Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 11:37, курсовая работа
Цель исследования: выявить и обосновать средства формирования культуры взаимоотношений старших дошкольников.
Введение ---------------------------------------------------------------------------- 3
Глава I. Теоретические основы формирования культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста ------------------ 7
1.1 Формирование культуры взаимоотношений как психолого-педагогическая проблема ------------------------------------------------------------- 7
1.2.Особенности формирования культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста --------------------------------------------------- 12
1.3.Средства формирования культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста --------------------------------------------------- 19
Глава II. Проектирование деятельности педагога-психолога по формированию культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста --------------------------------------------------------------------------------- 26
2.1.Описание методик диагностики уровня культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста ----------------- 26
2.2.Проект деятельности педагога-психолога по формированию культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста ---- 34
Заключение ----------------------------------------------------------------------- 39
Список литературы ------------------------------------------------------------- 41
Приложения ---------------------------------------------------------------------- 44
Мы постарались предложить занятия в форме игровых ситуаций, побуждающих детей к сближению друг с другом и с педагогом-психологом на основе сопереживания и самой ситуации, и ее участникам, причем не только тем событиям, которые требуют сочувствия и участия, но и радостным, веселым событиям.
Содержание предлагаемых нами игр-занятий предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитание хороших манер, что и называется культурой взаимоотношений. В ходе занятий мы стремились подвести детей к тому, что считаем главным - к ощущению чувства принадлежности к группе сверстников. Также их содержание направлено на привлечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам; главный метод - непосредственные взаимоотношения.
Разработанный проект деятельности педагога-психолога по формированию культуры взаимоотношений, рассчитан на старших дошкольников в возрасте от пяти до семи лет. Проект состоит из семи этапов, каждый из которых имеет определенные цели, и содержит три игры-занятия. Игровые занятия проводятся три раза в неделю, в групповой форме (3-6 человек).
В качестве специальных принципов при подборе игр выступают следующие:
1. Безоценочность. Любая оценка (независимо от ее валентности) способствует фиксированности на собственных качествах, достоинствах и недостатках. Именно этим обусловлен и запрет на любое вербальное выражение отношения ребенка к сверстнику. Минимизация речевых обращений и переход к непосредственному общению (экспрессивно-мимическим или жестовым средствам) может способствовать безоценочному взаимоотношению.
2. Отказ от реальных предметов и игрушек. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного взаимоотношения. Дети начинают общаться «по поводу» чего-то и само общение становится не целью, а средством взаимодействия.
3. Отсутствие соревновательного момента в играх. Поскольку фиксированность на собственных качествах и достоинствах порождает яркую демонстративность, конкурентность и ориентацию на оценку окружающих, мы исключили игры, провоцирующие детей на проявление данных реакций.
Цель проекта заключается в формировании общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Чувство общности и способность увидеть другого являются тем фундаментом, на котором строятся взаимоотношения со сверстниками.
Задачами являются следующие положения:
-развитие коммуникативной сферы дошкольника;
-формирование положительных взаимоотношений, осознание эмоционального состояния.
-усвоение детьми моральных норм и правил.
Тематический план игр-занятий.
