Динамика самооценки в различных видах телесно-ориентированного тренинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время существует достаточное количество различных видов терапии. На наш взгляд, наиболее интересными, но при этом пока что не так часто используемыми в нашей стране являются арт-терапевтические методики. Это направление в терапии является достаточно молодым, хотя на неосознаваемом уровне люди самостоятельно использовали различные виды арт - терапии, начиная с давних времен.

Содержание

Введение
Глава 1.Теоретические основы изучения динамики самооценки студентов в процессе телесно-ориентированного тренинга.
1.1 Самосознание как психологический феномен
1.2 Самооценка как фактор самосознания
1.3 Общая характеристика танцевально-терапевтических техник
Глава 2. Эмпирическое исследование динамики самооценки в различных видах телесно-ориентированного тренинга.
1.1 Описание и обоснование методов исследования
1.2 Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Крюкова+Ю.+СоВ-4.1.+Динамика+самооценки+в+различных+видах+телесно-ориентированного+тренинга.(1).docx

— 85.50 Кб (Скачать)

Заниженное  самоуважение и коммуникативные  трудности влияют на социальную активность таких людей. Они принимают значительно  меньше участия в общественной жизни, реже занимают выборные должности. При  выборе профессии они избегают специальностей, связанных с необходимостью руководить или подчиняться, а также предполагающих дух соревнования. Даже поставив перед собой определенную цель, они не особенно надеются на успех, считая, что у них нет необходимых данных.

Достаточно  высокий уровень развития саморегулирования  поведения, который объективно выражается в тонкости, дифференцированности и адекватности всех осознанных поведенческих реакций, поступков, вербальных проявлений, соответствует зрелому состоянию развития самосознания в целом: адекватной самооценке, а также ориентации на самооценку, а не на оценку другими. Самооценка - на начальных этапах результат интериоризации оценки себя другими - впоследствии эмансипируется от оценок окружающих и все более приобретает значение внутреннего регулятора поведения.

Относясь  к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. Уже  сложившаяся самооценка есть результат  постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другим, сравнивает себя с ними, предполагает, что и  они не безразличны к его личностным качествам, поступкам, проявлениям, и  все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое  самочувствие. Другими словами, для  каждой личности имеется своя референтная группа. “Референтная группа - реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном, и с нормами, мнением, ценностями (не зависимо от того, насколько они адекватны) которой он считается, идеалы которой являются его идеалами, интересы - его интересами и на оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке.” (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. С.86.)

Самооценка  является "стержнем" саморегуляции на всех этапах ее осуществления, включается в структуру мотивации, определяет направленность саморегулирования, выбор средств и влияет на интерпретацию достигнутого эффекта поведения.

    1. Общая характеристика телесно-ориентированного тренинга

Танцевальная (телесно-ориентированная терапия) – это вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека. (Gale Encyclopedia of Alternative Medicine, Gale Group, 2001)

Танцевальные  терапевты работают с людьми с  разнообразными эмоциональными проблемами, снижением интеллектуальных возможностей и тяжелыми заболеваниями. Сфера  их профессиональной деятельности очень  широкая: они работают в различных  социальных институтах (школах, ВУЗах, больницах, поликлиниках, центрах психологического здоровья, а также спецшколах и  тюрьмах) или же имеют собственную  практику. Применение телесно-ориентированного тренинга возможно как в групповой, так и в индивидуальной терапии. Также в этой области, пока еще  новой и мало изученной, активно  проводятся исследования. Круг проблем, решающийся с применением телесно-ориентированного тренинга очень широк. Наиболее часто встречающиеся проблемы: развитие навыков общения, создание позитивного образа себя, обретение эмоциональной стабильности, психосоматические расстройства. (Александр Гиршон, Танец и Терапия)

 

Теоретические предпосылки  возникновения  телесно-ориентированной терапии

- Биоэнергетика  А. Лоуэн. Лоуэн говорил о том, что телесно-ориентированная психотерапия закладывает фундамент личностного роста; запускает в действие силы внутри личности, которые действуют как на сознательном, так и на бессознательном уровне, чтобы увеличить или расширить все аспекты себя - самосознание, самовыражение, самообладание. Понятие энергии, используемое Лоуэном, впоследствии стало иметь большое значение для телесной терапии. В биоэнергетике тело изучается через его энергетические процессы и описывается как "биоэлектрический океан" химического и электрического энергетического обмена. Для участников группы оптимальное отношение к телу означает развитие спонтанного течения энергии, охватывающего весь организм от кожной периферии до процессов метаболизма. Все, что нарушает течение энергии в любой части тела, воздействует на человеческое чувство удовольствия и целостности.

- Г. Гроддек писал о том, что за проявлениями болезни видны глубоко скрытые шифры бессознательного, имеющие открытый выход в соматику.

