Флирт как коммуникативное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 14:00, курсовая работа

Описание работы

цель курсового исследования - изучить коммуникативные основы флирта и выявить основные свойства, особенности этого явления, охарактеризовать модели речевого поведения флиртующих.
Для достижения цели исследования предстояло решить комплекс задач:
1. Установить степень разработанности различных аспектов данной темы в научной литературе; определить содержание ключевых понятий, необходимых для результативности исследования и охарактеризовать флирт как коммуникативное явление в повседневном непринужденном и официальном общении современного человека.
2. Проанализировать художественные тексты, реальную речевую практику современного общества с целью определить особенности флирта как коммуникативной модели, его жанровый репертуар и основные типичные ситуации.
3. Осуществить констатирующий эксперимент и провести статическую (аналитическую) обработку результатов экспериментальной работы с целью выявить особенности мотивов флирта анкетируемой аудитории, их опыта в данном виде общения, круга интенций и др.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Ключевые понятия курсового исследования ……………………………
2. Особенности поведения флиртующих партнеров и типичные речевые ситуации флирта……………………………………………………………………..
3. Экспериментальное исследование. Флирт в молодежной среде……………
Заключение……………………………………………………………………….
Библиографический список…………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 329.00 Кб (Скачать)

Схема №3 – Модель ситуации флирта №2

Условия: - достижение цели зависит от совпадения целей флиртующих;

       - в браке/свободен партнер; (при максимальной нравственной свободе, этот параметр влияет хотя бы на продолжительность этой модели ситуации флирта);

      - сфера использования  практически не ограничена (реже  используется в деловых отношениях, чаще в ситуациях непринужденного  общения (вечеринки, знакомства, походы и т.д.)

Объект  флирта                                                                                         Инициатор                                 

(м)                 (ж)

            Предмет флирта:

                     сексуальной близости

                           

                           Цель флирта:

                             - Достижение сексуальной близости

(подцель:  удовлетворить самолюбие,  утвердиться

                                                    в своей привлекательности)

                             Модели  поведения:

    
    Инициатор женщина:

    1.  Речевые приемы:

- Искусству короткой  беседы (сразу задайте время разговора)

- Хвалить надо самого человека, а не предметы его туалета.

- Начать  разговор с экстравагантной фразы  (откуда в карбюраторе твоей  машины конденсат), оригинальной темы или вопроса (зацепить), не использовать клише

- Быть в курсе мужских увлечений и завязать разговор на их темы.

- Спрашивать  и еще раз спрашивать, внимание  к его персоне его зацепит.

- Запастись важно  вводными репликами.

- Попросить мужчину объяснить тебе что-нибудь, тем самым показать какой он умный и т.д.

- Метод активного  восприятия: повторяй то, что слышишь, выслушав, перефразируй и верни ему его мысль.

- Использование любимых «словечек» собеседника, длительных латентных пауз.

Работают также  и ранее перечисленные нами приемы. (см. схему №2)

    Объект  флирта мужчина:

    1.  Речевые приемы:

- комплимент (восхищение),

- прием визуализации (насыщать рассказ подробностями)

- намек (степень  откровенности, прозрачности)

- Открытые вопросы,  чтобы беседа могла быть свободной  и развернутой.

- в общении держаться диалога.

- иметь про  запас несколько готовых историй:  веселых и трогательных.

2. Пантомимические  приемы:

Взгляд: Открыто не стрелять глазами пока не выберешь объект, чтобы мужчины поняли, ты не доступна. При выборе  объекта - взгляд в упор

Жесты: - случайно коснитесь в разговоре.

Телодвижения: попадаться на глаза, случайно проходить мимо, акцентировать движением внимание на самых красивых частях тела.

Мимика: Часто улыбаться.

2. Пантомимические  приемы:

Взгляд: смотреть прямо в глаза партнеру (не в область декольте и т. д, по крайней мере, делать это украдкой)

Мимика: легкая улыбка, выражение сосредоточение на партнере. 

3. Ритмико - интонационные  приемы:

- определение  темперамента собеседника по речи и подстройка своей речи, т.е. изменения своих настроек голосовых.

3. Ритмико - интонационные  приемы:

Дикция: четкая, без нарушения каких-либо норм.

Темп: Средний

    
    4. Интенсивность поведения: зависит от характера инициатора. Возможен и напористый вариант поведения и мягкий.
    5. Временной параметр: чаще кратковременность. Возможен длительный вариант, если партнерам эта форма отношений подходит (удобна и нравится).

