Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 14:00, курсовая работа
цель курсового исследования - изучить коммуникативные основы флирта и выявить основные свойства, особенности этого явления, охарактеризовать модели речевого поведения флиртующих.
Для достижения цели исследования предстояло решить комплекс задач:
1. Установить степень разработанности различных аспектов данной темы в научной литературе; определить содержание ключевых понятий, необходимых для результативности исследования и охарактеризовать флирт как коммуникативное явление в повседневном непринужденном и официальном общении современного человека.
2. Проанализировать художественные тексты, реальную речевую практику современного общества с целью определить особенности флирта как коммуникативной модели, его жанровый репертуар и основные типичные ситуации.
3. Осуществить констатирующий эксперимент и провести статическую (аналитическую) обработку результатов экспериментальной работы с целью выявить особенности мотивов флирта анкетируемой аудитории, их опыта в данном виде общения, круга интенций и др.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Ключевые понятия курсового исследования ……………………………
2. Особенности поведения флиртующих партнеров и типичные речевые ситуации флирта……………………………………………………………………..
3. Экспериментальное исследование. Флирт в молодежной среде……………
Заключение……………………………………………………………………….
Библиографический список…………………………………………….
СИЛЬВА. Живете одна, мне известно. Нескромный вопрос - почему?
МАКАРСКАЯ. Почему живу одна? Нравится - и живу. А вы что же,
недовольны?
СИЛЬВА. Нет, что вы! Наоборот. Романтично. Пригласите в гости.
МАКАРСКАЯ. На каком основании?
СИЛЬВА. Я вам не нравлюсь?
МАКАРСКАЯ. Вы? Ничего. Симпатичный нахал.
СИЛЬВА. Нахал, не возражаю. Но и нахалам тоже нужна любовь.
МАКАРСКАЯ. Вот. Свет раскололся пополам: на женихов и нахалов. С
женихами - скука, с нахалами - слезы. Вот и поживи!
СИЛЬВА. Чем вы занимаетесь вечером?
МАКАРСКАЯ. Иду в кино. (Поднимается, идет к дому.)
СИЛЬВА (идет за ней). Кино... Хорошее занятие... А нельзя ли это самое
кино перенести? На будущее.
МАКАРСКАЯ (на пороге). А. зачем?
СИЛЬВА. Как вы живете? Можно поинтересоваться?
МАКАРСКАЯ. Входите. Все равно ворветесь.
СИЛЬВА.
Это действительно. (Входит вслед
за Макарской в дом.)
Вампилов «Старший сын»
«Анатоль Курагин говорил просто, весело, и Наташу странно и приятно поразило, что не только ничего не было такого страшного в этом человеке, про которого так много рассказывали, но что, напротив, у него была самая наивно-веселая и добродушная улыбка.
Курагин рассказывал ей про карусель, который затевался в Москве, и просил ее принять в нем участие.
-- Будет очень весело.
-- Почему вы знаете?
-- Пожалуйста, приезжайте, право, -- говорил он.
Он говорил чрезвычайно легко и просто, видимо, и не думая о том, что выйдет из его речей. Он, не спуская улыбающихся глаз, смотрел на лицо, на шею, на руки Наташи. Ей было это очень весело, но тесно и жарко и тяжело становилось. Когда она не смотрела на него, она чувствовала, что он смотрит на ее плечи, и она наивно перехватывала его взгляд, чтоб он уж лучше смотрел на ее глаза. Но, глядя ему в глаза, она с страхом чувствовала, что между им и ею нет той преграды стыдливости, которую всегда она чувствовала между собой и мужчинами. Она сама не знала, как через пять минут чувствовала себя страшно фамильярно близкою к этому человеку. Когда она отвертывалась, она боялась, как бы он сзади не взял ее за голую руку, не поцеловал бы ее в шею. Они говорили о самых простых вещах, а она чувствовала, что они близки, как она никогда не была с мужчиной. И что ей странно было, это то, что он не только не робел перед нею, не старался понять что-то, а, напротив, он, как будто лаская, ободрял ее. Наташа оглядывалась на Пьерa и отца, как оглядывается ребенок, когда его няни хотят увезти, но они не смотрели на нее. В числе вопросов учтивости Наташа спросила у Анатоля, как ему нравится Москва. Наташа спросила и покраснела: ей постоянно казалось, что что-то неприличное она делает, говоря с ним. Анатоль улыбнулся.
