Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 11:49, курсовая работа
целью настоящей работы является исследование уровня сформированности потребносто-мотивационной и волевой сферы дошкольника и их влияние на готовность ребенка к обучению в школе.
Выполнение настоящей работы направлено на решение следующих задач:
выявление особенностей и специфики выраженности основных психических возрастных параметров развития дошкольников;
изучение разносторонних, характерных для психологической нормы, показателей возрастного развития личности дошкольников;
исследование степени выраженности базовых свойств личности дошкольников, осмысление психосоциальной роли их личностных качеств;
ВСТУП
1. ВИЗНАЧЕННЯ ОСОБЛИВОСТЕЙ ТА СПЕЦИФІКИ ПОТРЕБОВО- МОТИВАЦІЙНОЇ ТА ВОЛЬОВОЇ СФЕРИ РОЗВИТКУ ДОШКІЛЬНИКА
1.1. ПОЗНАЧЕННЯ ПОНЯТТЯ «ДОШКІЛЬНИЙ ВІК». БАЗОВІ ПАРАМЕТРИ ДОШКІЛЬНОГО ВІКОВОГО ПЕРІОДУ
1.2. ОСНОВНІ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОТРЕБОВО-МОТИВАЦІЙНОЇ СФЕРИ ДОШКІЛЬНИКІВ
1.3. ОСНОВНІ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОЛЬОВОЇ СФЕРИ ДОШКІЛЬНИКІВ
2. ОСОБЛИВОСТІ СТАНОВЛЕННЯ ПОТРЕБОВО- МОТИВАЦІЙНОЇ ТА ВОЛЬОВОЇ СФЕРИ ДОШКІЛЬНИКІВ ТА ПСИХОЛОГІЧНА ГОТОВНІСТЬ ДИТИНИ ДО ШКОЛИ
2.1. ДВІ МАКРОГРУПИ СТАРШИХ ДОШКІЛЬНИКІВ
2.2. ПЕРЕДУМОВИ ПЕРЕХОДУ ВІД СТАРШОГО ДОШКІЛЬНОГО ДО МОЛОДШОГО ШКІЛЬНОГО ВІКУ
2.3. ВЗАЄМОЗВ'ЯЗОК ПСИХОЛОГІЧНОЇ І ФІЗИЧНОЇ ГОТОВНОСТІ ДО ШКІЛЬНОГО НАВЧАННЯ
2.4. КОМПОНЕНТИ ПСИХОЛОГІЧНОЇ ГОТОВНОСТІ ДІТЕЙ ДО ШКІЛЬНОГО НАВЧАННЯ
2.5. РОЗВИТОК ПОТРЕБОВО
2.6. МОТИВАЦІЙНА ГОТОВНІСТЬ ДО НАВЧАННЯ У ШКОЛІ
2.7. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГІЧНІ РЕКОМЕНДАЦІЇ БАТЬКАМ СТАРШИХ ДОШКІЛЬНИКІВ
ВИСНОВКИ
ЛІТЕРАТУРА
В сюжетно-ролевой игре развивается и потребностно-мотивационная сфера личности ребенка-дошкольника. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели деятельности. Происходят качественные изменения в психике ребенка дошкольного возраста.
Возрастные психические новообразования дошкольного возраста.
Существенно «новообразуется» интеллектуальная сфера. Память дошкольника начинает приобретать черты опосредования, – ребенку становится доступно использование разнообразных знаков для произвольного запоминания.
Центральным новообразованием
дошкольного возраста является
экстенсивное развитие наглядно-образного
мышления. Основу развития наглядно-образного
мышления составляет интенсивное формирование
видов деятельности наглядно-моделирующего
типа и ориентировочно-
Речевое развитие в дошкольном возрасте характеризуется развитием функции планирования и регуляции речевой деятельности в форме «речи для себя», а так же началом формирования контекстной речи, т.е. речи, содержание которой может быть понято из самого речевого контекста, без наглядной опоры на ситуацию. Мера содержательной контекстности речи определяется задачами и средствами общения, а переход к ней зависит от овладения словарным запасом, от овладения грамматикой и от уровня произвольности.
