Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 18:21, реферат
Каждый родитель, наверное считает задавался вопросом: вот родители одни и те же, условия жизни примерно одинаковые, почему дети врастают разными? Среди всех прочих факторов важным является и порядок рождения детей в семье.
Все сказанные далее прошу принимать как один из вариантов событий. Потому как на любой пример «первенцы часто….» или « младшие дети всегда…» можно найти множество противоположных примеров.
Порядок рождения детей в семье важное, но не единственное условие воспитания. Но вместе с тем замечено, что в зависимости от порядка рождения детей в семье у людей из разных семей формируются аналогичные черты характера.
Впервые эту проблему в психологии разрабатывал Альфред Адлер, австрийский психиатр и психолог. Он предположил, что порядок рождения ( позиция ) детей в семье имеет решающее значения для развития ребенка и формирования его стиля жизни.
От порядка рождения детей в семье зависит восприятие ребенком самого себя и мира. Семья- это некая структура, и от того, каким видя ребенок свое место в ней, зависит и представление о своем месте в большем масштабе мира.
Адлер первым выделил и « порядковые позиции» - единственный ребенок, старший ребенок в семье, средний ребенок, младший из двух детей, младший из трех и большего числа детей – и заявил, что в соответствии с ними люди различаются по своему характеру.
Итак, порядок рождения детей в семье- единственный ребенок. Эта позиция все более распространенной в современной семье, поскольку супруги часто ограничиваются рождением одного ребенка.
Ситуация развития единственного ребенка в семье специфично и уникальна. По сколько ребенок единственный, вся жизнь в семьи вращается вокруг него. Поэтому единственные дети чувствуют свою уникальность. Для них характерен высокий уровень самоуважения. У родителей больше времени общаться и заниматься с ними, развивать его интеллектуально и физически.
Единственный ребенок не имеет конкуренции с другими братьями и сестрами. В результате у него могут возникнуть трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Предупреждая эти трудности, надо чаще включать единственного ребенка в общение со сверстника
Единственный
ребенок и старший
ребенок в семье.
Каждый родитель, наверное считает задавался вопросом: вот родители одни и те же, условия жизни примерно одинаковые, почему дети врастают разными? Среди всех прочих факторов важным является и порядок рождения детей в семье.
Все сказанные далее прошу принимать как один из вариантов событий. Потому как на любой пример «первенцы часто….» или « младшие дети всегда…» можно найти множество противоположных примеров.
Порядок рождения детей в семье важное, но не единственное условие воспитания. Но вместе с тем замечено, что в зависимости от порядка рождения детей в семье у людей из разных семей формируются аналогичные черты характера.
Впервые эту проблему в психологии разрабатывал Альфред Адлер, австрийский психиатр и психолог. Он предположил, что порядок рождения ( позиция ) детей в семье имеет решающее значения для развития ребенка и формирования его стиля жизни.
От порядка рождения детей в семье зависит восприятие ребенком самого себя и мира. Семья- это некая структура, и от того, каким видя ребенок свое место в ней, зависит и представление о своем месте в большем масштабе мира.
Адлер первым выделил и « порядковые позиции» - единственный ребенок, старший ребенок в семье, средний ребенок, младший из двух детей, младший из трех и большего числа детей – и заявил, что в соответствии с ними люди различаются по своему характеру.
Итак, порядок рождения детей в семье- единственный ребенок. Эта позиция все более распространенной в современной семье, поскольку супруги часто ограничиваются рождением одного ребенка.
Ситуация развития единственного ребенка в семье специфично и уникальна. По сколько ребенок единственный, вся жизнь в семьи вращается вокруг него. Поэтому единственные дети чувствуют свою уникальность. Для них характерен высокий уровень самоуважения. У родителей больше времени общаться и заниматься с ними, развивать его интеллектуально и физически.
