Дослідження мотіваційної та вольової сфери дошкільника

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

целью настоящей работы является исследование уровня сформированности потребносто-мотивационной и волевой сферы дошкольника и их влияние на готовность ребенка к обучению в школе.
Выполнение настоящей работы направлено на решение следующих задач:
выявление особенностей и специфики выраженности основных психических возрастных параметров развития дошкольников;
изучение разносторонних, характерных для психологической нормы, показателей возрастного развития личности дошкольников;
исследование степени выраженности базовых свойств личности дошкольников, осмысление психосоциальной роли их личностных качеств;

Содержание

ВСТУП
1. ВИЗНАЧЕННЯ ОСОБЛИВОСТЕЙ ТА СПЕЦИФІКИ ПОТРЕБОВО- МОТИВАЦІЙНОЇ ТА ВОЛЬОВОЇ СФЕРИ РОЗВИТКУ ДОШКІЛЬНИКА
1.1. ПОЗНАЧЕННЯ ПОНЯТТЯ «ДОШКІЛЬНИЙ ВІК». БАЗОВІ ПАРАМЕТРИ ДОШКІЛЬНОГО ВІКОВОГО ПЕРІОДУ
1.2. ОСНОВНІ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОТРЕБОВО-МОТИВАЦІЙНОЇ СФЕРИ ДОШКІЛЬНИКІВ
1.3. ОСНОВНІ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОЛЬОВОЇ СФЕРИ ДОШКІЛЬНИКІВ
2. ОСОБЛИВОСТІ СТАНОВЛЕННЯ ПОТРЕБОВО- МОТИВАЦІЙНОЇ ТА ВОЛЬОВОЇ СФЕРИ ДОШКІЛЬНИКІВ ТА ПСИХОЛОГІЧНА ГОТОВНІСТЬ ДИТИНИ ДО ШКОЛИ
2.1. ДВІ МАКРОГРУПИ СТАРШИХ ДОШКІЛЬНИКІВ
2.2. ПЕРЕДУМОВИ ПЕРЕХОДУ ВІД СТАРШОГО ДОШКІЛЬНОГО ДО МОЛОДШОГО ШКІЛЬНОГО ВІКУ
2.3. ВЗАЄМОЗВ'ЯЗОК ПСИХОЛОГІЧНОЇ І ФІЗИЧНОЇ ГОТОВНОСТІ ДО ШКІЛЬНОГО НАВЧАННЯ
2.4. КОМПОНЕНТИ ПСИХОЛОГІЧНОЇ ГОТОВНОСТІ ДІТЕЙ ДО ШКІЛЬНОГО НАВЧАННЯ
2.5. РОЗВИТОК ПОТРЕБОВО
2.6. МОТИВАЦІЙНА ГОТОВНІСТЬ ДО НАВЧАННЯ У ШКОЛІ
2.7. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГІЧНІ РЕКОМЕНДАЦІЇ БАТЬКАМ СТАРШИХ ДОШКІЛЬНИКІВ
ВИСНОВКИ
ЛІТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

курсовая мотивац сфера дошкольника.doc

— 256.50 Кб (Скачать)

В  сюжетно-ролевой  игре  развивается  и  потребностно-мотивационная сфера  личности ребенка-дошкольника. Возникают новые мотивы деятельности  и  связанные  с  ними  цели  деятельности.  Происходят  качественные изменения в психике ребенка дошкольного возраста.

 

Возрастные психические  новообразования дошкольного возраста.

Существенно  «новообразуется»  интеллектуальная  сфера.  Память дошкольника  начинает  приобретать черты опосредования, – ребенку становится  доступно  использование  разнообразных  знаков  для произвольного запоминания.

Центральным  новообразованием  дошкольного  возраста  является экстенсивное  развитие  наглядно-образного  мышления.  Основу  развития наглядно-образного мышления составляет интенсивное формирование видов деятельности наглядно-моделирующего типа и ориентировочно-исследовательской деятельности детей. 

