Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 11:49, курсовая работа
целью настоящей работы является исследование уровня сформированности потребносто-мотивационной и волевой сферы дошкольника и их влияние на готовность ребенка к обучению в школе.
Выполнение настоящей работы направлено на решение следующих задач:
выявление особенностей и специфики выраженности основных психических возрастных параметров развития дошкольников;
изучение разносторонних, характерных для психологической нормы, показателей возрастного развития личности дошкольников;
исследование степени выраженности базовых свойств личности дошкольников, осмысление психосоциальной роли их личностных качеств;
ВСТУП
1. ВИЗНАЧЕННЯ ОСОБЛИВОСТЕЙ ТА СПЕЦИФІКИ ПОТРЕБОВО- МОТИВАЦІЙНОЇ ТА ВОЛЬОВОЇ СФЕРИ РОЗВИТКУ ДОШКІЛЬНИКА
1.1. ПОЗНАЧЕННЯ ПОНЯТТЯ «ДОШКІЛЬНИЙ ВІК». БАЗОВІ ПАРАМЕТРИ ДОШКІЛЬНОГО ВІКОВОГО ПЕРІОДУ
1.2. ОСНОВНІ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОТРЕБОВО-МОТИВАЦІЙНОЇ СФЕРИ ДОШКІЛЬНИКІВ
1.3. ОСНОВНІ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОЛЬОВОЇ СФЕРИ ДОШКІЛЬНИКІВ
2. ОСОБЛИВОСТІ СТАНОВЛЕННЯ ПОТРЕБОВО- МОТИВАЦІЙНОЇ ТА ВОЛЬОВОЇ СФЕРИ ДОШКІЛЬНИКІВ ТА ПСИХОЛОГІЧНА ГОТОВНІСТЬ ДИТИНИ ДО ШКОЛИ
2.1. ДВІ МАКРОГРУПИ СТАРШИХ ДОШКІЛЬНИКІВ
2.2. ПЕРЕДУМОВИ ПЕРЕХОДУ ВІД СТАРШОГО ДОШКІЛЬНОГО ДО МОЛОДШОГО ШКІЛЬНОГО ВІКУ
2.3. ВЗАЄМОЗВ'ЯЗОК ПСИХОЛОГІЧНОЇ І ФІЗИЧНОЇ ГОТОВНОСТІ ДО ШКІЛЬНОГО НАВЧАННЯ
2.4. КОМПОНЕНТИ ПСИХОЛОГІЧНОЇ ГОТОВНОСТІ ДІТЕЙ ДО ШКІЛЬНОГО НАВЧАННЯ
2.5. РОЗВИТОК ПОТРЕБОВО
2.6. МОТИВАЦІЙНА ГОТОВНІСТЬ ДО НАВЧАННЯ У ШКОЛІ
2.7. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГІЧНІ РЕКОМЕНДАЦІЇ БАТЬКАМ СТАРШИХ ДОШКІЛЬНИКІВ
ВИСНОВКИ
ЛІТЕРАТУРА
Міністерство освіти, науки, молоді та спорту України
Харківський національний державний педагогічний університет
імені Г.С. Сковороди
Інститут післядипломної освіти
ДОСЛІДЖЕННЯ МОТІВАЦІЙНОЇ ТА ВОЛЬОВОЇ СФЕРИ ДОШКІЛЬНИКА
Курсова робота
слухачки 1 року навчання
зі спеціальності «психологія»
Науковий керівник
Харків 2012
ЗМІСТ
Потребностно-мотивационная и волевая сфера личности представляют собой особую область психической жизни человека. Потребности являются побудительными силами, запуская активность человека, более того, они являются необходимым звеном в процессе развития личности. Осознанные потребности, желания, устремления приобретают характер мотивов. Совокупность мотивов образует мотивационную сферу. В ходе становления личности возникает иерархия мотивов, формируется система ценностей.
Организацию деятельности в соответствии с сознательно представленными целями обеспечивает воля. Воля предполагает регулирование человеком своей активности.
Т.е., можно говорить о том, что
потребносто-мотивационная и
Более того, хочется также отметить, что сегодня многие родители, готовы сделать все, чтобы облегчить ребенку вступление в новую фазу жизни – обучение в школе. Но часто основную педагогическую задачу родители, зачастую и педагоги, видят в том, чтобы ребенок овладел как можно большим объемом «школьных» навыков и умений. Многие полагают, что если их ребенок еще до школы научится читать, считать и писать, то в первом классе ему останется только совершенствоваться в этом. Но не все идет так гладко, как хотелось бы родителям. Прежде всего, то, что ребенок до школы умеет читать, писать, считать, совсем не обеспечивает его психологическую готовность к школьному обучению и не означает, что ему будет социально-психологически легко учиться в первом классе. В данном случае речь идет о психологической неготовности ребенка к школьному обучению, в основе которой, на мой взгляд, лежит незрелость волевых процессов в развитии детей, а также незрелость их потребностно-мотивационной сферы.
