Динамика самооценки в различных видах телесно-ориентированного тренинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время существует достаточное количество различных видов терапии. На наш взгляд, наиболее интересными, но при этом пока что не так часто используемыми в нашей стране являются арт-терапевтические методики. Это направление в терапии является достаточно молодым, хотя на неосознаваемом уровне люди самостоятельно использовали различные виды арт - терапии, начиная с давних времен.

Содержание

Введение
Глава 1.Теоретические основы изучения динамики самооценки студентов в процессе телесно-ориентированного тренинга.
1.1 Самосознание как психологический феномен
1.2 Самооценка как фактор самосознания
1.3 Общая характеристика танцевально-терапевтических техник
Глава 2. Эмпирическое исследование динамики самооценки в различных видах телесно-ориентированного тренинга.
1.1 Описание и обоснование методов исследования
1.2 Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Крюкова+Ю.+СоВ-4.1.+Динамика+самооценки+в+различных+видах+телесно-ориентированного+тренинга.(1).docx

— 85.50 Кб (Скачать)

Динамика самооценки в различных  видах телесно-ориентированного тренинга

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1.Теоретические основы изучения динамики самооценки студентов в процессе телесно-ориентированного тренинга.

1.1 Самосознание как психологический феномен

    1. Самооценка как фактор самосознания

1.3 Общая характеристика танцевально-терапевтических техник

Глава 2. Эмпирическое исследование динамики самооценки в различных видах телесно-ориентированного тренинга.

    1. Описание и обоснование методов исследования
    2. Анализ результатов исследования

Заключение

Список  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В настоящее время существует достаточное  количество различных видов терапии. На наш взгляд, наиболее интересными, но при этом пока что не так часто используемыми в нашей стране являются арт-терапевтические методики. Это направление в терапии является достаточно молодым,  хотя на неосознаваемом уровне люди самостоятельно использовали различные виды арт - терапии, начиная с давних времен.  Актуальность этой темы состоит в том, что современная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства, как важного средства воспитания гармоничной личности. Понятие «арт - терапии» (художественная терапия, терапия искусством) возникло в контексте идей З. Фрейда и К. Юнга и рассматривалось как один из методов терапевтического воздействия посредством художественного (изобразительного) творчества.

Основываясь на коррекционно-личностном и деятельностном подходах в развитии, арт - терапия преследует одну цель - гармоничное развитие личности, расширение возможностей ее социальной адаптации, посредством искусства и участия в общественной и культурной деятельности. Различные варианты арт - терапии предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют личности подняться на более высокую ступень своего развития. Танцевально-ориентированная терапия или кинезитерапия (танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика - лечебное воздействие движениями) делает объектом воздействия и изучения личности – её собственное тело, которое содержит в себе информацию обо всем, что с ней происходило в течение жизни.

В процессе понимания и осознания тела, приходит более глубинное понимание себя, и более глубинная психологическая работа над собой и принятием своего «Я». Именно поэтому нам стало интересно проследить как занятия танцевальной (телесно-ориентированной) терапией связаны с самооценкой.

В настоящее  время существует довольно большое  количество различных терапевтических  подходов. С одной стороны, такое многообразие подходов научно обосновано, поскольку всегда существует необходимость выбирать тот или иной терапевтический подход, исходя из особенностей запроса клиента. С другой стороны, в таких условиях возрастают требования к самому психотерапевту, поскольку от него требуется знание всех существующих тенденций и направлений развития науки.

Вопросами самооценки занимались многие выдающиеся ученые: Л.С.Выготский, Э.Эриксон, А.В.Петровский, К.Роджерс. Самооценка, как составляющая личности, непостоянна, ей свойственно изменяться в зависимости от ситуации. Формирование самооценки — процесс беспрерывный, который происходит под воздействием внутренних и внешних факторов.  Повышение самооценки происходит либо в процессе кропотливой работы личности над собой, либо при помощи специалиста в частном консультировании или в тренинговой группе.  Занятие в тренинговой группе, во время которых человек встречается с другими людьми со схожими трудностями, выполняет упражнения, направленные на повышение уровня его самооценки, является одним из самых эффективных способов достижения динамических изменений в самосознании личности.

