Дослідження мотіваційної та вольової сфери дошкільника

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

целью настоящей работы является исследование уровня сформированности потребносто-мотивационной и волевой сферы дошкольника и их влияние на готовность ребенка к обучению в школе.
Выполнение настоящей работы направлено на решение следующих задач:
выявление особенностей и специфики выраженности основных психических возрастных параметров развития дошкольников;
изучение разносторонних, характерных для психологической нормы, показателей возрастного развития личности дошкольников;
исследование степени выраженности базовых свойств личности дошкольников, осмысление психосоциальной роли их личностных качеств;

Содержание

ВСТУП
1. ВИЗНАЧЕННЯ ОСОБЛИВОСТЕЙ ТА СПЕЦИФІКИ ПОТРЕБОВО- МОТИВАЦІЙНОЇ ТА ВОЛЬОВОЇ СФЕРИ РОЗВИТКУ ДОШКІЛЬНИКА
1.1. ПОЗНАЧЕННЯ ПОНЯТТЯ «ДОШКІЛЬНИЙ ВІК». БАЗОВІ ПАРАМЕТРИ ДОШКІЛЬНОГО ВІКОВОГО ПЕРІОДУ
1.2. ОСНОВНІ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОТРЕБОВО-МОТИВАЦІЙНОЇ СФЕРИ ДОШКІЛЬНИКІВ
1.3. ОСНОВНІ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОЛЬОВОЇ СФЕРИ ДОШКІЛЬНИКІВ
2. ОСОБЛИВОСТІ СТАНОВЛЕННЯ ПОТРЕБОВО- МОТИВАЦІЙНОЇ ТА ВОЛЬОВОЇ СФЕРИ ДОШКІЛЬНИКІВ ТА ПСИХОЛОГІЧНА ГОТОВНІСТЬ ДИТИНИ ДО ШКОЛИ
2.1. ДВІ МАКРОГРУПИ СТАРШИХ ДОШКІЛЬНИКІВ
2.2. ПЕРЕДУМОВИ ПЕРЕХОДУ ВІД СТАРШОГО ДОШКІЛЬНОГО ДО МОЛОДШОГО ШКІЛЬНОГО ВІКУ
2.3. ВЗАЄМОЗВ'ЯЗОК ПСИХОЛОГІЧНОЇ І ФІЗИЧНОЇ ГОТОВНОСТІ ДО ШКІЛЬНОГО НАВЧАННЯ
2.4. КОМПОНЕНТИ ПСИХОЛОГІЧНОЇ ГОТОВНОСТІ ДІТЕЙ ДО ШКІЛЬНОГО НАВЧАННЯ
2.5. РОЗВИТОК ПОТРЕБОВО
2.6. МОТИВАЦІЙНА ГОТОВНІСТЬ ДО НАВЧАННЯ У ШКОЛІ
2.7. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГІЧНІ РЕКОМЕНДАЦІЇ БАТЬКАМ СТАРШИХ ДОШКІЛЬНИКІВ
ВИСНОВКИ
ЛІТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

курсовая мотивац сфера дошкольника.doc

— 256.50 Кб (Скачать)


Міністерство освіти, науки, молоді та спорту України

Харківський національний державний педагогічний університет

імені Г.С. Сковороди

Інститут післядипломної освіти

 

 

 

 

 

ДОСЛІДЖЕННЯ МОТІВАЦІЙНОЇ ТА ВОЛЬОВОЇ СФЕРИ ДОШКІЛЬНИКА

 

 

 

Курсова робота

слухачки 1 року навчання

зі спеціальності «психологія»

 

Науковий керівник

 

 

 

 

 

Харків 2012

 

ЗМІСТ

 

 

Вступ

Потребностно-мотивационная и волевая сфера личности представляют собой особую область психической жизни человека. Потребности являются побудительными силами, запуская активность человека, более того, они являются необходимым звеном в процессе развития личности. Осознанные потребности, желания, устремления приобретают характер мотивов. Совокупность мотивов образует мотивационную сферу. В ходе становления личности возникает иерархия мотивов, формируется система ценностей.

Организацию деятельности в соответствии с сознательно представленными целями обеспечивает воля. Воля предполагает регулирование человеком своей активности.

