Динамика самооценки в различных видах телесно-ориентированного тренинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время существует достаточное количество различных видов терапии. На наш взгляд, наиболее интересными, но при этом пока что не так часто используемыми в нашей стране являются арт-терапевтические методики. Это направление в терапии является достаточно молодым, хотя на неосознаваемом уровне люди самостоятельно использовали различные виды арт - терапии, начиная с давних времен.

Содержание

Введение
Глава 1.Теоретические основы изучения динамики самооценки студентов в процессе телесно-ориентированного тренинга.
1.1 Самосознание как психологический феномен
1.2 Самооценка как фактор самосознания
1.3 Общая характеристика танцевально-терапевтических техник
Глава 2. Эмпирическое исследование динамики самооценки в различных видах телесно-ориентированного тренинга.
1.1 Описание и обоснование методов исследования
1.2 Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Крюкова+Ю.+СоВ-4.1.+Динамика+самооценки+в+различных+видах+телесно-ориентированного+тренинга.(1).docx

— 85.50 Кб (Скачать)

В качестве синонима к «самосознанию» часто  используют понятие «Я-концепция». Но также принято считать, что Я-Концепция менее нейтральна, включая в себя оценочный аспект самосознания. По Роберту Бернсу: Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе самом, сопряженная с их оценкой.

При изучении Я-концепции традиционно выделяют несколько компонентов:

- "Я-реальное" и "Я-идеальное" (К.Роджерс, З.Фрейд, К.Левин);

- "Я-материальное" и "Я-социальное";

 - "Я настоящее", "Я динамическое", "Я фактическое", "Я вероятное", «Я – идеализированное» (Розенберг);

- образ  тела, «Социальное Я», «Когнитивное  Я» и самооценка (Ш.Самюэль)

- «Я –  физическое» (образ тела), его  значение проиллюстрировал Адлер  эффектом компенсации и сверхкомпенсации органических дефектов;

- «Я –  экзистенциальное» (А.Н.Леонтьев), отражает особенности отношения личности с окружающим миром,

- «Я –  реальное», «Я – зеркальное»,  «Я – идеальное», «Я – конструктивное»  (Р. Бернс), модальности установок  Я – концепции.

Традиционно принято считать, что Я-концепция включает в себя три компонента:

- когнитивный (представление индивида о самом себе)

- оценочный (оценка индивидом своих качеств и характеристик: соотнесение с Я-идеальным, с социальными ожиданиями)

- поведенческий (действия, которые предпринимает личность, исходя из представлений о себе).

Таким образом, Я-концепция представляет собой совокупность представлений человека о самом себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. Я-концепция образует важный компонент самосознания человека, она соучаствует в процессах саморегуляции и самоорганизации личности, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий человека.

Образ “Я”  может переживаться как представление  о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как  “реальное Я”. Но образ “Я” одновременно и “идеальное Я” субъекта, то, каким  он должен был быть, стать, чтобы  соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих.

 

Самооценка  как фактор самосознания

“Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и  места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение  к успехам и неудачам, Тем самым  самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности». (А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. Психология. Словарь. М., Издательство политической литературы. 1990. С.352. .)

Самооценка выполняет функцию регуляции поведения и деятельности, так как в действительности является соотношением потребностей и притязаний человека и его возможностей. Уильям Джеймс уже в 1890 определил суть самооценки формулой: самооценка = успех / притязания. У.Джеймс был первым, кто ввел понятия “самооценка”, “образ самого себя” в структуру личности. В своей теории Джеймс разделил личность на 3 части согласно:

ее составных  элементов, чувств и эмоций, вызываемых этими элементами (самооценка), поступков, вызываемых этими элементами личности (заботы о самом себе и самосохранение).

Составные элементы личности Джеймс подразделил  на три класса: физическая личность, социальная личность и духовная личность. После исследования составных элементов  личности он рассмотрел чувства и  эмоций, вызываемые этими элементами, а именно самооценку. Самооценку, в  свою очередь, он разделил на 2 типа: самодовольство и недовольство собой. (У. Джеймс. Психология. М., Педагогика. 1991. С.86.)

Зигмунд Фрейд представляет человека как ведомое сексуальностью и агрессией существо, чьи подавленные инстинкты вытеснены в подсознание. Реально человек не осознает себя, а также истинной причины и мотивов своих чувств и поступков. Поэтому Фрейд мало говорит о самооценке и в основном связывает ее с функцией суперэго. “Этическое или моральное образование» в структуре личности представляет собой интериоризированную индивидуумом систему социальных норм и стандартов поведения, полученную от родителей посредством поощрения и наказания”. (Л. Хьелл, Д. Зиглер. С.156.)

Бихевиорист Б.Ф.Скиннер природу самооценки видел несколько по-иному. Для него развитие и научение человека происходит через опыт. Развитая им “теория оперантного научения” представляет человеческое развитие как результат взаимодействия индивида с окружающей средой, которое происходит через положительный или отрицательный опыт. Такой опыт либо подкрепляет, либо подавляет последующее повторение поведения. Поэтому основным формирующим фактором самооценки является положительный или негативный опыт. Из него индивид и черпает представления о себе.

