Дослідження мотіваційної та вольової сфери дошкільника

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

целью настоящей работы является исследование уровня сформированности потребносто-мотивационной и волевой сферы дошкольника и их влияние на готовность ребенка к обучению в школе.
Выполнение настоящей работы направлено на решение следующих задач:
выявление особенностей и специфики выраженности основных психических возрастных параметров развития дошкольников;
изучение разносторонних, характерных для психологической нормы, показателей возрастного развития личности дошкольников;
исследование степени выраженности базовых свойств личности дошкольников, осмысление психосоциальной роли их личностных качеств;

Содержание

ВСТУП
1. ВИЗНАЧЕННЯ ОСОБЛИВОСТЕЙ ТА СПЕЦИФІКИ ПОТРЕБОВО- МОТИВАЦІЙНОЇ ТА ВОЛЬОВОЇ СФЕРИ РОЗВИТКУ ДОШКІЛЬНИКА
1.1. ПОЗНАЧЕННЯ ПОНЯТТЯ «ДОШКІЛЬНИЙ ВІК». БАЗОВІ ПАРАМЕТРИ ДОШКІЛЬНОГО ВІКОВОГО ПЕРІОДУ
1.2. ОСНОВНІ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОТРЕБОВО-МОТИВАЦІЙНОЇ СФЕРИ ДОШКІЛЬНИКІВ
1.3. ОСНОВНІ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОЛЬОВОЇ СФЕРИ ДОШКІЛЬНИКІВ
2. ОСОБЛИВОСТІ СТАНОВЛЕННЯ ПОТРЕБОВО- МОТИВАЦІЙНОЇ ТА ВОЛЬОВОЇ СФЕРИ ДОШКІЛЬНИКІВ ТА ПСИХОЛОГІЧНА ГОТОВНІСТЬ ДИТИНИ ДО ШКОЛИ
2.1. ДВІ МАКРОГРУПИ СТАРШИХ ДОШКІЛЬНИКІВ
2.2. ПЕРЕДУМОВИ ПЕРЕХОДУ ВІД СТАРШОГО ДОШКІЛЬНОГО ДО МОЛОДШОГО ШКІЛЬНОГО ВІКУ
2.3. ВЗАЄМОЗВ'ЯЗОК ПСИХОЛОГІЧНОЇ І ФІЗИЧНОЇ ГОТОВНОСТІ ДО ШКІЛЬНОГО НАВЧАННЯ
2.4. КОМПОНЕНТИ ПСИХОЛОГІЧНОЇ ГОТОВНОСТІ ДІТЕЙ ДО ШКІЛЬНОГО НАВЧАННЯ
2.5. РОЗВИТОК ПОТРЕБОВО
2.6. МОТИВАЦІЙНА ГОТОВНІСТЬ ДО НАВЧАННЯ У ШКОЛІ
2.7. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГІЧНІ РЕКОМЕНДАЦІЇ БАТЬКАМ СТАРШИХ ДОШКІЛЬНИКІВ
ВИСНОВКИ
ЛІТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

курсовая мотивац сфера дошкольника.doc

— 256.50 Кб (Скачать)

Основные задачи формирования эмоциональной  сферы младших дошкольников можно  сформулировать следующим образом:

    1. Выражать собственное эмоциональное состояние (радость, обиду, гнев, удивление) мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией.
    2. Распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние и эмоциональное состояние взрослых и сверстников (человек радуется, расстроен, удивлен, рассержен).
    3. Адекватно реагировать на эмоции других (если человек обижен, - пожалеть его, помочь, радуется - порадоваться вместе с ним, разгневан, - постараться понять причину).
    4. Создание условий для понимания детьми собственных эмоций; для понимания эмоционального состояния других, для овладения средствами эмоциональной выразительности.

Волевая сторона личности дошкольника также остается слабо сформированной. В поведении дошкольников преобладают непроизвольные действия. В связи с этим ребенку трудно бывает сосредоточиться на предмете, недостаточно для него интересном, хотя и важном. Это, естественно, может привести к трудностям в процессе школьного обучения. Коррекционная работа в данном случае должна быть направлена на выработку умения контролировать свои действия и поступки, подчинять их определенным нормам и правилам. На формирование умения действовать произвольно.

 

