Динамика самооценки в различных видах телесно-ориентированного тренинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время существует достаточное количество различных видов терапии. На наш взгляд, наиболее интересными, но при этом пока что не так часто используемыми в нашей стране являются арт-терапевтические методики. Это направление в терапии является достаточно молодым, хотя на неосознаваемом уровне люди самостоятельно использовали различные виды арт - терапии, начиная с давних времен.

Содержание

Введение
Глава 1.Теоретические основы изучения динамики самооценки студентов в процессе телесно-ориентированного тренинга.
1.1 Самосознание как психологический феномен
1.2 Самооценка как фактор самосознания
1.3 Общая характеристика танцевально-терапевтических техник
Глава 2. Эмпирическое исследование динамики самооценки в различных видах телесно-ориентированного тренинга.
1.1 Описание и обоснование методов исследования
1.2 Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Крюкова+Ю.+СоВ-4.1.+Динамика+самооценки+в+различных+видах+телесно-ориентированного+тренинга.(1).docx

— 85.50 Кб (Скачать)

Основная  идея танцевально-ориентированной  терапии состоит в том, что  когда люди танцуют, то они выражают значимые для них чувства. Согласно теоретическим положениям, когда  люди танцуют и проживают те или  иные состояния и эмоции, то им легче  принять их и освободиться от них. Также раскрепощение и освобождение своих эмоций в танце может  помочь людям лучше раскрыть свой внутренний мир окружающим, и начать говорить о тех чувствах и переживаниях, о которых они не могли сказать  раньше. Это раскрепощение помогает снять барьеры между пациентами (клиентами) и всем остальным миром.

Наиболее  эффективно телесно-ориентированные  сессии проходят при открытом желании  участников и их полной включенности в процесс и желании честно участвовать, именно тогда процесс  приносит наибольшую пользу.

Несмотря  на то, что изначально танцевальная терапия признавалась неэффективной  техникой, дающей временное облегчение, в настоящее время ее признали действенным методом и эффективным  инструментом помощи людям в преодолении  психологических проблем. В 1993 г. проводилось исследование пожилых людей с ослабленными когнитивными способностями, в котором было доказано, что танцевальная терапия значительно улучшает их функциональные возможности. У пациентов улучшился баланс, чувство ритма, общее состояние и социальное взаимодействие. (по данным Gale Encyclopedia of Alternative Medicine, Gale Group, 2001)

На конференции  ADTA в 1999 г. танцтерапевт Донна Ньюман-Блюстейн также рассказала о своем успешном использовании техники танцтерапии при работе с людьми с сердечно-сосудистыми заболеваниями. На занятиях по уменьшению стресса методы танцтерапии использовались, чтобы учиться осознаванию тела, расслаблению, самовыражению, творчеству и эмпатии. Согласно Ньюман-Блюстейн, техники танцевальной терапии помогают клиентам в борьбе с чувствами,  провоцирующим стрессы, такими как гнев; также помогают им быть более расслабленными и увеличивают степень осознанности их деятельности, а также просто эмоционально помогают им.

Для того, чтобы преподавать танцевальную терапию, терапевт должен иметь опыт в танце и в других искусствах и получить первоначальное психологическое образование. Профессиональный танцтерапевт должен закончить весь курс. Квалифицированный специалист должен закончить школу, сертифицированную ADTA, или иметь степень магистра танца или психологии и пройти необходимые часы по танцевальной терапии. После окончания обучения терапевт может зарегистрироваться в ADTA, что помогает начать собственную практику. После двух лет работы он может получить дополнительную квалификацию от Академии зарегистрированных танцевальных терапевтов (ADTR). В этом случае он может не только преподавать танцевальную терапию, но и проводить ревизию стажеров.

Александр Гиршон, член ADTA и один из основоположников движения танцтерапевтов в России характеризует танцтерапию так:

«Целительский потенциал танца, его гармонизирующее  воздействие на индивидуальное и  групповое сознание известны с древних времен. Как часть ритуалов танец  являлся одним из мостов между «хаосом» и «космосом», воплощением единства и многообразия отношений между человеком, сообществом и окружающей средой. В 20 веке танец получил новый и очень мощный импульс к развитию. Начиная с Айседоры Дункан многие танцовщики танца модерн (Мэри Вигман, Рут Сен-Дэни, ТэддиШоун, Доррис Хамфри) пришли к новому пониманию танца – они считали главным выражение неповторимой индивидуальности танцовщика, непосредственной эмоциональной жизни человеческой личности. Танцтерапия с одной стороны имеет корни в древних ритуалах и традициях, а с другой является «совместным продуктом» развития в ХХ веке современного танца и психотерапии».

