Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 12:07, курсовая работа
Психологическая готовность к родительству и методы ее формирования приобретают в последнее время все большую актуальность среди проблем психологии развития. Подобный интерес обусловлен вниманием к проблемам личностного развития взрослого человека, в том числе, в связи с одной из его новых ролей – ролью родителя.
Введение
Глава I. Беременность как этап развития материнской сферы женщин
1.1. Самовосприятие беременности как фактор психологической готовности к материнству
1.2. Различные подходы к понимаю материнства
1.3. Этапы развития и содержание материнской сферы в онтогенезе
Выводы
Глава II. Смысловые переживания материнства – основное психологическое новообразование в сфере самосознания женщин
2.1. Смысловые переживания на этапе материнства
2.2. Внутренний диалог как проявления смыслового переживания матери
Выводы
Заключение
Список литературы
На интерпсихическом уровне внутреннего диалога каждая позиция выстраивается вокруг критериев, отражающих взаимодействие матери и ребенка в реальной жизненной среде, которое по своему содержанию носит негативный характер: «контроль» и «тревожность за ребенка», «отвержение» и «эмоциональная дистанция», «отсутствие сотрудничества», «строгость» и «отсутствие удовлетворенности отношениями с ребенком». Представляется, что в полученном результате зафиксированы определенные болевые точки переживания матерью своей родительской роли. Именно анализируя сложные ситуации обыденной реальности, в которых она проявляет себя отрицательно, женщина постепенно вырабатывает собственную родительскую позицию.
На
интрапсихическом уровне внутреннего
диалога при этом актуализируется
содержание смысловых позиций, которое
связано с интеграцией женщиной
своего детского опыта и опыта собственного
материнства. Во-первых, это решение вопроса
о возможности предоставления ребенку
автономии. Во-вторых, рефлексия по поводу
установления эмоциональной связи с ребенком.
В-третьих, дилемма относительно того,
может ли мать позволить себе не вступать
в активное взаимодействие с ребенком
и наслаждаться личной свободой. В-четвертых,
проработка темы возможной утраты женщиной
позитивного образа себя при выполнении
материнской роли. Обдумывая эти проблемы,
женщина обращается к собственному опыту
детства, рефлексирует по поводу того,
как ее поведение будет воспринято ребенком.
Заключение
Проблеме
материнства посвящено
Идея материнства как этапа развития самосознания развивается в исследованиях, выполненных в русле перинатальной психологии[1;25]. Так, В.И. Брутман, изучая сенсорно-эмоциональный феномен «шевеления плода», описывает в качестве его основного психологического результата трансформацию самосознания, смысловой сферы женщины. Материнство понимается автором как процесс выстраивания смысловых границ между матерью и ребенком. Содержательную связь с этими идеями мы находим в работах Ю.И. Шмурак, рассматривающей сменяющиеся формы субъектности матери и ребенка, а также в работах В. Бергум, выделяющей в процессе перинатального материнства три стадии: ребенок как идея, двое как одно, одно как двое.
В этих работах важно то, что в качестве основного новообразования материнства авторы выделяют изменение смысловой сферы, трансформацию внутреннего мира женщины. Именно характер этой «внутренней работы» определяет, на наш взгляд, переживание материнства «как динамического явления, принадлежащего матери и реализующегося в системе материнско-детского взаимодействия». Для того чтобы исследовать процесс изменения смысловой сферы как основного новообразования самосознания матери, мы обратимся к понятию «смысловое переживание».
Самовосприятие
беременности занимает важное место
среди показателей
Смысловое
переживание материнства как
новообразование в сфере
На интерпсихическом уровне внутреннего диалога каждая позиция выстраивается вокруг критериев, отражающих взаимодействие матери и ребенка в реальной жизненной среде, которое по своему содержанию носит негативный характер: «контроль» и «тревожность за ребенка», «отвержение» и «эмоциональная дистанция», «отсутствие сотрудничества», «строгость» и «отсутствие удовлетворенности отношениями с ребенком». Представляется, что в полученном результате зафиксированы определенные болевые точки переживания матерью своей родительской роли. Именно анализируя сложные ситуации обыденной реальности, в которых она проявляет себя отрицательно, женщина постепенно вырабатывает собственную родительскую позицию.
На интрапсихическом уровне внутреннего диалога при этом актуализируется содержание смысловых позиций, которое связано с интеграцией женщиной своего детского опыта и опыта собственного материнства. Во-первых, это решение вопроса о возможности предоставления ребенку автономии. Во-вторых, рефлексия по поводу установления эмоциональной связи с ребенком. В-третьих, дилемма относительно того, может ли мать позволить себе не вступать в активное взаимодействие с ребенком и наслаждаться личной свободой. В-четвертых, проработка темы возможной утраты женщиной позитивного образа себя при выполнении материнской роли. Обдумывая эти проблемы, женщина обращается к собственному опыту детства, рефлексирует по поводу того, как ее поведение будет воспринято ребенком.
Таким
образом, в ходе проделанной работы собранный
и изложенный материал, подтверждающий
выдвинутую нами гипотезу о том, что во
время беременности ценностно-смысловая
сфера женщины претерпевает определенные
изменения, наряду с этим закономерные
изменения на каждом этапе беременности
претерпевает также её самовосприятие.
Список литературы
Информация о работе Факторы психологической готовности к материнству