Дифференциальная психология, как психологическая дисциплина

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 19:48, реферат

Описание работы

Дифференциальная психология – это раздел психологии изучающий психологическое различие между индивидами или группами людей объединяющих по какому-либо признаку, а также причины и последствия этих различий. Предметом дифференциальной психологии являются закономерности возникновения и проявлении индивидуально-групповых типологических различий.

Содержание

Предмет, задачи, структура дифференциальной психологии
Место дифференциальной психологии среди других психологических дисциплин
Основные понятия дифференциальной психологии
История дифференциальной психологии
Методы дифференциальной психологии

Работа содержит 1 файл

Д. П. Конспект.doc

— 161.50 Кб (Скачать)
  1. гендерная идентификация
  2. гендерная роль
  3. гендерный стереотип

  Гендерная дифференциация начинается с определения  пола ребенка и фиксации пола в  виде присвоения ребенку имени (мужского или женского). С этого момента  начинается процесс обучения ребенка  гендерной роли в соответствии с  культурными особенностями данного общества.

  Гендерная идентификация – процесс результатом  которого является единство поведения  и самосознания индивида, причисляющего  себя к определенному полу и ориентируещегося на требования соответствующей гендерной  роли.

  Гендерные стереотипы – стандартизированные, упрощенные представления относительно типичных для мужчин и женщин моделей поведения и черт характера, свойственные определенной культуре. У женщин – обслуживающая и исполнительная роль. У мужчин – инструментальная, творческая, управляющая. И также известные стереотипы связаны с семейными и профессиональными ролями мужчин и женщин. 

  Гендерная роль – совокупность прав, обязанностей, норм поведения мужчин и женщин в  определенном обществе в определенное историческое время. Выделяют три типа психологического пола личности, три типа гендерных ролей:

-маскулинный,

-феминный,

-андрогинный. 

     В содержании маскулинной роли входят характеристики активного, доминантного, инструментального поведения (самостоятельность, независимость, напористость, способность руководить, готовность руководить, сила, агрессивность и т.п.). Характеристики феминной роли: зависимость от окружающих, экспрессивные необходимые для установления близких межличностных отношений – это верность, мягкость, нежность, уступчивость, способность к эмпатии. Для андрогинной роли (андрос – мужской, гинес – женский) свойственно сочетание характеристик феминной и маскулинной ролей, а также гибкость перехода от одной к другой роли в зависимости от требований ситуации.

  Андрогиния  – это характеристика целостной личности, интеграция женского эмоционально-экспрессивного стиля и мужского инструментального.

  Психология  последних лет ориентируется  на смешанные модели поло-ролевого поведения. Сандра Беем выделила 8 типов  поло-ролевого поведения по 4 на мужчин и женщин. 

1) маскулинные мужчины (жесткие)

2) маскулинные женщины (сильные, властные)

3) феминные  мужчины (чувственные)

4) феминные  женщины (поддатливые, верные)

5) андрогинные  мужчины (психолог, врач)

6) андрогинные  женщины (гибкие, хитрые)

7) недифференцированные  мужчины (недостаток либидо, жизненных  сил)

8) недифференцированные  женщины (недостаток либидо, жизненных  сил)

    3. Теории - объясняющие различия психики мужчин и женщин

1) Эволюционная теория В.А. Геодакяна. Согласно этой теории дифференциация полов связана с двумя основными составляющими эволюционного процесса – консервативностью, состоящей в стремлении сохранить неизменимы у потомства все родительские признаки и изменчивостью, благодаря которой возникают новые признаки. Концепция Геодакяна трактует дифференциацию полов как экономную форму контакта со средой. От среды идут два вида влияний – деградирующая информация и полезная информация. Что бы лучше сохранится эволюционирующая система должна быть подальше от среды деградирующей и поближе к среде полезной. По этому наиболее оптимальным будет разделение на две сопряженные подсистемы (консервативную, оперативную).

  Консервативную  убрать подальше от среды, что бы сохранить  информацию, а оперативную – приблизить к среде для получения новой информации. Эти две функции выполняет мужской и женский пол. Консервативную – женский, а оперативную – мужской. Узкая норма реакции мужских особей заставляет их подвергаться интенсивному отбору т. е. выживают самые сильные. П. э. мужской пол передает следующему поколению только узкую часть исходного спектра генотипов по максимально соответствующим условиям среды в данный момент. Далее генетическая информация попадает внутрь устойчивого инерционного ядра популяции представленного самками которые определяют широкой нормой реакции и которые дают обратимые фенотипические изменения не изменившиеся условия среды. Следовательно, в каждом поколении популяции, яйцеклетки широкого разнообразия несущие информацию о прошлом богатстве генотипов сливаются со спермиями узкого разнообразия, генотипы которого содержат информацию только о самых подходящих генах для текущих условий среды.

  Грядущее  поколение получает информацию о  прошлом по материнской линии, а  о настоящей по отцовской. Т. е. мужские  особи ответственны за приобретение нового, за прогресс, а женщины за сохранение полученных полезных признаков, за выживание, устойчивость.

  2) Нейроандрогенетическая теория Ли Эллиса, объясняющая различия между мужчинами и женщинами. Он утверждал, что половые различия в поведении связаны с воздействием андрогенов на мозговые структуры. Он выделил 12 поведенческих программ находящихся под андрогенетическим контролем.

  Типично женское поведение характеризуется  отсутствием этих способов поведения:

  1. наступательное эротическое поведение. От мужчины ждут инициативы в то время как женщине проявление эротических инициатив противопоказано.

  2. агрессивное поведение. Мужчинам свойственно инструментальное отношение к миру при котором нужно постоянно, что-то разрушать, что бы создать новое.

  3. пространственная ориентация. Мужчины  лучше чем женщины воспринимают  пространство.

  4. территориальное поведение. Мужчинам  свойственно помечать и проверять  свою территорию, а также сохранять  свои границы.

  5. выносливость к боли (у мужчин ниже болевой порог).

  6. медленное усвоение отрицательных условных рефлексов.

  7. слабое проявление эмоциональных реакций в ответ на угрозу. Мужчины склонны скрывать, а не демонстрировать свои переживания.

  8. настойчивость при  выполнении  заданий бес подкрепления. Мужчины в виду их слабой обучаемости свойственно «наступать на одни и те же грабли» и «ломится в те же ворота».

  9. слабая связь с ближайшими  родственниками.

  10. периферизация – тяга к созданию  групп по интересам. 

  11. поиск приключений и поиск  новых раздражителей.

  12. хищническое поведение (соперничество, опасность)                             

Информация о работе Дифференциальная психология, как психологическая дисциплина