Таким образом, целью настоящей работы является исследование уровня сформированности потребносто-мотивационной и волевой сферы дошкольника и их влияние на готовность ребенка к обучению в школе.
Выполнение настоящей работы направлено на решение следующих задач:
В психологической готовности ребенка к школе особое значение имеет мотивационный план или так называемая внутренняя позиция школьника, включающая познавательные и социальные мотивы учения, а также достаточное развитие произвольного поведения.
То, насколько подготовленным психологически придет ребенок в школу, окажет непосредственное влияние на возникновение трудностей в процессе обучения. При этом ведущим критерием психологической готовности к школьному обучению А.К.Маркова и др. определяют мотивационную готовность: стремление ребенка к учению, желание быть школьником, достаточно высокий уровень познавательной деятельности, элементарные навыки и умения учебной деятельности, а также определенный уровень волевого и социального развития.
Обобщив все вышесказанное, мы можем сделать вывод, что профилактика школьных трудностей должна осуществляться еще в период дошкольного детства.
Профилактическая работа может
осуществляться различными способами.
Среде них следует выделить диагностику
и коррекция мотивационной и
эмоционально-волевой сферы
Все вышесказанное позволяет
Целью данной работы является также изучение диагностики и коррекции мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности дошкольника, как способа профилактики возможных школьных трудностей.
В работе была выдвинута следующая
гипотеза: точная диагностика и эффективная
коррекция мотивационной и
Дошкольный возраст (дошкольное детство): с трех лет до шести – семи лет, что, прежде всего, зависит от того, в шесть или в семь лет ребенок пошел в школу, пошел в первый класс, стал первоклассником. Дошкольный возраст имеет две основных возрастных стадии. 1-я стадия: от трех лет до пяти лет – младший дошкольный возраст. 2-я стадия: от пяти лет до шести – семи лет – старший дошкольный возраст. Некоторые исследо-ватели, например, Нина Иосифовна Гуткина, выделяют так называемый средний дошкольный возраст, – четыре – пять лет.
Базовые параметры дошкольного возрастного периода:
Социальная ситуация развития в дошкольном детстве.
В научно-практическом направлении «Психология развития и возрастная психология» имеют место такие понятия и феномены как «раннее детство» (с одного года до трех лет) и «дошкольное детство» (с трех лет до шести – семи лет). Дошкольное детство – это период первичного овладения ребенком общественным пространством человеческих отношений.
Этот процесс, для детей дошкольного возраста, осуществляется через общение с близкими взрослыми, а также через игровые социальные отношения со сверстниками и с ребятами других возрастов. Условия жизни в дошкольном возрасте существенно видоизменяются и границы жизнедеятельности детей, особенно в старшем дошкольном возрасте, стремительно расширяются:11 рамки семьи и двора дома раздвигаются до пределов улицы, района, даже – города. Ребенок-дошкольник открывает для себя мир человеческих отношений, мир разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще никоим образом недоступно, но он реализует себя в этом плане в комплексной игровой деятельности. Дошкольник по-своему стремится к самостоятельности, которую ему ни в коей мере не могут предоставить все окружающие его взрослые. Из этого потребностно-мотивационного противоречия и рождается ролевая игра, – проходящая в процессе общения самостоятельная деятельность детей-дошкольников, моделирующая жизнь и деятельность взрослых людей.
В дошкольном детстве постепенно изменяется место ребенка в системе социальных отношений, развивается его способность к идентификации с людьми, с образами героев художественных произведений. Происходит усвоение ребенком более сложных норм поведения, а также – различных новых форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он, психологически и поведенчески, – индивидуальность, ребенок приобретает интерес к телесной конструкции человека, к общению со многими сверстниками и пр. Дошкольный возраст – это период поступления подавляющего большинства детей в детский сад и постоянного нахождения там пять дней в неделю. В этой связи происходит очень тесное взаимодействие и общение не только между родителями, родными людьми и ребенком, но и между ребенком и воспитателем и другими детьми в детском саду. Система дошкольных воспитательных учреждений, в общем и в целом, выступает в качестве первого (первичного) института социализации, в рамках которого оказывается подавляющее большинство детей, начиная с возраста трех лет и вплоть до поступления в первый класс школы (до шести – семи лет).
Развитие коммуникативной сферы личности дошкольников.
