Флирт как коммуникативное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 14:00, курсовая работа

Описание работы

цель курсового исследования - изучить коммуникативные основы флирта и выявить основные свойства, особенности этого явления, охарактеризовать модели речевого поведения флиртующих.
Для достижения цели исследования предстояло решить комплекс задач:
1. Установить степень разработанности различных аспектов данной темы в научной литературе; определить содержание ключевых понятий, необходимых для результативности исследования и охарактеризовать флирт как коммуникативное явление в повседневном непринужденном и официальном общении современного человека.
2. Проанализировать художественные тексты, реальную речевую практику современного общества с целью определить особенности флирта как коммуникативной модели, его жанровый репертуар и основные типичные ситуации.
3. Осуществить констатирующий эксперимент и провести статическую (аналитическую) обработку результатов экспериментальной работы с целью выявить особенности мотивов флирта анкетируемой аудитории, их опыта в данном виде общения, круга интенций и др.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Ключевые понятия курсового исследования ……………………………
2. Особенности поведения флиртующих партнеров и типичные речевые ситуации флирта……………………………………………………………………..
3. Экспериментальное исследование. Флирт в молодежной среде……………
Заключение……………………………………………………………………….
Библиографический список…………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 329.00 Кб (Скачать)

    Все они на вопрос №1 - флиртуете ли вы, ответили положительно.

    На  вопрос №4 - Как часто вы флиртуете? 20% - отметили, что флиртуют «в зависимости от настроения, иногда», остальная аудитория разделилась поровну: 40 % делают это часто (встречались ответы «Каждый день», «5 раз в день»),  40 % не часто. Таким образом, наше предположение о том, что именно в молодежной среде флирт наиболее частотен, подтвердилось.

    Описать конкретную ситуацию флирта (вопрос №2) смогли только 10 % студентов. Они отметили следующие модели – типы: «свидание-прогулка», «сдача экзамена мужчине – педагогу», «знакомство в маршрутке». В остальных ответах на вопрос упоминались либо приемы флирта, либо его цели. На основе этого можем сделать вывод, что знания аудитория в этой области ограничиваются полученными на собственном опыте или в процессе наблюдения, они отрывисты и не включают какую-либо систему приемов. Это позволило говорить о том, что опрошенные не всегда могут «опознать» флирт в общении (по отношении к ним и к другим людям) и не владеют приемами флирта, что усложняет процесс их применения на практике. Это помогла нам выяснить, что флирт в молодежной среде скорее незапланированное явление, случай спонтанная ситуация.

    Круг  интенций у флиртующих (вопрос №3 - с какой целью вы флиртуете?) был разнообразен:

    Самой популярной целью, которую преследуют студенты в ситуациях флирта, является «желание понравиться» (23 %); менее значимой для них оказалась цель - «обратить на себя внимание» (18,2 %); о возможности «развлечься, повеселиться» с помощью флирта говорила малая часть аудитории (10,4 %). Также в редких случаях были отмечены варианты: «завести романчик», «оставить хорошее впечатление», «поднять настроение», «поднять самооценку», «добиться необходимо результата», «получить удовольствие от общения». Проанализировав ответы, мы сделали вывод, что одним из главных мотивов флиртующих является достижение сексуальной, любовной близости («желание понравиться»). Однако  аудиторией было отмечено – флирт – это один из способов коммуникации, за которым могут стоять различные мотивы, в том числе желание «добиться необходимых результатов», что предполагает возможность наличия этого языкового феномена и в деловом общении.

    При выявлении желаемой для аудитории  частотности флирта (вопрос №5 - как часто вы хотели бы флиртовать?) нам удалось определить, что большинство (35%) хотели бы флиртовать чаще; 30 % уточнили, что флиртовали бы «по мере необходимости» и 15 % хотели бы «оставить все как есть». Особо выделились следующие ответы – хотелось бы флиртовать «редко», «специально это не спланируешь», «всегда». Таким образом, можно заключить, что современного молодого человека интересует такое явление как флирт в их коммуникативной практике. Значит изучение этого феномена актуально, уместно, а знания в этой области полезны для современной молодежи.