Единственный ребенок не имеет конкуренции с другими братьями и сестрами. В результате у него могут возникнуть трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Предупреждая эти трудности, надо чаще включать единственного ребенка в общение со сверстниками и малышами, с которыми они почувствует себя взрослым, умным, сильным, заботливым.
С другой стороны, в силу обстоятельств вынужденный большую часть времени общаться со взрослыми ( родителями) единственный ребенок хорошо понимает и разбирается в психологии взрослых. Но есть и обратная сторона, поскольку конкурировать ребенку из детей не с кем, это приводить соперничеству с отцом за любовь и внимание матери.
Забота и внимание матери долго время приучает единственного ребенка к тому, что он ожидает этого от других людей. Главный особенностью этого стиля жизни становиться зависимость и эгоцентризм.
Опасность для родителей единственного ребенка заключается в соблазне делать все за ребенка и реализовать собственные родительские мечты силами ребенка.
В этом случае позвольте своему единственному ребенку « не оправдывать Ваших надежд», « думать своей головой», строить свои планы и их реализовывать, будь то выбор друзей, хобби, профессии и спутника жизни.
Как влияет порядок рождения детей в семье на характер единственного ребенка?
Позитивные черты характера единственного ребенка: честолюбив, добивается успехов, и нередко обладает лидерскими качествами; осознание больших возможностей, своих и семьи.
Негативные черты характера единственного ребенка: манипулирование родителями, высокая демонстративность, требуется публичная оценка достижений; часто более традиционен ( менее креативен); эгоцентризм и избалованность, тяжело ужиться с людьми.
Итак, особенности воспитания единственного ребенка:
- чувствителен к правилам и ожиданиям родителей и старается им соответствовать – не навязывайте свой взгляд на мир, мечты и способ решения проблем;
- обладает высокий мотивацией достижений – его нужно отдавать в командные виды спорта для компенсации психологии единственности;
- может проявить и консерватизм, и строптивость; он либо полностью принимает все ценности родителей, или восстает против них – будьте дипломатично и демократично;
- склонен стать манипулятором, зная слабые места и психологию взрослых – поэтому ребенок должен видеть, что родительская тактика по отношению к нему неизменна, и вообще у них есть собственный взрослый мир, другие интересы в жизни, не касающиеся его самого.
Порядок рождения детей в семье –первенец, старший ребенок. Тоже одна из наиболее распространенных позиций в семье, поскольку чаще всего в семье имеется двое детей,
Позиция первенца вообще одна из особенных, В мире долгое время существовало и господствовало право первородства, когда первому ребенку ( особенно мальчику) отводилось привилегированное положение.
Кроме того, часто отмечается, что видным политикам, руководителями, знаменитостями становятся именно старшие дети в семье.
Старшие дети проходят в своем развитии три стадии, с позиции порядка рождения детей в семье.
Первая стадия – когда ребенок рождается, он единственный, уникальный, самый – самый. Это центр Вселенной семьи, это король на троне. В этот период старший ребенок получает всю родительскую любовь, заботу и внимание; он безраздельно властвует и ему достаются все лавры. Ребенок купается в своем безмятежном, безоблачном, безопасном состоянии.
Родители обычно очень волнуются и переживают в ожидании первенца, поэтому с рождения заботятся о нем усиленно, отдавая ему всего себя. Делают все « как полагаются». По науке, по учебнику; испытывают различные методики воспитания и раннего развития и т.д.
С другой стороны, именно этот обрушивающиеся на первого ребенка шквал различных, часто противоречащих друг другу воспитательных мер приводят тому, что у него формируется эмоциональная нестабильность и « взрослая» склонность кидаться из одной крайности в другую.
Все это продолжается до рождения второго ребенка. Потом наступает вторая стадия. Адлер называет ее « положение монарха лишенного трона». С рождения младшего ребенка все родительское внимание и забота переключаются на него.
Информация о работе Единственный ребенок и старший ребенок в семье.