Формирование культуры взаимоотношений старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 11:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить и обосновать средства формирования культуры взаимоотношений старших дошкольников.

Содержание

Введение ---------------------------------------------------------------------------- 3
Глава I. Теоретические основы формирования культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста ------------------ 7
1.1 Формирование культуры взаимоотношений как психолого-педагогическая проблема ------------------------------------------------------------- 7
1.2.Особенности формирования культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста --------------------------------------------------- 12
1.3.Средства формирования культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста --------------------------------------------------- 19
Глава II. Проектирование деятельности педагога-психолога по формированию культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста --------------------------------------------------------------------------------- 26
2.1.Описание методик диагностики уровня культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста ----------------- 26
2.2.Проект деятельности педагога-психолога по формированию культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста ---- 34
Заключение ----------------------------------------------------------------------- 39
Список литературы ------------------------------------------------------------- 41
Приложения ---------------------------------------------------------------------- 44

Работа содержит 1 файл

Формирование культуры взаимоотношений у старших дошкольников.doc

— 265.00 Кб (Скачать)

Мы постарались предложить занятия в форме игровых ситуаций, побуждающих детей к сближению друг с другом и с педагогом-психологом на основе сопереживания и самой ситуации, и ее участникам, причем не только тем событиям, которые требуют сочувствия и участия, но и радостным, веселым событиям.

Содержание предлагаемых нами игр-занятий предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитание хороших манер, что и называется культурой взаимоотношений. В ходе занятий мы стремились подвести детей к тому, что считаем главным - к ощущению чувства принадлежности к группе сверстников. Также их содержание направлено на привлечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам; главный метод - непосредственные взаимоотношения.

Разработанный проект деятельности педагога-психолога по формированию культуры взаимоотношений, рассчитан на старших дошкольников в возрасте от пяти до семи лет.  Проект состоит из семи этапов, каждый из которых имеет определенные цели, и содержит три игры-занятия. Игровые занятия проводятся три раза в неделю,  в групповой форме (3-6 человек).

В качестве специальных принципов при подборе игр выступают следующие:

1. Безоценочность. Любая оценка (независимо от ее валентности) способствует фиксированности на собственных качествах, достоинствах и недостатках. Именно этим обусловлен и запрет на любое вербальное выражение отношения ребенка к сверстнику. Минимизация речевых обращений и переход к непосредственному общению (экспрессивно-мимическим или жестовым средствам) может способствовать безоценочному взаимоотношению.

2. Отказ от реальных предметов и игрушек. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного взаимоотношения. Дети начинают общаться «по поводу» чего-то и само общение становится не целью, а средством взаимодействия.

3. Отсутствие соревновательного момента в играх. Поскольку фиксированность на собственных качествах и достоинствах порождает яркую демонстративность, конкурентность и ориентацию на оценку окружающих, мы исключили игры, провоцирующие детей на проявление данных реакций.

Цель проекта заключается в формировании общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Чувство общности и способность увидеть другого являются тем фундаментом, на котором строятся взаимоотношения со сверстниками.

Задачами являются следующие положения:

-развитие  коммуникативной  сферы дошкольника;

-формирование положительных взаимоотношений, осознание эмоционального состояния.

-усвоение детьми моральных норм и правил.

 

 

Тематический план игр-занятий.

Этап

Цель

Игры-занятия

Примечания

I

Отказ от речевых способов общения.

Переход к непосредственному общению.

1.Жизнь в лесу.

2.Волны.

3.Муравьи.

Переход к непосредственному общению, предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Общее правило для всех игр - запрещение разговоров между детьми. Таким образом, можно исключить возникновение ссор, споров, договоров и т. д.

II

Внимание к сверстнику.

Формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему.

1.Общий круг.

2.Испорченный телефон.

3.Бабушка Маланья.

Многие дети настолько сосредоточены на себе и своем «Я»,

что другие дети становятся лишь фоном их собственной жизни: их интересует не столько сверстник сам по себе, сколько его отношение к ним. Задача данного этапа - отвлечь детей от такой фиксированности на собственном «Я» и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений.

III

Согласованность движений.

Научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей.

1.Сороконожка.