Т.е., можно говорить о том, что  потребносто-мотивационная и волевая  сфера развития человека являются основными  показателями его развития как личности.

Более того, хочется также отметить, что сегодня многие родители,  готовы сделать все, чтобы облегчить  ребенку вступление в новую фазу жизни – обучение в школе. Но часто  основную педагогическую задачу родители, зачастую и педагоги,  видят в  том,  чтобы ребенок  овладел  как  можно  большим  объемом  «школьных» навыков и умений. Многие полагают, что если их ребенок еще до школы научится  читать, считать и писать, то в первом классе ему останется  только  совершенствоваться  в  этом.  Но  не  все  идет  так  гладко, как хотелось бы родителям. Прежде всего, то, что ребенок до школы умеет читать, писать, считать, совсем  не обеспечивает  его  психологическую готовность к школьному обучению и не означает, что ему будет социально-психологически легко учиться в первом классе. В данном случае речь идет о психологической неготовности ребенка к школьному обучению, в основе которой, на мой взгляд, лежит незрелость волевых процессов в развитии детей, а также незрелость их потребностно-мотивационной сферы.

Таким образом, целью настоящей работы является исследование уровня сформированности потребносто-мотивационной и волевой сферы дошкольника и их влияние на готовность ребенка к обучению в школе.

Выполнение настоящей работы направлено на решение следующих задач:

  • выявление особенностей и специфики выраженности основных психических возрастных параметров развития дошкольников;
  • изучение  разносторонних,  характерных  для  психологической  нормы, показателей возрастного развития личности дошкольников;
  • исследование степени выраженности базовых свойств личности дошкольников, осмысление психосоциальной роли их личностных качеств;
  • изучение типологических особенностей становления потребносто-мотивационной и волевой сферы дошкольников.

В психологической готовности ребенка к школе особое значение имеет мотивационный план или так называемая внутренняя позиция школьника, включающая познавательные и социальные мотивы учения, а также достаточное развитие произвольного поведения.

То, насколько подготовленным психологически придет ребенок в школу, окажет непосредственное влияние на возникновение трудностей в процессе обучения. При этом ведущим критерием психологической готовности к школьному обучению А.К.Маркова и др. определяют мотивационную готовность: стремление ребенка к учению, желание быть школьником, достаточно высокий уровень познавательной деятельности, элементарные навыки и умения учебной деятельности, а также определенный уровень волевого и социального развития.

Обобщив все вышесказанное, мы можем  сделать вывод, что профилактика школьных трудностей должна осуществляться еще в период дошкольного детства.

Профилактическая работа может  осуществляться различными способами. Среде них следует выделить диагностику  и коррекция мотивационной и  эмоционально-волевой сферы дошкольников. Ведь именно мотивационной и эмоционально-волевая сфера являются важнейшими для успешного обучения в школе.

Все вышесказанное позволяет утверждать, что тема данного курсового проекта является весьма актуальной.

Целью данной работы является также изучение диагностики и коррекции мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности дошкольника, как способа профилактики возможных школьных трудностей.

В работе была выдвинута следующая  гипотеза: точная диагностика и эффективная  коррекция мотивационной и эмоционально-волевой сферы у дошкольников является залогом предотвращения возможного появления школьных трудностей.

 

1. Визначення  особливостей та специфіки потребово- мотиваційної та вольової сфери розвитку дошкільника

1.1. Позначення поняття «Дошкільний вік». Базові параметри дошкільного вікового періоду

Дошкольный возраст (дошкольное детство): с трех лет до шести – семи лет, что, прежде всего, зависит от того, в шесть или в семь лет ребенок пошел в школу, пошел в первый класс, стал первоклассником. Дошкольный возраст имеет две основных возрастных стадии. 1-я стадия: от трех лет до пяти лет – младший дошкольный возраст. 2-я стадия: от пяти лет до шести – семи лет – старший дошкольный возраст. Некоторые исследо-ватели,  например,  Нина  Иосифовна  Гуткина,  выделяют  так  называемый средний дошкольный возраст, – четыре – пять лет.

Базовые параметры дошкольного  возрастного периода:

    1. Социальная ситуация развития личности.
    2. Коммуникативная сфера.
    3. Ведущая деятельность.
    4. Возрастные психические новообразования.
    5. Познавательная сфера.
    6. Эмоциональная сфера
    7. Волевая сфера.
    8. Потребностно-мотивационная сфера.

