Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 20:21, курсовая работа
В настоящее время существует достаточное количество различных видов терапии. На наш взгляд, наиболее интересными, но при этом пока что не так часто используемыми в нашей стране являются арт-терапевтические методики. Это направление в терапии является достаточно молодым, хотя на неосознаваемом уровне люди самостоятельно использовали различные виды арт - терапии, начиная с давних времен.
Введение
Глава 1.Теоретические основы изучения динамики самооценки студентов в процессе телесно-ориентированного тренинга.
1.1 Самосознание как психологический феномен
1.2 Самооценка как фактор самосознания
1.3 Общая характеристика танцевально-терапевтических техник
Глава 2. Эмпирическое исследование динамики самооценки в различных видах телесно-ориентированного тренинга.
1.1 Описание и обоснование методов исследования
1.2 Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы
Динамика самооценки в различных видах телесно-ориентированного тренинга
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1.Теоретические основы изучения динамики самооценки студентов в процессе телесно-ориентированного тренинга.
1.1 Самосознание как психологический феномен
1.3 Общая характеристика танцевально-терапевтических техник
Глава 2. Эмпирическое исследование динамики самооценки в различных видах телесно-ориентированного тренинга.
Заключение
Список литературы
Введение.
В настоящее время существует достаточное количество различных видов терапии. На наш взгляд, наиболее интересными, но при этом пока что не так часто используемыми в нашей стране являются арт-терапевтические методики. Это направление в терапии является достаточно молодым, хотя на неосознаваемом уровне люди самостоятельно использовали различные виды арт - терапии, начиная с давних времен. Актуальность этой темы состоит в том, что современная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства, как важного средства воспитания гармоничной личности. Понятие «арт - терапии» (художественная терапия, терапия искусством) возникло в контексте идей З. Фрейда и К. Юнга и рассматривалось как один из методов терапевтического воздействия посредством художественного (изобразительного) творчества.
Основываясь на коррекционно-личностном и деятельностном подходах в развитии, арт - терапия преследует одну цель - гармоничное развитие личности, расширение возможностей ее социальной адаптации, посредством искусства и участия в общественной и культурной деятельности. Различные варианты арт - терапии предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют личности подняться на более высокую ступень своего развития. Танцевально-ориентированная терапия или кинезитерапия (танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика - лечебное воздействие движениями) делает объектом воздействия и изучения личности – её собственное тело, которое содержит в себе информацию обо всем, что с ней происходило в течение жизни.
В процессе понимания и осознания тела, приходит более глубинное понимание себя, и более глубинная психологическая работа над собой и принятием своего «Я». Именно поэтому нам стало интересно проследить как занятия танцевальной (телесно-ориентированной) терапией связаны с самооценкой.
В настоящее время существует довольно большое количество различных терапевтических подходов. С одной стороны, такое многообразие подходов научно обосновано, поскольку всегда существует необходимость выбирать тот или иной терапевтический подход, исходя из особенностей запроса клиента. С другой стороны, в таких условиях возрастают требования к самому психотерапевту, поскольку от него требуется знание всех существующих тенденций и направлений развития науки.
Вопросами самооценки занимались многие выдающиеся ученые: Л.С.Выготский, Э.Эриксон, А.В.Петровский, К.Роджерс. Самооценка, как составляющая личности, непостоянна, ей свойственно изменяться в зависимости от ситуации. Формирование самооценки — процесс беспрерывный, который происходит под воздействием внутренних и внешних факторов. Повышение самооценки происходит либо в процессе кропотливой работы личности над собой, либо при помощи специалиста в частном консультировании или в тренинговой группе. Занятие в тренинговой группе, во время которых человек встречается с другими людьми со схожими трудностями, выполняет упражнения, направленные на повышение уровня его самооценки, является одним из самых эффективных способов достижения динамических изменений в самосознании личности.
Наиболее важным критерием для рассмотрения в нашем исследовании мы приняли динамику самооценки в процессе работы на поле телесно-ориентированной терапии, поскольку на наш взгляд, вопросы динамики самооценки в процессе телесно-ориентированного тренинга изучены не достаточно. Актуальность подобного исследования состоит в том, что одним из важнейших факторов самооценки является принятие или непринятие себя (своего тела), в связи с чем мы делаем предположение, что работа с самооценкой в русле телесно-ориентированного тренинга может оказаться, одним из наиболее эффективным методов работы в этом направлении.
Целью нашего исследования является изучение динамики самооценки в процессе занятий телесно-ориентированной терапией.
Объект исследования: динамика самооценки в процессе телесно-ориентированного тренинга,
Предмет исследования: динамика самооценки студентов в процессе телесно-ориентированного тренинга.
Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:
- На основании
анализа теоретической
- Описать
основные техники и методики
телесно-ориентированной
- Провести эмпирическое исследование динамики самооценки студентов в процессе телесно-ориентированного тренинга и на основании полученных результатов сделать выводы об эффективности использования той или иной методики.