    Как пример, данной ситуации флирта, рассмотрим отрывок из «Войны и мира» Л. Толстого:

    «Он привстал, желая обойти, но тетушка подала табакерку прямо через Элен, позади ее. Элен нагнулась вперед, чтобы дать место, и, улыбаясь, оглянулась. Она была, как и всегда на вечерах, в весьма открытом, по тогдашней моде, спереди и сзади платье. Ее бюст, казавшийся всегда мраморным Пьеру, находился в таком близком расстоянии от его глаз, что он своими близорукими глазами невольно различал живую прелесть ее плеч и шеи, и в таком близком расстоянии от его рта, что ему стоило немного нагнуться, чтобы прикоснуться к ней. Пьер невольно нагнулся, испуганно отстранился и вдруг почувствовал себя в душистой и теплой атмосфере тела красавицы. Он слышал тепло ее тела, он слышал запах духов и слышал шелест ее корсета при дыхании. Он видел не ее, мраморную красавицу, составлявшую одно целое с платьем, как он видел и чувствовал прежде, но он вдруг увидал и почувствовал ее тело, которое было закрыто только одеждой. И раз увидав это, он не мог видеть иначе, как мы не можем возвратиться к прежнему обману зрения.

    Она оглянулась, взглянула прямо на него, блестя черными глазами, и улыбнулась. "Так вы до сих пор не замечали, как я прекрасна? -- как будто сказала она. -- Вы не замечали, что я женщина. Да, я женщина. Да еще такая женщина, которая может принадлежать всякому, и вам даже".

    Пьер, вспыхнув, опустил глаза и снова хотел увидать ее такою дальнею, чужою красавицей, для себя красавицею, какою он представлял себе ее прежде. Но он не мог уж этого сделать. Не мог, как не может человек, прежде смотревший в тумане на былинку бурьяна и видевший в ней дерево, увидав былинку, вновь увидать в ней дерево. Он смотрел и видел женщину, дрожавшую в платье, прикрывавшем ее. Мало того, он в ту же минуту почувствовал, что Элен не только могла быть, но должна быть или была его женой, что это не может быть иначе. Он знал это так же верно, как бы он знал это, стоя под венцом с нею» [16, с.453].

    Флирт в этом случае отличается от предыдущих ситуаций, более активной деятельностью женщины, она выступает коммуникативным лидером, определяет последовательность развития события. В данной ситуации флирта Элен и Пьера, он «абсолютно слабый партнер», флирта с его стороны, кроме разве как пристального взгляда и говорящей за себя мимики, нет и не требуется. Инициатива в руках Элен, однозначно можно увидеть тактика напористости. Прием самопрезентация происходит без устного проговаривания («Она оглянулась, взглянула прямо на него, блестя черными глазами, и улыбнулась. "Так вы до сих пор не замечали, как я прекрасна? - как будто сказала она. - Вы не замечали, что я женщина. Да, я женщина. Да еще такая женщина, которая может принадлежать всякому, и вам даже"). В данной ситуации много невербальных средств флирта. Прежде всего, это внешний вид Элен («в весьма открытом, по тогдашней моде, спереди и сзади платье»), телодвижения хорошо подчеркивают достоинства фигуры, выгодно открытые модным нарядом («Элен нагнулась вперед, чтобы дать место, и, улыбаясь, оглянулась…», «…Пьер невольно нагнулся, испуганно отстранился и вдруг почувствовал себя в душистой и теплой атмосфере тела красавицы…»). В этой модели поведения можно выделить две цели инициатора:

      – это желание добиться сексуальной близости;

      – создание крепких отношений. 

    В итоге представленного отрывка, мы видим, что благодаря тактике Элен эти цели реализуются успешно.

    В следующей схеме, мы подробнее остановимся на ситуациях флирта, где цель состоит не просто в достижении сексуальной близости, чаще всего в кратковременных отношениях, а в создании крепких (любовных, дружеских) отношений. 
 

Схема №4 – Модель ситуации флирта №3

    Условия:

     Инициатор                                  Объект флирта

    (м) (ж)

            Предмет флирта:

             Интерес

    Цель  флирта:                                                    

    - «Флирт ради самого флирта»,  получить наслаждение любовной игрой.

