Факторы психологической готовности к материнству

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Психологическая готовность к родительству и методы ее формирования приобретают в последнее время все большую актуальность среди проблем психологии развития. Подобный интерес обусловлен вниманием к проблемам личностного развития взрослого человека, в том числе, в связи с одной из его новых ролей – ролью родителя.

Содержание

Введение

Глава I. Беременность как этап развития материнской сферы женщин

1.1. Самовосприятие беременности как фактор психологической готовности к материнству

1.2. Различные подходы к понимаю материнства

1.3. Этапы развития и содержание материнской сферы в онтогенезе

Выводы

Глава II. Смысловые переживания материнства – основное психологическое новообразование в сфере самосознания женщин

2.1. Смысловые переживания на этапе материнства

2.2. Внутренний диалог как проявления смыслового переживания матери

Выводы

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Псих.берем№2.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

     2период.До  начала ощущений  шевеления.

     Этот  период охватывает вторую половину первого триместра беременности и начало второго. Физиологически он характеризуется гормональной перестройкой организма и связанными с ней неприятными физическими ощущениями, изменениями в эмоциональном состоянии. Появляется симптоматика беременности. В этот период у женщин появляется раздражительность, резкая смена настроений, снижается общая активность. [6;16] Беременные женщины по-разному оценивают и воспринимают свои недомогания и эмоциональные состояния в этот период. В развитии материнской сферы этот период для женщины весьма существенен. Появление ребёнка становится реальным фактом, хотя ещё нет никаких его конкретных признаков. Материнское чувство ещё свободно от внешней стимуляции, присущей живому ребёнку, но женщина уже имеет возможность почувствовать происходящие изменения. Появляется возможность реального развития отношения матери к своему ребёнку, т.к. она знает о его существовании и сроках его появления. В этот период представления о ребёнке не очень конкретны, описание его затруднено, женщины в основном ограничиваются описанием своих эмоций и переживаний.[21]

     Г.Г.Филиппова  выделяет 5 вариантов самовосприятия беременности на данном этапе:

     1.Оптимальный вариант. Соматический компонент выражен чётко, средний по интенсивности, расценивается как неизбежное, вполне терпимое состояние. Активно применяются способы оптимизации самочувствия. Эмоциональное состояние характеризуется немного повышенной раздражительностью, которая интерпретируется как усталость и следствие недомогания. Ребёнок представляется в возрасте около года. Активность по подготовке к родам и материнству слабая, часто в форме планов заняться этим позже. Чаще всего соотносится со 2 и 3 типами идентификации беременности.

     2.Усиленное переживание эмоциональных и соматических состояний. Эмоциональное состояние характеризуется повышенной раздражительностью, требовательностью к окружающим. Физические симптомы переживаются очень тяжело, повышена чувствительность к своим состояниям.

     Способы оптимизации самочувствия практически не используются, в связи с недоверием к ним. Образ ребёнка либо отсутствует, либо, напротив, очень конкретен, ребёнок представляется идеальным, «выстраданным матерью». Сочетается со 2, 4, 5 типами идентификации беременности.

     3.Тревожное переживание состояний беременности с прогнозированием неблагополучного исхода беременности для себя или для ребёнка. Соматический компонент переживается очень остро, любое изменение в состоянии оценивается как угрожающее. Практически постоянно тревожный фон настроения, периоды нормального настроения кратковременны. Нередка угроза выкидыша. Ориентация на неблагоприятные прогнозы, игнорирование благоприятных. Образ ребёнка почти отсутствует, или преследуют представления о возможных врожденных увечьях. Сочетается с 5 и 6 типом идентификации беременности.

     4.Депрессивное состояние. Физические симптомы переживаются как тяжёлые, мучающие. Общее переживание беременности как обречённости, на словах нередко отношение к будущему ребёнку как к сверхценности. Ребёнок чаще всего вообще никак не представляется, характерно полное отсутствие содержаний, относящихся к послеродовому периоду. Сочетается часто с 5 и 6, реже с 8 типами идентификации беременности.

     5. Разные формы отвержения беременности при принятии решения о её сохранении:

     а) почти полное отсутствие всей симптоматики. Иногда состояние даже бодрее чем до беременности. Характерно активное планирование жизни после периода беременности минимально необходимого для ухода за ребёнком. Образ ребёнка часто вполне чёткий, ребёнок представляется в связи с его социальным статусом. Обычно сочетается с 5, 6 и 7 типом идентификации беременности.