2.Лепим скульптуру.

3.Продолжи движение.

Для достижения определенной цели дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них, во-первых, большого внимания к сверстникам и, во-вторых, умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей. Такая согласованность способствует ориентации на другого, сплоченности действий и возникновению чувства общности

IV

Общие для всех переживания.

Формирование  ощущений единства со сверстниками.

1.Кто смешнее засмеется.

2.Заблудившиеся дети.

3.Две страны.

Единство переживаний создается специально. Совместное переживание каких-либо эмоциональных состояний (как положительных, так и отрицательных) объединяет детей, порождая чувство близости, общности и желание поддержать друг друга. Особенно остро переживается чувство опасности и страха перед воображаемым врагом.

V

Помощь и поддержка.

Формирование чувств сопереживания и сострадания.

1.Живые куклы.

2.День помощника.

3.Старенькая бабушка.

Чувство сопереживания и сострадания дает возможность помочь и поддержать сверстника. Причем в некоторых ситуациях ребенок может проявить помощь не только в игре, но и в реальной жизни: дети помогают воспитателям покормить обедом младшую группу, одеть маленьких на прогулку и т. д.

VI

Добрые слова и пожелания.

Научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей.

1.Пожелания.

2.Добрые волшебники.

3.Конкурс хвастунов.

Игры шестого этапа направленны на словесное выражение своего отношения к другому. Делая сверстнику комплименты, говоря ему свои пожелания, дети не только доставляют ему удовольствие, но и радуются вместе с ним.

VII

Помощь в совместной деятельности.

Формировать способности принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху.

1.Мастер и подмастерья.

2.Рукавички.

3.Закончи рисунок.

В нашем проекте занятия на совместную деятельность проводятся только на заключительном этапе, когда между детьми уже установлены доброжелательные и неконфликтные отношения. Кроме того, на этом этапе впервые вводится соревновательный момент, причем дети соревнуются не за собственный успех, а за успех другого. Такие формы совместной деятельности способствуют развитию взаимопомощи, способности принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху. Все это смещает соревновательный момент на второй план.

 

Конспекты игр представлены в приложении №2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Взаимоотношения  - необходимое условие психологического развития ребенка. Взаимоотношения со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада.

Старший дошкольный возраст - особо ответственный период в формировании культуры взаимоотношений, потому что является возрастом первоначального становления личности в социуме. В это время взаимоотношения со сверстником существенным образом   влияют на развитие личности старшего дошкольника.

Изучение детских взаимоотношений на протяжении дошкольного возраста, в процессе различных видов деятельности меняется. Постепенно появляется направленность на сверстника, которая начинает выступать условием развития взаимоотношений, различных видов детского сотрудничества. Однако содержание деятельности без должного руководства остается бедным, а в связи с этим и взаимоотношения между детьми не получают полноценного развития, проявляются на уровне примитивных взаимодействий. Не обнаруживаются в достаточной мере важнейшие нравственные качества личности, такие как сочувствие и сопереживание, которые являются особенностями развивающихся коллективных взаимоотношений.

Знание особенностей взаимоотношений  между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками.

Осуществленный подбор диагностирующих методик, взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста, соответствует возрастным и индивидуальным особенностям ребенка дошкольного возраста.  Подобранные диагностические методики дают достаточно полную картину не только особенностей поведения ребенка направленного на сверстника. Эмоциональное и практически-действенное отношения выявляются в этих методиках в неразрывном единстве, что особенно ценно для диагностики взаимоотношений.

В проектировании деятельности педагога-психолога по формированию культуры взаимоотношений старших дошкольников, нами было выбрано как средство - игра, так как  игра является основной и характерной деятельностью дошкольника. Содержание предлагаемых нами игр-занятий предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитание хороших манер, что и называется культурой взаимоотношений. В ходе занятий мы стремились подвести детей к тому, что считаем главным -  к ощущению чувства принадлежности к группе сверстников. Также их содержание направлено на привлечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам; главный метод - непосредственные взаимоотношения.  

Практическая значимость разработанного проекта деятельности педагога-психолога, по формированию культуры взаимоотношений старших дошкольников,  заключается в возможности использования разработанного комплекса игровых-занятий в работе педагогов-психологов дошкольных учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Абрамова Г. С. Возрастная психилогия: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 624с.

2. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 2007.

3. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология: Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ. -М.: Просвещение, 1988. - 336с.

4. Воспитание детей в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателей дет. сада/ В. В. Гербова, Р. А. Иванкова, Р. Г. Казакова и др.; Сост. Г. М. Лямина. -М.: Просвещение, 2004.

5.  Воспитание дошкольника в семье: (Вопросы теории и методики) /Под ред. Т. А. Марковой. -М.: педагогика, 2007. - 96с.

6. Воспитание  и обучение детей пятого года жизни: Кн. для воспитателя дет. сада/ А. Н. Давидчук, Т. И. Осокина, Л. А. Парамонова и др.; Под  ред. В. В. Холмовской. - М.: Просвещение, 2005.

7. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. - М., 1984.

8.  Дошкольная педагогика. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / Н. А. Курочкина, Б. С. Лейкина, В. И. Логинова и др.; Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. -М.: Просвещение, 2008

9.   Дружинин В. Н. Психология семьи. -М.: КСП, 2006.

10. Дурова Н.В. Очень важный разговор: Беседы - занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста. / Пособие для педагогов, воспитателей и родителей. -М.: Мозаика - Синтез, 2000. - 82 с.

11. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. - Изд. 3-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 568с.

12. Карпинская Н.С. художественное слово в воспитании детей. Ранний и дошкольный возраст. М.: Педагогика, 1972. - 247 с.

13. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. -М.: Просвещение, 1998. - 432 с.

14.  Козырев Г. И. Введение в конфликтологию: Учебное пособие. -М.: Владос, 2008. - Гл. IV.

15.  Краснощекова Л.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. -251с.

16. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия Развития, 1997. - 208с.

17. Люблинская А.А. О моральных представлениях и моральных привычках // Дошкольное воспитание. - 1996. - №5 - С. 24-26.

18.  Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду/ Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М.: Психологический институт РАО, 1997. - 79 с.

19. Немов Р.С. Психология. - М.: Академия,1995. - 613 с.

20. Педагогический словарь / под ред. Е.Г. Хиной: В 2 т. -М., 1961.

21.  Подласый И.П. Педагогика. - М.: Сфера, 2000. - 256 с.

22. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -  2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990.- 494с.

23.  Романов  А.А.  Направленная  игротерапия  нарушений  поведения  и эмоциональных  расстройств  у  детей.   Альбом  диагностических  и коррекционных методик. М.: «Принт», 2010. - 65с.

24.  Радвил Г.И. Творческие игры детей 6-ти лет. - Орел: ОГУ, 1986.

25. Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 158 с.

26. Смирнова, Е., Гударева О. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития. // Дошкольное воспитание, 2003, № 10, с. 63-73.

27.  Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. // Дошкольное воспитание, 2003, № 8, с. 73-77.

28. Смирнова Е., Холмогорова В. Средний и старший дошкольный возраст. // Дошкольное воспитание, 2003, № 4.Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: Академия Развития, 2006.

29. Сулимова М. С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. - М., Ин-т практ. психологии, 1996. - 430 с.

30.  Сысенко В.А. Супружеские конфликты. - М.: Мысль, 1989. - 322 с.

31.  Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989. - 412 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1.

Шкалы оценки параметров и показателей.

 

Критерии оценки параметров

Выраженность в баллах

Инициативность:

- отсутствует: ребенок не проявляет никакой активности, играет в одиночестве или пассивно следует за другими;

- слабая: ребенок крайне редко проявляет активность и предпочитает следовать за другими детьми;

- средняя: ребенок часто проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым;

- ребенок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия

 

0

 

1

2

 

3

Чувствительность к воздействиям сверстника:

- отсутствует: ребенок вообще не отвечает на предложения сверстников;

- слабая: ребенок лишь в редких случаях реагирует на инициативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру;

- средняя: ребенок не всегда отвечает на предложения сверстников;

- высокая: ребенок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия

 

0

 

1

2

3

 

Преобладающий эмоциональный фон:

- негативный;

- нейтрально-деловой;

- позитивный

 

 

Информация о работе Формирование культуры взаимоотношений старших дошкольников