- А. Адлер внимательно относился к физическим дефектам и к телесному выражению характера и внёс огромный вклад в эволюцию телесной терапии: «Позы и движения тела всегда указывают, каким образом человек подходит к своей цели. Если человек идёт прямо - это признак смелости, в то время как нерешительный взрослый человек избегает прямых действий, и это проявляется во всех его движениях».

- В. Райх считал, что нужно непосредственно воздействовать на панцирь характера. Панцирем характера он называл хронические физиологические ригидности (зажатости), сдерживающие возбуждение. В. Райхом выделены семь колец мышечного панциря, охватывающего тело: 1) область глаз; 2) рот и челюсть; 3) шея; 4) грудь; 5) диафрагма; 6) живот; 7) таз. С помощью различных упражнений и массажа он систематически воздействовал на каждое кольцо. Он называл это вегетативной терапией, поскольку глубинные слои личности человека связаны с вегетативными функциями, например с дыханием и пищеварением; он отделял эти функции от сенсомоторного поведения, которое легче изменить. При создании своей теории В. Райх описал барьеры, используемые для устранения или сведения до минимума неоконченных эмоциональных переживаний, назвав эти защитные механизмы «броней характера». Под «броней» В. Райх имел в виду хроническое мышечное напряжение, изолирующее человека от неприятных эмоций. Мышечное напряжение связано с различного рода ситуациями и травмами, переживаемыми индивидуумами в процессе их развития. Процесс формирования характера и "брони" является диалектическим единством, в котором непрерывно взаимодействуют тело и психика.

- К.Г. Юнг заметил, что в активном воображении некоторым легче танцевать, выражать движением содержание бессознательного, а не представлять их аудиально или визуально, и это открыло дверь телесной терапии. Поскольку тело способно одновременно проявлять и сознание и бессознательное, оно может стать бесценным инструментом в изучении трансцедентальной функции. К.Г. Юнг считал, что функции ума-тела синхронизированы, а вовсе не случайно совпадают.

- Техника Ф.Матиаса Александера. Основана на глубоких вытягиваниях мускульных фасций (связующая ткань, которая связывает и поддерживает мускулы и скелетную систему), сопровождаемых прямым глубоким воздействием, раскрывающая вредные привычки в держании и движениях тела, которые влияют на умственное, физическое и эмоциональное состояние человека. В основе подхода лежит идея о том, что предпосылкой свободных и естественных движений является естественное вытягивание позвоночника вверх. Автор создал специальные упражнения, которые позволяют освободиться от привычных напряжений.  
В психотерапевтических группах метод Александера используется для преодоления участниками своих дурных привычек; при этом по мере расслабления мышц высвобождаются и одолевающие участников негативные чувства. Руководитель помогает участнику осознать соотношения между разумом и телом, ощутить свою целостность.

- Метод Фельденкрайза, предназначенный для восстановления естественной грации свободы движений. Работа Фельденкрайза направлена на восстановление связей между двигательными участками коры головного мозга и мускулатурой, которые испорчены негативными привычками, напряжениями. Главным фактором в этом процессе автор называет "сознавание" своих движений и тела. Фельденкрайз в своей работе "Сознавание через движение" рассматривает вопросы, связанные с образом "Я" и движением; выделяет 4 компонента образа себя: движение, ощущение, чувствование и мышление. Все компоненты должны присутствовать в каждом движении, и если хотя бы один из элементов действия уменьшается до исчезновения, существование становится под угрозу. Автор говорит о том, что для изменения привычного способа действования требуется много сил, так как велика роль привычки. Многие части тела человек просто не осознает, а соответственно, не может включить их в новое действие, так как оно требует осознания. По Фельденкрайзу, "полный образ себя" - это сознавание всех связок скелетной мускулатуры и всей поверхности тела. Это идеальное состояние и оно редко встречается. Человек действует в соответствии со своим субъективным образом. Только сам человек может понять, что в его внешности - фиктивно, а что - подлинно, однако не каждый может оценить таким образом себя, и здесь может помочь опыт других. По мнению Фельденкрайза, совершенствование движений - лучший способ совершенствования.  
В групповом варианте терапии по Фельденкрайзу подчёркивается необходимость нахождения поз, которые в наибольшей степени соответствуют врождённым физическим особенностям конкретного члена группы, что делает его движения осознанными и координированными

 

Возникновение танцевальной терапии  как самостоятельного направления  терапии

Танцевальная  терапия как область деятельности зародилась около 40-х гг. 20 века. Ее основательницей  принято считать американскую танцовщицу и педагога Мэрион Чейс. На своих занятиях она заметила, что некоторые студенты мало интересовались самой техникой танца, а больше чувствами и эмоциями, которые в нем выражались (одиночество, испуг, страх и т.д.). И тогда Мэрион решила больше сконцентрироваться на этой стороне преподавания: свобода движения в противовес механике танца.