       б)аффективно-отрицательное переживание симптомов как ненужных, мешающих. Необходимость подготовки к послеродовому периоду раздражает, часто не соблюдаются простые правила режима. Ребёнок ещё не воспринимается как человек, состояние часто интерпретируется как отношение к беременности, а не к ребёнку. Может сочетаться с 5и6 реже с7 типами идентификации беременности.

     в) устойчивое отрицательное отношение с попытками прерывания беременности. Соматический компонент выражен средне, ребёнок представляется как нежеланный, наказание. Сочетается с 8 или 7 типом идентификации беременности.

     «Все  эти типы переживания второго  периода беременности создают индивидуальные условия для следующего, достаточно серьёзного в развитии материнской сферы – начала ощущений шевеления ребёнка.»[20]

     3 период. Появление  и стабилизация  ощущений шевеления  ребёнка.

     Первые  ощущения шевелений ребенка начинаются обычно в середине второго триместра. Для физического и эмоционального самочувствия будущей матери этот период наиболее благоприятен. Исчезают симптомы недомогания, настроение становится более устойчивым. Появление шевелений позволяет воспринимать образ ребёнка более конкретным и даёт богатую пищу для интерпретации его субъективных состояний. Первые шевеления ребёнка сначала трудноразличимы. Часто женщины подолгу вслушиваются в своё состояние, чтобы ощутить начало шевеления. Ощущения шевеления обычно приятны для женщины и хорошо сохраняются в памяти в течении многих лет. [9]

     “Помимо общего отношения к беременности и ребёнку, ощущение его шевелений  позволяет матери конкретизировать её «стартовый» стиль эмоционального сопровождения.” [7]

     - усиливающийся стиль выражается в переживаниях тревоги при шевелении, свои ощущения расцениваются как свидетельство недовольства ребёнка, боязни и т.п. Положительное состояние ребёнка отмечается редко и почти не интерпретируется.

  • осуждающий стиль проявляется в том, что мать часто воспринимает ощущения как мешающие, испытывает неудобство, если ребёнок сильно шевелится в присутствии других людей. Она не может чётко определить, какое её поведение служит причиной хорошего или плохого настроения ребёнка.

     - игнорирующий стиль эмоционального сопровождения выражается в описании женщиной шевелений, как физиологических ощущений, без адресации к образу ребёнка. Она не может описать динамику или характер шевелений, не представляет себе движения ребёнка.

  • адекватный стиль характеризуется чёткой интерпретацией характера движений ребёнка. Женщина хорошо представляет себе, как двигается и что чувствует ребёнок, соотносит его шевеления как с внешними событиями, так и с субъективным состоянием ребёнка. При обращении к нему интонирует свою речь адекватно представляемым состояниям ребёнка. Интерпретация шевелений ребёнка в основном положительная, отрицательной она бывает только в связи с конкретными причинами. (Г.Г.Филиппова, 2002)

     В этот период женщины обычно начинают постепенно концентрироваться на задачах беременности и подготовке к материнству, посещают курсы, читают специальную литературу.

     4 период. Седьмой и  восьмой месяцы  беременности.

     Третий  триместр беременности считается достаточно сложным в том числе и в  плане самовосприятия беременных женщин. В этот период у женщин ограничивается физическая активность, несколько ухудшается самочувствие, появляется быстрая усталость. Одновременно с этим несколько повышается тревожность по поводу послеродового периода, страх родов. Такое состояние воспринимается женщиной по-разному, одни стараются использовать его чтобы «набраться сил» перед родами и последующим уходом за ребёнком, другие переживают его как неприятный, остро реагируют на неудобства, связанные с большим животом. «Практически во всех случаях к концу этого периода возникает чувство, которое можно выразить словами «скорей бы уже всё закончилось», но одни его интерпретируют как нетерпение увидеть ребёнка, а другие–как избавление от неудобств беременности.» [20]

     Образ ребёнка в этот период становится более конкретным, женщины достаточно легко представляют себе его внешний вид, особенности поведения, свои действия с ним. В связи с этим повышается активность, связанная с подготовкой к родам и послеродовому периоду, большинство женщин стремятся повысить свою материнскую компетентность. Общее повышение беспокойства реализуется в деятельности связанной с подготовкой к рождению ребёнка, такая деятельность способствует проработке образа ребёнка и представлений о своих материнских функциях.