Социальная ситуация развития в дошкольном детстве.

В научно-практическом направлении «Психология развития и возрастная  психология»  имеют  место  такие  понятия  и  феномены  как  «раннее детство» (с одного года до трех лет) и «дошкольное детство» (с трех лет до шести – семи лет).  Дошкольное детство – это период первичного овладения  ребенком  общественным  пространством  человеческих  отношений.

Этот процесс, для детей дошкольного возраста, осуществляется через общение с близкими взрослыми, а также через игровые социальные отношения со сверстниками и с ребятами других возрастов. Условия жизни в дошкольном возрасте существенно видоизменяются и границы жизнедеятельности   детей, особенно   в   старшем   дошкольном   возрасте, стремительно расширяются:11 рамки семьи  и двора дома раздвигаются до пределов  улицы,  района,  даже  –  города.  Ребенок-дошкольник  открывает для  себя  мир  человеческих  отношений,  мир  разных  видов  деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще никоим образом недоступно, но он реализует себя в этом плане в комплексной игровой  деятельности. Дошкольник  по-своему  стремится  к  самостоятельности, которую ему ни в коей мере не могут предоставить все окружающие его взрослые. Из этого потребностно-мотивационного противоречия и рождается ролевая игра, – проходящая в процессе общения самостоятельная деятельность  детей-дошкольников,  моделирующая  жизнь  и  деятельность взрослых людей.

В дошкольном детстве постепенно изменяется место ребенка в системе социальных отношений, развивается его способность к идентификации с  людьми,  с  образами  героев  художественных  произведений.  Происходит усвоение  ребенком  более  сложных  норм  поведения,  а  также  –  различных новых форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он, психологически  и  поведенчески,  –  индивидуальность,  ребенок  приобретает  интерес к телесной  конструкции  человека,  к  общению  со  многими  сверстниками и пр. Дошкольный возраст – это период поступления подавляющего большинства  детей  в  детский  сад  и  постоянного  нахождения  там  пять  дней в неделю. В  этой связи  происходит очень тесное  взаимодействие и  общение не только между родителями, родными людьми и ребенком, но и между  ребенком  и  воспитателем  и  другими  детьми  в  детском  саду.  Система дошкольных  воспитательных  учреждений,  в  общем  и  в  целом,  выступает в качестве первого (первичного) института социализации, в рамках которого оказывается подавляющее большинство детей, начиная с возраста трех лет и вплоть до поступления в первый класс школы (до шести – семи лет).

 

Развитие коммуникативной  сферы личности дошкольников.

Значительное  место  в  жизни  дошкольников  занимает  их  общение  со сверстниками. В дошкольном возрасте, впервые, социальное внимание детей  начинает  планомерно  переключаться  со взрослого на  сверстника,  интерес  к  общению  со  сверстниками  существеннейшим  образом  увеличивается.  В  течение  дошкольного  детства  избирательность  в  общении  со сверстниками  заметно  возрастает.  Дети  в  три  –  четыре  года  достаточно легко меняют свои привязанности к  тем или иным сверстникам. Дети четырех – пяти лет уже более привязчивы к некоторым из своих сверстников.

Дети пяти – шести лет выказывают довольно устойчивое желание общаться с  определенными  сверстниками  и  проявляют  к  ним  некоторую  индивидуальную привязанность. Дети в возрасте шести – семи лет стараются общаться  именно  с  данными  конкретными  своими  сверстниками  и  выказывают к ним явную личностную привязанность.

Развивается и социальная дифференциация «внутри» детских дошкольных групп, в группах дошкольников появляются дети-лидеры, которые умеют организовать игровую деятельность детей-сверстников и привлекают к себе  их  эмоциональные  симпатии.  Происходящее  в  ходе  внутригруппового взаимодействия  выделение  детей-«звезд», «предпочитаемых»  детей,  «не замечаемых» детей и «отверженных» детей, так же как и определенного рода,  постоянство  социального  статуса  ребенка  во  внутригрупповой  иерархии, – являются важными показателями социально-психологического раз-вития  личности  дошкольника.  С  позиций  психологии  развития  и  возрастной психологии и с позиций социальной психологии, в данном психосоциальном  явлении  (феномене)  наблюдается  определенная  «слитность» социальной  ситуации  развития  личности и формирования  основных  психологических параметров коммуникативной сферы личности. 