Этап | Цель | Игры-занятия | Примечания |
I Отказ от речевых способов общения. | Переход к непосредственному общению. | 1.Жизнь в лесу. 2.Волны. 3.Муравьи. | Переход к непосредственному общению, предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Общее правило для всех игр - запрещение разговоров между детьми. Таким образом, можно исключить возникновение ссор, споров, договоров и т. д. |
II Внимание к сверстнику. | Формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему. | 1.Общий круг. 2.Испорченный телефон. 3.Бабушка Маланья. | Многие дети настолько сосредоточены на себе и своем «Я», что другие дети становятся лишь фоном их собственной жизни: их интересует не столько сверстник сам по себе, сколько его отношение к ним. Задача данного этапа - отвлечь детей от такой фиксированности на собственном «Я» и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений. |
III Согласованность движений. | Научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей. | 1.Сороконожка. 2.Лепим скульптуру. 3.Продолжи движение. | Для достижения определенной цели дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них, во-первых, большого внимания к сверстникам и, во-вторых, умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей. Такая согласованность способствует ориентации на другого, сплоченности действий и возникновению чувства общности |
IV Общие для всех переживания. | Формирование ощущений единства со сверстниками. | 1.Кто смешнее засмеется. 2.Заблудившиеся дети. 3.Две страны. | Единство переживаний создается специально. Совместное переживание каких-либо эмоциональных состояний (как положительных, так и отрицательных) объединяет детей, порождая чувство близости, общности и желание поддержать друг друга. Особенно остро переживается чувство опасности и страха перед воображаемым врагом. |
V Помощь и поддержка. | Формирование чувств сопереживания и сострадания. | 1.Живые куклы. 2.День помощника. 3.Старенькая бабушка. | Чувство сопереживания и сострадания дает возможность помочь и поддержать сверстника. Причем в некоторых ситуациях ребенок может проявить помощь не только в игре, но и в реальной жизни: дети помогают воспитателям покормить обедом младшую группу, одеть маленьких на прогулку и т. д. |
VI Добрые слова и пожелания. | Научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. | 1.Пожелания. 2.Добрые волшебники. 3.Конкурс хвастунов. | Игры шестого этапа направленны на словесное выражение своего отношения к другому. Делая сверстнику комплименты, говоря ему свои пожелания, дети не только доставляют ему удовольствие, но и радуются вместе с ним. |
VII Помощь в совместной деятельности. | Формировать способности принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху. | 1.Мастер и подмастерья. 2.Рукавички. 3.Закончи рисунок. | В нашем проекте занятия на совместную деятельность проводятся только на заключительном этапе, когда между детьми уже установлены доброжелательные и неконфликтные отношения. Кроме того, на этом этапе впервые вводится соревновательный момент, причем дети соревнуются не за собственный успех, а за успех другого. Такие формы совместной деятельности способствуют развитию взаимопомощи, способности принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху. Все это смещает соревновательный момент на второй план. |
Конспекты игр представлены в приложении №2.
Заключение
Взаимоотношения - необходимое условие психологического развития ребенка. Взаимоотношения со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада.
Старший дошкольный возраст - особо ответственный период в формировании культуры взаимоотношений, потому что является возрастом первоначального становления личности в социуме. В это время взаимоотношения со сверстником существенным образом влияют на развитие личности старшего дошкольника.
Изучение детских взаимоотношений на протяжении дошкольного возраста, в процессе различных видов деятельности меняется. Постепенно появляется направленность на сверстника, которая начинает выступать условием развития взаимоотношений, различных видов детского сотрудничества. Однако содержание деятельности без должного руководства остается бедным, а в связи с этим и взаимоотношения между детьми не получают полноценного развития, проявляются на уровне примитивных взаимодействий. Не обнаруживаются в достаточной мере важнейшие нравственные качества личности, такие как сочувствие и сопереживание, которые являются особенностями развивающихся коллективных взаимоотношений.
Знание особенностей взаимоотношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками.
Осуществленный подбор диагностирующих методик, взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста, соответствует возрастным и индивидуальным особенностям ребенка дошкольного возраста. Подобранные диагностические методики дают достаточно полную картину не только особенностей поведения ребенка направленного на сверстника. Эмоциональное и практически-действенное отношения выявляются в этих методиках в неразрывном единстве, что особенно ценно для диагностики взаимоотношений.
В проектировании деятельности педагога-психолога по формированию культуры взаимоотношений старших дошкольников, нами было выбрано как средство - игра, так как игра является основной и характерной деятельностью дошкольника. Содержание предлагаемых нами игр-занятий предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитание хороших манер, что и называется культурой взаимоотношений. В ходе занятий мы стремились подвести детей к тому, что считаем главным - к ощущению чувства принадлежности к группе сверстников. Также их содержание направлено на привлечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам; главный метод - непосредственные взаимоотношения.
