Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 11:37, курсовая работа
Цель исследования: выявить и обосновать средства формирования культуры взаимоотношений старших дошкольников.
Введение ---------------------------------------------------------------------------- 3
Глава I. Теоретические основы формирования культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста ------------------ 7
1.1 Формирование культуры взаимоотношений как психолого-педагогическая проблема ------------------------------------------------------------- 7
1.2.Особенности формирования культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста --------------------------------------------------- 12
1.3.Средства формирования культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста --------------------------------------------------- 19
Глава II. Проектирование деятельности педагога-психолога по формированию культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста --------------------------------------------------------------------------------- 26
2.1.Описание методик диагностики уровня культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста ----------------- 26
2.2.Проект деятельности педагога-психолога по формированию культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста ---- 34
Заключение ----------------------------------------------------------------------- 39
Список литературы ------------------------------------------------------------- 41
Приложения ---------------------------------------------------------------------- 44
Формирование культурных взаимоотношений детей решается в совместном труде и на занятиях, где создаются благоприятные условия для установления взаимодействий со сверстниками, формирования нравственных представлений, чувств, коллективных переживаний, для осознания оценки собственных поступков и поступков других детей. Однако, как подчеркивается в дошкольной педагогике, культура взаимоотношения наилучшим образом формируется в основной, характерной для дошкольников деятельности - игре. Д.Б. Эльконин , А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская отмечают, что взаимоотношения ярче проявляются там, где сама деятельность создает условия для объединения детей. Наиболее ценной в этом отношении как средство формирования культуры взаимоотношений является совместная игра, которая прежде всего имеет общественный характер. Личные желания и интересы, порожденные личными потребностями уступают общественным мотивам общественным правилам коллективным интересам.
Отражение ребенком окружающей действительности происходит в процессе его активной жизнедеятельности, путем принятия на себя определенной роли.
Совместная игровая деятельность старших дошкольников может выступать как средство формирования культуры взаимоотношений. Выполняя взятую на себя роль, ребенок стремится подражать тем взрослым, старшим или сверстникам, образы которых сохранились в его опыте. Воображение, фантазия помогают ребенку восполнить пробелы в знаниях об окружающем и замещать необходимые для игры предметы. Творческая ролевая игра в данном случае - своеобразный мостик, дающий возможность ребенку переходить от действительности в область фантазии и, наоборот, при этом каждый раз отталкиваясь от реальной жизни. Мотивом, побуждающим ребенка к игровой деятельности, является внутренняя потребность ребенка в активном участии в жизни взрослых. При этом центральным моментом является принятая ребенком роль. Именно принятые роли и побуждают ребенка выполнять определенные игровые действия и развивать игровые взаимоотношения, отражающие реальное поведение изображаемых взрослых, использовать предметы-заменители, устанавливать взаимоотношения, выходящие за пределы игры. Беря на себя роль, ребенок должен подчиниться определенным правилам поведения, вытекающим из принятой роли. Эти правила устанавливаются самим ребенком, что существенно отличает их от правил в подвижной и дидактической играх, которые определяются и диктуются взрослыми. Правила, установленные самим ребенком, рассматриваются в психологии как правила внутреннего самоограничения, самоопределения. Л. С. Выготский подчеркивает, что творческая ролевая игра - преобладающая деятельность ребенка пяти-семи лет, так как она создает зону ближайшего развития. В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он как бы на голову выше самого себя [7, с.123].
В условиях детского сада игра - одна из форм организации жизни детей, важное средство формирования культуры взаимоотношений старших дошкольников. В игре прослеживается взаимосвязь разных видов детских взаимоотношений, взаимно обуславливающих одна другую - игра и труд, игра и занятие. Результаты игры не продуктивны, они условны, так как в процессе игры ребенок почти ничего не вносит в изменение окружающей действительности. Однако игровая деятельность значительно обогащает ребенка представлениями об окружающем: во-первых, действуя с игрушками или с предметами, их заменяющими, ребенок познает их физические свойства, конструкцию, возможные преобразования; во-вторых, знакомится с их общественно значимой функцией, в которой они употребляются взрослыми; в-третьих, в процессе игровой деятельности перед ребенком открывается мир человеческих взаимоотношений, происходит знакомство с общественной ролью и положением людей в обществе; в-четвертых, что особенно ценно, ребенок стремится в игре отражать взаимоотношения, постепенно формируя в себе необходимые качества личности.
Творческая ролевая игра - первая проба социальных сил и первое их испытание. Психолого-педагогическая ценность игры состоит и в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают другого рода взаимоотношения - уже не условные, а реальные, действительные, регулирующие настоящие взаимоотношения между детьми. В игре выясняется: как относится ребенок к успехам или неудачам партнеров по игре, вступает ли в конфликты с другими участниками игры, умеет ли сдерживать непосредственные побуждения, готов ли помочь товарищу, внимателен ли к другим участникам игры, насколько точен в выполнении роли.
Детская игра отражает тот уровень взаимоотношений детей, который сложился в данном коллективе: это обмен игрушками, радость и сопереживание одного ребенка или группы детей за успехи других, готовность подчиниться товарищу [23, с.74].
