Единственный ребенок и старший ребенок в семье.

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 18:21, реферат

Описание работы

Каждый родитель, наверное считает задавался вопросом: вот родители одни и те же, условия жизни примерно одинаковые, почему дети врастают разными? Среди всех прочих факторов важным является и порядок рождения детей в семье.
Все сказанные далее прошу принимать как один из вариантов событий. Потому как на любой пример «первенцы часто….» или « младшие дети всегда…» можно найти множество противоположных примеров.
Порядок рождения детей в семье важное, но не единственное условие воспитания. Но вместе с тем замечено, что в зависимости от порядка рождения детей в семье у людей из разных семей формируются аналогичные черты характера.
Впервые эту проблему в психологии разрабатывал Альфред Адлер, австрийский психиатр и психолог. Он предположил, что порядок рождения ( позиция ) детей в семье имеет решающее значения для развития ребенка и формирования его стиля жизни.
От порядка рождения детей в семье зависит восприятие ребенком самого себя и мира. Семья- это некая структура, и от того, каким видя ребенок свое место в ней, зависит и представление о своем месте в большем масштабе мира.
Адлер первым выделил и « порядковые позиции» - единственный ребенок, старший ребенок в семье, средний ребенок, младший из двух детей, младший из трех и большего числа детей – и заявил, что в соответствии с ними люди различаются по своему характеру.
Итак, порядок рождения детей в семье- единственный ребенок. Эта позиция все более распространенной в современной семье, поскольку супруги часто ограничиваются рождением одного ребенка.
Ситуация развития единственного ребенка в семье специфично и уникальна. По сколько ребенок единственный, вся жизнь в семьи вращается вокруг него. Поэтому единственные дети чувствуют свою уникальность. Для них характерен высокий уровень самоуважения. У родителей больше времени общаться и заниматься с ними, развивать его интеллектуально и физически.
Единственный ребенок не имеет конкуренции с другими братьями и сестрами. В результате у него могут возникнуть трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Предупреждая эти трудности, надо чаще включать единственного ребенка в общение со сверстника

Работа содержит 1 файл

гайсар.doc

— 31.50 Кб (Скачать)

Единственный  ребенок и старший  ребенок в семье. 

Каждый  родитель, наверное считает задавался  вопросом: вот родители одни и те же, условия  жизни примерно одинаковые, почему дети врастают разными? Среди всех прочих факторов важным является и порядок  рождения детей в семье.

Все сказанные далее  прошу принимать  как один из вариантов  событий. Потому как  на любой пример «первенцы  часто….» или «  младшие дети всегда…» можно  найти множество  противоположных  примеров.

   Порядок рождения  детей в семье  важное, но не единственное условие воспитания. Но вместе с тем замечено, что в зависимости от порядка рождения детей в семье у людей из разных семей формируются аналогичные черты характера.

   Впервые эту проблему  в психологии разрабатывал  Альфред Адлер,  австрийский психиатр и психолог. Он предположил, что порядок рождения ( позиция )  детей в семье имеет решающее значения для развития ребенка и формирования его стиля жизни.

   От порядка рождения  детей в семье  зависит восприятие  ребенком самого  себя и мира. Семья-  это некая структура, и от того, каким видя ребенок свое место в ней, зависит и представление о своем месте в большем масштабе мира.

   Адлер первым выделил  и « порядковые  позиции» - единственный  ребенок, старший  ребенок в семье,  средний ребенок,  младший из двух  детей, младший из трех и большего числа детей – и заявил, что в соответствии с ними люди различаются по своему  характеру.

  Итак, порядок рождения  детей в семье-  единственный ребенок.  Эта позиция все  более распространенной  в современной  семье, поскольку  супруги часто ограничиваются рождением одного ребенка.

  Ситуация развития  единственного ребенка  в семье специфично  и уникальна. По  сколько ребенок  единственный, вся  жизнь в семьи  вращается вокруг  него. Поэтому единственные  дети чувствуют  свою уникальность. Для них характерен высокий уровень самоуважения. У родителей больше времени общаться и заниматься с ними, развивать его интеллектуально и физически.