Література

  1. Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студ. вузов. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 320 с.
  2. Баллон Анри. Психическое развитие ребенка. М., «Просвещение», 1967. (Акад. пед. наук СССР). -103 с.
  3. Бардин К. В.Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты).—М.: Знание, 1983.—96 с.— (Нар. ун-т. Пед. фак.; № 5)
  4. Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст] / Л. И. Божович. – М. : МОДЭК, 1997. – 400 с.
  5. Бремс К. Поное руководство по детской психотерапии./Пер. с англ. Ю. Брянцевой. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пересс, 2002. – 640 с.
  6. Буре Р.С. Готовим детей к школе. – М.: Просвещение, 1987. – 96 с.
  7. Венгер А. Л. Соотношение возрастных и индивидуальных закономерностей психического развития ребенка (По материалам автореферата докторской диссертации)
  8. Венгер Л. А., Марцинковская Т. Д., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе. — М.: Знание, 1994. — 192 с.
  9. Возрастная и педагогическая психология/ Сост. И.В. Дубровина и др. – М.: Академия, 1999. – 320 с.
  10. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчнк, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В.Гамезо и др.—М.: Просвещение, 1984.—256 с.
  11. Волков Б. С., Волкова Н. В. Десткая психология в вопросах и ответах. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 256 с.
  12. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с.
  13. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная  и  педагогическая  психология:  Учеб.  пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов.  — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
  14. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е узд. Перераб. И дополн. – СПб.: Питер, 2004. – 208 с.
  15. Гуткина, Н. И. Динамика учебной мотивации учащихся от первого ко второму классу [Текст] / Н. И. Гуткина, В. В. Печенков // Вестник практической психологии образования. – 2005. – № 4 (5). – С. 16–22.
  16. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н. И. Гуткина. – М. : Академический Проект, 2000. – 184 с.
  17. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2000. — 255 с.
  18. Диксон, У. Двадцать великих открытий в детской психологии / Уоллес Диксон. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 448 с.
  19. Ефимкина Р. П. Психология развития. Методические указания. Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2004. 54 с.
  20. Запорожец А.В. Психология. – М.: Учпедгиз, 1961. – 228 с.
  21. Ковальчук Я.И. индивидуальный подход в воспитании ребенка. – М.: Просвещение, 1981. - 127 с.
  22. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2000. – 270 с.
  23. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.– 32 с.
  24. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн.  для учителя.—М.: Просвещение, 1988. – 190 с.
  25. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: Психологическая готовность к школе. М.: Просвещение, 1987. – 160 с.
  26. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
  27. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с.
  28. Ларина О. А.,  Т. В. Каратьян А. В. Акрушенко «Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций»: Эксмо; Москва; 2008. - 68 с.
  29. Маркова А.К. Формировании мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
  30. Маркова А.К. и др. Мотивания и ее воспитание у школьников. – М.: педагогика, 1983. – 64 с.
  31. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н. Г. Морозова. – М. : Знание, 1979. – 48 с.
  32. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 1999. – 456 с.
  33. Мухина  В.  С. Детская   психология:   Учеб.  для   студентов   пед.   ин-тов/ Под   ред.   Л .   А.   Венгера,—2-е   изд.,   перераб.   и   доп.—  М.: Просвещение,   1985.—272 с.
  34. Мухина В. С. Возрастная психолоrия. Феноменолоrия развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. с. Мухина.  10...е изд., перераб. и доп.  М. : Издательский центр «Академия», 2006. 608 с.
  35. Нежнова, Т. А. Психологические различия в отношении к школе и учению у шести – семилетних школьников в начале и в конце первого года обучения [Текст] // Диагностика учебной деятельности и интенсивности развития учебной деятельности / под ред. Д. Б. Эльконина и Л. А. Венгера. – М., 1981. – 132 с.
  36. Немов Р.С. Психология. – М.: Владос, 2004. – 631 с.
  37. Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6—7 лет/Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика, 1992. — 160 с.
  38. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. -- М., Российское педагогическое агентство. 1996, - 374 с.
  39. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М.: Сфера, 2000. – 448 с.
  40. Пиаже Жан. Речь и мышление ребенка:  Римис; 2008 – 247 с.
  41. Практикум по возрастной и педагогической психологии 
    П69: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/А. А. Алексеев, И. А. Архипова, В. Н. Бабий и др.; Под ред. А. И. Щербакова.—М.: Просвещение, 1987.—255 с
  42. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях [Текст] / ред.-сост. Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 416 с.
  43. Психология развития. /Под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. — М: ЧеРо, 2005, 524 с.
  44. Психология человека от рождения до смерти. /Под ред. проф. А. А. Реана. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с. - (Серия «Психологическая энциклопедия»).
  45. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – СПб.: Питер, 2001 г. - 224 с.
  46. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232 с.
  47. Сапогова Е. Е. Психология развития человека. – М.: «Аспект Пресс», 1995. – 198 с.
  48. Славина, Л. С. Роль мотива и способов поведения привыполнении школьниками общественных поручений [Текст] / Л. С. Славина // Вопросы психологии личности школьника. – М., 1961. – С. 386–406.
  49. Тертель А. Л. Т35 Психология. Курс лекций : учеб. пособие. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 248 с.
  50. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
  51. Хрестоматия по возрастной психологии. Составитель канд. психол. наук Л. М. Семенюк Под ред. Д. И. Фельдштейна.— Издание 2-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 1996.—304 с.
  52. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
  53. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). — М.: Тривола, 1994. — 168 с.
  54. Ясюкова, Л. А. Методика определения готовности к школе: Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе [Текст] / Л. А. Ясюкова. – СПб. : ИМАТОН, 2006. – 204 с.
  55. http://www.psichology.vuzlib.net/book_o317_page_8.html

1 Принято считать, что т.н. пассивная социализация детей происходит в семье, а т.н. активная  социализация  детей  происходит  в  устоявшихся  социальных  институтах  воспитания и обучения, - детских садах, школах, учреждениях дополнительного образования и тому подобных государственных и общественных  учреждениях. Наряду с этим, остается т.н. «фактор улицы», имеющий некое «промежуточное» культурное значение.

2 Здесь под понятием  «ми́кросоциум»  подразумевается т.н.  малый круг  общения ребёнка-дошкольника.

3 Здесь под понятием  «ме́зосоциум» подразумевается т.н.  средний круг  общения ребёнка-дошкольника.


Информация о работе Дослідження мотіваційної та вольової сфери дошкільника