Факторы психологической готовности к материнству

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Психологическая готовность к родительству и методы ее формирования приобретают в последнее время все большую актуальность среди проблем психологии развития. Подобный интерес обусловлен вниманием к проблемам личностного развития взрослого человека, в том числе, в связи с одной из его новых ролей – ролью родителя.

Содержание

Введение

Глава I. Беременность как этап развития материнской сферы женщин

1.1. Самовосприятие беременности как фактор психологической готовности к материнству

1.2. Различные подходы к понимаю материнства

1.3. Этапы развития и содержание материнской сферы в онтогенезе

Выводы

Глава II. Смысловые переживания материнства – основное психологическое новообразование в сфере самосознания женщин

2.1. Смысловые переживания на этапе материнства

2.2. Внутренний диалог как проявления смыслового переживания матери

Выводы

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Псих.берем№2.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

     На  интерпсихическом уровне внутреннего  диалога каждая позиция выстраивается  вокруг критериев, отражающих взаимодействие матери и ребенка в реальной жизненной среде, которое по своему содержанию носит негативный характер: «контроль» и «тревожность за ребенка», «отвержение» и «эмоциональная дистанция», «отсутствие сотрудничества», «строгость» и «отсутствие удовлетворенности отношениями с ребенком». Представляется, что в полученном результате зафиксированы определенные болевые точки переживания матерью своей родительской роли. Именно анализируя сложные ситуации обыденной реальности, в которых она проявляет себя отрицательно, женщина постепенно вырабатывает собственную родительскую позицию.

     На  интрапсихическом уровне внутреннего  диалога при этом актуализируется  содержание смысловых позиций, которое  связано с интеграцией женщиной своего детского опыта и опыта собственного материнства. Во-первых, это решение вопроса о возможности предоставления ребенку автономии. Во-вторых, рефлексия по поводу установления эмоциональной связи с ребенком. В-третьих, дилемма относительно того, может ли мать позволить себе не вступать в активное взаимодействие с ребенком и наслаждаться личной свободой. В-четвертых, проработка темы возможной утраты женщиной позитивного образа себя при выполнении материнской роли. Обдумывая эти проблемы, женщина обращается к собственному опыту детства, рефлексирует по поводу того, как ее поведение будет воспринято ребенком. 
 
 
 

Заключение 

     Проблеме  материнства посвящено множество  теоретических и прикладных исследований. Наиболее ярко эта идея воплощена  в концепции материнства Г.Г. Филипповой, разрабатываемой на основе методологии эволюционно-системного подхода[20]. В этой концепции выделяются онтогенетические этапы развития материнской сферы, содержание которой представлено потребностно-мотивационным, операциональным, ценностно-смысловым блоками. Материнство при этом рассматривается не только как условие для развития ребенка, но и как особая потребностно-мотивационная составляющая психологии женщины, формирующаяся на протяжении всей жизни.

     Идея  материнства как этапа развития самосознания развивается в исследованиях, выполненных в русле перинатальной психологии[1;25]. Так, В.И. Брутман, изучая сенсорно-эмоциональный феномен «шевеления плода», описывает в качестве его основного психологического результата трансформацию самосознания, смысловой сферы женщины. Материнство понимается автором как процесс выстраивания смысловых границ между матерью и ребенком. Содержательную связь с этими идеями мы находим в работах Ю.И. Шмурак, рассматривающей сменяющиеся формы субъектности матери и ребенка, а также в работах В. Бергум, выделяющей в процессе перинатального материнства три стадии: ребенок как идея, двое как одно, одно как двое.

     В этих работах важно то, что в  качестве основного новообразования  материнства авторы выделяют изменение  смысловой сферы, трансформацию  внутреннего мира женщины. Именно характер этой «внутренней работы» определяет, на наш взгляд, переживание материнства «как динамического явления, принадлежащего матери и реализующегося в системе материнско-детского взаимодействия». Для того чтобы исследовать процесс изменения смысловой сферы как основного новообразования самосознания матери, мы обратимся к понятию «смысловое переживание».

     Самовосприятие  беременности занимает важное место  среди показателей психологической  готовности к материнству, т.к. от него напрямую зависит первоначальная удовлетворённость женщины своей материнской ролью, а также возможность перехода будущей матери на новую стадию личностной и половозрастной идентификации, по окончанию срока беременности. И, конечно, от самовосприятия беременности зависит отношение матери к ещё не родившемуся ребёнку, возможность развития субъектной ориентации в отношении к нему.

     Смысловое переживание материнства как  новообразование в сфере самосознания женщины проявляется посредством  особой внутренней деятельности – «смыслостроительства», осуществляющейся во внутреннем диалоге матери. В этом диалоге происходит развертывание и развитие смысловых позиций, которые отражают переживание матерью отношений с ребенком в реальной жизненной среде (интерпсихический уровень), а также переживание ею особенностей развития собственного внутреннего мира в векторах «Я как мать», «Мой внутренний ребенок», «Мой реальный ребенок» (интрапсихический уровень).