Концепция, предложенная Альбертом Бандурой, является развитием бихевиоральных взглядов Скиннера, но в отличие от Скиннера Бандура считал, что научение происходит не только через прямой опыт, но и через наблюдение. Опыт, приобретаемый с помощью наблюдения, он назвал “косвенным подкреплением”. Но главным фактором, по мнению Бандуры, регулирующим человека и движущим его, является самоподкрепление. Этот процесс имеет место всякий раз, когда люди устанавливают для себя планку достижений и поощряют или наказывают себя за ее достижение, превышение или неудачу. В свою очередь, самоподкрепление, или саморегулирование Бандура делит на три процесса: процесс самонаблюдения, самооценки и самоответа. Особую роль здесь играет самооценка. Бандура утверждает, что широкий спектр поведения человека регулируется с помощью реакций самооценки, выражаемых в форме удовлетворенности собой, гордости своими успехами, неудовлетворенности собой и самокритике. Оценка поведения происходит по своим личностным стандартам, причем эти стандарты определяются относительно, т.е. путем сравнения себя с окружающими или с ценностями эталонной группы. Поэтому фактор сравнения играет важнейшую роль в формировании самооценки. Саму самооценку Бандура рассматривает в категориях “самоэффективность”, “самоуважение” и “чувство собственного достоинства”. Действие самооценки Бандура видит через мысленное представление: “Те, кто считают себя неспособными добиться успеха, более склонны к мысленному представлению неудачного сценария и сосредотачиваются на том, что все будет плохо. Уверенность в неспособности добиться успеха ослабляет мотивацию и мешает выстраивать поведение... Те, кто обладает сознанием высокой самоэффективности, мысленно представляют себе удачный сценарий, обеспечивающий позитивные ориентиры для выстраивания поведения, и осознанно репетируют успешные решения потенциальных проблем».

Отечественные психологи, рассматривая самооценку, в  первую очередь подчеркивают важность деятельности человека. Они считают, что самооценка, как и другие личностные образования, формируется в результате деятельности, и через осознания  результатов своей деятельности человек приходит к осознанию  себя как субъекта этой деятельности, к оценке своих возможностей и качеств (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев). Причём, главную роль в формировании личности играет фактор социальной среды, издержки семейного и школьного воспитания, рабочий коллектив и т.д.

Альфред Адлер видел истоки формирования самооценки, а в частности, чувства  неполноценности в детстве, когда  ребенок переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен и нуждается в опеке  родителей. “Этот опыт вызывает у ребенка глубокие переживания неполноценности по сравнению с другими людьми в семейном окружении, более сильными и могущественными. Появление этого раннего ощущения неполноценности обозначает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а также стремление к совершенству и безупречности. ( Теории личности, Л. Хьелл, Д. Зиглер. С.169.)

Адлер утверждал, что стремление к превосходству  является основной мотивационной силой  в жизни человека. Таким образом, согласно Адлеру фактически все, что  делают люди, имеет целью преодоление  ощущения своей неполноценности  и упрочнение чувства превосходства.

Карл  Роджерс рассматривал самооценку через понятия “самости” или “Я- концепции”. Основную роль в формировании “Я-концепции” он отводит оценке индивидуума другими в младенческом и подростковом периоде, т.е., по его мнению, “Я-концепция” формируется в процессе социализации через взаимодействие со значимыми другими (родители, друзья и т.д.). Через призму своей “Я-концепции“ человек видит мир. Роджерс предположил, что “Я-концепция” не контролирует и не регулирует действия человека, скорее она символизирует главную часть сознательного опыта индивидуума, а поведение человека лишь согласуется с ней. Сама “Я-концепция” включает в себя не только наше восприятия того, какие мы есть, но так же и то, какими, как мы полагаем, мы должны быть и хотели бы быть.

Согласно  Гордону Олпорту, самооценка формируется в процессе развития проприума. “Проприум - это все аспекты человека, делающие его уникальной личностью. Он отображает также положительное, созидательное и развивающиеся качества человеческой природы”. (Л.Хьелл, Д. Зиглер. С.326.) Этот процесс состоит из семи стадий. Третьей стадией развития проприума (возраст около 3-х лет) он называет формирование чувства самоуважения, а несколько позже, на пятой стадии (5-6 лет), - образ себя. Предложив семь аспектов развития проприума, Олпорт назвал еще один - познание самого себя. Он считал, что этот аспект стоит над всеми остальными, являясь заключительной стадией развития проприума.