Речевое развитие в дошкольном  возрасте  характеризуется  развитием  функции планирования  и регуляции  речевой деятельности  в форме  «речи для себя», а так же началом  формирования контекстной речи, т.е. речи, содержание  которой  может  быть  понято  из  самого  речевого  контекста,  без наглядной  опоры на ситуацию. Мера содержательной контекстности речи определяется задачами и средствами общения, а переход к ней зависит от овладения словарным запасом, от овладения грамматикой и от уровня произвольности.

Основные  возрастные  психические  новообразования  дошкольного возраста:

    • новая внутренняя психосоциальная личностная позиция;
    • иерархизация (соподчинение) и социально-психологическое усложнение системы мотивов;
    • формирование  социально  ориентированной  самооценки;
    • формирование развитого самосознания.

У  детей  дошкольного  возраста  формируется  новая  личностная  позиция.  В области морального  и нравственного развития, в дошкольном  возрасте   происходит   формирование   Супер-Эго   (Сверх-Я),   становящегося внутренней  этической  инстанцией,  включающей  систему  моральных  образцов поведения, развивающихся на базе требований к ребенку со стороны взрослых. Ребенок поступательно становится субъектом моральной саморегуляции. Значимым условием этого является усвоение общественных моральных образцов. 

В  сфере  психологического  личностного  развития  важнейшими  овообразованиями  являются:  первичное  объединение  и  иерархизация  мотивов; формирование  новых  мотивов,  в  том  числе  мотивации  социального признания  взрослыми  и  сверстниками.  Например,  т.н.  «феномен  горькой конфеты», детально описанный Алексеем Николаевичем Леонтьевым, свидетельствует  о  начале  общественно  обусловленного  соподчинения мотивов, о социальном  преобразовании сознания и о рождении психосоциального личностного смысла. 

Развитие самооценки дошкольников связано с активным становлением  браза  Я,  с  выделением  различных  параметров  когнитивной  оценки Я и началом дифференциации Я-реального и Я-идеального. Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя. Самооценка психосоциально  появляется  во  второй  половине  дошкольного  возрастного  периода на основе  первоначальной  чисто эмоциональной самооценки  («я  хороший») и рациональной оценки  «чужого» поведения. О моральных качествах людей ребенок судит главным образом по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих отношений. Его самооценка, поэтому практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего  – оценкой близких  взрослых.  К  концу  дошкольного  возраста  складывается  правильная дифференцированная  самооценка,  самокритичность.  Развивается  способность психологически мотивировать самооценку.

 

1.2. Основні характеристики потребово-мотиваційної  сфери дошкільників

Очень  важным  личностным проявлением, формирующимся в дошкольном возрасте, считается  иерархия (соподчинение) мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается.

Именно  с  этими  изменениями  в  потребностно-мотивационной  сфере  личности ребенка ученые связывают  начало «взрослого» становления  его личности (Лидия Ильинична Божович и мн. др.).

Уже  в  младшем  дошкольном  возрасте  ребенок  сравнительно  легко может  принять  решение  в  ситуации  выбора  одного  предмета  из  нескольких.  Это  становится  возможным  благодаря  формирующимся  осознанным мотивам  (пусть  пока  на  уровне т.н.  игровой  мотивации),  которые  выполняют  психологическую  роль  «ограничителей».  Наиболее  сильный  мотив для дошкольника – поощрение, получение награды, более слабый мотив – наказание (в общении со сверстниками это, в первую очередь, исключение из игры). Самым слабым психологическим мотиватором оказывается прямое запрещение каких-то неоднозначных  действий ребенка, не  усиленное другими дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые час-то возлагают большие надежды.

Регулировать   свое   поведение   дошкольнику   помогает   имеющийся  в его представлениях образ поведения  другого человека (взрослого, другого  ребенка). Сначала ребенку нужно, чтобы кто-то был рядом, контролировал  его  поведение,  а, оставшись один,  он  ведет себя  более свободно,  импульсивно.  Затем,  по  мере  развития  внутреннего плана представлений, ребенок начинает руководствоваться осознанными мотивами.

В  дошкольном  возрасте  ребенок  включается  в  новые  системы  отношений, новые виды деятельности. Появляются, соответственно, и новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием. Формируются  мотивы  достижения  успеха,  соревнования,  соперничества.  Развиваются мотивы,  связанные  с  усваивающимися  моральными  нормами,  и  некоторые другие. Особенно значимы, с позиций развития личности дошкольника, мотивы интереса к содержанию деятельности и мотивация достижения.