-- Сначала мне мало нравилось, потому что делают город приятным -- женщины, хорошенькие женщины. Но теперь очень нравится, -- сказал он, улыбаясь и глядя на нее. -- Поедете на бал? Пожалуйста, поедем, -- сказал он и, протянув руку к ее букету, понижая голос, сказал: -- Дайте мне этот цветок. -- Наташа не знала, что сказать, и отвернулась, как будто не слыхала. Но только что она отвернулась, она с ужасом подумала, что он тут, сзади, и так близко от нее, что он теперь сконфужен, рассержен, что надобно поправить это, и не могла удержаться, чтобы не оглянуться. Он поднял отпавший листик и, улыбнувшись, взглянул на нее. Хотела или не хотела рассердиться Наташа, она сама не знала, она прямо в глаза взглянула ему, и его близость, и уверенность, и добродушная ласковость улыбки победили ее. Она улыбнулась тоже, так же как и он, глядя прямо в глаза ему. -- "Боже мой, что я? Где я?" -- думала она, но, глядя на него, она, покоряясь ему, улыбалась и чувствовала, что между ним и ею нет никакой преграды.
Опять поднялась занавесь, и он ушел.»
«Анатоль поднял тройной бронзовый подсвечник и осветил наклоненный портрет. Он стал рядом с Наташей, держа высоко одну руку с свечой, и наклонил голову, глядя в лицо Наташи. Наташа хотела смотреть на портрет, но ей совестно было притворяться, портрет не интересовал ее. Она опустила глаза, потом взглянула на Анатоля. "Я не смотрю, мне нечего смотреть на портрет", -- сказал ее взгляд. Он, не опуская руки с подсвечником, левой рукой обнял Наташу и поцеловал в щеку. Наташа с ужасом вырвала свою руку. Она хотела сказать что-то, хотела сказать, что она оскорблена, но не могла и не знала, что ей сказать. Она готова была плакать и, красная и дрожащая, поспешно пошла из комнаты.
-- Одно слово, только одно. Ради бога, -- говорил Анатоль, следуя за ней.
Она остановилась. Ей так нужно было, чтобы он сказал это слово, которое бы объяснило то, что случилось.
-- Натали, одно слово, только одно, -- вce повторял он. Но в это время послышались шаги, и Пьер с Ильей Андреевичем и дамой шли тоже смотреть галерею.
В продолжение вечера Анатоль Курагин успел сказать Наташе, что он любит ее, но что он несчастный человек, потому что не может ездить к ним в дом (почему -- он не сказал, и Наташа не спросила его). Он умолял ее приезжать к сестре, чтобы изредка хотя они могли видеться. -- Наташа испуганно глядела на него и ничего не отвечала. Она сама не знала, что делалось в ней.
-- Завтра, завтра я скажу вам.
После этого вечера Наташа не спала всю ночь и к утру решила в самой себе, что она никогда не любила князя Андрея, а любит одного его и так и скажет всем, и отцу, и Соне, и князю Андрею.»
1 том
«Война и мир» Л.Толстого
схема 7
Условия:
Объект флирта Инициатор
(м) (ж)
Предмет флирта:
Корыстный интерес
Цель
флирта:
- Корыстные цели: продвижение по службе, быстрое решение проблемы, получение иных «бонусов»
Модели поведения:
1. Речевые приемы:
2. Пантомимические приемы:
3. Ритмико - интонационные приемы:
Хлестаков (раскланиваясь). Как я счастлив, сударыня, что имею в своем
роде удовольствие
вас видеть.