В 50-е  годы в США первые танцоры начали применять танцевальную терапию, для того, чтобы помочь людям лучше чувствовать свое тело, понимать себя. Одной из значительных фигур стала Мэри Уайтхауз. Она разработала процесс, который назвала “Movement-in-depth” (Движение в глубину), который воплощал ее понимание танца, движения и глубинной психологии. Ее подход к танцу позволил создать современную практику, которая называется «аутентичным движением». В этом виде движения, базирующемся на принципах юнгианского анализа, пациенты протанцовывают свое ощущение внутренних образов, что помогает лучше понять движущие силы прошлого и настоящего. В 1966 г. В США была основана Американская Ассоциация Танцевальной Терапии (ADTA) и танцевальная терапия стала признанным и формально организованным движением.

Говоря  еще раз о пользе танцевальной терапии можно сказать, что она  очень полезна для людей, подверженных любому заболеванию: от психического до онкологического; а также для  людей любого возраста: от трудных  подростков до одиноких пожилых людей. Танец является легким (зачастую, одним  из единственных) способов выражения  чувств и эмоций, когда опыт человека насколько травматичен, то он(а) не может говорить об этом. Но танцевальная терапия при этом еще и несет физический посыл: помочь людям с заниженной самооценкой, научить их владеть своим телом, принимать его, радоваться ему и тому, как оно двигается.

Работа  с людьми, страдающими теми или  иными заболеваниями строиться  на принципах соотнесения себя с  болью, страхом смерти и изменения  образа тела. Люди, страдающие заболеваниями и практикующие танцевальную терапию говорят о том, что классы помогают им расслабиться, забыть о боли и эмоциональных проблемах и выразить свои чувства по отношению к запретным темам (таким как страх смерти). (Gale Encyclopedia of Alternative Medicine, Gale Group, 2001)

Вот что  пишет о том, как проходит танцевально-терапевтическая  сессия американский терапевт Барбара  Бутон: «Танцевально-терапевтическая сессия обычно проходит в свободном режиме, это и отличает ее от традиционного психотерапевтического сеанса. Особенно она хорошая для тех, кому тяжело дается долгая и упорная усидчивая работа в психотерапевтическом кабинете. Все, что нужно для участия всессия танцевально-двигательной терапии,  - это двигаться по-своему под ритм музыки.

В тех  ситуациях когда важно установить контакт один-на-один с пациентом, танцевальная терапия может применяться в индивидуальной работе. При терапевтической работе в группе упор больше делается на чувство единения и эмоциональной поддержки, улучшение навыков коммуникации и работе с личными границами».

В настоящее  время в 46 штатах США и в 29 зарубежных странах работает более 1200 танцевальных терапевтов. Как и другие психотерапевты они используют широкий диапазон техник, чтобы помочь своим пациентам. Вот только некоторые из них: фрейдистский подход, юнгианская техника и направление объектных отношений. Но почти всегда танцевальные терапевты не придерживаются какого-то только одного подхода, а используют разные техники.

Российский  танцтерапевт, Александр Гиршон, работающий по методу аутентичного движения пишет о нем следующее: «Техника аутентичного движения исходит из юнгианского метода анализа, где люди работают с повторяющимися образами из снов или фантазий, чтобы постичь их смысл. Терапевт в данном подходе предлагает пациенты «протанцевать» не определенную эмоцию, а двигаться только под воздействием «внутреннего импульса», который необходимо прочувствовать и «поймать». Движение направляется самим пациентом и терапевт является лишь неосуждающим наблюдаталем случающегося танца. Подразумевается, что такие движения, под воздействиями «импульсов», выходят из глубинного уровня сознания клиента. Во фрейдистской технике танцевальный терапевт работает с пациентом, чтобы раскрыть чувства, скрытые глубоко в бессознательном, через выражение, «проживание» этих чувств в танце».

Наряду  с традиционными техниками телесно-ориентированной  терапии, танцевальные терапевты используют и другие психотерапевтические техники: например, психодраму или другие вид арт-терапии. Обсуждение того, что происходило со студентом во время танцевальной сессии также происходит в формате обычного психотерапевтического диалога. Также используются так называемые визуализации («образы фантастического места»), когда студентам предлагается представить, что они находятся в каком-то другом пространстве, как реальном (берег моря, горная вершина и т.д.), так и вымышленном (космический корабль, лунная поверхность и т.п.).

В одной  из телесно-ориентированных техник («Зеркало») терапевт или любой другой участник сессии (если это группа) повторяет  зеркально движения пациента. Это  дает очень сильный эффект: у пациентов (студентов) формируется ощущение безопасности, понимания и принятия его другими, позитивному восприятию окружающего  мира, который является отражением его внутреннего.

Информация о работе Динамика самооценки в различных видах телесно-ориентированного тренинга