-
первая беременность у женщин
в наиболее благоприятном для
деторождения возрасте (21 – 30 лет)
чаще воспринимается адекватно, но
также ещё присутствует эйфорический
и амбивалентный, реже тревожный, стили
восприятия беременности. Нежеланная
беременность чаще, чем в предыдущей ситуации
воспринимается в игнорирующем стиле.
-
при восприятии первой беременности
женщинами старше 30 лет в случае её желанности
чаще всего наблюдается тревожный или
амбивалентный стили, адекватный стиль
восприятия наблюдается реже, чем у женщин
в предыдущей ситуации. Это может быть
связано с тем что после 30 лет первая беременность
часто воспринимается как «последний
шанс», и это является причиной повышенной
тревожности. Эйфорический стиль восприятия
беременности женщинами этого возраста
наблюдается крайне редко. При нежеланной
беременности преобладает отвергающий
стиль.
-
последующие беременности, при благоприятных
исходах предыдущих, в независимости от
возраста, чаще воспринимаются в адекватном
стиле. Эйфорического стиля восприятия
повторных беременностей практически
не наблюдается. Нежеланная беременность
в данной ситуации часто воспринимается
в игнорирующем стиле.
-
при наличии лишь неблагоприятных
исходов предыдущих беременностей
последующие беременности достаточно
редко воспринимаются адекватно,
вне зависимости от возраста.
В этих случаях преобладает
тревожный и амбивалентный стили
восприятия, преобладание этих стилей
особенно проявляется у женщин старше
30 лет, и молодых женщин. Причём у молодых
женщин чаще преобладает амбивалентный
стиль, а у женщин старше 30 лет – тревожный.
Нежеланная беременность в данной ситуации
практически всегда воспринимается в
отвергающем стиле.
1.2.
Различные подходы к
пониманию материнства
В
этологии для структурирования поведения
индивида используется функциональный
подход [18;24]. Выделяются функциональные
сферы поведения, представляющие собой
совокупность всех форм активности, направленные
на реализацию определенной функции: обеспечения
условий существования, питания, размножения.
В основе функциональных сфер лежит одна
или несколько потребностей, удовлетворяя
которые, субъект реализует соответствующую
функцию в жизнедеятельности. Для анализа
материнства такой подход представляется
весьма полезным.
С
эволюционной точки зрения материнство
- вариант родительской сферы поведения
(как составной части репродуктивной
сферы), присущего женскому полу, которое
приобретает особое значение у млекопитающих.
Исключительность материнского поведения
на высших эволюционных стадиях развития
позволяет выделить материнство в самостоятельную
материнскую сферу - как предмет научного
исследования. Ее эволюционное назначение
состоит в обеспечении матерью адекватной
заботы о потомстве. Заботу о потомстве
можно рассматривать как родительские
(в данном случае - материнские) функции.
У животных содержание этих функций имеет
видотипичные особенности, а у человека,
помимо специфически человеческих, добавляются
конкретно-культурные, обеспечивающие
воспитание ребенка как члена своей, конкретной
культуры. В поведении матери ее материнские
функции выражаются в эмоциональных реакциях
на ребенка, выполнении операций по уходу
за ним и общению с ним. Все эти функции
матери обусловлены структурой и содержанием
ее собственной материнской сферы.
С
точки зрения современных представлений
о развитии психики формирование
сложных форм поведения в онтогенезе
происходит на основе сензитивных периодов,
которые имеют различные психофизиологические
механизмы, свойственные разным филогенетическим
уровням. На высших эволюционных стадиях
одним из важнейших факторов успешного
развития является наличие эволюционно-ожидаемых
условий[15]. Случай, когда эволюционно-ожидаемые
условия предоставляются другой особью,
можно рассматривать как ситуацию эволюционного
замыкания: два индивида являются членами
одной системы, поведение обоих развивается
как комплементарное, в процессе чего
возникают адекватные эволюционно ожидаемые
условия для членов системы. Близкий по
содержанию подход к развитию материнско-детского
взаимодействия в раннем онтогенезе ребенка
принят в теории социального научения.
Особенностью эволюционного замыкания
является ситуативное совпадение поведения
обоих субъектов, которые при этом остаются
самостоятельными. У каждого из них свои
собственные потребности и история развития,
влияющая на успешность создания им самим
эволюционно ожидаемых условий для партнера.
Представляет интерес возникновение и
развитие тех особенностей матери, которые
формируют «стартовый уровень» содержания
ее материнской сферы и влияют на динамику
развития ее материнского поведения во
взаимодействии с ребенком (т. е. на те
особенности, которые создают эволюционно
ожидаемые условия для ребенка, и могут
быть в общем виде рассмотрены как материнские
функции).