В  дошкольный  возрастной  период  начинает  складываться  индивидуальная мотивационная система ребенка. Мотивы приобретают относительную  устойчивость. Среди  них  выделяются  доминирующие  мотивы –  преобладающие   в   формирующейся   мотивационной   иерархии.   В среднем и старшем дошкольном возрасте, под влиянием социальной среды у детей формируются т.н. общественные мотивы.

Находясь  в  завершающем  периоде  старшего  дошкольного  возраста, ребенок оказывается на границе  нового возрастного периода. С точки зрения оценки физиологического развития – это время физического роста, когда  дети  быстро  «тянутся»  вверх,  наблюдается  некоторая  дисгармония в нервно-психическом и физическом развитии, которое опережает нервнопсихическое  развитие  ребенка,  что  приводит  к  временному  ослаблению нервной системы. У детей проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.

 

1.3. Основні характеристики вольової  сфери дошкільників

Эмоциональные  процессы  становятся  более  уравновешенными,  сравнительно с ранним возрастом. Для дошкольного  детства характерна устойчивость  эмоционально-чувственной  сферы.  Дошкольному  возрасту  присуща, в общем и в целом, спокойная эмоциональность, заметно отсутствие сильных  аффективных  вспышек  и  конфликтов  по  незначительным  поводам.  Чувства  становятся  более  осознанными,  обобщенными,  разумными, произвольными, внеситуативными. Формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Ребенок  осваивает  социальные  формы  выражения  чувств.  Эмоциональное  развитие  дошкольников  характеризуется  формированием  т.н.  социальных эмоций и качественной перестройкой эмоционально-чувственной сферы. Изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, эмоции постепенно приобретают прогнозирующий, предвосхищающий характер. Эмоции начинают выполнять регулятивную функцию. Развитие эмпатии,  сопереживания и понимания   дошкольником  чувств  и состояний другого человека, – становится важным регулятором его поведения.

Дошкольник начинает усваивать  этические нормы, принятые в обществе.  Он  учится  оценивать  свои  поступки  с  точки  зрения  норм  морали, подчинять свое поведение этим нормам. Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки – других детей или литературных персонажей, не умея оценить свои собственные. Воспринимая, например, сказку, младший дошкольник не осознает причины своего отношения к разным персонажам, глобально  оценивает  их  как  хороших  или  плохих.  Постепенно  эмоциональное отношение и этическая оценка начинают дифференцироваться.

В  дошкольном  возрасте  развивается  и  волевая  сфера.  Наглядно  прослеживается  развитие  волевой  сферы  психики  детей  от  младшего  к  старшему дошкольному возрасту. Общая тенденция в этом процессе сводится к психической организации и содержательному структурированию базовой формы волевой саморегуляции  – волевому навыку самоограничения в поведенческих действиях. В младшем дошкольном возрасте волевая саморегуляция сформирована только на первичном уровне сдерживания ребенком своего  желания  нарушить  незначительное  число  бытовых  запретов-табу (по  типу  –  «не суй пальцы  в розетку»).  В среднем дошкольном  возрасте волевая саморегуляция выходит на  более высокий уровень,  превращаясь в умение ребенка ограничивать себя в достаточно широком перечне запретов  и требований  (как дома,  в быту,  так  и  в  детском  саду  и  в  других  дошкольных учреждениях). В старшем дошкольном возрасте, на основе возросшего  понимания  детьми  необходимости  следования  общепринятым нормам  поведения,  развитие  волевой  саморегуляции  переходит  на  более осознанный  уровень,  у  детей  появляется  сознательное  желание  действовать по принятым в микросоциуме2 и мезосоциуме3 правилам поведения.

Исключительную важность в области  формирования волевой саморегуляции  детей дошкольного возраста имеет  воспитательно-педагогическое воздействие родителей, близких родственников, воспитателей, педагогических работников детских садов и других дошкольных учреждений.