    Для того, чтобы определить, что опрашиваемая аудитория понимает под флиртом, на основе чего отличает его от множества других речевых явлений, мы предложили ей ответить на вопрос: что отличает флирт от обычного общения? (его признаки) На основе анализа полученных результатов, мы делаем вывод о том, какие средства выразительности выявляют студенты в ситуациях флирта:

  1. Во флирте большинство студентов (37, 8%) видят,  прежде всего,  пантомимические средства выразительности. Самым ярким среди этих средств студенты обозначили жесты (причем без указания их отличительных особенностей), также аудитория отметила взгляд, улыбку, походку, мимику и непроизводные прикосновения (также без оказания их особенностей во флирте). На основе чего делаем вывод, что с особенностями флирта студенты малознакомы.
  2. 16,2 % опрошенных отмечали ритмико – интонационные особенности, как отличительный признак ситуаций флирта. Студенты выделили особенности в тоне голоса флиртующих, темпе разговора (однако не указывая, в чем именно особенность этих средств в данных ситуациях). Умение пользоваться этими средствами выразительности, по мнению студентов, позволяет, создавать «интригу, загадку» - важные элементы ситуаций флирта, на их взгляд, и таким образом «пробуждать интерес» партнера.  
  3. 16, 2% аудитории выделили особенности вербальных языковых средств в ситуациях флирта. Среди них были отмечены: комплименты (жанр похвальной речи) – как «продуктивный», по мнению опрошенных, прием, и «шутливость», «несерьезность» общения, то есть использование жанров комической речи.
  4. Такой же процент опрошенных (16, 2 %) выделяют флирт из других коммуникативных ситуаций на основе особых целей и приемов поведения. Главной целью молодежная аудитория считает привлечение внимания желаемого объекта. Однако конкретные тактики, приемы, методы поведения ими выделены не были.  
  5. Малая часть студентов (8,1 %) отметили важную особенность флирта - игровую форму общения. Оставив, без пояснения то, что они понимают под «игрой» флиртующих, не выделяя ее особенностей и возможных проявлений.

    На  основе этой статистики, мы выделили важные составляющие флирта, отличающие его от обычного общения  в понимании молодежи: пантомимические средства выразительности, ритмико – интонационные особенности речи, вербальные языковые средства, особые цели и приемы поведения, игровую форму общения. Однако глубокой осведомленности в вопросах флирта молодежь не показала. Знания их в этой области поверхностны.

    Одним из самых важных вопросов для курсового исследования и интересных с точки зрения разнообразия ответов стал вопрос №7: от чего зависит успех флирта? Анализируя ответы, мы испытали сложность в попытке скомпоновать их, так как почти все опрашиваемые (80%) выделяли различные аспекты, на их взгляд, отвечающие за хороший результат. Таким образом, удалось выявить качества и умения, которыми, по мнению респондентов, должен обладать флиртующий человек, чтобы достичь желаемого результата:

    - 12% (большинство) пришли к единому мнению, что необходимой является уверенность в себе (без указания причин важности качества для коммуниканта);

    - по 9 % получили харизма и внешний вид. Их важность определялась первостепенностью влияния на формирование образа человека, представлений о нем в глазах других людей;

    - 6 % аудитории выделили важными факторами успеха флиртующего – наличие у него интеллекта, симпатий к объекту флирта, хорошего настроения, богатого внутреннего мира, желание добиться цели и мотивация к этому.

    Реже  встречались ответы «от непринужденности», «хитрости», «усилий» и особенностей «конкретной ситуации».

    При всем многообразии вариантов ответов, они скорее составляют психологический портрет флиртующего, его эмоциональное состояние (хорошее настроение, богатый внутренний мир, мотивация, наличии симпатий, уверенности в себе). Конкретных же характеристик, например, речевого поведения, отвечающего за успех флиртующего, студентами не было представлено. Что также подтверждает нашу точку зрения о получении опыта флирта молодежью скорее из личного опыта, нежели из источников с полной информацией, составляющей определенную систему.

    Поскольку умение расположить к себе человека, по определению студентов, - оружие в достижении разнообразных целей, то актуальным для нашего исследования были вопросы № 8, 9 - Уместен ли флирт в деловом общении? Да/Нет Почему? Ответы студентов выглядят следующим образом: 55 % аудитории признали флирт уместным в деловом общении, т.к. «притяжение есть всегда», «помогает выиграть дело, получить бонусы» (самый частый мотив, встречаемый в ответах на данный вопрос)

    30 % - были категоричны, считая, что флирт в деловой среде не уместен – «работа лишь для работы» (без указания причин)

    15 % студентов пофлиртовали бы на  работе «в зависимости от ситуации».

    Таким образом, основываясь на этих результатах, мы можем говорить о том, что флирт в деловой среде становится популярнее, так как ритм жизни современного человека высок. Нехватка времени обуславливает появление на работе не только деловых отношений, но и параллельно личных. Процесс построения пары (сексуальной, любовной, дружественной) сложный процесс, поэтому умение флиртовать помогает сделать коммуникативную практику человека (в том числе на работе) интереснее и продуктивнее. Однако опасной подобную ситуацию делает возможность корыстного подтекста (которую отметили 60% опрошенных). Аудитория студентов выделила этот мотив как один из главных. 

    Важным  для нашего исследования был вопрос №10: Какие ошибки часто совершаются во время флирта? Отвечая на этот вопрос, почти все (70,5%) отметили опасность переусердствовать. В единичных случаях встречались  ответы – «отход от цели», «флирт может быть замечен другими» (без объяснения, почему это является ошибкой), «неуместность ситуации», «неумение общаться».