Он выделяет три основных области применения танцевальной терапии:

- танцтерапия больных (клиническая танцевальная терапия) – в данном случае танцевальная терапия используется как вспомогательная, наряду с лекарственной, особенно для пациентов с различного рода нарушениями. Проводиться в поликлиниках, может длиться до нескольких лет. В таком виде она существует с 40-х гг. и до настоящего времени.

- танцтерапия для людей с психологическими проблемами (танцевальная психотерапия) – один из видов терапии, ориентированный на решение конкретных запросов клиента, чаще всего использующий психодинамическую модель сознания (психоанализ) или аналитический подход К.Г.Юнга. Может проходить как в групповой, так и в индивидуальной форме. Также требует достаточно длительного срока для достижения результата.

- танцтерапия для личностного развития и самосовершенствования. Это занятия для людей, которые не страдают от наличия каких-то определенных проблем, но просто хотят чего-то большего от своей жизни. В данном случае танец становиться средством познания себя, своих особенных индивидуальных качеств, способом вывести неосознанные истории своего тела на свет осознания, важностью расширить представление о себе самом, найти новые пути выражения и взаимодействия с другими людьми.

Гиршон также говорит о том, что танец – это еще и взаимодействие, история человеческих взаимоотношений. У нас есть устойчивое представление о себе, своя Я-концепция, и она во многом обуславливает наше отношение к окружающему миру, взаимоотношения с людьми,  предпочтения и т.п. Через танец мы можем:

- более  открыто взглянуть на мир человеческих  взаимоотношений,

- выразить  те чувства, которые мы не  умеем и боимся выражать,

- воплотить  те желания, которые нам страшно  или неловко воплотить,

- найти  взаимопонимание, которого нам  не хватает в обычной жизни

Танцевальная  терапия, таким образом, работает с  тремя областями нашей жизни:

- наше  тело, его возможности и ограничения  (вопрос «Что несет в Мир  мое тело?»)

- наше  представление о самих себе (вопрос  «Кто я?»)

- сфера  межличностных отношений, наше  взаимодействие с окружающим  миром (вопрос «Кто мы и что  мы можем вместе?»)

В танце  находит зеркальное отражение наше сознание. В танце становятся явными качества и внутренние конфликты  личности, ее неповторимость.

 

    1. Особенности построения телесно-ориентированного тренинга

Александр Гиршон выделяет следующие принципы, на которых основана работа в русле телесно-ориентированной терапии:

- Тело человека хранит память обо всех прожитых им событиях, всех ограничениях, которые мешали и возможностях, которые не использовались. У каждого тела есть свой уникальный язык (неосознаваемые микродвижения, особенности строения, походки, поз, «зажимы» в разных частях нашего тела). Чаще всего внимание к посылам, исходящим от тела, не придается особенного значения, хотя именно они являются проявлением человека во внешнем мире и влияют на восприятие личности окружающими людьми. Одна из главных задач танцтерапии – научить человека внимательно слушать свое тело, понимать его неповторимый «язык».

- У каждого человека существует также образ своего Я. «Образ Я» может быть выражен в образе тела. К.Г.Юнг говорил о том, что душа и тело не отделимы, что это «одна и та же жизнь». Все те события, которые «оседают» внутри человека с самого детства воплощаются в его нашем теле. Все ограничения, запреты и страхи также находят выражение и отражение в теле. Однако личность есть процесс и субъект развития, поэтому имеет способность к движению. Многие их ограничений («зажимов») являются не более, чем привычкой, но при этом глубоко «осевшей» в сознании личности и выражающиеся телом, мешая двигаться вперед. Осознанное исследование и раскрытие новых возможностей тела через танец и движение, позволяет придти к новому пониманию «образа Я», собственных возможностей.

- На телесно-ориентированных  сессиях работа ведется с исследованием различных качеств движения. Некоторые из неприятны для осознания, человеку бывает непросто их принять. Так, достаточно часто женщины среднего возраста не принимают грубые «мужские», сильные и резкие движения, мотивируя это тем, что это такая направленность движения им не свойственна. Но в тоже время такие люди дают запрос на недостаток внимания в семье, невозможность прямо выражать свои чувства. В процессе выясняется, что именно ясное, яркое и четкое выражение своих желаний способно повлиять на жизненную ситуацию. «Источник силы находится там, куда страшно и непривычно идти».

- Работа с «хаотичными движениями».  Для современного человека, жителя мегаполиса, заключенного в различные личностные и социальные рамки, часто возникают трудности с этим видом двигательной активности. Хаос пугает, но еще больше пугает страх «отпустить» себя, быть непредсказуемым и спонтанным.

 По классификации Рудольфа Фон Лабана (создателя системы анализа движения) можно выделить основные «темы» работы с телом, категории движения – пространство, время, вес, течения.

