Основные задачи формирования эмоциональной
сферы младших дошкольников можно
сформулировать следующим образом:
- Выражать собственное эмоциональное состояние (радость,
обиду, гнев, удивление) мимикой, пантомимикой,
жестами, интонацией.
- Распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние и эмоциональное состояние взрослых и сверстников (человек радуется, расстроен, удивлен, рассержен).
- Адекватно реагировать на эмоции других (если человек обижен, - пожалеть его, помочь, радуется - порадоваться вместе с ним, разгневан, - постараться понять причину).
- Создание условий для понимания детьми собственных эмоций; для понимания эмоционального состояния других, для овладения
средствами эмоциональной выразительности.
Волевая сторона личности дошкольника
также остается слабо сформированной.
В поведении дошкольников преобладают
непроизвольные действия. В связи с этим
ребенку трудно бывает сосредоточиться
на предмете, недостаточно для него интересном,
хотя и важном. Это, естественно, может
привести к трудностям в процессе школьного
обучения. Коррекционная работа в данном
случае должна быть направлена на выработку
умения контролировать свои действия
и поступки, подчинять их определенным
нормам и правилам. На формирование умения
действовать произвольно.
Література
- Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии:
Учеб. пособие для студ. вузов. — 2-е изд.,
стереотип. — М.: Издательский центр «Академия»,
1999. — 320 с.
- Баллон Анри. Психическое развитие ребенка.
М., «Просвещение», 1967. (Акад. пед. наук СССР).
-103 с.
- Бардин К. В.Подготовка ребенка к школе (психологические
аспекты).—М.: Знание, 1983.—96 с.— (Нар. ун-т.
Пед. фак.; № 5)
- Божович, Л. И. Изучение мотивации
поведения детей и подростков [Текст] /
Л. И. Божович. – М. : МОДЭК, 1997. – 400 с.
- Бремс К. Поное руководство по детской психотерапии./Пер. с англ. Ю. Брянцевой. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пересс, 2002. – 640 с.
- Буре Р.С. Готовим детей к школе. – М.: Просвещение, 1987. – 96 с.
- Венгер А. Л. Соотношение возрастных и индивидуальных
закономерностей психического развития
ребенка (По материалам автореферата докторской
диссертации)
- Венгер Л. А., Марцинковская Т. Д., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе. — М.: Знание, 1994. — 192 с.
- Возрастная и педагогическая психология/ Сост. И.В. Дубровина и др. – М.: Академия, 1999. – 320 с.
- Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчнк,
Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В.Гамезо
и др.—М.: Просвещение, 1984.—256 с.
- Волков Б. С., Волкова Н. В. Десткая психология в вопросах и ответах. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 256 с.
- Выготский Л.С. Психология развития человека. —
М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — 1136
с.
- Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
- Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е узд. Перераб. И дополн. – СПб.: Питер, 2004. – 208 с.
- Гуткина, Н. И. Динамика учебной мотивации
учащихся от первого ко второму классу
[Текст] / Н. И. Гуткина, В. В. Печенков // Вестник
практической психологии образования.
– 2005. – № 4 (5). – С. 16–22.
- Гуткина, Н. И. Психологическая готовность
к школе [Текст] / Н. И. Гуткина. – М. : Академический
Проект, 2000. – 184 с.
- Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2000. — 255 с.
- Диксон, У. Двадцать великих открытий в детской психологии / Уоллес Диксон. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 448 с.
- Ефимкина Р. П. Психология развития. Методические указания. Новосибирск: Новосибирский
гос. ун-т, 2004. 54 с.
- Запорожец А.В. Психология. – М.: Учпедгиз, 1961. – 228 с.
- Ковальчук Я.И. индивидуальный подход в воспитании ребенка. – М.: Просвещение, 1981. - 127 с.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2000. – 270 с.
- Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе:
Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ,
2000.– 32 с.
- Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего
возраста: Кн. для учителя.—М.: Просвещение,
1988. – 190 с.
- Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: Психологическая
готовность к школе. М.: Просвещение, 1987.
– 160 с.
- Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е изд. —
СПб.: Питер, 2005. — 940 с: ил. — (Серия «Мастера
психологии»).