На
субъективном уровне для самой матери
выполнение ее материнских функций
достигается за счет наличия у
нее соответствующих потребностей.
Базовой потребностью для материнской
сферы является потребность в
контакте с объектом, носителем специфических
этологических стимулов - гештальта младенчества.
Эта потребность, разумеется, не единственная,
но может рассматриваться как системообразующая
для материнской сферы. Понятие младенческих
ключевых стимулов используется в этологии.
В этих стимулах выделяется две группы
качеств: физические и поведенческие,
которые в общем составляют гештальт младенчества.
Исследования [60] позволили выделить в
гештальте младенчества три компонента
(три группы качеств): физические (внешний
вид, запах, звуки и т.п.), поведенческие
(инфантильный стиль движений) и инфантильную
результативность (которая имеет три уровня:
результаты жизнедеятельности, результаты
двигательной активности, продукты деятельности).
Все три компонента гештальта младенчества,
в том числе и уровни третьего компонента,
имеют возрастную динамику, и требуют
различной реакции и различных ресурсных
затрат матери.
Феноменология
и онтогенез материнской сферы
изучались различными исследователями
на материале взаимодействия матери
с детенышем и онтогенетического развития
высших млекопитающих, в том числе человекообразных
обезьян, и при работе с беременными, матерями
с младенцами и детьми раннего и дошкольного
возрастов. Эти исследования позволили
выделить шесть этапов развития материнской
сферы в онтогенезе.
В
настоящее время в психологии
накоплен огромный багаж знаний и
представлений о феномене материнства
как сложном биолого-социально-психологическом
явлении. С эволюционной точки зрения
материнство - вариант родительской
сферы поведения, присущего женскому
полу, которое приобретает особое значение
у млекопитающих. Выполнение материнских
функций связано с наличием у матери соответствующих
потребностей. Базовой потребностью для
материнской сферы является потребность
в контакте с объектом, носителем специфических
этологических стимулов - гештальта младенчества.
1.3.
Этапы развития и содержания
материнской сферы в
онтогенезе
Филиппова
Г.Г. (2002) выделяет шесть этапов развития
материнской сферы в онтогенезе:
1.
Этап взаимодействия с собственной
матерью в раннем онтогенезе. Этот этап
включает пренатальный период и продолжается
на всех онтогенетических этапах развития
при взаимодействии с собственной матерью
(или ее дублерами - носителями материнских
функций). У человека - это практически
вся жизнь субъекта. Наиболее важным является
возрастной период до трех лет. На этом
этапе происходит освоение эмоционального
значения ситуации материнско-детского
взаимодействия, а также возникновение
эмоциональной реакции на некоторые ключевые
стимулы первого компонента гештальта
младенчества и некоторые элементы операционального
состава материнской сферы (мимические
реакции, эмоциональная окраска движений
при взаимодействии с объектом, носителем
гештальта младенчества).
2.
Игровой этап и взаимодействие
со сверстниками. Этот этап заключается
в формировании и развитии в процессе
сюжетно-ролевой игры с куклами, в дочки-матери,
в семью основных компонентов материнской
сферы.
3.
Этап няньчания. На этом этапе
происходит формирование и развитие
значения ребенка как объекта
деятельности и потребности в его охране
и заботе о нем, а также закладываются
основы третьей потребности – «потребности
в материнстве», как потребности иметь
для себя специфические переживания, получаемые
в процессе удовлетворения первых двух
потребностей. Эта потребность требует
рефлексии своих субъективных состояний
и соотнесения с условиями и способами
их получения. Этап няньчания имеет хорошо
выраженные возрастные границы (с 5-6 лет
до начала полового созревания), он включает
опыт собственного взаимодействия с объектом,
носителем гештальта младенчества, наблюдение
за взаимодействием взрослых с ребенком,
восприятие и рефлексию отношения других
людей и общества в целом к взрослым, выполняющим
материнские функции. Это оказывает влияние
на формирование всех компонентов материнской
сферы и делает данный этап одним из ведущих
(наравне с первым) в ее развитии.
4.
Этап дифференциации мотивационных
основ половой и родительской
(в данном случае - материнской)
сферы поведения. В субъективном
опыте существует взаимное «перекрытие»
некоторых ключевых стимулов (ольфакторных,
визуальных, слуховых, тактильных) в обеспечении
мотивационных основ половой и материнской
сфер поведения. Для материнской сферы
у человека особое значение имеет объединение
компонентов гештальта младенчества на
ребенке - как объекте деятельности - до
начала полового созревания. Это обеспечивает
адекватное мотивационное значение ситуации
взаимодействия с ребенком после родов.
Присутствие объекта деятельности материнской
сферы в этом случае становится медиатором,
обеспечивающим возникновение ситуативных
эмоций, включающихся в опредмечивание
постнатальной стимуляции при взаимодействии
с ребенком (контакт кожа-кожа, субъективные
состояния матери при акте сосания и т.п.).