Наиболее  важным критерием для рассмотрения в нашем исследовании мы приняли  динамику самооценки в процессе работы на поле телесно-ориентированной терапии, поскольку на наш взгляд, вопросы динамики самооценки в процессе телесно-ориентированного тренинга изучены не достаточно. Актуальность подобного исследования состоит в том, что одним из важнейших факторов самооценки является принятие или непринятие себя (своего тела), в связи с чем мы делаем предположение, что работа с самооценкой в русле телесно-ориентированного тренинга может оказаться, одним из наиболее эффективным методов работы в этом направлении.

Целью нашего исследования является изучение динамики самооценки в процессе занятий телесно-ориентированной терапией.

Объект  исследования: динамика самооценки в процессе телесно-ориентированного тренинга,

Предмет исследования: динамика самооценки студентов в процессе телесно-ориентированного тренинга.

Цель  исследования конкретизируется в следующих  задачах:

- На основании  анализа теоретической литературы  по проблеме исследования дать  характеристику самооценки и  самосознания как психологического  явления.

- Описать  основные техники и методики  телесно-ориентированной терапии,  существующих на данный момент

- Провести  эмпирическое исследование динамики самооценки студентов в процессе телесно-ориентированного тренинга и на основании полученных результатов сделать выводы об эффективности использования той или иной методики.

Гипотеза  этого исследования состоит в  предположении о том, что динамика самооценки у студентов, принимающих участие в различных видах телесно-ориентированного тренинга, имея подготовительные знания о своем теле выше, чем у студентов, принимающих участие в различных видах телесно-ориентированного тренинга без предварительной подготовки.

Методы  исследования:

- Анализ  теоретической литературы по  изучаемой проблеме

- Методы  эксперементального исследования:

Методика  исследования самооценки личности С.А. Будасси

Исследование  проводилось на двух группах студентов, проходящих 2 разных курса телесно-ориентированной  терапии (по авторскому методу и по методу аутентичного движения) в г.Москва. Выборка была выровнена по возрасту, количеству мужчин и женщин выбранных для исследования в каждой группе, а также по продолжительности посещения тренингов: всего 14 человек (по 7 из каждой группы).

Глава 1. Динамика самооценки у студентов  в процессе телесно-ориентированного тренинга.

    1. Самосознание и самооценка как психологический феномен

 

Одной из главных особенностей человеческой психики выступает наличие сознания, являющегося в своем отношении вершиной психического отражения. Современная психология определяет сознание как внутреннюю модель внешнего мира. Благодаря этой модели и становится возможным осознанное поведение человека. Оно проявляется в анализе прошлого, отражении сегодняшнего и планировании будущего.

По Л.С.Выготскому: структура сознания — это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных волевых и интеллектуальных процессов. А.Н.Леонтьев выделяет две плоскости самосознания: объективная (Мир) и субъективная (Я), личное переживание.

Невозможно  принять и познать Мир, не вычленив в нем себя и свое субъективное “Я” из отраженного мира.  С. Л. Рубинштейн отмечал, что наличие  сознания позволяет нам находить, выделять и систематизировать объективные, устойчивые свойства мира. Без участия  сознания нереально истинное, человеческое познание, хотя одно не исчерпывается  другим.

Тема  о происхождении, природе и сущности сознания всегда была одной из центральной  и дискуссионной для психологии и философии. Существует классическая диалектико-материалистическая конструкция, согласно которой “бытие определяет сознание”. Данная схема одинаково  действенна и в обратном направлении: сознание непременно определяет бытие  человека. Суть человеческого бытия  заключается во взаимодействии и  общении индивида с другими людьми.

 

 

 

 

 

Самосознание

Изучение  свойств самосознания и адекватности самооценок представляется важным в связи с формированием жизненной позиции личности. Образ «Я» как особое психологическое образование было выделено и охарактеризовано Джеймсом в 1892 г. в рамках изучения самосознания. Глобальное, личностное «Я» (Self) он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее (I) и «Я» как объект (Me). Это две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Таким образом, Джеймс впервые подчеркнул различия Я-субъекта и Я-объекта.