Гипотеза этого исследования состоит в предположении о том, что динамика самооценки у студентов, принимающих участие в различных видах телесно-ориентированного тренинга, имея подготовительные знания о своем теле выше, чем у студентов, принимающих участие в различных видах телесно-ориентированного тренинга без предварительной подготовки.
Методы исследования:
- Анализ теоретической литературы по изучаемой проблеме
- Методы эксперементального исследования:
Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси
Исследование проводилось на двух группах студентов, проходящих 2 разных курса телесно-ориентированной терапии (по авторскому методу и по методу аутентичного движения) в г.Москва. Выборка была выровнена по возрасту, количеству мужчин и женщин выбранных для исследования в каждой группе, а также по продолжительности посещения тренингов: всего 14 человек (по 7 из каждой группы).
Глава 1. Динамика самооценки у студентов в процессе телесно-ориентированного тренинга.
Одной из главных особенностей человеческой психики выступает наличие сознания, являющегося в своем отношении вершиной психического отражения. Современная психология определяет сознание как внутреннюю модель внешнего мира. Благодаря этой модели и становится возможным осознанное поведение человека. Оно проявляется в анализе прошлого, отражении сегодняшнего и планировании будущего.
По Л.С.Выготскому: структура сознания — это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных волевых и интеллектуальных процессов. А.Н.Леонтьев выделяет две плоскости самосознания: объективная (Мир) и субъективная (Я), личное переживание.
Невозможно
принять и познать Мир, не вычленив
в нем себя и свое субъективное
“Я” из отраженного мира. С. Л.
Рубинштейн отмечал, что наличие
сознания позволяет нам находить,
выделять и систематизировать
Тема о происхождении, природе и сущности сознания всегда была одной из центральной и дискуссионной для психологии и философии. Существует классическая диалектико-материалистическая конструкция, согласно которой “бытие определяет сознание”. Данная схема одинаково действенна и в обратном направлении: сознание непременно определяет бытие человека. Суть человеческого бытия заключается во взаимодействии и общении индивида с другими людьми.
Самосознание
Изучение свойств самосознания и адекватности самооценок представляется важным в связи с формированием жизненной позиции личности. Образ «Я» как особое психологическое образование было выделено и охарактеризовано Джеймсом в 1892 г. в рамках изучения самосознания. Глобальное, личностное «Я» (Self) он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее (I) и «Я» как объект (Me). Это две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Таким образом, Джеймс впервые подчеркнул различия Я-субъекта и Я-объекта.
Самосознание развивается постепенно, как следствие жизни человека в обществе и взаимодействия его личности с внешним миром. Салливан писал по этому поводу: «Для того, чтобы мы поняли, кто мы такие, мы должны знать реакции на нас других людей».
Для формирования самосознания важно не только общение, но и труд и, в первую очередь, предметные действия ребенка. Ананьев выделяет основные стадии в формировании самосознания именно в связи с развитием предметных действий и общения.
На 1-й стадии ребенок отделяет свои действия от предметов своих действий. Это происходит в конце 1-го года жизни.
На 2-й стадии происходит отделение ребенком себя от своих действий, то есть осознание им того, что выполненные действия есть его действия, он сам является субъектом деятельности.
3-я стадия
связана с формированием
4-я стадия
(3-4 года) характеризует переход от
представления себя к мысли
о себе, формируется понятие о
себе. Появляется самооценка. В этом
возрасте дети не только
Таким образом, развитие самосознания начинается с осознания своего тела, различных его органов и создания образа самого себя. Образ своего физического облика складывается раньше, чем духовного, психологического.
Очень важный
этап на пути самопознания происходит
в подростковом возрасте. Это становление
так называемого «духовного Я»: способностей,
особенностей характера, нравственных
качеств. В жизни обычного подростка
такой поиск начинается с мыслей:
«Кто я?», «Чем я отличаюсь от других?»,
«Каков мой путь, кем я должен
быть?». Часто катализатором для
подобных мыслей является необходимость
профессионального
Леонтьев также подчеркивал, что в подростковом возрасте становление личности напрямую связано с осознанием ею себя самой. Он говорил о том, что проблема сознания личности не сводится к знанию человека о самом себе, самосознание – это еще и осознание себя в системе общественных отношений.
Огромное влияние на формирование самосознания оказывает социальная среда, взаимодействие с другими людьми и, прежде всего, с членами семьи. Столин выделяет в качестве основных феноменов, влияющих на формирование самосознания, следующие:
1) прямое или опосредованное усвоение точки зрения другого на себя;
2) прямое и косвенное внушение ребенку со стороны родителей норм, оценок, стандартов, способов поведения;
3) трансляция ребенку со стороны близких конкретных оценок, стандартов и т. п.;
4) система контроля за ребенком (предоставление самостоятельности или жесткий контроль);
5) система
отношений, складывающихся
6) вовлечение
ребенка в реальные
7) механизм
идентификации, то есть
Один из самых авторитетных исследователей феномена самосознания И. С. Кон дает следующее определение: “Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный “образ “Я”” [Кон И. С. Открытие “Я”.М., 1978].
Информация о работе Динамика самооценки в различных видах телесно-ориентированного тренинга