Практическая значимость разработанного проекта деятельности педагога-психолога, по формированию культуры взаимоотношений старших дошкольников, заключается в возможности использования разработанного комплекса игровых-занятий в работе педагогов-психологов дошкольных учреждений.
Список литературы
1. Абрамова Г. С. Возрастная психилогия: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 624с.
2. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 2007.
3. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология: Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ. -М.: Просвещение, 1988. - 336с.
4. Воспитание детей в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателей дет. сада/ В. В. Гербова, Р. А. Иванкова, Р. Г. Казакова и др.; Сост. Г. М. Лямина. -М.: Просвещение, 2004.
5. Воспитание дошкольника в семье: (Вопросы теории и методики) /Под ред. Т. А. Марковой. -М.: педагогика, 2007. - 96с.
6. Воспитание и обучение детей пятого года жизни: Кн. для воспитателя дет. сада/ А. Н. Давидчук, Т. И. Осокина, Л. А. Парамонова и др.; Под ред. В. В. Холмовской. - М.: Просвещение, 2005.
7. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. - М., 1984.
8. Дошкольная педагогика. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / Н. А. Курочкина, Б. С. Лейкина, В. И. Логинова и др.; Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. -М.: Просвещение, 2008
9. Дружинин В. Н. Психология семьи. -М.: КСП, 2006.
10. Дурова Н.В. Очень важный разговор: Беседы - занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста. / Пособие для педагогов, воспитателей и родителей. -М.: Мозаика - Синтез, 2000. - 82 с.
11. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. - Изд. 3-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 568с.
12. Карпинская Н.С. художественное слово в воспитании детей. Ранний и дошкольный возраст. М.: Педагогика, 1972. - 247 с.
13. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. -М.: Просвещение, 1998. - 432 с.
14. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию: Учебное пособие. -М.: Владос, 2008. - Гл. IV.
15. Краснощекова Л.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. -251с.
16. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия Развития, 1997. - 208с.
17. Люблинская А.А. О моральных представлениях и моральных привычках // Дошкольное воспитание. - 1996. - №5 - С. 24-26.
18. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду/ Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М.: Психологический институт РАО, 1997. - 79 с.
19. Немов Р.С. Психология. - М.: Академия,1995. - 613 с.
20. Педагогический словарь / под ред. Е.Г. Хиной: В 2 т. -М., 1961.
21. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Сфера, 2000. - 256 с.
22. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990.- 494с.
23. Романов А.А. Направленная игротерапия нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей. Альбом диагностических и коррекционных методик. М.: «Принт», 2010. - 65с.
24. Радвил Г.И. Творческие игры детей 6-ти лет. - Орел: ОГУ, 1986.
25. Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 158 с.
26. Смирнова, Е., Гударева О. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития. // Дошкольное воспитание, 2003, № 10, с. 63-73.
27. Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. // Дошкольное воспитание, 2003, № 8, с. 73-77.
28. Смирнова Е., Холмогорова В. Средний и старший дошкольный возраст. // Дошкольное воспитание, 2003, № 4.Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: Академия Развития, 2006.
29. Сулимова М. С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. - М., Ин-т практ. психологии, 1996. - 430 с.
30. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. - М.: Мысль, 1989. - 322 с.
31. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989. - 412 с.
Приложение №1.
Шкалы оценки параметров и показателей.
Критерии оценки параметров | Выраженность в баллах |
Инициативность: - отсутствует: ребенок не проявляет никакой активности, играет в одиночестве или пассивно следует за другими; - слабая: ребенок крайне редко проявляет активность и предпочитает следовать за другими детьми; - средняя: ребенок часто проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым; - ребенок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия |
0
1 2
3 |
Чувствительность к воздействиям сверстника: - отсутствует: ребенок вообще не отвечает на предложения сверстников; - слабая: ребенок лишь в редких случаях реагирует на инициативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру; - средняя: ребенок не всегда отвечает на предложения сверстников; - высокая: ребенок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия |
0
1 2 3
|
Преобладающий эмоциональный фон: - негативный; - нейтрально-деловой; - позитивный |
|
Информация о работе Формирование культуры взаимоотношений старших дошкольников