Самосознание  развивается постепенно, как следствие  жизни человека в обществе и взаимодействия его личности с внешним миром. Салливан писал по этому поводу: «Для того, чтобы мы поняли, кто мы такие, мы должны знать реакции на нас других людей».

Для формирования самосознания важно не только общение, но и труд и, в первую очередь, предметные действия ребенка. Ананьев выделяет основные стадии в формировании самосознания именно в связи с развитием  предметных действий и общения.

На 1-й  стадии ребенок отделяет свои действия от предметов своих действий. Это  происходит в конце 1-го года жизни.

На 2-й  стадии происходит отделение ребенком себя от своих действий, то есть осознание  им того, что выполненные действия есть его действия, он сам является субъектом деятельности.

3-я стадия  связана с формированием образа  «Я». Это происходит в 2-3 года, когда дети переходят от называния  себя по имени к использованию  в разговорах о себе местоимения  «мой», «моя», «мое», «у меня».

4-я стадия (3-4 года) характеризует переход от  представления себя к мысли  о себе, формируется понятие о  себе. Появляется самооценка. В этом  возрасте дети не только указывают  причины своих действий, но и  дают им оценки. В начале эти  оценки являются простым выражением  оценки других лиц. Несколько позже появляется отражение и оценка своих психических состояний, желаний, хотений, мотивов.

Таким образом, развитие самосознания начинается с  осознания своего тела, различных  его органов и создания образа самого себя. Образ своего физического облика складывается раньше, чем духовного, психологического.

Очень важный этап на пути самопознания происходит в подростковом возрасте. Это становление  так называемого «духовного Я»: способностей, особенностей характера,  нравственных качеств. В жизни обычного подростка  такой поиск начинается с мыслей: «Кто я?», «Чем я отличаюсь от других?», «Каков мой путь, кем я должен быть?». Часто катализатором для  подобных мыслей является необходимость  профессионального самоопределения  старшеклассников для дальнейшей учебы, а впоследствии эти идеи распространяются и на формирующееся подростковое мировоззрение. Именно в этом возрасте обычно впервые начинает формироваться образ «Я – идеального», осознанный личный идеал. Этот процесс связан непосредственно с процессом идентичности. По Эриксону: Идентичность – это самоопределение себя на основе социокультурных норм и ценностей, носителями которых являются другие люди и социальные группы. Идентичность здесь – это итог социализации личности, определение своего места в системе социальных отношений.

Леонтьев  также подчеркивал, что в подростковом возрасте становление личности напрямую связано с осознанием ею себя самой. Он говорил о том, что  проблема сознания личности не сводится к знанию человека о самом себе, самосознание – это еще и осознание себя в системе общественных отношений.

Огромное  влияние на формирование самосознания оказывает социальная среда, взаимодействие с другими людьми и, прежде всего, с членами семьи. Столин выделяет в качестве основных феноменов, влияющих на формирование самосознания, следующие:

1) прямое  или опосредованное усвоение  точки зрения другого на себя;

2) прямое  и косвенное внушение ребенку  со стороны родителей норм, оценок, стандартов, способов поведения;

3) трансляция  ребенку со стороны близких  конкретных оценок, стандартов и  т. п.;

4) система  контроля за ребенком (предоставление самостоятельности или жесткий контроль);

5) система  отношений, складывающихся между  ребенком и родителями (равенство  общающихся, функциональное неравенство,  система трансакций);

6) вовлечение  ребенка в реальные взаимоотношения  в семье (семейная идентичность);

7) механизм  идентификации, то есть уподобление  себя в форме переживаний и  действий другому лицу.

Один  из самых авторитетных исследователей феномена самосознания И. С. Кон дает следующее определение: “Совокупность  психических процессов, посредством  которых индивид осознает себя в  качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления  о самом себе складываются в определенный “образ “Я”” [Кон И. С. Открытие “Я”.М., 1978].

Информация о работе Динамика самооценки в различных видах телесно-ориентированного тренинга