               Модели поведения:

    1. Речевые приемы:

    2. Пантомимические приемы:

    3. Ритмико - интонационные приемы:

Буянов, братец мой  задорный,

                        К герою нашему подвел

                        Татьяну с Ольгою; проворно

                        Онегин с Ольгою пошел;

                        Ведет ее, скользя небрежно,

                        И, наклонясь, ей шепчет нежно

                        Какой-то пошлый мадригал,

                        И руку жмет - и запылал

                        В ее лице самолюбивом

                        Румянец ярче.

                        «Евгений Онегин» Пушкин

                                                    

          Схема 4

    Условия:

     Объект  флирта                         Инициатор

    (м) (ж)

             Предмет флирта:

             Интерес

    Цель  флирта:                                                    

    - «Флирт ради самого флирта»,  получить наслаждение любовной  игрой.

               Модели поведения:

    1. Речевые приемы:

    2. Пантомимические приемы:

    3. Ритмико - интонационные приемы:

    Схема 5

    Условия:

Объект  флирта                                 Инициатор

    (м) (ж)

             Предмет флирта:

              Отношения

    Цель  флирта:                                                    

    - Создание долговременных, крепких любовных отношщений.

               Модели поведения:

    1. Речевые приемы:

    2. Пантомимические приемы:

    3. Ритмико - интонационные приемы:

Вечером того же дня  Одинцова сидела у  себя в  комнате  с  Базаровым,  а

Аркадий расхаживал по зале и  слушал игру Кати.  Княжна ушла к  себе наверх;

она вообще терпеть  не могла гостей,  и в особенности  этих "новых оголтелых",

как она их называла.  В  парадных комнатах она только дулась;  зато у  себя,

перед своею горничной, она разражалась иногда такою  бранью, что чепец прыгал

у ней на голове вместе с накладкой. Одинцова все  это знала.

     - Как  же это вы ехать собираетесь, - начала она, - а обещание ваше?

     Базаров  встрепенулся.

     - Какое-с?

     - Вы  забыли? Вы хотели дать мне  несколько уроков химии.

     - Что  делать-с!  Отец меня ждет; нельзя  мне больше мешкать. Впрочем, вы

можете  прочесть Pelouse  et  Fremy,  Notions  generales de  Chimie*;  книга

хорошая и написана ясно. Вы в ней найдете все, что  нужно.

     ______________

     * Пелуз  и Фреми, "Общие основы химии" (франц.). 

     - А  помните:  вы меня уверяли, что  книга не может заменить... я  забыла,

как вы выразились, но вы знаете, что я хочу сказать... помните?

     - Что  делать-с! - повторил Базаров.

     - Зачем  ехать? - проговорила Одинцова, понизив  голос.

     Он  взглянул на нее. Она закинула  голову на спинку кресел и  скрестила на

груди руки,  обнаженные до  локтей.  Она казалась бледней при свете одинокой

лампы,  завешенной вырезною бумажной сеткой.  Широкое  белое платье покрывало

ее  всю  своими  мягкими  складками;  едва  виднелись  кончики ее  ног,  тоже

скрещенных.

     - А  зачем оставаться? - отвечал Базаров.

     Одинцова  слегка повернула голову.

     - Как  зачем?  разве вам у  меня  не весело.  Или вы думаете,  что об вас

здесь жалеть не будут?

     - Я  в этом убежден.

     Одинцова  помолчала.

     - Напрасно  вы это думаете.  Впрочем, я  вам не верю. Вы не могли сказать

это серьезно.  -  Базаров продолжал сидеть неподвижно. - Евгений Васильевич,

что же вы молчите?

     - Да  что мне сказать вам?  О   людях вообще жалеть не стоит,  а  обо мне

подавно.

     - Это  почему?

     - Я  человек положительный, неинтересный. Говорить не умею.

     - Вы  напрашиваетесь на любезность, Евгений  Васильевич.

     - Это  не в моих привычках. Разве  вы не знаете сами, что изящная  сторона

жизни мне недоступна, та сторона, которою вы так дорожите?

     Одинцова  покусала угол носового платка.

     - Думайте  что хотите, но мне будет скучно, когда вы уедете.

     - Аркадий  останется, - заметил Базаров.

     Одинцова  слегка пожала плечом.

     - Мне  будет скучно, - повторила она.

     - В  самом деле? Во всяком случае, долго вы скучать не будете.

     - Отчего  вы так полагаете?

     - Оттого, что вы сами мне сказали,  что скучаете только тогда,  когда ваш

порядок нарушается.  Вы  так  непогрешительно правильно  устроили вашу жизнь,

Информация о работе Флирт как коммуникативное явление