Формирование культуры взаимоотношений старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 11:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить и обосновать средства формирования культуры взаимоотношений старших дошкольников.

Содержание

Введение ---------------------------------------------------------------------------- 3
Глава I. Теоретические основы формирования культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста ------------------ 7
1.1 Формирование культуры взаимоотношений как психолого-педагогическая проблема ------------------------------------------------------------- 7
1.2.Особенности формирования культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста --------------------------------------------------- 12
1.3.Средства формирования культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста --------------------------------------------------- 19
Глава II. Проектирование деятельности педагога-психолога по формированию культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста --------------------------------------------------------------------------------- 26
2.1.Описание методик диагностики уровня культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста ----------------- 26
2.2.Проект деятельности педагога-психолога по формированию культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста ---- 34
Заключение ----------------------------------------------------------------------- 39
Список литературы ------------------------------------------------------------- 41
Приложения ---------------------------------------------------------------------- 44

Работа содержит 1 файл

Формирование культуры взаимоотношений у старших дошкольников.doc

— 265.00 Кб (Скачать)

ФИО

Юра К.

Боря Ж.

Инна Г.

Света Ч.

Коля И.

Юра К.

 

+

 

Боря Ж.

+

 

+

 

+

Инна Г.

 

+

 

Света Ч.

 

 

 

 

Коля И.

 

 

Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус). Возможно несколько вариантов социометрического статуса:

- популярные («звезды»): дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных выборов;

- предпочитаемые: дети, получившие один-два положительных выбора;

- игнорируемые: дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками);

- отвергаемые: дети, получившие в основном отрицательные выборы.

При анализе результатов методики важным показателем является также взаимность выборов детей. Наиболее благополучными считаются случаи взаимных выборов. На основании ответов детей составляется социограмма группы, где есть ярко выраженные звезды и отверженные.

Следует подчеркнуть, что далеко не всякая группа имеет столь четкую социометрическую структуру. Встречаются такие группы, в которых все дети получают примерно равное количество положительных выборов. Это свидетельствует о том, что внимание и доброжелательное отношение сверстников распределяется примерно поровну между всеми членами группы. По-видимому, данная ситуация обусловлена правильной стратегией воспитания взаимоотношений и является наиболее благоприятной.

Метод наблюдения.

Цель: первичная ориентировка в реальности детских взаимоотношений; описание картины взаимоотношений детей - отражающую жизнь дошкольника в естественных условиях.

При наблюдении необходимо обращать внимание на следующие показатели поведения детей:

- инициативность: отражает желание ребенка привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение;

- чувствительность к воздействиям сверстника: отражает желание и готовность ребенка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных на обращения сверстника действиях ребенка, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него;

- преобладающий эмоциональный фон: проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой и негативной.

На каждого испытуемого заводится протокол, в котором по приведенной ниже схеме отмечается наличие данных показателей и степень их выраженности (см. приложение №1).

Шкалы оценки параметров и показателей:

Регистрация поведения детей с помощью данного протокола позволит более точно определить характер взаимоотношений ребенка со сверстниками.

0-1 балл - неразвитость потребности общении со сверстниками или неумении нейти подход к ним; неспособность видеть и слышать другого -«коммуникативная глухота»;

2-3 балла - нормальный уровень развития потребности в общении. Отсутствие чувствительности к воздействиям сверстника, своеобразная

Важной качественной характеристикой общения является преобладающий эмоциональный фон. В случае если преобладающим является негативный фон (ребенок постоянно раздражается, кричит, оскорбляет сверстников или даже дерется), ребенок требует особого внимания. Если же преобладает положительный фон или положительные и отрицательные эмоции по отношению к сверстнику сбалансированы, то это свидетельствует о нормальном  взаимоотношении со сверстником.

Метод проблемных ситуаций.

Цель: создание естественного эксперимента, в котором ребенок будет поставлен перед необходимостью решения социальной проблемы.

Приведем несколько примеров возможных проблемных ситуаций:

Строитель.

В игре участвуют двое детей и взрослый (педегог-психолог). Перед началом строительства взрослый предлагает детям рассмотреть конструктор и рассказать, что можно из него построить. По правилам игры один из детей должен быть строителем (т. е. осуществлять активные действия), а другой - контролером (пассивно наблюдающим за действиями строителя). Дошкольникам предлагается самостоятельно решить: кто будет строить первым и, соответственно, будет исполнять роль строителя, а кто будет контролером - следить за ходом строительства. Конечно, большинство детей хочет сначала быть строителем. Если дети не могут самостоятельно сделать выбор, взрослый предлагает им воспользоваться жребием: угадать, в какой руке спрятан кубик конструктора. Угадавший назначается строителем и строит постройку по собственному замыслу, а другой ребенок назначается контролером, он наблюдает за строительством и вместе со взрослым оценивает его действия. В ходе строительства взрослый (педаго-психолог) 2-3 раза поощряет или порицает ребенка-строителя. Например: «Очень хорошо, отличный дом, ты замечательно строишь» или «Что-то у тебя странный дом получается, таких не бывает».

Одень куклу.