В процессе общения со сверстниками развивается и самооценка детей  дошкольного  возраста,  становящаяся,  со  временем,  все  более  адекватной.

Сравнивая себя с окружающими   детьми,   ребенок-дошкольник   точнее представляет  свои  возможности,  которые он  демонстрирует  в  разных  видах деятельности и по которым его оценивают окружающие.

По  убеждению  подавляющего  большинства  широко  известных  возрастных психологов, активная социализация1 детей происходит уже в детском саду, в процессе общения с воспитателями и сверстниками.

В  дошкольном  детстве,  в  ходе  разнообразной  игровой  деятельности, осуществляемой  совместно  с  другими  детьми  и  со  взрослыми  в  процессе общения,  интенсивно  развивается  уровень  притязаний  ребенка.  Позитивное  или  негативное  формирование  уровня  притязаний  дошкольника,  – прямо  зависит  от  положительного  или  отрицательного  влияния  на  него всех  окружающих  ребенка  взрослых  и  сверстников,  т.е.  от  того  микросоциума (микросоциальной среды), в котором он осуществляет свою жизнедеятельность.

 

Ведущая деятельность в  дошкольном детстве.

Ведущая деятельность  в дошкольном возрасте – это игровая деятельность.  Игровая  деятельность  в  дошкольном возрасте  представлена,  в основном,  в  виде  сюжетно-ролевой  игры,  формирующейся в младшем дошкольном  возрасте  и  игры-драматизации,  развивающейся  уже  в  старшем дошкольном возрасте. Именно с помощью игровой деятельности, осуществляемой, в подавляющем большинстве случаев, в ходе общения с другими детьми, в процессе общения с детьми разных возрастов, ребенок дошкольного  возраста  познает  окружающий  мир, познавательно его трансформируя, «перелагая» его в игровую форму. 

Наряду  с  активным  развитием  игровой  деятельности,  у  детей  в  дошкольном  детстве  существенное  развитие получает  изобразительная деятельность. Дошкольники осваивают  изобразительную деятельность, представленную   в   подавляющем   большинстве   случаев   в   виде   рисования, развиваясь при этом творчески. Как указывает Валерия Сергеевна Мухина, специфику  рисования  как  особого  вида  деятельности  составляет  именно изобразительная, знаковая деятельность. Вместе с существенным развитием  изобразительной  деятельности,  у  дошкольников  интенсивно  формируются и усложняются и другие творческие виды деятельности: конструирование, лепка, аппликация и т.п.

Формирование в младшем дошкольном возрасте и развитие в старшем  дошкольном  возрасте  именно  сюжетно-ролевой  игры  оказывает  значительное  влияние  на  развитие  ребенка.  В  игре  дети  учатся  полноценному общению  друг  с  другом.  В  процессе  сюжетно-ролевой  творческой  игры, дети берут на себя роли взрослых, и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят профессиональную  деятельность взрослых и социальные отношения между ними.

Ребенок-дошкольник,  выбирая  и  исполняя  определенную  социально-профессиональную  роль, имеет в сознании соответствующий образ,  – мамы,  папы,  врача,  воспитателя,  учителя,  шофера,  пирата.  Так  же,  ребенок имеет  в  своем  сознании  и  обобщенные  представления-образцы  действий данного персонажа.

«Жизнь»  и  «деятельность»  в  сюжетно-ролевой  игре  дошкольников протекает  согласно  их  общим  представлениям  об  окружающем  мире.  Игровая  деятельность  дошкольников  эмоционально  насыщена,  протекает в активном общении друг с другом и становится для них их реальной жизнью и деятельностью.

В дошкольном возрасте, игровая деятельность способствует становлению  не  только  общения  ребенка  со  сверстниками,  но  и  формированию произвольного поведения ребенка. Эмоционально-волевые механизмы управления   ребенком   своим   поведением   первоначально   складывается именно в игре и общении со сверстниками.

Информация о работе Дослідження мотіваційної та вольової сфери дошкільника