Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 12:07, курсовая работа
Психологическая готовность к родительству и методы ее формирования приобретают в последнее время все большую актуальность среди проблем психологии развития. Подобный интерес обусловлен вниманием к проблемам личностного развития взрослого человека, в том числе, в связи с одной из его новых ролей – ролью родителя.
Введение
Глава I. Беременность как этап развития материнской сферы женщин
1.1. Самовосприятие беременности как фактор психологической готовности к материнству
1.2. Различные подходы к понимаю материнства
1.3. Этапы развития и содержание материнской сферы в онтогенезе
Выводы
Глава II. Смысловые переживания материнства – основное психологическое новообразование в сфере самосознания женщин
2.1. Смысловые переживания на этапе материнства
2.2. Внутренний диалог как проявления смыслового переживания матери
Выводы
Заключение
Список литературы
Описанные типы эмоционального реагирования матери могут сочетаться в разных соотношениях, давая в результате индивидуальный стиль эмоционального сопровождения, присущий матери. Выделено три основных типа динамики эмоционального сопровождения матери[22]:
Описанные стили эмоционального сопровождения матерью процесса взаимодействия с ребенком и типы его модификации позволяют оценить особенности эмоционального отношения матери к ребенку, вычленить его функциональные компоненты и дифференцированно отнестись к формам и способам психологического вмешательства.
Таким
образом, переживание женщиной шевеления
ребенка характеризует стиль
переживания беременности и может
служить диагностическим
На основе приведенных данных были выделены три блока в содержании материнской сферы[22]:
1.
Потребностно-эмоциональный
2.
Операциональный блок. Состоит из
двух частей: операции по уходу
и охране и операциональный
состав общения с ребенком. Последние
являются самостоятельным
3.
Ценностно-смысловой блок. Включает
отношение к ребенку как
Одной из основных особенностей материнской сферы у человека является не фиксированное эволюционно, прижизненно формирующееся наполнение ценностно-смыслового блока, потребностей и способов их удовлетворения. В этом отношении можно говорить о конкретно-культурной модели материнства - как содержании составляющих всех блоков материнской сферы женщины - которая ориентирована на развитие соответствующего конкретно-культурного варианта личности ребенка. Воспитание необходимого для каждой культуры типа индивидуальной материнской сферы в свою очередь обеспечено различными средствами (модели семьи, материнства и детства, традиции, система семейного и общественного воспитания и т.п.) и может быть описано как «онтогенетический путь к модели материнства». Этот путь обеспечивает наличие материнских функций и их соответствие конкретной культурной модели материнства.
Ситуация
в современном Евро-
Выводы:
Проблеме
материнства посвящено
Самовосприятие беременности занимает важное место среди показателей психологической готовности к материнству, т.к. от него напрямую зависит первоначальная удовлетворённость женщины своей материнской ролью, а также возможность перехода будущей матери на новую стадию личностной и половозрастной идентификации, по окончанию срока беременности. И, конечно, от самовосприятия беременности зависит отношение матери к ещё не родившемуся ребёнку, возможность развития субъектной ориентации в отношении к нему.
Идея материнства как этапа развития самосознания развивается в исследованиях, выполненных в русле перинатальной психологии[1;25]. Так, В.И. Брутман, изучая сенсорно-эмоциональный феномен «шевеления плода», описывает в качестве его основного психологического результата трансформацию самосознания, смысловой сферы женщины. Материнство понимается автором как процесс выстраивания смысловых границ между матерью и ребенком. Содержательную связь с этими идеями мы находим в работах Ю.И. Шмурак, рассматривающей сменяющиеся формы субъектности матери и ребенка, а также в работах В. Бергум, выделяющей в процессе перинатального материнства три стадии: ребенок как идея, двое как одно, одно как двое.
В этих работах важно то, что в качестве основного новообразования материнства авторы выделяют изменение смысловой сферы, трансформацию внутреннего мира женщины. Именно характер этой «внутренней работы» определяет, на наш взгляд, переживание материнства «как динамического явления, принадлежащего матери и реализующегося в системе материнско-детского взаимодействия». Для того чтобы исследовать процесс изменения смысловой сферы как основного новообразования самосознания матери, мы обратимся к понятию «смысловое переживание».