5.
Этап конкретизации онтогенетического
развития материнской сферы в реальном
взаимодействии с ребенком. Этот этап
включает несколько самостоятельных периодов:
беременность, роды, послеродовой период,
младенческий возраст ребенка и период
перехода к следующему, 6-ому этапу развития
материнской сферы, основанный на динамике
третьего компонента гештальта младенчества.
6.
Завершающий этап развития материнской
сферы. Последний, шестой этап
развития материнской сферы в
онтогенезе характеризуется образованием
у матери эмоциональной привязанности
к ребенку, личностного принятия и личностного
интереса к внутреннему субъективному
миру ребенка и к его развитию и изменению.
Это происходит на основе динамики эмоционального
реагирования матери на онтогенетическое
изменение третьего компонента гештальта
младенчества. В результате образуется
устойчивая детско-родительская связь
после выхода ребенка из возраста с характеристиками
гештальта младенчества и происходит
пролонгация потребности в заботе и модификация
содержания потребности в материнстве
у матери.
При
сравнительном изучении переживания
беременности у «благополучных»
беременных и женщин, отказавшихся
от ребенка, показано, что отсутствие
или сильное снижение выраженности
симптоматики беременности характерно
для отказниц[3]. Слишком сильная
выраженность симптоматики, сопровождаемая
отрицательными эмоциональными переживаниями,
также характерна для неблагополучного
отношения к беременности и материнству[6].
При анализе отношения к беременности
обращается внимание на переживание женщиной
шевеления ребенка. Эти исследования,
а также данные о разной интенсивности
переживаний беременной шевеления ребенка
и интерпретации своих физических и эмоциональных
состояний в разных культурах дают возможность
предположить, что стиль переживания женщиной
соматического компонента беременности
и шевеления ребенка могут иметь прогностическую
ценность для выявления отклонений от
адекватной модели материнства.
После
родов, в раннем постнатальном периоде,
особенно важной является роль матери
в развитии регулирующих функций как
положительных, так и отрицательных эмоций
ребенка. Функции матери в этом периоде
состоят в сложном и дифференцированном
реагировании на эмоциональные состояния
ребенка, гибко изменяющемся по ходу взаимодействия.
Наблюдение
за взаимодействием матери с младенцем,
исследование совместной деятельности
матери с ребенком раннего и дошкольного
возрастов и другие данные, полученные
в ходе экспериментальной и практической
работы позволили выделить три компонента
эмоционального сопровождения матерью
процесса взаимодействия с ребенком[22]:
- эмоциональная
реакция матери на выражение ребенком
отрицательных эмоций, отражающих его
дискомфортное состояние;
- эмоциональное
поведение матери при устранении отрицательного
эмоционального состояния ребенка;
- реакция матери
на выражение положительных эмоций ребенком.
Это
отражает динамику эмоционального поведения
матери в процессе удовлетворения потребностей
ребенка. Именно этот процесс (и, главным
образом, роль в нем эмоций матери)
рассматривается как «субстрат»
развития базовых личностных образований
у ребенка в основных теоретических подходах
(Э.Эриксон, 1996; М.И.Лисина и др.[14]).
Каждый
из описанных выше компонентов эмоционального
сопровождения матерью процесса
взаимодействия с ребенком может
быть выражен по-разному. Описаны четыре
основных типа реагирования матери:
- Адекватная
реакция матери: на отрицательную эмоцию
ребенка возникает чувство тревоги и жалости,
которое быстро переходит в фазу «делового
сосредоточения и уверенности»; положительные
эмоции матери по интенсивности адекватны
контексту взаимодействия; в процессе
устранения отрицательных состояний ребенка
мать восстанавливает с ним контакт, использует
успокаивающие, ободряющие и обещающие
интонации и высказывания, демонстрирует
стимулы, «продвигающие» к моменту удовлетворения
потребности ребенка.
- Усиление
эмоций ребенка (как отрицательных, так
и положительных). При отрицательных эмоциях
ребенка у матери возникает чувство тревоги,
страха, растерянности, паники. Усиление
положительных эмоций ребенка носит характер
эйфорического переживания, неадекватного
контексту взаимодействия. При удовлетворении
потребностей ребенка мать синтонирует
его состояние.
- Игнорирование
эмоций ребенка. Выражается в поведении
по типу «формального общения», может
сопровождать как отрицательные, так и
положительные эмоциональные реакции
ребенка и процесс взаимодействия.
- Осуждение
эмоций ребенка. Выражается в соответствующих
эмоциях матери от осуждения до агрессии,
может сопровождать как отрицательные,
так и положительные эмоции ребенка и
процесс взаимодействия.