Пространство  – мое личное пространство и пространство вообще. («Сколько пространства я позволяю себе занять в жизни других людей? Насколько я ощущаю Свое пространство? Как я вхожу в пространство других людей? Какие зоны мною освоены, а какие нет?

Время –  мое личное время и время вообще. ( «Какой ритм более органичен для меня? При каком ритме я чувствую себя более уверенным, при каком более испуганным? Могу ли я осноить многообразие ритмов?»)

Вес –  мой вес и мой вес относительно пространства. («Насколько я чувствую свой вес? Опору, поддержку, связь с землей, уверенность? Могу я доверить свое тело, свой вес другим людям, пространству, гравитации,»)

Течение – моя внутренняя направленность и мое направление движения в  пространстве. («Насколько направлены мои движения? Насколько я могу держать «цель» - определенный ритм или стиль движения? Как часто и какие части тела выпадают из выбранного мною направления? Как много хаотичности в моем движении?»)

К другим темам, исследуемым в танцевальной терапии также относятся – контакт, доверие, лидер/ведомый, сопротивление, сотрудничество и др.

Движение  дает богатейший набор метафор для  анализа в повседневной жизни, отражает многие ее аспекты. Танец – это  безопасный и творческий способ выражения  и принятия сложных эмоций и чувств, раскрытие новых возможностей и  качеств личности, увлекательное  путешествие по самому себе.

Танцтерапия помогает лучше понять взаимосвязь внутреннего мира человека  и мира, его окружающего, путем самовыражения через движение.

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование самооценки и мотивации  достижения и избегания неудач у  руководителей мужского и женского пола

2.1 Описание организации  и методик исследования

 

Описание методики занятия.

Программа работы в области танцевальной терапии, по которой проходили занятия  с эксперементальной группой, строилась на основе нескольких терапевтических и танцевальных техник, а также телесных практик:

- технике современного танца,

- технике контактной импровизации,

- йоги,

- цигун и др.

В основу технике лег принцип, основанный на предположении, что телесно-ориентированные тренинги более эффективны в случае, когда у участников есть представление о строении собственного тела, принципах его естественного движения.

В таком виде терапевтической работы совмещаются принципы телесно-ориентированного тренинга и танцевально-двигательной терапии.

Данная программа работы с телом  отличается от аналогичных ей по следующим аспектам:

- длительная и продолжительная  работа с дыханием на основе  дыхательных техник (заимствованных  из восточных практик йоги, цигун) в данном методе дыхание выступает как «посредник» между внутренним миром человека и внешним миром, а работа с дыханием направлена на гармоничное взаимодействие между ними;

- принцип работы с двигательными  зажимами, путем исследования тела  «внутренним глазом» во время исполнения определенных упражнений на расслабление из техники современного танца (contemporary dance);

- работа с партнером на основе  техники контактной импровизации, партнер выступает в роли «обобщенного  другого», прорабатываются паттерны  взаимодействия с окружающими людьми;

- тренер  в таком виде тренинга является  носителем определенных знаний  и техник работы с телом,  позволяя участникам самим интерпретировать  собственный двигательный опыт, исходя из внутренних телесных  ощущений;

- физическое  взаимодействие тренера и участников  происходит только в процессе  освоения техники современного  танца, для того, чтобы помочь  прочувствовать необходимые ощущения в теле во время исполнения того или иного упражнения;

- программа  по данному курсе рассчитана  на три месяца и каждый участник может пройти курс повторно, поскольку работа ведется, основываясь на определенных терапевтических принципах и принципах работы с телом. Меняется лишь содержание занятий, но смысл упражнений и заданий остается одинаковым. В данном случае работает принцип «спирали»: работа с одними и теми же «смыслами» несколько раз, но с разным подходом, дает возможность их более глубинного осознания.

Эксперементальная группа состояла из 7 человек: 2 мужчин и 5 женщин. Никто из участников тренинга прежде не имел танцевального опыт и опыта телесно-ориентированной терапии. Каждый из участников пришел с разным запросом от занятий. В процессе занятий по данной программе мы замеряли уровень изменения самооценки у участников тренинга в начале и в конце занятий по программе.

Контрольная группа была собрана из людей, проходящих курс танцевальной терапии в одной из московских танцевальных школ. Курс ведет дипломированный специалист по танцевальной терапии, представитель юнгианского подхода в танцевальной терапии. Из контрольной группы было также выбрано 7 испытуемых: 2 мужчины и 5 женщин. Был произведен замер уровня самооценки у участников тренинга в начале занятий и через три месяца после начала тренингов.

Информация о работе Динамика самооценки в различных видах телесно-ориентированного тренинга