 

2. Особливості становлення потребово- мотиваційної та вольової сфери дошкільників та психологічна готовність дитини до школи

2.1. Дві макрогрупи старших дошкільників

В старшем дошкольном возрасте, с  позиций анализа психологической  готовности к обучению в школе, отчетливо  выделяются две макрогруппы  детей:

    • первая  макрогруппа:  дети,  не  имеющие  внутренних  психологических  предпосылок  готовности  к  школе,  остающиеся  на  уровне  игровой деятельности, с  превалирующей  игровой  мотивацией  (первая  большая группа детей старшего дошкольного возраста);
    • вторая  макрогруппа:  те  дети,  которые  по  внутренним  психологическим  предпосылкам  уже  готовы  стать  школьниками  и  осваивать  учебную деятельность (вторая большая группа детей старшего дошкольного возраста).

Для первой группы детей кризис шести – семи лет становится следствием  необходимости  замены  игровой  деятельности  учебной  деятельностью. При таких условиях, чем больше вызревание предпосылок готовности  к  школе  и  фактическое  начало  обучения  разнесены  во  времени,  тем острее у этих детей кризисная симптоматика.

У второй группы  детей  в  старшем дошкольном возрасте никаких негативных симптомов неготовности к школе не будет, если не форсировать начало обучения. Если же дети второй группы начнут учиться тогда когда они психологически к этому еще не совсем готовы (а в современных условиях всеобщего перехода к обучению с шести лет – это не редкий случай), то  произойдет  насильственный  слом  игровой  деятельности,  что  также внешне выразится в «кризисной» симптоматике. 

Таким образом,  во  время обучения в первом классе,  указанная выше первая макрогруппа детей как раз переживает активную фазу кризиса шести  –  семи  лет,  а  обозначенная  выше  вторая  макрогруппа  детей  приходит в школу как бы «из кризиса» шести – семи лет.

 

2.2. Передумови переходу від старшого дошкільного до молодшого шкільного віку

Внутренние и внешние предпосылки  перехода ребенка на следующий возрастной этап (переход  от старшего  дошкольного  возраста к младшему школьному  возрасту),  психологи  и  педагоги  очень  во  многом  связывают с психологической  готовностью ребенка к школе.

К концу старшего дошкольного возраста складывается целая система психологических  и  социальных  противоречий.  Например,  это  противоречие между возросшими интеллектуальными возможностями ребенка и специфически  «дошкольными»  способами  их удовлетворения.  При этом  интеллектуальная сфера ребенка  уже не  только  в определенной мере готова к систематическому обучению,  но  и  требует его.  Это противоречие распространяется и на сферу личности. Так, в это время ребенок стремится к самоутверждению  в  таких  видах  деятельности, которые уже подлежат  общественной оценке и охватывают сферы жизни, раньше недоступные ребенку.

Ребенок не только полностью готов к принятию новой социальной позиции школьника, но и активно стремится к ней. Важной особенностью психического  развития  старшего  дошкольника  является  обостренная чувствительность  (сензитивность),  во-первых,  к  усвоению  правил  поведения  и,  во-вторых,  к  овладению  целями  и  способами  систематического  обучения.  Можно  сказать,  что  в  старшем  дошкольном  возрасте у ребенка возникает состояние, которое некоторые психологи называют обучаемостью. Сензитивность этого периода особенно проявляется в процессе освоения грамоты.

 

2.3. Взаємозв'язок  психологічної  і  фізичної  готовності до шкільного навчання

Психологическая готовность к школьному  обучению не тождественна физической  (физиологической)  готовности.  Психологическая  готовность включает  в  себя  процессы,  зависимые  от  системы  требований,  которые школа предъявляет к ребенку. Связаны они с изменением социальной позиции  ребенка  в  обществе,  а  также  со  спецификой  учебной  деятельности в младшем  школьном  возрасте.  Физическая  готовность  включает  процессы,  связанные  с  созреванием  детского  организма.  Это  –  увеличение  веса (в месяц  –  в  среднем  на  200  гр.)  и  длины  тела  (в  месяц  –  в  среднем  на 0,5 см.); изменение пропорций тела; формирование моторно-двигательной сферы  и  физической  выносливости;  увеличение  работоспособности  и т.д.

Информация о работе Дослідження мотіваційної та вольової сфери дошкільника