   Единственный ребенок  не имеет конкуренции  с другими братьями  и сестрами. В результате  у него могут  возникнуть трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Предупреждая эти трудности, надо чаще включать единственного ребенка в общение со сверстниками и малышами, с которыми они почувствует себя взрослым, умным, сильным, заботливым.

   С другой стороны,  в силу обстоятельств вынужденный большую часть времени общаться со взрослыми ( родителями) единственный ребенок хорошо понимает и разбирается в психологии взрослых. Но есть и обратная сторона, поскольку конкурировать ребенку из детей не с кем, это приводить соперничеству с отцом за любовь и внимание матери.

   Забота и внимание  матери долго время  приучает единственного  ребенка к тому, что он ожидает  этого от других  людей. Главный  особенностью этого  стиля жизни становиться  зависимость и  эгоцентризм.

   Опасность для родителей единственного ребенка заключается в соблазне делать все за ребенка и реализовать собственные родительские мечты силами ребенка.

   В этом случае  позвольте своему  единственному ребенку  « не оправдывать   Ваших надежд», « думать своей головой», строить свои планы и их реализовывать, будь то выбор друзей, хобби, профессии и спутника жизни.

   Как влияет порядок  рождения детей  в семье на характер  единственного ребенка?

   Позитивные черты  характера единственного  ребенка: честолюбив, добивается успехов, и нередко обладает лидерскими качествами; осознание больших возможностей, своих и семьи.

   Негативные черты  характера единственного  ребенка: манипулирование  родителями, высокая  демонстративность,  требуется публичная  оценка достижений; часто более традиционен ( менее креативен); эгоцентризм и избалованность, тяжело ужиться с людьми.

    Итак, особенности  воспитания единственного  ребенка:

- чувствителен  к   правилам и  ожиданиям родителей  и старается им  соответствовать  – не навязывайте  свой взгляд на  мир, мечты и способ решения проблем;

- обладает высокий  мотивацией достижений  – его нужно  отдавать в командные  виды спорта для  компенсации психологии  единственности;

- может проявить  и консерватизм, и  строптивость; он  либо полностью  принимает все  ценности родителей, или восстает против них – будьте дипломатично и демократично;

- склонен стать  манипулятором, зная  слабые места и  психологию взрослых  – поэтому ребенок  должен видеть, что  родительская тактика  по отношению к  нему неизменна,  и вообще у них  есть собственный взрослый мир, другие интересы в жизни, не касающиеся  его самого.

   Порядок рождения  детей в семье  –первенец, старший ребенок. Тоже одна из наиболее распространенных позиций в семье, поскольку чаще всего в семье имеется двое детей,

   Позиция первенца вообще одна из особенных, В мире долгое время существовало и господствовало право первородства, когда первому ребенку ( особенно мальчику) отводилось привилегированное положение.

    Кроме того, часто  отмечается, что видным  политикам, руководителями, знаменитостями становятся именно старшие дети в семье.

    Старшие дети проходят  в своем развитии  три стадии, с позиции  порядка рождения  детей в семье.

   Первая стадия  – когда ребенок  рождается, он  единственный, уникальный, самый – самый.  Это центр Вселенной семьи, это король на троне. В этот период старший ребенок получает всю родительскую любовь, заботу и внимание; он безраздельно властвует и ему достаются все лавры. Ребенок купается в своем безмятежном, безоблачном, безопасном состоянии.

  Родители обычно очень волнуются и переживают в ожидании первенца, поэтому с рождения заботятся о нем усиленно, отдавая ему всего себя. Делают все « как полагаются». По науке, по учебнику; испытывают различные методики воспитания и раннего развития и т.д.

   С другой стороны, именно этот обрушивающиеся на первого ребенка шквал различных, часто противоречащих друг другу воспитательных мер приводят тому, что у него формируется эмоциональная нестабильность и « взрослая» склонность кидаться из одной крайности в другую.

   Все это продолжается до рождения второго ребенка. Потом наступает вторая стадия. Адлер называет ее « положение монарха лишенного трона». С рождения младшего ребенка все родительское внимание и забота переключаются на него.

                   

Информация о работе Единственный ребенок и старший ребенок в семье.