Анна Андреевна. Нам еще более
приятно видеть такую особу.
Хлестаков (рисуясь). Помилуйте, сударыня, совершенно напротив: мне еще
приятнее.
Анна Андреевна. Как можно-с! Вы это так изволите говорить, для
комплимента.
Прошу покорно садиться.
Хлестаков. Возле вас стоять уже есть счастие; впрочем, если вы так уже
непременно
хотите, я сяду. Как я счастлив,
что наконец сижу возле вас.
Анна Андреевна. Помилуйте, я никак не смею принять на свой счет... Я
думаю, после
столицы вояжировка вам показалась
очень неприятною.
Хлестаков. Чрезвычайно неприятна. Привыкши жить, comprenez vous, в
свете, и вдруг очутиться в дороге: грязные трактиры, мрак невежества... Если
б, признаюсь, не такой случай, который меня... (посматривает на Анну
Андреевну
и рисуется перед
ней) так вознаградил за все...
Анна Андреевна. В самом деле,
как вам должно быть неприятно.
Хлестаков. Впрочем, сударыня, в
эту минуту мне очень приятно.
«Ревизор» Гоголь
Схема 8
Условия:
Инициатор
(м) (ж)
Предмет флирта:
Корыстный интерес
Цель
флирта:
- Корыстные цели: продвижение по службе, быстрое решение проблемы, получение иных «бонусов»
Модели поведения:
1. Речевые приемы:
2.
Пантомимические приемы
Хлестаков (раскланиваясь). Как я счастлив, сударыня, что имею в своем
роде удовольствие
вас видеть.
Анна
Андреевна. Нам еще более
Хлестаков (рисуясь). Помилуйте, сударыня, совершенно напротив: мне еще
приятнее.
Анна Андреевна. Как можно-с! Вы это так изволите говорить, для
комплимента. Прошу
покорно садиться.
Хлестаков. Возле вас стоять уже есть счастие; впрочем, если вы так уже
непременно хотите,
я сяду. Как я счастлив, что
наконец сижу возле вас.
Анна Андреевна. Помилуйте, я никак не смею принять на свой счет... Я
думаю, после
столицы вояжировка вам показалась
очень неприятною.
Хлестаков. Чрезвычайно неприятна. Привыкши жить, comprenez vous, в
свете, и вдруг очутиться в дороге: грязные трактиры, мрак невежества... Если
б, признаюсь, не такой случай, который меня... (посматривает на Анну
Андреевну
и рисуется перед
ней) так вознаградил за все...
Анна
Андреевна. В самом деле, как
вам должно быть неприятно.
Хлестаков.
Впрочем, сударыня, в эту минуту мне очень
приятно.
«Ревизор» Гоголь
София о Молчалине
Возьмет он руку, к сердцу жмет,
Из глубины души вздохнет,
Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,
Рука с
рукой, и глаз с меня не
сводит. -
3. Экспериментальное исследование «флирт в молодежной среде»
Выявив на основе анализа научных источников и наблюдений, основные коммуникативные модели поведения современного человека в ситуациях флирта, в этом параграфе нами предпринята попытка определить частотность ситуаций флирта в молодежной среде, ее понимание этого коммуникативного явления, степень овладения приемами и методами флирта современным человеком. По результатам экспериментального исследования определить существует ли необходимость углублять знания молодежной аудитории о флирте.
Анализ психологических, лингвистических и др. источников не позволил нам выявить место и роль флирта в коммуникативной практике современного человека. Поэтому нами было проведено экспериментальное исследование в форме анкетирования, которое помогло выявить особенности мотивации современного человека в ситуациях флирта. В анкету включили 11 вопросов:
Для экспериментального исследования была выбрана студенческая аудитория, возраст 19 – 20 лет, исходя из наблюдения за ней - именно в этой среде, на наш взгляд, наибольшая частотность речевых ситуация связанных с флиртом. Опрошено 20 человек.