     На  интерпсихическом уровне внутреннего  диалога каждая позиция выстраивается вокруг критериев, отражающих взаимодействие матери и ребенка в реальной жизненной среде, которое по своему содержанию носит негативный характер: «контроль» и «тревожность за ребенка», «отвержение» и «эмоциональная дистанция», «отсутствие сотрудничества», «строгость» и «отсутствие удовлетворенности отношениями с ребенком». Представляется, что в полученном результате зафиксированы определенные болевые точки переживания матерью своей родительской роли. Именно анализируя сложные ситуации обыденной реальности, в которых она проявляет себя отрицательно, женщина постепенно вырабатывает собственную родительскую позицию.

     На  интрапсихическом уровне внутреннего  диалога при этом актуализируется  содержание смысловых позиций, которое  связано с интеграцией женщиной своего детского опыта и опыта собственного материнства. Во-первых, это решение вопроса о возможности предоставления ребенку автономии. Во-вторых, рефлексия по поводу установления эмоциональной связи с ребенком. В-третьих, дилемма относительно того, может ли мать позволить себе не вступать в активное взаимодействие с ребенком и наслаждаться личной свободой. В-четвертых, проработка темы возможной утраты женщиной позитивного образа себя при выполнении материнской роли. Обдумывая эти проблемы, женщина обращается к собственному опыту детства, рефлексирует по поводу того, как ее поведение будет воспринято ребенком.

     Таким образом, в ходе проделанной работы собранный и изложенный материал, подтверждающий выдвинутую нами гипотезу о том, что во время беременности ценностно-смысловая сфера женщины претерпевает определенные изменения, наряду с этим закономерные изменения на каждом этапе беременности претерпевает также её самовосприятие. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Брутман В.И., Панкратова М.Г. Некоторые результаты обследования женщин, отказывающихся от своих новорожденных детей.//Вопросы психологии, 1994, №5.
  2. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребёнку в период беременности.//Вопросы психологии,1997, №7.
  3. Брутман В.И. Психологические феномены, возникающие в связи с нежеланной беременностью // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва. - т.2, вып. 4. - 1996. С. 150-151.
  4. Бубер М. Я и Ты. - М.: Высшая школа, 1993. – 247 с.
  5. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Изд-во МГУ, 1984. – 316 с.
  6. Волков В.Г., Садкова Ю.С., Шабалина Н.В. Индивидуально-психологические особенности беременных с угрозой выкидыша // Материалы научно-практической конференции. - Киров.: НИИ гематол. и перелив. крови, 1995. С. 74-75. 8. Ворошнина О.Р. Психологическая коррекция депривированного материнства. М.,1998.
  7. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. - М.: Педагогика, 1982. – 462с.
  8. Коваленко Н.П. Психологические особенности коррекции эмоционального состояния женщины в период беременности. Спб.,1998. Заусенко И.В. Исследование взаимосвязи между принятием матерью себя и своего ребенка // Пасха. Екатеринбург. - 1999. - № 1-2. С. 50-66.
  9. Копьев А.Ф. Диалогический подход в консультировании и вопросы психологической клиники // Психологическое консультирование и психотерапия: Хрестоматия / Под ред. А.Б. Фенько. - М.: Психол. ин-т им. Л.Г. Щукиной; Моск. город, психолого-пед. ин-т, 1999. – 544 с.
  10. Леонтьев Д.А. Динамика смысловых процессов // Психол. журн. - 1997. - №6. С. 21.
  11. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству.// Вопросы психологии, 200, №5
  12. Минюрова С.А., Тетерлева Е.А. Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства // Вопр. психол. – 2003. - №4. С. 63 – 75.
  13. Мозг и поведение младенца. - М.: Ин-т Психологии РАН, 1993. – 374с.
  14. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. Дисс.докт.пс.н. - М., 1997. – 142 с.
  15. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе.// Вопросы психологии, 1994, №6.
  16. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. - 1996. - №3. С. 5-14.
  17. Тинберген Н. Поведение животных. - М.: Просвещение, 1985. – 380с.
  18. Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез. М.,1999.
  19. Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Вопр. психол. – 2001. - №2. С. 22 – 36.
  20. Филиппова Г.Г. Материнство, сравнительно психологический подход. //Психологический журнал, 1998, №5.
  21. Филиппова Г.Г. Психология материнства. М.,2002.
  22. Филиппова Г.Г. Развитие материнского поведения в онтогенезе // Психология сегодня. Ежегодник Рос.психол.об-ва. - т.2, вып.3. – 1996. С. 133.
  23. Хайнд Р. Поведение животных. - М.: Наука, 1975. – 316 с.
  24. Шевцова И.В. Диалоги с внутренним ребенком // Психол. газета. - 2000. - № 10. С. 11.
  25. Шмурак Ю.И. Пренатальная общность // Человек. – 1993. - № 6. С. 24-37.
  26. Эволюция структуры материнского поведения //Психология сегодня. Ежегодник Рос.психол.об-ва,т.2,вып.3. - М., 1996. С. 126-127.
  27. «Диалогический подход к анализу смыслового переживания  материнства» С.А. Минюрова, Е.А. Тетерлева // Вопросы психологии. Статья / 2003

Информация о работе Факторы психологической готовности к материнству