Интересный  взгляд на природу самооценки имел Эрик Фромм. Он утверждал, что поведение человека может быть понятно только в свете влияний культуры, существующих в данный конкретный момент истории. А для нынешнего века характерна невиданная доселе свобода от жестких социальных, политических, экономических и религиозных ограничений, чего не было в прошлые столетия. Свобода, в свою очередь, принесла человечеству чувство одиночества, собственной незначимости и отчужденности. Свои новые проблемы человечество решает по-разному. Один из возможных путей - отказаться от свободы и подавить свою индивидуальность. Фромм выделяет несколько стратегий, используемых людьми с целью бегства от свободы. Первый из них - авторитаризм, определяемый как “тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным “Я”. Второй способ бегства - деструктивность: человек преодолевает чувство неполноценности, унижая и покоряя других. Третий способ - конформизм, т.е. абсолютное подчинение социальным нормам, регулирующим поведение. “Индивидуум прекращает быть самим собой, он превращается в такой тип личности, какого требует модель культуры, и поэтому становится абсолютно похожим на других - таким, каким они хотят его видеть». Обобщая, можно сказать, что для Фромма источник проблем - это социальная среда.

Абрахам Маслоу рассматривает самооценку в свете описанной им иерархии потребностей. В этой иерархии он последовательно расположил человеческие потребности в порядке их очередности:

- Физиологические потребности.

- Потребности безопасности и защиты.

- Потребности принадлежности и любви.

- Потребности самоуважения.

- Потребности самоактуализации (самосовершенствования).

Маслоу указал, что невозможно подняться на уровень последующей потребности, не удовлетворив предыдущую. Из названных потребностей непосредственно связанны с самооценкой две:

- потребности  в принадлежности и любви;

- потребности  самоуважения.

Потребности в самоуважении Маслоу разделил на два основных типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность, достижение независимости и свободы. Уважение другими включает в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, социальный статус, оценка и принятие. Человеку нужно знать, что то, что он делает, признается и оценивается значимыми для него людьми.

Р.Бернс  в своей работе «Развитие Я-концепции и воспитание» определяет Я-концепцию как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженное с их оценкой». Он продолжает: «Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, по Бернсу, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

Бернс говорит  о том, что самооценка – это  аффективная оценка представления о себе, которая может обладать различной интенсивностью, потому что те или иные черты образа Я могут вызывать сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

Бернс выделяет в Я-концепции когнитивную, эмоционально-оценочную и потенциально-поведенческую составляющую, он говорит, что важную роль в формировании самооценки является сопоставление Я-реального и Я-идеального. Позитивную Я-концепцию Бернс характеризует как позитивное отношение к себе: самоуважение, принятие себя, ощущение собственной ценности. Негативная Я-концепция характеризуется неприятием себя, негативом по отношению к себе ощущением своей неполноценности.

Значение  Я-концепции Бернс видел в том, что она играет троякую роль: способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожидания. Он подчеркивает тот факт, что Я-концепция изначально формируется под воздействием различных внешних влияний, особенно контактами со значимыми другими, которые во многом определяют отношение индивида к самому себе.

Что касается самооценки, то Бернс видел пути ее повышения в формуле Джемса: самооценка = успех/ уровень притязаний. Он говорил о том, что для уравновешивания  самооценки необходимо либо увеличивать  числитель, либо уменьшать знаменатель. Но, безусловно, невозможно игнорировать и тот факт, что совокупность других людей о нас на протяжении всей жизни также сказывается на нашем  отношении к себе и, порой, эти  представления становятся такими устойчивыми (особенно если сформированы в детстве), что отказаться от них, и изменить представление о себе, бывает очень  и очень непросто.

При интерпретации  опыта и обозначения совокупности ожиданий заниженная самооценка все  время будет уводить личность не в ту сторону, ведь даже если индивиду с заниженной самооценкой давать положительное подкрепление и хвалить, то он все равно будет интерпретировать это по-своему как жалость или  насмешку.

Выдающийся  советский психолог С.Л.Рубинштейн в своей работе «Самосознание личности и ее жизненный путь» писал: «Самосознание, включая то или иное отношение к себе, тесно связано с самооценкой. Самооценка человека существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки».

Исследователями изучается не только природа самооценки, но и ее проявления. В частности, Морис Розенберг, наблюдая за юношами школьного возраста, показал, что те из них, кто страдает заниженной самооценкой, особенно ранимы и чувствительны ко всему, что как-то затрагивает их самооценку. Они болезненнее реагируют на смех и критику, на неуспех, а так же на то, если у них что-то не получается в работе или они обнаруживают в себе какой-то недостаток. Часто они не способны налаживать близкие отношения с другими, т.к. стесняются себя и бояться открыться перед другими.  Как следствие, для них свойственны застенчивость, склонность к изоляции, уход от действительности и одиночество. Так, 2/3 из опрошенных Розенбергом юношей с заниженной самооценкой страдают от одиночества, а из юношей со здоровой самооценкой - лишь 14%. Их больше беспокоит мнение окружающих. В общении они чувствуют себя неловко, они заранее уверенны, что окружающие о них плохого мнения. (Кон И.С. Психология ранней юности. М., Просвещение. 1989. С.105)

Информация о работе Динамика самооценки в различных видах телесно-ориентированного тренинга