Значительное место в жизни дошкольников занимает их общение со сверстниками. В дошкольном возрасте, впервые, социальное внимание детей начинает планомерно переключаться со взрослого на сверстника, интерес к общению со сверстниками существеннейшим образом увеличивается. В течение дошкольного детства избирательность в общении со сверстниками заметно возрастает. Дети в три – четыре года достаточно легко меняют свои привязанности к тем или иным сверстникам. Дети четырех – пяти лет уже более привязчивы к некоторым из своих сверстников.
Дети пяти – шести лет выказывают довольно устойчивое желание общаться с определенными сверстниками и проявляют к ним некоторую индивидуальную привязанность. Дети в возрасте шести – семи лет стараются общаться именно с данными конкретными своими сверстниками и выказывают к ним явную личностную привязанность.
Развивается и социальная дифференциация «внутри» детских дошкольных групп, в группах дошкольников появляются дети-лидеры, которые умеют организовать игровую деятельность детей-сверстников и привлекают к себе их эмоциональные симпатии. Происходящее в ходе внутригруппового взаимодействия выделение детей-«звезд», «предпочитаемых» детей, «не замечаемых» детей и «отверженных» детей, так же как и определенного рода, постоянство социального статуса ребенка во внутригрупповой иерархии, – являются важными показателями социально-психологического раз-вития личности дошкольника. С позиций психологии развития и возрастной психологии и с позиций социальной психологии, в данном психосоциальном явлении (феномене) наблюдается определенная «слитность» социальной ситуации развития личности и формирования основных психологических параметров коммуникативной сферы личности.
В процессе общения со сверстниками развивается и самооценка детей дошкольного возраста, становящаяся, со временем, все более адекватной.
Сравнивая себя с окружающими детьми, ребенок-дошкольник точнее представляет свои возможности, которые он демонстрирует в разных видах деятельности и по которым его оценивают окружающие.
По убеждению подавляющего большинства широко известных возрастных психологов, активная социализация1 детей происходит уже в детском саду, в процессе общения с воспитателями и сверстниками.
В дошкольном детстве, в ходе разнообразной игровой деятельности, осуществляемой совместно с другими детьми и со взрослыми в процессе общения, интенсивно развивается уровень притязаний ребенка. Позитивное или негативное формирование уровня притязаний дошкольника, – прямо зависит от положительного или отрицательного влияния на него всех окружающих ребенка взрослых и сверстников, т.е. от того микросоциума (микросоциальной среды), в котором он осуществляет свою жизнедеятельность.
Ведущая деятельность в дошкольном детстве.
Ведущая деятельность в дошкольном возрасте – это игровая деятельность. Игровая деятельность в дошкольном возрасте представлена, в основном, в виде сюжетно-ролевой игры, формирующейся в младшем дошкольном возрасте и игры-драматизации, развивающейся уже в старшем дошкольном возрасте. Именно с помощью игровой деятельности, осуществляемой, в подавляющем большинстве случаев, в ходе общения с другими детьми, в процессе общения с детьми разных возрастов, ребенок дошкольного возраста познает окружающий мир, познавательно его трансформируя, «перелагая» его в игровую форму.
Наряду с активным развитием игровой деятельности, у детей в дошкольном детстве существенное развитие получает изобразительная деятельность. Дошкольники осваивают изобразительную деятельность, представленную в подавляющем большинстве случаев в виде рисования, развиваясь при этом творчески. Как указывает Валерия Сергеевна Мухина, специфику рисования как особого вида деятельности составляет именно изобразительная, знаковая деятельность. Вместе с существенным развитием изобразительной деятельности, у дошкольников интенсивно формируются и усложняются и другие творческие виды деятельности: конструирование, лепка, аппликация и т.п.
Формирование в младшем
Ребенок-дошкольник, выбирая и исполняя определенную социально-профессиональную роль, имеет в сознании соответствующий образ, – мамы, папы, врача, воспитателя, учителя, шофера, пирата. Так же, ребенок имеет в своем сознании и обобщенные представления-образцы действий данного персонажа.
«Жизнь» и «деятельность» в сюжетно-ролевой игре дошкольников протекает согласно их общим представлениям об окружающем мире. Игровая деятельность дошкольников эмоционально насыщена, протекает в активном общении друг с другом и становится для них их реальной жизнью и деятельностью.
В дошкольном возрасте, игровая деятельность способствует становлению не только общения ребенка со сверстниками, но и формированию произвольного поведения ребенка. Эмоционально-волевые механизмы управления ребенком своим поведением первоначально складывается именно в игре и общении со сверстниками.
Информация о работе Дослідження мотіваційної та вольової сфери дошкільника