В игре участвуют четверо детей и взрослый (педагог-психолог). Каждому ребенку дают бумажную куклу (девочка или мальчик), которую надо нарядить на бал. Взрослый раздает детям конверты с деталями кукольной одежды, вырезанными из бумаги (для девочек - платья, для мальчиков - костюмы). По цвету, отделке и раскрою все варианты одежды отличаются друг от друга. Помимо этого, в конверты вкладываются различные вещи, украшающие платье или костюм (бантики, кружева, галстуки, пуговицы и пр.) и дополняющие наряд куклы (шляпы, сережки, туфли). Взрослый предлагает детям одеть свою куклу на бал, самая красивая из кукол станет королевой бала. Но, приступая к работе, дети вскоре замечают, что все детали одежды в конвертах перепутаны: в одном оказывается три рукава и один ботинок, а в другом - три ботинка, но ни одного носка и т. д. Таким образом, возникает ситуация, предполагающая взаимный обмен деталями. Дети вынуждены обращаться за помощью к своим сверстникам, просить нужную для их наряда вещь, выслушивать и реагировать на просьбы других детей. По окончании работы взрослый (педагог-психолог) оценивает (хвалит или делает замечания) каждую одетую куклу и вместе с детьми решает, чья кукла станет королевой бала.

Обработка данных и анализ результатов:

Во всех приведенных выше проблемных ситуациях важно отмечать следующие показатели поведения детей, которые оцениваются по соответствующим шкалам:

I. Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника. Интерес к сверстнику, обостренная чувствительность к тому, что он делает, может свидетельствовать о внутренней причастности к нему. Безразличие и равнодушие, напротив, говорят о том, что сверстник является для ребенка внешним, отделенным от него существом.

0 - полное отсутствие интереса к действиям сверстника (не обращает внимания, смотрит по сторонам, занимается своими делами, заговаривает с экспериментатором);

1 - беглые заинтересованные взгляды в сторону сверстника;

2 - периодическое пристальное наблюдение за действиями сверстника, отдельные вопросы или комментарии к действиям сверстника;

3 - пристальное наблюдение и активное вмешательство в действия сверстника.

II. Характер участия в действиях сверстника, т. е. окраска эмоциональной вовлеченности в действия сверстника: положительная (одобрение и поддержка), отрицательная (насмешки, ругань) или демонстративная (сравнение с собой).

0 - нет оценок;

1 - негативные оценки (ругает, насмехается);

2 - демонстративные оценки (сравнивает с собой, говорит о себе);

3 - позитивные оценки (одобряет, дает советы, подсказывает, помогает).

III. Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, которые ярко проявляются в эмоциональной реакции ребенка на успех и неудачу другого, порицание и похвалу взрослым действий сверстника.

0 - индифферентная: заключается в безразличии как к положительным, так и к отрицательным оценкам партнера, что отражает общую индифферентную позицию по отношению к партнеру и его действиям;

1 - неадекватная реакция: безусловная поддержка порицания взрослого и протест в ответ на его поощрение. Ребенок охотно принимает критику взрослого в адрес сверстника, чувствуя свое превосходство перед ним, а успехи сверстника переживает как свое поражение;

2 - частично адекватная реакция: согласие как с положительными, так и с отрицательными оценками взрослого. По-видимому, этот вариант реакции отражает скорее отношение ребенка к взрослому и его авторитету и попытку объективной оценки результата действий партнера;

3 - адекватная реакция: радостное принятие положительной оценки и несогласие с отрицательной оценкой. Здесь ребенок как бы стремится защитить сверстника от несправедливой критики и подчеркнуть его достоинства. Этот вариант реакции отражает способность к сопереживанию и сорадованию.

IV. Характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать «в пользу другого» или «в свою пользу». Если ребенок совершает альтруистический поступок легко, естественно, без малейших колебаний, можно говорить о том, что такие действия отражают внутренний, личностный слой отношений. Колебания, паузы, оттягивание времени могут свидетельствовать о моральном самопринуждении и подчиненности альтруистических действий другим мотивам.

0 - отказ: ребенок не поддается ни на какие уговоры и не уступает партнеру своих деталей. За этим отказом, по-видимому, стоит эгоистическая направленность ребенка, его концентрация на себе и на успешном выполнении порученного задания;

1 - провокационная помощь: наблюдается в тех случаях, когда дети неохотно, под давлением сверстника уступают свои детали. При этом они дают партнеру один элемент мозаики, явно ожидая благодарности и подчеркивая свою помощь, заведомо понимая, что одного элемента недостаточно, и провоцируя тем самым следующую просьбу сверстника;

2 - прагматическая помощь: в этом случае дети не отказываются помочь сверстнику, но только после того, как выполнят задание сами. Такое поведение имеет явную прагматическую ориентацию: поскольку ситуация содержит соревновательный момент, они стремятся прежде всего выиграть это соревнование и лишь при условии собственной победы помочь сверстнику;

3 - безусловная помощь: не предполагает никаких требований и условий: ребенок предоставляет другому возможность пользоваться всеми своими элементами. В некоторых случаях это происходит по просьбе сверстника, в некоторых - по собственной инициативе ребенка. Здесь другой ребенок выступает не столько как соперник и конкурент, сколько как партнер.

Использование данных методик дает достаточно полную картину не только особенностей поведения ребенка, но также позволяет вскрыть психологические основания того или иного поведения, направленного на сверстника. Эмоциональное и практически-действенное отношение выявляются в этих методиках в неразрывном единстве, что особенно ценно для диагностики культуры взаимоотношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Проект деятельности педагога-психолога по формированию культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Культура взаимоотношения наилучшим образом формируется в основной, характерной для дошкольников деятельности - игре. Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская отмечают, что взаимоотношения ярче проявляются там, где сама деятельность создает условия для объединения детей. Наиболее ценной в этом отношении как средство формирования культуры взаимоотношений является совместная игра, которая, прежде всего, имеет общественный характер.

Информация о работе Формирование культуры взаимоотношений старших дошкольников