    Анализируя  ответы, мы сделали вывод, что уметь непринужденно общаться, использовать приемы флирта и речевые средства выразительности (в общем понимании) крайне важно, так как существует реальная возможность того, что поведение флиртующего сочтут за домогательство или обыкновенное хамство.

    В итоге анкетирования мы предложили аудитории продолжить высказывание: Флирт – это… (вопрос №11). Проанализировав ответы, мы разделили их на две категории:

  1. Без конкретной характеристики особенностей флирта. Студенты определяли флирт как «способ достижения какого-либо результата»,  «способ знакомства», «особое поведение человека», «это всегда интрига».
  2. В определении флирта были отражены возможные цели флиртующих, участники общения и приемы, используемые ими. В данных ответах опрошенных, как и в работах исследователей, нет единого мнения о том, что же такое флирт. В анкетах наиболее частотным (25%) было определение: «Флирт – это привлечение внимания к себе понравившегося «объекта».

    На  наш взгляд, это наиболее простое  и распространенное определение  флирта в молодежной среде, оно отражает главную, самую распространенную задачу флирта. Но распространенность такого определения также доказывает и наличие стереотипов относительного этого явление у современного человека. Флирт как феномен, особая форма поведения куда многограннее и шире, чем простое привлечение внимания.

    Ниже  мы представляем наиболее яркие, с нашей  точки зрения, определения флирта, отражающие важные его особенности:

    - это особый вид общения между людьми, испытывающими друг к другу определенное влечение и имеющее целью обозначить свою симпатию и добиться какой-то реакции.

    - процесс непринужденного общения между мужчиной и женщиной с целью понравиться и обратить на себя внимание

    - это  средство соблазнения и получения желаемого.

    - это  обольщение людей с целью понравиться или достичь корыстных целей.

    - это  общение, включающее легкую любовную игру.

    - игра, где два человека пытаются понравиться друг другу

    - речевой, риторический, психологический прием, используемый с целью понравиться, заинтересовать.

    Подведем итоги. Анализ ответов молодежной аудитории на вопросы нашей анкеты позволил нам говорить о том, что знания студенческой возрастной категории в этой области минимальны, при максимальной частотности их участия в ситуация флирта и что наиболее важно при огромном желании флиртовать еще чаще и качественнее. На наш взгляд подобное незнание является коммуникативным барьером, который не позволяет современному молодому человеку в полной мере использовать свои возможности в ситуациях флирта. Если учитывать частотность флирта в молодежной среде и ее желание сделать этот вид любовного общения еще более ярким и частым, то данная тема требует глубокого изучения.    

 

Заключение 
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди (психология человеческих отношений). – М.: Эксмо, 2007. – 180 с.
  2. Бунин И. Темные аллеи. – М.: Молодая гвардия, 2004. – 272 с.
  3. Вампилов А. Старший сын. – М.: АСТ, Апрель, 2005. – 336 с.
  4. Гоголь Н.В. Ревизор. – М.: Мир, 1933. – 134 с.
  5. Грибоедов А.С. Горе от ума. – М.: Азбука, 2004. – 256 с.  
  6. Костикова И.В. Введение в гендерные исследования: классический университетский учебник. – М.: Аспект Пресс: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 2005. – 255 с.
  7. Вульф Ш.,  Кунц К. 50 способов познакомиться и понравиться. – М.: АСТ, 2000. – 224 с.
  8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.:  Русский язык – Медиа, 2007. – 576 с.
  9. Курпатов А. Флирт глазами эксперта Курпатов А. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2005. – 256 с.
  10. Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности: учебник для вузов. – М.: АСТ, Астрель, 2006. – 318 с.
  11. Колосов Д. Будь готов! Возьми от пикап тренинга все!: практическое пособие для студентов. – М., 2007. – 100 с.
  12. Лермонтов М.Ю. Маскарад. – М.: Эксмо, 2008. – 608 с.
  13. Лесли А. ЖЖизнь без трусов. Мастерство соблазнения. Жесть как она есть. – М.: Феникс, 2006. – 508 с.
  14. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Оникс, Мир и Образование, 2008. – 736 с.
  15. Пушкин А.С. Евгений Онегин. – М.: Азбука, 2008. – 352 с.
  16. Романова К. Мужчина и Женщина. Психология служебных отношений. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001. – 384 с.
  17. Седов К.Ф. Антология речевых жанров. Повседневная коммуникация. – М.: Лабиринт, 2007. – 320 с.
  18. Стендаль Ф. Трактат о любви. – М., 2008. – 32 с.
  19. Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. – Воронеж, 2001.

Информация о работе Флирт как коммуникативное явление