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития
человека. Учебное пособие для студентов
высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера»,
2001. -464с.
- Ларина О. А., Т. В. Каратьян А. В. Акрушенко «Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций»: Эксмо; Москва; 2008. - 68 с.
- Маркова А.К. Формировании мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
- Маркова А.К. и др. Мотивания и ее воспитание у школьников. – М.: педагогика, 1983. – 64 с.
- Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном
интересе [Текст] / Н. Г. Морозова. – М. :
Знание, 1979. – 48 с.
- Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 1999. – 456 с.
- Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л . А. Венгера,—2-е изд., перераб. и доп.— М.: Просвещение,
1985.—272 с.
- Мухина В. С. Возрастная психолоrия. Феноменолоrия развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. с. Мухина. 10...е изд., перераб. и доп. М. : Издательский центр «Академия», 2006. 608 с.
- Нежнова, Т. А. Психологические различия
в отношении к школе и учению у шести –
семилетних школьников в начале и в конце
первого года обучения [Текст] // Диагностика
учебной деятельности и интенсивности
развития учебной деятельности / под ред.
Д. Б. Эльконина и Л. А. Венгера. – М., 1981.
– 132 с.
- Немов Р.С. Психология. – М.: Владос, 2004. – 631 с.
- Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6—7
лет/Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической
психологии Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика,
1992. — 160 с.
- Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник.
-- М., Российское педагогическое агентство.
1996, - 374 с.
- Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М.: Сфера, 2000. – 448 с.
- Пиаже Жан. Речь и мышление ребенка: Римис; 2008 – 247 с.
- Практикум по возрастной и педагогической психологии
П69: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/А.
А. Алексеев, И. А. Архипова, В. Н. Бабий и
др.; Под ред. А. И. Щербакова.—М.: Просвещение,
1987.—255 с
- Психодиагностика и профориентация
в образовательных учреждениях [Текст]
/ ред.-сост. Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д:
Феникс, 2005. – 416 с.
- Психология развития. /Под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. — М: ЧеРо, 2005, 524 с.
- Психология человека от рождения до смерти. /Под ред. проф. А. А. Реана. - СПб.:
ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с. - (Серия «Психологическая
энциклопедия»).
- Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – СПб.: Питер, 2001 г. - 224 с.
- Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,
2000. – 232 с.
- Сапогова Е. Е. Психология развития человека. – М.: «Аспект Пресс», 1995. – 198 с.
- Славина, Л. С. Роль мотива и способов
поведения привыполнении школьниками
общественных поручений [Текст] / Л. С. Славина
// Вопросы психологии личности школьника.
– М., 1961. – С. 386–406.
- Тертель А. Л. Т35 Психология. Курс лекций : учеб. пособие. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 248 с.
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб.
пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.
- 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский
центр «Академия», 2001. - 336 с.
- Хрестоматия по возрастной психологии. Составитель канд. психол. наук Л. М. Семенюк Под ред. Д. И. Фельдштейна.— Издание 2-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 1996.—304 с.
- Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
- Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития
(в традиции культурно-исторической теории
Л.С. Выготского). — М.: Тривола, 1994. — 168
с.
- Ясюкова, Л. А. Методика определения
готовности к школе: Прогноз и профилактика
проблем обучения в начальной школе [Текст]
/ Л. А. Ясюкова. – СПб. : ИМАТОН, 2006. – 204
с.
- http://www.psichology.vuzlib.net/book_o317_page_8.html
1
Принято считать, что т.н. пассивная социализация
детей происходит в семье, а т.н. активная
социализация детей происходит
в устоявшихся социальных институтах
воспитания и обучения, - детских садах,
школах, учреждениях дополнительного
образования и тому подобных государственных
и общественных учреждениях. Наряду
с этим, остается т.н. «фактор улицы», имеющий
некое «промежуточное» культурное значение.
2
Здесь под понятием «ми́кросоциум»
подразумевается т.н. малый круг
общения ребёнка-дошкольника.
3
Здесь под понятием «ме́зосоциум»
подразумевается т.н. средний круг
общения ребёнка-дошкольника.