что формирование культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста будет эффективнее если:
-применять средства ориентированные на возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста;
-развивать коммуникативную сферу;
-формировать положительное отношение, осознание эмоционального состояния;
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого - педагогическую литературу работ отечественных и зарубежных ученых по проблеме формирования культуры взаимоотношений дошкольников.
2. Выявить особенности формирования культуры взаимоотношений дошкольников.
3. Осуществить подбор и описание методик на выявление культуры взаимоотношений дошкольников.
4. Разработать проект деятельности педагога-психолога по формированию культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, классификация, проектирование.
Практическая значимость заключается в том, что разработанный проект по формированию культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста, может быть рекомендован педагогам-психологам, педагогам детского сада.
Структура и объем курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, списка литературы, приложения.
Глава I. Теоретические основы формирования культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Формирование культуры взаимоотношений как психолога-педагогическая проблема
Проблема формирования культуры взаимоотношений, которая возникла на стыке ряда наук - философии, социологии, социальной психологии, психологии личности и педагогики, - одна из важнейших проблем нашего времени. Она с каждым годом привлекает все большее внимание исследователей у нас и за рубежом и является по существу, ключевой проблемой социальной психологии, изучающей многообразные объединения людей - так называемые группы. Эта проблема смыкается с проблемой «личность в системе коллективных отношений», столь важной для теории и практики воспитания подрастающего поколения.
Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы детского сада и взаимоотношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей - все это представляет исключительный интерес.
В группах, коллективах существуют отношения и взаимоотношения. Человек, так или иначе, относится к вещам, событиям, социальной жизни, людям. Что-то ему нравится, а что-то нет, одни события, факты его волнуют, а другие оставляют равнодушным. Чувства, интересы, внимания - вот те психические процессы, которые выражают отношение человека, его позицию. В социальных общностях у составляющих их людей представлены не отношения, взаимоотношения.
Взаимоотношение - это отношение идущее от людей к людям, «навстречу друг другу». При этом, если в отношении не обязательно поступление к человеку обратного сигнала, то при взаимоотношении постоянно осуществляется «обратная связь». Взаимоотношение у контактирующих сторон не всегда имеет одну и ту же модальность. У одного могут быть добрые, хорошие отношения к другому, а у другого к нему противоположные [22, с.51].
Культура - высокий уровень развития какой-либо сферы человеческой деятельности [20, с.588].
Под культурой взаимоотношений понимается соблюдение нравственных норм, общепринятых правил этикета между кем-либо, чем-либо [4, с.53].
Изучение дошкольных групп имеет свои традиции в отечественной психологии. Основываясь на принципиальных положениях взаимоотношений личности и коллектива, представленных в трудах А.С. Макаренко и Н.К. Крупской, социально психологические исследования групп детского сада начали в тридцатых годах Е.А. Аркин и А.С. Заслужный. Дальше, начиная с пятидесятых годов, советская психология начала развиваться бурными темпами, при этом появилось много работ по проблеме взаимоотношений. Среди них пока, к сожалению, единичны исследования групп детского сада. На эту тему были написаны отдельные работы Я.Л.Коломинского, Л.В. Артемовой и др.
Дошкольная педагогика рассматривает в диалектическом единстве развитие личности ребенка и его отношений в коллективе сверстников. Культура взаимоотношений в детском коллективе во многом определяются уровнем развития личности ребенка. И наоборот, именно положительные взаимоотношения способствуют становлению и развитию его личности. Наряду с этим психолого-педагогические исследования (В.Г. Нечаева, Я.Л. Коломинский, А.И. Аржанова) убеждают в том, что стихийно складывающиеся в детских коллективах взаимоотношения не всегда вырабатывают у ребенка гуманные чувства, а иногда ведут к появлению прямо противоположных качеств[25, с.5].
Наиболее распространенным подходом к пониманию взаимоотношений дошкольников является социометрический. Взаимоотношения рассматриваются при этом как избирательные предпочтения детей в группе сверстников. В многочисленных исследованиях (Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина, В. Р. Кисловская, А. В. Кривчук, В. С. Мухина и др.) было показано, что на протяжении дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) стремительно увеличивается структурированность детского коллектива - одни дети становятся все более предпочитаемыми большинством в группе, другие все прочнее занимают положение отверженных. Содержание и обоснование выборов, которые делают дети, изменяется от внешних качеств до личностных характеристик. Было установлено также, что эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к детскому саду во многом зависят от характера взаимоотношений ребенка со сверстниками.
Основным предметом этих исследований была группа детей, но не личность отдельного ребенка. Взаимоотношения рассматривались и оценивались в основном количественно (по количеству выборов, их устойчивости и обоснованности). Сверстник выступал как предмет эмоциональной, осознанной или деловой оценки (Т.А. Репина). Субъективный образ другого человека, представления ребенка о сверстнике, качественные особенности других людей оставались за рамками данных исследований.
Этот пробел был частично восполнен в исследованиях социокогнитивного направления, где взаимоотношения трактовались как понимание качеств других людей и способность интерпретировать и разрешать конфликтные ситуации. В исследованиях, выполненных на детях дошкольного возраста (Р.А. Максимова, Г.А. Золотнякова, В.М. Сенченко и др.), выяснялись возрастные особенности восприятия дошкольниками других людей, понимания эмоционального состояния человека, способы решения проблемных ситуаций и пр. Главным предметом этих исследований было восприятие, понимание и познание ребенком других людей и взаимоотношения между ними, которое нашло отражение в терминах «социальный интеллект» или «социальные когниции». Отношение к другому приобретало явную когнитивистскую ориентацию: другой человек рассматривался как предмет познания. Характерно, что эти исследования проводились в лабораторных условиях вне реального контекста взаимоотношений детей. Анализировалось преимущественно восприятие ребенком изображений других людей или конфликтных ситуаций, а не реальное, практически-действенное взаимоотношение.
Информация о работе Формирование культуры взаимоотношений старших дошкольников