Игра - одно из незаменимых средств сплочения детского коллектива. Она помогает педагогу-психологу всесторонне изучить ребят, проникнуть в их духовный мир. Осуществляя индивидуальный подход к каждому ребенку в процессе игровой деятельности, педагог-психолог постоянно должен опираться на общественное мнение группы детей. В творческой ролевой игре каждая роль раскрывает определенные правила общественного поведения. Игровые цели достигаются только в совместной коллективной деятельности. Выполняемая каждым роль имеет смысл при условии, если соответственно выполняют свою роль все участники игры. Эта роль вынуждает ребенка проявлять дисциплинированность и верность долгу, выдержку и терпение, мужество и великодушие. Обсуждение с детьми положительных и отрицательных поступков, отношений в процессе игры помогает формированию общих оценочных мнений и суждений о нравственных поступках и нравственных нормах. Выражение общественного мнения группой детей, влекущее за собой иногда и исключение из игры, заставляет ребенка переосмысливать и изменять свое отношение к коллективу, создает у детей опыт ответственности за общее дело, сплачивает детский коллектив. Игровое общение педагога-психолога с детьми позволяет направлять ход игры, руководить взаимоотношениями между ними. Совместная игровая деятельность способствует формированию у детей организованности и ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми.
Подавляющее большинство игр старших дошкольников носит коллективный или групповой характер. В таких играх всегда есть межличностные зависимости, которые в игре проявляются ярче, чем вне игры. Дети горячо реагируют на удачное выполнение роли, на неудачи, отступления от правил кем-либо из сверстников. При распределении ролей педагог-психолог должен учитывать и реальные возможности каждого ребенка (капитан, командир - самый авторитетный в группе ребенок и т. д.). Назначение на роль обсуждается. Кроме игровых взаимоотношений, учитываются и общее оценочное мнение и ребячье понимание человеческого достоинства.
Таким образом, мы видим, что в основу игровых взаимоотношений у старших дошкольников принимаются реальные ценности и, несмотря на игровое основание, речь идет о формировании культуры взаимоотношений у детей.
Народная сказка как средство формирования дружеских взаимоотношений у старших дошкольников.
Одной из задач в формировании культуры взаимоотношений старших дошкольников является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль художественной литературы. Часто мы говорим: «Книга - это открытие мира». Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Художественное слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.
У детей шести - семи летнего возраста имеются представления об основных категориях нравственности - о добре и зле, о хорошем и плохом. Но эти представления часто наивны, своеобразны, поэтому педагогу нужно знать их содержание, чтобы направлять нравственное развитие детей. Народная сказка - позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний. Процесс формирования дружеских отношений осуществляется с помощью определенных средств и методов.
Многочисленные исследования, среди которых исследования Н.С. Карпинской, Л.Н. Стрелковой и А.М. Виноградовой и др., показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, рассматривают иллюстрации к книгам. [12, с.132].
Народная сказка - древнейший жанр устного народного творчества, классический образец фольклора. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения.
Фантастические идеалы придают сказкам художественную убедительность и усиливают их эмоциональное воздействие на слушателей.
В русских народных сказках раскрыты взаимоотношения, показаны быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия, русский взгляд на вещи, русский ум, передана специфика русского языка - все то, что делает сказку национально-самобытной и неповторимой.
Сказка обязательно занимательна, необычна, с отчетливо выраженной идеей торжества добра над злом, кривды над правдой, жизни над смертью; Все события в ней доведены до конца, незавершенность и незаконченность не свойственны сказочному сюжету [12, с.84].
В сказочном образе действительности переплетаются взаимоисключающие понятия, соответствия и несоответствия действительности, что и составляет особую сказочную реальность.
Сказочный дидактизм пронизывает всю сказочную структуру, достигая особого эффекта резким противопоставлением положительного и отрицательного. Всегда торжествует нравственная и социальная правда - вот дидактический вывод, который сказка наглядно иллюстрирует.
Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Так, В.Г. Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер. Он полагал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения. В.Г. Белинский, глубоко понимавший природу ребенка, считал, что у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому, что им нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы, краски, звуки. Н.А. Добролюбов считал сказки произведениями, в которых народ выявляет свое отношение к жизни, к современности. Стремился понять по сказкам и преданиям взгляды народа и его психологию, хотел, «чтобы по преданиям народным могла обрисоваться перед нами живая физиономия народа, сохранившего эти предания» [4, с.75].
Сказки формируют устойчивые представления о нравственных началах жизни, являются наглядной школой изумительного искусства слова. Как специфический вид искусства, сказка занимает особое место в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность [12, с.64].
Детям дошкольного возраста доступно восприятие морали сказки, оценка нравственных качеств и поступков литературных персонажей, у них наблюдается стремление подражать любимым героям [12, с.73].
Дошкольный возраст - один из важнейших этапов формирования культуры взаимоотношений старших дошкольников. Нами были описаны наиболее эффективные средства: игра и народная сказка. Игра является для старшего дошкольника школой познания окружающего мира взрослых и сверстников. В игре развиваются различные формы взаимоотношений между детьми. Народная сказка несет в себе огромный воспитательный потенциал и является эффективным средством формирования культурного взаимоотношения в общем, и нравственного воспитания в частности. Планомерное нравственное воспитание формирует культуру взаимоотношений старшего дошкольника.
Глава II. Проектирование деятельности педагога-психолога по формированию культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
2.1.Описание методик диагностики уровня культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
Среди объективных методов, используемых в группе дошкольников, наиболее популярными являются:
- социометрия;
- метод наблюдения;
- метод проблемных ситуаций.
Остановимся на описании этих методов подробнее.
«Социометрия» Г.А. Урунтаевой для детей дошкольного возраста.
Цель: определение взаимоотношений детей в группе (взаимные (либо не взаимные) избирательные предпочтения детей).
Инструкция: во время индивидуальной беседы ребенку показывается рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задают вопросы:
1. Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в
помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие?
2. Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?
3. Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?
4. Кто еще остался на берегу?
Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Они уверенно называют два-три имени сверстников, с которыми они предпочли бы «плыть на одном корабле». Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (или игнорируемых).
Обработка данных и анализ результатов:
В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников.
Ответы детей (их отрицательные и положительные выборы) заносятся в специальный протокол (матрицу) например:
Информация о работе Формирование культуры взаимоотношений старших дошкольников