Понятие «переживание» восходит корнями к интроспективной психологии, классической психологии сознания. В отечественной психологии уже в начале прошлого века четко обозначилась тенденция к различению непосредственного переживания и его научного познания, которое всегда опосредствованно. Именно в таком контексте переживание приобрело статус признанной научной категории. При этом границы понятия «переживание» достаточно размыты, что позволяет исследователям наполнять его различным содержанием, включая в социальный и культурно-исторический контекст (Л.С. Выготский, 1982), предметную область психологии (Ф.В. Бассин, 1971; С.Л. Рубинштейн, 1987), в категориальный аппарат теории деятельности (Ф.Е. Василюк, 1984).
Л.С.
Выготский предложил
Л.С. Выготский рассматривал «смысловое переживание» как психологическое новообразование, которое впервые проявляется по достижении человеком младшего школьного возраста. Он отмечает, что к этому времени ребенок начинает понимать свои переживания, осмысленно ориентироваться в них. При этом развивается логика чувств, формируется обобщенное отношение человека к себе, к другим, понимание своей ценности. Благодаря чему появляется ряд сложных личностных образований (самооценка, уровень притязаний и т.п.). Л.С. Выготский считал, что возникновение смысловых переживаний открывает новый этап в развитии личности, так как становится возможной противоречивая борьба переживаний и их осмысленный выбор[8, с. 384].
Понятие «смысловое переживание» практически не используется в отечественной психологии, хотя, на наш взгляд, содержательно близким к нему является контекст рассуждений Б.М. Теплова и Ф.Е. Василюка, которые развивали согласно целям собственных исследований подходы к изучению переживаний. Так, по мнению Б.М. Теплова, ядром переживания является особое образование в виде эмоционально испытываемого человеком понимания смыслов и ценностей культуры[13]. С точки зрения Ф.Е. Василюка, переживание может быть раскрыто как специфическая деятельность смыслопорождения, преобразования глубинных структур личности. Он вводит представление о переживании «как особой деятельности, особой работе по перестройке психологического мира, направленной на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, обшей целью которого является повышение осмысленности жизни»[5].
Представляется, что дальнейшее развитие понятия «смысловое переживание» позволит объединить и реализовать потенциал разных теоретических подходов отечественной психологии к изучению переживания. Двигаясь в этом направлении, мы обращаемся к анализу смыслового переживания материнства, которое, с нашей точки зрения, становится основным психологическим новообразованием в сфере самосознания женщины, принявшей на себя родительскую роль. Материнство, являясь качественно новой ситуацией развития женщины, запускает процесс интеграции ею собственных жизненных задач развития и задач развития вошедшего в ее мир ребенка. На первых порах этот процесс чаще всего неуправляем со стороны женщины. Он вызывает поток новых разнообразных переживаний, который заполняет внутреннее психологическое пространство матери. Но по мере обретения опыта взаимодействия с ребенком женщина научается понимать и осмыслять свои переживания. Смысловое переживание материнства становится тем новообразованием, которое позволяет женщине управлять процессом интеграции противоречивых переживаний, сопровождающих развитие ее взаимоотношений с ребенком, и осуществлять осмысленный выбор родительской позиции и стратегии родительского поведения.
Анализ структуры внутренней деятельности возможен через выделение в ней аффективных и когнитивных компонентов. Результатом данной деятельности становится творческая трансформация смыслового мира личности, интеграция в самосознании женщины образа родителя и ребенка, каждый из которых при этом имеет статус субъектности.
Творчество смыслового мира не может быть представлено монологически, «в монологе личность закрыта для взаимодействия на уровне смыслов»[11]. Только в диалоге, во внутренней связи единства и противостояния эмоционально окрашенных позиций возможна работа смыслопорождения. Исходя из этого, смысловое переживание материнства, проявляющееся через внутреннюю деятельность смыслостроительства, может быть рассмотрено как динамически неизбывный, лишенный статики внутренний диалог матери.
Диалогический подход как новый тип научного мышления, складывающийся на рубеже XIX—XX вв. в русле гуманитарного знания, обозначается в современной науке как неклассический. Вместо субъект-объектных отношений, что характерно для классического типа рациональности, в исследованиях, выполненных на основе данного подхода, все большее значение стало уделяться пониманию и изучению субъект-субъектных отношений[4;10]. В психологических теориях, развивающихся в этом направлении, диалог постепенно становится онтологическим принципом, некоторой сущностью, опираясь на понимание и исследование которой можно понять природу и устройство социальной и психической реальности.
Информация о работе Факторы психологической готовности к материнству