Динамика самооценки в различных видах телесно-ориентированного тренинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время существует достаточное количество различных видов терапии. На наш взгляд, наиболее интересными, но при этом пока что не так часто используемыми в нашей стране являются арт-терапевтические методики. Это направление в терапии является достаточно молодым, хотя на неосознаваемом уровне люди самостоятельно использовали различные виды арт - терапии, начиная с давних времен.

Содержание

Введение
Глава 1.Теоретические основы изучения динамики самооценки студентов в процессе телесно-ориентированного тренинга.
1.1 Самосознание как психологический феномен
1.2 Самооценка как фактор самосознания
1.3 Общая характеристика танцевально-терапевтических техник
Глава 2. Эмпирическое исследование динамики самооценки в различных видах телесно-ориентированного тренинга.
1.1 Описание и обоснование методов исследования
1.2 Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Крюкова+Ю.+СоВ-4.1.+Динамика+самооценки+в+различных+видах+телесно-ориентированного+тренинга.(1).docx

— 85.50 Кб (Скачать)

Обе выборки  были выровнены по возрасту, времени  посещения тренингов и предыдущему  танцевальному и танцевально-терапевтическому опыту. Также никто из испытуемых прежде не посещал никакие виды тренингов.

Ход исследования.

Цель исследования: изучить динамику самооценки студентов, принимающих участие в различных  видах телесно-ориентированного тренинга

Этапы исследования:

  1. Организационный этап: определение места, времени, выборки, методик и формы проведения исследования. Исследование в городе Москва, среди студентов двух разных групп, принимающих участие в телесно-ориентированном тренинге. Тестирование проводилось в индивидуальной форме с помощью методики Будасси.  В исследовании принимало участие 14 испытуемых, по 7 из каждой группы. Выборка была выровнена по возрасту, предыдущему опыту занятий танцем и общему времени занятий телесно-ориентированной терапией.
  2. Этап сбора эмпирических данных. Тестирование проводилось с использованием специальных бланков, участникам намеренно не сообщалось цель тестирования. По итогам диагностики составлены протоколы исследования для каждой из выборок.
  3. Этап обработки полученных результатов методами математической статистики. Все полученные данные были обработаны с помощью компьютерной статистической программы SPSS, с целью статистически выявить наличие или отсутствие различий.
  4. Заключительный этап. На этом этапе все полученные результаты подверглись количественному и качественному анализу, были сформулированы общие выводы исследования.

Для исследования динамики самооценки испытуемых используется тест-опросник методики Будасси.

Каждому испытуемому был предложен бланк  методики, в виде матрицы из 48 слов, обозначающих различные свойства личности, из которых необходимо было выбрать 20, характеризующих эталонную личность (условно «мой идеал»). Далее испытуемым было предложено проранжировать их по степени привлекательности от 20 – самое привлекательное и так далее до 1-наименее привлекательное. Далее испытуемым было предложено еще раз проранжировать выбранные ими качества, но уже исходя из степени наличия данного качества у них самих, где 20 – наиболее присущее им качество до 1-наименее характерное для них.

2.2 Анализ и  интерпретация полученных результатов:

 

По данной методике были получены следующие результаты по каждой из групп:

- методика  была проведена по каждой из  групп в начале курса тренингов  по телесно-ориентированной терапии, были получены начальные результаты, был диагностирован примерно одинаковый уровень самооценки по каждой из групп испытуемых.

- методика  была проведена повторно по  каждой из групп через три  месяца после начала посещения  тренингов по телесно-ориентированной  терапии и диагностировала повышение уровня самооценки по каждой из групп испытуемых.

- Далее по результатам, полученным по обеим выборкам, было проведено сравнение по t-критерию в программе SPSS.

Independent Samples Test

   

Levene's Test for Equality of Variances

t-test for Equality of Means

       

95% Confidence Interval of the Difference

   

F

Sig.

t

df

Sig. (2-tailed)

Mean Difference

Std. Error Difference

Lower

Upper

res1

Equal variances assumed

1.216

.292

1.214

12

.248

.1946429

.1603333

-.1546933

.5439790

Equal variances not assumed

   

1.214

11.012

.250

.1946429

.1603333

-.1582018

.5474875




Данные по результатам первого замера. Статистически достоверных различий в уровне самооценки у студентов разных групп нет. На рис.1 показаны данные, полученные из программы SPSS по результатам первого замера.

 

Рис. 1

Group Statistics

 

Group

N

Mean

Std. Deviation

Std. Error Mean

res1

1

7

.161400

.2510417

.0948848

2

7

-.033243

.3419435

.1292425




 

 

 

 

 

 

 

 

Далее также в программе SPSS было произведено сравнение данных, полученных через три месяца после начала тренингов по каждой из групп по t-критерию. Статистически достоверных различий нет.