Основные возрастные психические новообразования дошкольного возраста:
У детей дошкольного возраста формируется новая личностная позиция. В области морального и нравственного развития, в дошкольном возрасте происходит формирование Супер-Эго (Сверх-Я), становящегося внутренней этической инстанцией, включающей систему моральных образцов поведения, развивающихся на базе требований к ребенку со стороны взрослых. Ребенок поступательно становится субъектом моральной саморегуляции. Значимым условием этого является усвоение общественных моральных образцов.
В сфере психологического личностного развития важнейшими овообразованиями являются: первичное объединение и иерархизация мотивов; формирование новых мотивов, в том числе мотивации социального признания взрослыми и сверстниками. Например, т.н. «феномен горькой конфеты», детально описанный Алексеем Николаевичем Леонтьевым, свидетельствует о начале общественно обусловленного соподчинения мотивов, о социальном преобразовании сознания и о рождении психосоциального личностного смысла.
Развитие самооценки дошкольников связано с активным становлением браза Я, с выделением различных параметров когнитивной оценки Я и началом дифференциации Я-реального и Я-идеального. Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя. Самооценка психосоциально появляется во второй половине дошкольного возрастного периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки «чужого» поведения. О моральных качествах людей ребенок судит главным образом по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих отношений. Его самооценка, поэтому практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего – оценкой близких взрослых. К концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность. Развивается способность психологически мотивировать самооценку.
Очень важным личностным проявлением, формирующимся в дошкольном возрасте, считается иерархия (соподчинение) мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается.
Именно с этими изменениями в потребностно-мотивационной сфере личности ребенка ученые связывают начало «взрослого» становления его личности (Лидия Ильинична Божович и мн. др.).
Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких. Это становится возможным благодаря формирующимся осознанным мотивам (пусть пока на уровне т.н. игровой мотивации), которые выполняют психологическую роль «ограничителей». Наиболее сильный мотив для дошкольника – поощрение, получение награды, более слабый мотив – наказание (в общении со сверстниками это, в первую очередь, исключение из игры). Самым слабым психологическим мотиватором оказывается прямое запрещение каких-то неоднозначных действий ребенка, не усиленное другими дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые час-то возлагают большие надежды.
Регулировать свое поведение дошкольнику помогает имеющийся в его представлениях образ поведения другого человека (взрослого, другого ребенка). Сначала ребенку нужно, чтобы кто-то был рядом, контролировал его поведение, а, оставшись один, он ведет себя более свободно, импульсивно. Затем, по мере развития внутреннего плана представлений, ребенок начинает руководствоваться осознанными мотивами.
В дошкольном возрасте ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются, соответственно, и новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием. Формируются мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества. Развиваются мотивы, связанные с усваивающимися моральными нормами, и некоторые другие. Особенно значимы, с позиций развития личности дошкольника, мотивы интереса к содержанию деятельности и мотивация достижения.
В дошкольный возрастной период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Мотивы приобретают относительную устойчивость. Среди них выделяются доминирующие мотивы – преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии. В среднем и старшем дошкольном возрасте, под влиянием социальной среды у детей формируются т.н. общественные мотивы.
Находясь в завершающем периоде старшего дошкольного возраста, ребенок оказывается на границе нового возрастного периода. С точки зрения оценки физиологического развития – это время физического роста, когда дети быстро «тянутся» вверх, наблюдается некоторая дисгармония в нервно-психическом и физическом развитии, которое опережает нервнопсихическое развитие ребенка, что приводит к временному ослаблению нервной системы. У детей проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.
Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными, сравнительно с ранним возрастом. Для дошкольного детства характерна устойчивость эмоционально-чувственной сферы. Дошкольному возрасту присуща, в общем и в целом, спокойная эмоциональность, заметно отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными. Формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические.
Ребенок осваивает социальные формы выражения чувств. Эмоциональное развитие дошкольников характеризуется формированием т.н. социальных эмоций и качественной перестройкой эмоционально-чувственной сферы. Изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, эмоции постепенно приобретают прогнозирующий, предвосхищающий характер. Эмоции начинают выполнять регулятивную функцию. Развитие эмпатии, сопереживания и понимания дошкольником чувств и состояний другого человека, – становится важным регулятором его поведения.
Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать свои поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам. Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки – других детей или литературных персонажей, не умея оценить свои собственные. Воспринимая, например, сказку, младший дошкольник не осознает причины своего отношения к разным персонажам, глобально оценивает их как хороших или плохих. Постепенно эмоциональное отношение и этическая оценка начинают дифференцироваться.
В дошкольном возрасте развивается и волевая сфера. Наглядно прослеживается развитие волевой сферы психики детей от младшего к старшему дошкольному возрасту. Общая тенденция в этом процессе сводится к психической организации и содержательному структурированию базовой формы волевой саморегуляции – волевому навыку самоограничения в поведенческих действиях. В младшем дошкольном возрасте волевая саморегуляция сформирована только на первичном уровне сдерживания ребенком своего желания нарушить незначительное число бытовых запретов-табу (по типу – «не суй пальцы в розетку»). В среднем дошкольном возрасте волевая саморегуляция выходит на более высокий уровень, превращаясь в умение ребенка ограничивать себя в достаточно широком перечне запретов и требований (как дома, в быту, так и в детском саду и в других дошкольных учреждениях). В старшем дошкольном возрасте, на основе возросшего понимания детьми необходимости следования общепринятым нормам поведения, развитие волевой саморегуляции переходит на более осознанный уровень, у детей появляется сознательное желание действовать по принятым в микросоциуме2 и мезосоциуме3 правилам поведения.
Исключительную важность в области формирования волевой саморегуляции детей дошкольного возраста имеет воспитательно-педагогическое воздействие родителей, близких родственников, воспитателей, педагогических работников детских садов и других дошкольных учреждений.
В старшем дошкольном возрасте, с
позиций анализа
Для первой группы детей кризис шести – семи лет становится следствием необходимости замены игровой деятельности учебной деятельностью. При таких условиях, чем больше вызревание предпосылок готовности к школе и фактическое начало обучения разнесены во времени, тем острее у этих детей кризисная симптоматика.
У второй группы детей в старшем дошкольном возрасте никаких негативных симптомов неготовности к школе не будет, если не форсировать начало обучения. Если же дети второй группы начнут учиться тогда когда они психологически к этому еще не совсем готовы (а в современных условиях всеобщего перехода к обучению с шести лет – это не редкий случай), то произойдет насильственный слом игровой деятельности, что также внешне выразится в «кризисной» симптоматике.
Таким образом, во время обучения в первом классе, указанная выше первая макрогруппа детей как раз переживает активную фазу кризиса шести – семи лет, а обозначенная выше вторая макрогруппа детей приходит в школу как бы «из кризиса» шести – семи лет.
Внутренние и внешние
К концу старшего дошкольного возраста складывается целая система психологических и социальных противоречий. Например, это противоречие между возросшими интеллектуальными возможностями ребенка и специфически «дошкольными» способами их удовлетворения. При этом интеллектуальная сфера ребенка уже не только в определенной мере готова к систематическому обучению, но и требует его. Это противоречие распространяется и на сферу личности. Так, в это время ребенок стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые уже подлежат общественной оценке и охватывают сферы жизни, раньше недоступные ребенку.
Ребенок не только полностью готов к принятию новой социальной позиции школьника, но и активно стремится к ней. Важной особенностью психического развития старшего дошкольника является обостренная чувствительность (сензитивность), во-первых, к усвоению правил поведения и, во-вторых, к овладению целями и способами систематического обучения. Можно сказать, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает состояние, которое некоторые психологи называют обучаемостью. Сензитивность этого периода особенно проявляется в процессе освоения грамоты.
Психологическая готовность к школьному обучению не тождественна физической (физиологической) готовности. Психологическая готовность включает в себя процессы, зависимые от системы требований, которые школа предъявляет к ребенку. Связаны они с изменением социальной позиции ребенка в обществе, а также со спецификой учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Физическая готовность включает процессы, связанные с созреванием детского организма. Это – увеличение веса (в месяц – в среднем на 200 гр.) и длины тела (в месяц – в среднем на 0,5 см.); изменение пропорций тела; формирование моторно-двигательной сферы и физической выносливости; увеличение работоспособности и т.д.
Информация о работе Дослідження мотіваційної та вольової сфери дошкільника