     В последнем триместре беременности практически для всех женщин характерно повышение внешней активности, которая может быть описана как стремление привести в порядок свои дела и окружение. В.И. Брутман (1997) называет это время «периодом обустройства гнезда». Разница в том, что приводится в порядок. Как правило, это активная подготовка к рождению ребёнка, приготовление вещей, выбор родильного дома и т.д.

     Другим  вариантом является повышение активности, направленной на содержания, не связанные  с ребёнком. Чаще всего это стремление закончить учёбу, сдать экзамены, защитить диплом, а также произвести ремонт, купить дачу и т.п. Характерно, что часто это интерпретируется как необходимое для будущего ребёнка, хотя обычно объективной необходимости для этого нет. Одним из проявлений такой смещённой активности на последних месяцах может считаться поведение женщин, отказывающихся от ребёнка при игнорирующем стиле восприятия беременности. Тогда для рождения ребёнка может вообще ничего не делаться.

     Обычно  отсутствие или уменьшение интересов, связанных с ребёнком, сочетается с другими проявлениями, свидетельствующими о сниженной ценности материнства и ребёнка для данной женщины. Изменение направленности активности беременной в «период обустройства гнезда» отражает динамику, происходящую в содержании её самовосприятия беременности.

     Таким образом, этот период отражает сложную  динамику эмоционального состояния  во время беременности, подготавливающую всю психику будущей матери к  выполнению её функции после родов.

     5 период. Предродовой.

     Этот  период является очень важным физиологически. Происходит полная подготовка организма к родам, идёт накопление энергетического запаса организма для родов и послеродового периода. На поведении и эмоциональном состоянии это отражается как снижение активности, общее расслабление, некоторое эмоциональное «отупение». В этот период у женщин обычно снижается страх перед родами, они наиболее адекватно, по сравнению с другими периодами, оценивают свои возможности и представляют ребёнка и свои действия с ним. (Г.В.Скобло, 1992; В.И. Брутман, 1997).

     При неблагоприятной динамике содержаний материнской сферы в беременности, напротив, возрастает тревожность, обостряются  физиологические нарушения, женщина  практически перестаёт ориентироваться  в своих ощущениях, нередко игнорируя  их. При игнорирующем стиле переживания беременности у женщин может не наблюдаться снижения активности и эмоциональности, что иногда приводит к преждевременным родам. [7]

     «Содержание материнской сферы в течение  беременности претерпевает существенное изменение, которое отражается в переживании женщиной симптоматики беременности, в её внешней активности и психическом состоянии». [21] Всё это определяется общим индивидуальным стилем самовосприятия беременности. В него входят самовосприятие идентификации беременности, динамика переживаний симптоматики по триместрам беременности, восприятие первого и последующих шевелений ребёнка, содержание активности женщины в третий триместр беременности. Г.Г.Филиппова (2002) выделяет шесть вариантов стилей общего самовосприятия и переживания беременности.

     1.Адекватный. 2.Тревожный. 3.Эйфорический. 4.Игнорирующий. 5.Амбивалентный. 6. Отвергающий.

     Каждый  конкретный случай самовосприятия беременности индивидуален, он более ли менее  приближается к описанным. Стили  самовосприятия беременности обычно соотносятся с ценностью ребёнка для матери. При адекватном самовосприятии беременности наблюдается адекватная ценность ребёнка, при тревожном или амбивалентном восприятии ценность ребёнка повышена или понижена. При игнорирующем или отвергающем – ценность ребёнка низкая, при эйфорическом она обычно неадекватна и заменена на другие ценности.

     Вообще  особенности самовосприятия беременности той или иной женщиной зависят  от многих факторов, таких как возраст  будущей матери, наличие предыдущих беременностей с благоприятным или неблагоприятным исходом, материальные условия жизни, взаимоотношения с отцом ребёнка и другими родственниками, индивидуальные особенности личности женщины и некоторых других.

     Ж.В. Завялова(2000) описывает особенности  самовосприятия беременности в зависимости от возраста женщины, и от наличия предыдущих беременностей с благоприятным или неблагоприятным исходом. По данным её исследования можно сделать некоторые выводы:

     - первая беременность у молодых  женщин (младше 21 года) достаточно редко воспринимается полностью в адекватном стиле. Если беременность желанная, то чаще всего её восприятие происходит в амбивалентном стиле, а также нередким является эйфорический стиль, который говорит о личностной незрелости женщины, и низкой степени готовности к материнству. Если беременность нежеланная то преобладает отвергающий стиль, игнорирующий стиль в данной ситуации наблюдается реже.

Информация о работе Факторы психологической готовности к материнству