 

Independent Samples Test

   

Levene's Test for Equality of Variances

t-test for Equality of Means

       

95% Confidence Interval of the Difference

   

F

Sig.

t

df

Sig. (2-tailed)

Mean Difference

Std. Error Difference

Lower

Upper

res2

Equal variances assumed

.068

.799

.279

12

.785

.0471286

.1689522

-.3209866

.4152438

Equal variances not assumed

   

.279

11.812

.785

.0471286

.1689522

-.3216378

.4158950




 

Group Statistics

 

Group

N

Mean

Std. Deviation

Std. Error Mean

res2

1

7

.648786

.3354319

.1267813

2

7

.601657

.2954646

.1116751




 

 

 

 

 

 

 

Вывод.

Исходя  из полученных данных, мы можем говорить о том, что статистически значимых различий в изменении уровня самооценки у участников телесно-ориентированных  тренингов, занимающихся по разным программам, не наблюдается. Следовательно наша гипотеза о том, что занятия телесно-ориентированной терапией более эффективно влияют на самооценку занимающихся, если они обладают определенными знаниями и навыками движения, не подтверждается.

 

 

Заключение

Основными составляющими этой работы являются теоретическая часть, которая включает в себя обзор литературы по проблеме исследования и описания его предмета, основные подходы к исследованию данного психологического феномена, а также краткую характеристику основных методов его измерения, и эмпирическая часть, где описывается порядок организации и проведения исследования, также описаны использованные методы в исследовании, процедуры обработки и анализа исходных данных.

Решая первую задачу, мы проанализировали литературные источники, в которых раскрывается понятие самосознания и самооценки и описали несколько теоретических подходов к этому понятию. Также мы раскрыли понятие танцевальной терапии и телесно-ориентированного тренинга, дали описание различных техник и методов танцевальной терапии и телесно-ориентированного тренинга, раскрыли актуальность нашего исследования по данной теме.

Решая вторую задачу, мы провели эмпирическое исследование самооценки участников двух разных групп  танцевальной терапии, занимающихся по двум разным методикам. Для исследования мы применили методику исследования самооценки Будасси, провели замеры по самооценке и получили начальные результаты, потом сделали повторный замер спустя три месяца после начала занятий по каждой из групп. Обработка полученных данных проводилась в программе SPSS.

Данное  исследование показало, что не существует статистически значимых различий в  изменении уровня самооценки у участников различных  тренингов танцевальной терапии. Так как значительное различие двух разных методик танцевальной терапии  заключается в наличии аспекта  обучения танцу, то мы может сделать  вывод, что навык и умение владеть  своим телом не влияет на результативность в повышении уровня самооценки во время тренингов по танцевальной терапии.

Важность  нашего исследования состоит в том, чтобы показать, что уровень самооценки во время занятий танцевальной терапией не зависит от танцевальных навыков  участников тренинга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

1.Андреева Г.М. Социальная психология. Третье издание. – М.: Наука, 2004. 
Баскаков В. Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии. М., 2002. 

2.Бернс Р. Развитие «Я - концепции» и воспитание. – М., 1986. 
3.Джемс В. Психология. – М.: Педагогика, 1991.

4.Курис И. Биоэнергетика йоги и танца. М., 2004. 

5.Мадди С. Теории личности. Сравнительный анализ. – СПб.: Речь, 2002. 
6.Мак-Нили Д. Прикосновение: глубинная психология и телесная терапия. // М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 1999.

7.Марк Непп, Джудит Холл. Мимика, жесты, движения, позы. Невербальное общение. Учебник. / /М-Спб, 2004 
8.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.,2000. 
9.«Общая психология», сборник текстов под общ.ред.В.В.Петухова, выпуск 2, «Субъект Деятельности» 
10.Психология самосознания. Хрестоматия. – С., 2003. 
11.Рождерс К. Теория личности. – К.: PSYLIB, 2005. 
12.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000.

13.Рудестам К. Групповая психотерапия. Прогресс, 2000. 

14.Cборник Танцевально-двигательная терапия, перевод Бирюковой И., Ярославль, 2004. Статьи Старк А.и Хендрикс К.)

15.Фельденкрайз. Сознавание через движение. М., 2004.

16.Фрегер Р., Фэйдимен Д. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. Москва, 1996, 1 том.

17.Л.Хьелл, Д.Зиглер «Теории личности»

18.Gale Encyclopedia of Alternative Medicine, Gale Group, 2001

19. www.girshon.livejournal.com


Информация о работе Динамика самооценки в различных видах телесно-ориентированного тренинга